Шерстнева Марина Валерьевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Искать красоту повсюду, где только можно найти её, и дарить её тем, кто рядом с тобой. Для этого и живу на свете.

Профессия: Учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Работа с опорными схемами-конспектами на уроках литературы

Увлечения: Чтение художественной литературы, чтение стихотворений наизусть,походы в лес.

Регион: Республика Башкортостан

Населенный пункт: С.Тирлянский , Белорецкий район

Место работы: МОБУ СОШ с. Тирлянский

Звание, ученая степень: учитель высшей категории

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sherstneva-marina-valerevna
Образование ума не прибавляет.
А.И. Солженицын

 

                   «Всё начинается с детства», - сказал поэт. А детство начинается с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле! Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Конечно, учителя есть совершенно замечательные , просто замечательные, а есть и не столь уж замечательные. Но само призвание воспитания юных поколений – призвание святое!

   Я ни на миг не расстаюсь с памятью о бабушке, не забываю свою любимую учительницу, ведь это едино : моя бабушка – учитель.  Именно от неё я с детства слышала : «Нужно быть влюблённой в своё дело». Вспоминаю бабушку  на работе. Это было в учительской. Бабушка  говорит с ученицей, вероятно, пятиклассницей. Меня глубоко поразило,  с какой серьёзностью разговаривала она с маленькой девочкой. Всем тоном беседы давала она ученице понять, что уважает в ней человека, который несёт полную ответственность за свои поступки. Тогда я подумала: «Вот такой буду и я!»

Запечатлелся в памяти и другой эпизод из детства. Мы беседуем на уроке литературы о Ваньке Жукове, герое чеховского рассказа, отославшем письмо «на деревню дедушке». Учительница говорит нам: «Допустим, это письмо дошло. Что бы дедушка ответил Ваньке?» Я написала ответ от имени дедушки, звала Ваньку назад в деревню и обещала ему, что всё будет хорошо. Сейчас я понимаю , что это было не просто проникновение в гениальный  рассказ, но и урок милосердия, сострадания, доброты. Именно таким и должен быть настоящий педагог.

  Может быть, это звучит несколько необычно, но своё призвание я начала нащупывать ещё в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием

стало чтение художественной литературы , а в старших классах круг моих интересов определился уже довольно чётко: я  знала  точно : буду работать в школе. Однажды учитель мне сказал: «Ведь ты способная! Вот тебе задание  по русскому языку . Уверен – справишься!» Я справилась. Поверила в себя, в учителя. Настолько поверила, что поступила на филологический  факультет педагогического института, окончила его, пошла работать учителем в школу. В настоящее время  я благодарна учителям, маме, бабушке, тётке, всем учителям нашей школы за то, что они поддержали меня при первых моих шагах на пути к педагогической деятельности. Благодаря им я осознала, что учитель – профессия для людей с мужественной совестью. «Не станет ли ребёнок великим учёным , если попадёт в другие руки?» - вопрос, который лишает сна и покоя избравших это поприще.

   Ещё при поступлении в вуз  я  взяла на себя обязательство стать идеалом хотя бы для будущих своих учеников. Для них я должна быть единственной. Считаю, что любой учитель не имеет быть права рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль  исполняется годами и постепенно перестаёт быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя.  Думаю, многие со мной согласятся, что учителем  его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – если он честен – он обязан быть лучшим  человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком.

 Считаю, что настоящий учитель должен запомниться на всю жизнь. Кто же он, настоящий учитель?  На мой взгляд, это тот, кто обладает силой воздействия на своих учеников, умением внушить им не только интерес , но и любовь к своему предмету, и при этом всему классу. Я считаю это основным качеством человека, который выбрал себе почётнейшую профессию – учитель. Часто говорят о педагогическом призвании. Безусловно, без педагогического призвания учить нельзя. Но мне бы хотелось добавить: настоящий педагог должен быть влюблён не только в педагогику, но и в ту науку, с которой он призван знакомить учеников, должен обладать творческим горением.  Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Полагаю, что одних абсолютных знаний для этого мало. Нужно именно гореть!

  К сожалению, не всегда знание предмета и любовь к нему совпадают. А ведь ребята не терпят формалистов, чиновников ( в этом я убедилась)! А формальное отношение к делу , пусть самое добросовестное, вряд ли кого – нибудь может зажечь.  Ни грамоты, ни звания никогда не заменят умения гореть и зажигать. На мой взгляд, это  основная черта русской педагогики.

  Конечно же, нельзя учить детей, не внушая им глубокого уважения, я бы сказала, благоговения к предмету. С этого , по – моему, начинается и старательность ученика, и тишина на уроке. Константин Сергеевич Станиславский говорил, что «театр начинается с вешалки». Школа же начинается с уважения к ней. Я преподаю русский язык и литературу , чувствую, что будущее образование ребят зависит от меня. Я не имею права отпугнуть ни одного ученика от своего предмета, я обязана заинтересовать им, ни один урок не должен быть похож на другой.

 На плечи любого учителя обыкновенно не ложится ответственность  за всю ту отрасль знания , которую он преподаёт. История не перестанет существовать  от скучного урока, и русский язык не погибнет от неточного объяснения. Но ученик, который сидит на этом скучном уроке, может потерять для себя и русский язык , и литературу: не заинтересоваться ими. Да, школьные науки существуют давно, но я обязана каждый раз открывать науку перед каждым новым классом, перед каждым сидящим за партой учеником.

  Наши ученики посещают уроки математики, русского языка, биологии… Нет уроков великодушия, благородства, честности, внимания и уважения к людям. Такие уроки не включишь в школьное  расписание. И все – таки, на мой взгляд, это те дисциплины, которым должен обучать каждый педагог на своём уроке.

  Мне кажется, учитель должен быть в какой – то степени дипломатом. Он должен найти подход  к родителям, «обдумать» каждого ученика, учить ребят вниманию, деликатности, пониманию красоты, прививать уважение к человеку.

Безусловно, дипломатичность не исключает большой искренности. Учитель в какой – то мере актёр: ему положено быть всегда ровным , внимательным, подтянутым. Он не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания.

Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, - какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда  учитель с детьми, он обязан забыть обо всём. Это очень трудно.

   Понятно, что учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, им и остаётся до конца жизни. Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор , но  его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не все хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.  Бывает , что будни захлёстывают меня – план, журнал, отметки, родители, комиссия, мелкие разговоры в учительской… Но я пытаюсь оставить всё это у порога  в класс и вхожу к детям с возвышенно настроенной душой.

       Я слышала много анекдотических, но правдивых историй про  первый урок. О том, как практикант не мог произнести ни слова, о том , как молодой учитель, сам не свой от страха, запустил руку  в аквариум , стоявший на окне, и стал увлечённо ловить золотых рыбок, пока староста не подошёл и не переставил аквариум подальше от нового преподавателя…

  Со временем страх проходит, и довольно быстро. А волнение?  Конечно же, нет. Учитель может преподавать десятки лет, но волноваться будет перед каждым уроком. Вечного движения нет, но вечное волнение – в человеке.

  Сейчас много говорят о  техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но мне кажется, что ещё важнее нравственный облик, манера общения и поведения учителя. Музыкант  в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает – сосредотачивается. Потом он переодевается во фрак. Хирург перед операцией долго моет руки – собирается с силами. У учителя нет и этих спасительных коротких процедур – он должен быть готов к уроку со звонком. Ему, как актёру за кулисами, кричат: «Ваш выход!». Педагогу нельзя даже подгримироваться, так как его зрители – в первом ряду партера. Он выходит в свет двадцати ( иногда и больше) двойных прожекторов детских  глаз, и их лучи пронизывают его насквозь.

   Учитель, по – моему , постояннно живёт в мире сверх – и сверхзадач.  Когда я  объясняю новый материал,  мне, конечно же,  необходимо, чтобы дети поняли правило по русскому языку , запомнили детали художественного произведения, но ещё больше необходимо, чтобы , выучив всё, что положено, мои ученики стали людьми… Думаю, что деление в школе на естественный и гуманитарный циклы весьма условно, ведь все предметы – гуманитарные, гуманизирующие, одухотворяющие…

  Педагог должен учить, одухотворять, вкладывать смысл в каждого ученика, озарять его жизнь светом. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие к общему благу, снисходительность к нарушению законов честности… - вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться». Это Ушинский. Замечательно точный список!  Кто не встречал людей, у котрых совмещены все эти качества разом?  Мне ни за что не понять, как это возможно: одиннадцать лет ходить в школу, общаться с учителями и после этого взять в руки нож, воровать , хулиганить… Да, многие могут обвинить школу, учителей. Действительно, нет ничего легче, чем обвинять педагога в «недоработке», но ведь есть ещё семья, улица, двор…  Я всё понимаю, но задача учителя все – таки состоит в том, чтобы его общение с учеником не прошло бесследно.

  Считаю, что настоящий учитель  должен быть бесконечно влюблённым в свой предмет,  бескорыстным, страстно верящим в добро, со стогими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, бесконечно болеющим за своё дело и не знающим снисходительности к нарушению честности. Сегодня я уверена: таким должен быть человек, навечно вызванный к доске, ведь он отвечает перед детьми, отвечает за детей.  

Прав был Л.Н. Толстой, когда рассуждал о настоящем педагоге: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам.

  Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».     

 

О себе

Здравствуйте, коллеги!  Несколько слов о себе.Родилась я  в самом красивом посёлке Тирлян. Мечтала стать учителем и работать в родной школе.

Мечта сбылась.После окончания МГПИ приехала на свю малую Родину , стала обучать детей русскому языку и литературе с 1998 года. 

Имею первую категорию. Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы. 

Всегда радуюсь успехам своих учеников. 

 

                                                               

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.Н. Толстой "Война и мир", М.Шолохов "Тихий Дон", лирика С.А. Есенина.

Мой взгляд на мир

Ну и пусть будет нелёгким мой путь,

Тянут ко дну боль и грусть

Прежних ошибок груз.

Но мой плот,

Свитый из песен и слов,

Всем моим бедам назло

Вовсе не так уж плох.

                 ("Плот")

Мои достижения

1. Ежегодное участие  моих учеников в городском конкурсе чтецов. За последние четыре года - первые и вторые места.

2. Ученики под моим руководством занимаюют призовые места в городском  конкурсе  творческих работ , посвящённых днюМатери.

3. С 2010 - 2012 год - три золотых медалиста.

4. Публикация эссе в газете "Белорецкий рабочий" - "Кто же он, настоящий учитель?"

5. Мои ученики занимают призовые места в школьных олимпиаддах по русскому языку и литературе.

В 2011 году - третье место в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку.

 

Моё портфолио

 

                «Всё начинается с детства», - сказал поэт. А детство начинается с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле! Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Конечно, учителя есть совершенно замечательные , просто замечательные, а есть и не столь уж замечательные. Но само призвание воспитания юных поколений – призвание святое!

   Я ни на миг не расстаюсь с памятью о бабушке, не забываю свою любимую учительницу, ведь это едино : моя бабушка – учитель.  Именно от неё я с детства слышала : «Нужно быть влюблённой в своё дело». Вспоминаю бабушку  на работе. Это было в учительской. Бабушка  говорит с ученицей, вероятно, пятиклассницей. Меня глубоко поразило,  с какой серьёзностью разговаривала она с маленькой девочкой. Всем тоном беседы давала она ученице понять, что уважает в ней человека, который несёт полную ответственность за свои поступки. Тогда я подумала: «Вот такой буду и я!»

Запечатлелся в памяти и другой эпизод из детства. Мы беседуем на уроке литературы о Ваньке Жукове, герое чеховского рассказа, отославшем письмо «на деревню дедушке». Учительница говорит нам: «Допустим, это письмо дошло. Что бы дедушка ответил Ваньке?» Я написала ответ от имени дедушки, звала Ваньку назад в деревню и обещала ему, что всё будет хорошо. Сейчас я понимаю , что это было не просто проникновение в гениальный  рассказ, но и урок милосердия, сострадания, доброты. Именно таким и должен быть настоящий педагог.

  Может быть, это звучит несколько необычно, но своё призвание я начала нащупывать ещё в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием

стало чтение художественной литературы , а в старших классах круг моих интересов определился уже довольно чётко: я  знала  точно : буду работать в школе. Однажды учитель мне сказал: «Ведь ты способная! Вот тебе задание  по русскому языку . Уверен – справишься!» Я справилась. Поверила в себя, в учителя. Настолько поверила, что поступила на филологический  факультет педагогического института, окончила его, пошла работать учителем в школу. В настоящее время  я благодарна учителям, маме, бабушке, тётке, всем учителям нашей школы за то, что они поддержали меня при первых моих шагах на пути к педагогической деятельности. Благодаря им я осознала, что учитель – профессия для людей с мужественной совестью. «Не станет ли ребёнок великим учёным , если попадёт в другие руки?» - вопрос, который лишает сна и покоя избравших это поприще.

   Ещё при поступлении в вуз  я  взяла на себя обязательство стать идеалом хотя бы для будущих своих учеников. Для них я должна быть единственной. Считаю, что любой учитель не имеет быть права рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль  исполняется годами и постепенно перестаёт быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя.  Думаю, многие со мной согласятся, что учителем  его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – если он честен – он обязан быть лучшим  человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком.

 Считаю, что настоящий учитель должен запомниться на всю жизнь. Кто же он, настоящий учитель?  На мой взгляд, это тот, кто обладает силой воздействия на своих учеников, умением внушить им не только интерес , но и любовь к своему предмету, и при этом всему классу. Я считаю это основным качеством человека, который выбрал себе почётнейшую профессию – учитель. Часто говорят о педагогическом призвании. Безусловно, без педагогического призвания учить нельзя. Но мне бы хотелось добавить: настоящий педагог должен быть влюблён не только в педагогику, но и в ту науку, с которой он призван знакомить учеников, должен обладать творческим горением.  Когда сам педагог горит, только тогда он может зажечь своих учеников. Полагаю, что одних абсолютных знаний для этого мало. Нужно именно гореть!

  К сожалению, не всегда знание предмета и любовь к нему совпадают. А ведь ребята не терпят формалистов, чиновников ( в этом я убедилась)! А формальное отношение к делу , пусть самое добросовестное, вряд ли кого – нибудь может зажечь.  Ни грамоты, ни звания никогда не заменят умения гореть и зажигать. На мой взгляд, это  основная черта русской педагогики.

  Конечно же, нельзя учить детей, не внушая им глубокого уважения, я бы сказала, благоговения к предмету. С этого , по – моему, начинается и старательность ученика, и тишина на уроке. Константин Сергеевич Станиславский говорил, что «театр начинается с вешалки». Школа же начинается с уважения к ней. Я преподаю русский язык и литературу , чувствую, что будущее образование ребят зависит от меня. Я не имею права отпугнуть ни одного ученика от своего предмета, я обязана заинтересовать им, ни один урок не должен быть похож на другой.

 На плечи любого учителя обыкновенно не ложится ответственность  за всю ту отрасль знания , которую он преподаёт. История не перестанет существовать  от скучного урока, и русский язык не погибнет от неточного объяснения. Но ученик, который сидит на этом скучном уроке, может потерять для себя и русский язык , и литературу: не заинтересоваться ими. Да, школьные науки существуют давно, но я обязана каждый раз открывать науку перед каждым новым классом, перед каждым сидящим за партой учеником.

  Наши ученики посещают уроки математики, русского языка, биологии… Нет уроков великодушия, благородства, честности, внимания и уважения к людям. Такие уроки не включишь в школьное  расписание. И все – таки, на мой взгляд, это те дисциплины, которым должен обучать каждый педагог на своём уроке.

  Мне кажется, учитель должен быть в какой – то степени дипломатом. Он должен найти подход  к родителям, «обдумать» каждого ученика, учить ребят вниманию, деликатности, пониманию красоты, прививать уважение к человеку.

Безусловно, дипломатичность не исключает большой искренности. Учитель в какой – то мере актёр: ему положено быть всегда ровным , внимательным, подтянутым. Он не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания.

Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, - какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда  учитель с детьми, он обязан забыть обо всём. Это очень трудно.

   Понятно, что учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, им и остаётся до конца жизни. Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор , но  его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не все хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.  Бывает , что будни захлёстывают меня – план, журнал, отметки, родители, комиссия, мелкие разговоры в учительской… Но я пытаюсь оставить всё это у порога  в класс и вхожу к детям с возвышенно настроенной душой.

       Я слышала много анекдотических, но правдивых историй про  первый урок. О том, как практикант не мог произнести ни слова, о том , как молодой учитель, сам не свой от страха, запустил руку  в аквариум , стоявший на окне, и стал увлечённо ловить золотых рыбок, пока староста не подошёл и не переставил аквариум подальше от нового преподавателя…

  Со временем страх проходит, и довольно быстро. А волнение?  Конечно же, нет. Учитель может преподавать десятки лет, но волноваться будет перед каждым уроком. Вечного движения нет, но вечное волнение – в человеке.

  Сейчас много говорят о  техническом мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но мне кажется, что ещё важнее нравственный облик, манера общения и поведения учителя. Музыкант  в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает – сосредотачивается. Потом он переодевается во фрак. Хирург перед операцией долго моет руки – собирается с силами. У учителя нет и этих спасительных коротких процедур – он должен быть готов к уроку со звонком. Ему, как актёру за кулисами, кричат: «Ваш выход!». Педагогу нельзя даже подгримироваться, так как его зрители – в первом ряду партера. Он выходит в свет двадцати ( иногда и больше) двойных прожекторов детских  глаз, и их лучи пронизывают его насквозь.

   Учитель, по – моему , постояннно живёт в мире сверх – и сверхзадач.  Когда я  объясняю новый материал,  мне, конечно же,  необходимо, чтобы дети поняли правило по русскому языку , запомнили детали художественного произведения, но ещё больше необходимо, чтобы , выучив всё, что положено, мои ученики стали людьми… Думаю, что деление в школе на естественный и гуманитарный циклы весьма условно, ведь все предметы – гуманитарные, гуманизирующие, одухотворяющие…

  Педагог должен учить, одухотворять, вкладывать смысл в каждого ученика, озарять его жизнь светом. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, равнодушие к общему благу, снисходительность к нарушению законов честности… - вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться». Это Ушинский. Замечательно точный список!  Кто не встречал людей, у котрых совмещены все эти качества разом?  Мне ни за что не понять, как это возможно: одиннадцать лет ходить в школу, общаться с учителями и после этого взять в руки нож, воровать , хулиганить… Да, многие могут обвинить школу, учителей. Действительно, нет ничего легче, чем обвинять педагога в «недоработке», но ведь есть ещё семья, улица, двор…  Я всё понимаю, но задача учителя все – таки состоит в том, чтобы его общение с учеником не прошло бесследно.

  Считаю, что настоящий учитель  должен быть бесконечно влюблённым в свой предмет,  бескорыстным, страстно верящим в добро, со стогими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, бесконечно болеющим за своё дело и не знающим снисходительности к нарушению честности. Сегодня я уверена: таким должен быть человек, навечно вызванный к доске, ведь он отвечает перед детьми, отвечает за детей.  

Прав был Л.Н. Толстой, когда рассуждал о настоящем педагоге: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам.

  Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».     

 

Добавить грамоту в портфолио