Русский язык : Морфемика и словообразование
материал на тему

Учебное пособие, в котором собран весь материал по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

                             образовательное учреждение  Иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Русский язык

                                                                                        Учебное пособие

                                                                                                       по УД «Русский язык»

                         Морфемика и словообразование

                                                                                           (ОВЗ)                                            

                   

   

Ангарск, 2015 г.

Рассмотрено и одобрено                                                          Утверждаю:

на заседании  ПЦК                                                                Директор АТСТ

гуманитарного цикла                                                          _______ Леснов В.Н.          

Протокол №       от

«    »_________ 2015 г.

Председатель ПЦК

___________ Н.В.Ефремова

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Понятие о морфеме

    1) типы морфем

    2) тренировочные упражнения

3. Основа слова

4. Тренировочные упражнения

5. Порядок морфемного разбора

6. Тест по теме «Морфемика»

7. Словообразование

    1) способы образования слов

    2) тренировочные упражнения

    3) порядок словообразовательного разбора

    4) тест по теме «Словообразование»

8. Контрольный тест. Тема «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Пояснительная записка

Методическое  пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными образовательными стандартами для обучающихся 1 курса по профессиям

М – маляр строительный и  С - столяр строительный.

   В данном пособии собран и систематизирован дидактический материал для проведения обучающих и проверочных работ по разделу «Морфемика и словообразование». Упражнения разнообразные, дополняющие друг друга, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту, осуществляется единая система работы по орфографии и развитию речи.

    Структура пособия соответствует структуре учебника по русскому языку.

В пособии используются как традиционные виды работ, так и редко используемые в повседневной работе преподавателя.

   В каждом разделе материал располагается таким образом: сначала даются менее сложные работы, затем они усложняются. К каждому тексту, включенному в пособие, предлагаются разнообразные задания по развитию речи, по орфографии, пунктуации. Они даются в определенной системе, регулярно повторяются и постепенно усложняются. В некоторых разделах пособия имеются тексты и задания повышенной трудности, которые могут быть использованы в самостоятельной работе  сильных обучающихся.

    Задания помещаются перед упражнением, если они должны быть выполнены обучающимися до или во время письма. За текстом следуют те задания, которые выполняются после записи и анализа текстового материала упражнений.

     Предлагаемая система работы по орфографии, пунктуации одновременно с закреплением основных умений по развитию речи помогает повысить грамотность и вооружает обучающихся умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.

     После каждого раздела дан тест по  теме для проверки знаний обучающихся.

 В заключении дан контрольный тест по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Понятие о морфеме.

Типы морфем

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав или строение слова.

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Корень, приставка, суффикс, постфикс, окончание – это морфемы. Все они, кроме окончания, составляют основу слова.

Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Может быть равна корню: мяч, тень.


Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое  значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир – мирить – мирный – мировой – перемирие.

Приставка – морфема (значимая часть слов), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: автор – соавтор,  друг – содружество.

Суффикс – морфема (значимая часть слова), которая следует за корнем и служит для образования новых слов и форм слов: учить – учитель; образуют новые формы -  жить, жил.

Окончание – морфема, изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова, связи слов в предложении. Окончание может быть нулевым: дом, стол.

Постфикс – это суффиксы, которые находятся в самом конце слова, после окончания. Это: ся, сь – в возвратных глаголах; то, либо, нибудь – в неопределенных местоимениях.

Интерфикс – часть слова, выполняющая соединительную функцию, находящаяся между корнями сложного слова: само – о – кат, пар – о – воз.

Центральная морфема в слове – корень. Остальные морфемы служебные (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы).

Служебные морфемы называются аффиксами.


Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Подберите к указанным словам однокоренные,  так, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

 Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.


Упражнение 2.

Выделите основу и окончание в следующих словах:

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.


Упражнение 3.

Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.


Упражнение 4.

Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.


Упражнение 5.

Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.

Упражнение 6

Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом; 
в) приставочно-суффиксальным способом; 
г) способом сложения.

 Основа слова

Производной основой  называется основа, образованная от другой при помощисловообразовательных аффиксов: город – город - ок, вод – а – под – вод – н – ый.

Непроизводной основой называется основа, не образованная от другой, состоящая из одного корня: ног – а, дерев – о.

Производящей основой называется основа, от которой образовано новое слово:

нов – изн – а.

Простая основа состоит из одного корня: лес – ник.

Сложная основа состоит из нескольких корней: лес – о – воз

Членимая основа кроме корня включает другие морфемы (приставки, суффиксы, постфиксы): безграничный.

Нечленимая основа равна корню: граница.

Непрерывная основа не прерывается окончанием: улыб – чив – ый.

Прерывистая основа прервана окончанием: улыбающ - ий – ся.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Укажите, производными или непроизводными являются основы слов.

Злой, вода, ходить,  небесный, картина, зеленый, путь, палец, лен, путник, дорожный.

Упражнение 2.

Подберите слова с производящей основой для следующих слов.

Образец: настенный – стен – а.

Песенник, желтоватый, высмотреть, баскетболистка, вареник, подмигивать, беспамятство, переводчик, обвинение, путаный, мечтательница.

Упражнение 3.

Добавьте в каждую группу слова, имеющие сложную основу.

1.Скотовод, оленевод ...

2. Зверолов, рыболов ...

3. Четырехдневный, пятимесячный ...

Упражнение 4.

Слова, имеющие нечленимую основу, выпишите в одну колонку, членимую – в другую.

Блюдо, весело, должник, дождик, гроза, близкий, пишущий, пригорок, чудо, мечтать, идти, бедный, торопливый.

Упражнение 5.

Графически выделите все морфемы в словах. Выпишите слова, имеющие прерывистую основу.

Образец: трудящийся, завистливый

Светящийся, плескаться, какой – то, плестись, что – либо, влюбленный, бросать, сгоряча, семья, учащийся, опоздать.

Упражнение 6.

Определите, какой схеме соответствуют данные слова. Выберите один из предложенных вариантов схем.

1. Нежность                 а) корень – суффикс – суффикс – окончание.

                                      б) корень – суффикс – окончание.

2. Победить                  а) приставка – корень – суффикс – окончание.

                                       б) корень – суффикс – суффикс.

3. Перебежчик              а) приставка – корень – суффикс.

                                       б) приставка – корень - суффикс – окончание.

̚4. медвежий                  а) корень – суффикс – окончание.

                                       б) корень – окончание.

Порядок морфемного разбора

1. Определить, какой частью речи (изменяемой или неизменяемой) является разбираемое

слово.

2. Выделить окончание и основу. Охарактеризовать окончание: нулевое или материально

(буквенно) выраженное; какие грамматические значения слова передает (род, число, падеж

и т.д.).

3. В основе путем подбора родственных слов выделить центральную морфему – корень.

Отметить чередования звуков, если имеются.

4. Выделить приставку, подобрав одноструктурные (имеющие такую же приставку) слова.

5. Выделить суффикс, подобрав одноструктурные слова. Установить, какую функцию он

выполняет – словообразовательную или формообразующую.

6. Охарактеризовать основу: производная – непроизводная, простая – сложная, членимая –

нечленимая, прерывистая – непрерывная).

Образец разбора

Подготовка

1. Это существительное – изменяемая часть речи, следовательно имеет окончание.

2. Чтобы выделить окончание, надо изменить существительное, например по падежам:

подготовк- и, подготовк- е и т. д. В слове подготовка окончание – а. Оно является

материально выраженным, передает значение женского рода, единственного числа,

именительного падежа. Основа подготовк -.

3. Путем подбора родственных слов выделяем в основе корень. Родственные слова:

готовить, готовый, приготовить. Корень слова – готов.

4. Приставка под - . Выполняет словообразовательную функцию. Одноструктурные слова:

поддержка, подбросить, подбежать.

5. Суффикс- к-. Выполняет словообразовательную функцию. Одноструктурные слова:

незнакомка, студентка.

6. Основа подготовк – простая, членимая, непрерывная, производная. В слове подготовк

4 морфемы.

Тест по теме "Морфемика"


1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:


А) подо-жд-а-в, 
Б) не-по-движ-ен-,  
В) с-верк-а-вш-ий,  
Г)  из-мен-ений.

2. Какое слово верно разбито на морфемы? 

 
А) сер-ов-ат-ое,  
Б) на-столь-ный,  
В) вы-воз-ит,  
Г) рассказ-чиц-а.

3. Какое слово состоит из пяти морфем?


А) подготовка, 
Б) превзошли, 
В) стремится, 
Г) утомлен.

4. В каком слове есть суффикс -н-?


А) бессменный, 
Б) лиственный,  
В) увеличен, 
Г) львиный.

5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?


А) перелистывая, 
Б) скудный, 
В) раздробление,  
Г) пересыпавший.

6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?


А) водица,  
Б) напутствовать, 
В) загордиться,  
Г) переоценка.

7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания


А) переулок,   
Б) огородный,    
В) обнова,   
Г) освещение.

8. В каком слове нет суффикса?


А) огурец, 
Б) ребенок,   
В) речка,  
Г) горошек.

9. Отметьте «лишнее» среди родственных.


А)  пахать,  
Б) пахота,  
В)                  пахнуть,   
Г) пахарь.

10.  Какое слово не является родственным остальным?


А) дорожить,  
Б) придорожный,  
В) дорога,   
Г) подорожник.

11.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?


А) издалека, 
Б) насаженный, 
В) прослушавший, 
Г) приготовлю.

12.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?


А) посадка, 
Б) заморгавший,  
В) соловушка,  
Г) складывая

13.  В каком ряду все слова родственные?


А) пригорок, горестный, взгорье;
Б) годный, годовой, наводнение;
В) водный, заводить, наводнение;
Г) гордость, горделивый, загордиться.

14.  Укажите слово с нулевым окончанием.


А) пятого, 
Б) ходить,  
В) лисий,  
Г) зарумянились.

15.  В каком слове правильно выделено окончание?


А) занижены-й, 
Б) обещани-е,  
В) обладае-шь,  
Г) предчувств-ую.

16.  В каком слове нет приставки?


А) примерка, 
Б) прищепка,  
В) принцесса,  
Г) пришелец.

17.  В каком слове верно выделена приставка?


А) подо-рожник,  
Б) подо-зревать,  
В) подо-блачный,  
Г) по-дборщик.

18.  В каком слове неправильно выделен суффикс?


А) сель-ск-ий,  
Б) парашют-ист-к-а,  
В) лепет-ал-и, 
Г) заоблач-н-ый.

19.  Укажите слово, которое состоит из корня, двух суффиксов и окончания.


 А) разбушевались,  
Б) служила,  
В) водительские, 
Г) наступление.

20.  В каком слове неправильно выделен корень?


А)    по-золоч-енный, 
Б) за-дрож-али,  
В) за-жгл-ась,  
Г)                                                                                                                                                          син-еет.

Словообразование

Способы образования слов.

 Морфологические способы (является основными в русском языке):

1. приставочный (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки): болеть - за - болеть, бежать – при – бежать. 
2.
суффиксальный (новое слово образуется с помощью суффиксов): дом – дом – ик, баня – бан – щик.

3. приставочно-суффиксальный (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса): под – локот – ник, за – город - ный

4. безаффиксный  (новое слово образуется без аффикса (служебных морфем – приставки, суффикса, интерфикса): гнилой - гниль, мутный  - муть, хохотать – хохот.

5. словосложение  а) новое слово образуется путем сложения слов: вагон-ресторан;

                                 б) новое слово образуется путем сложения слова и основы: стенгазета;

                                  в) новое слово образуется путем сложения основ слова: паровоз;

                                  г) новое слово образуется путем сложения начальных букв слов: МГУ;

                                  д) новое слово образуется из названий начальных звуков слов,

                                   входящих в словосочетание: ООН, МХАТ, КРУ.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Определите, каким способом образованы данные слова.

Сварщик, преуспевать, гниль, тоскливый, беспокойный, железнодорожник, подставка, черноморский, военрук, заграничный, электростанция.

Упражнение 2.

Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме: приставка – корень – окончание.

Упражнение 3.

Прочитайте текст и выполните задания.


 
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно,  черпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 


 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания; 
 б) слова с нулевым окончанием; 
 в) слова с формально выраженным окончанием. 
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.


 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.


 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.


 4. Сделайте морфемный разбор указанных слов.

 Неморфологические способы:

1. переход слова из одной части речи в другую:  дежурный ученик - дежурный по классу

2. слияние сочетания слов в одно слово: труднодоступный

3. использование одного слова в нескольких значениях: хвост птицы, хвост самолета, хвост очереди.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Выпишите из предложений слова, образованные неморфологическим способом (переход слова из одной части речи в другую).

1. пришлось опять долго сидеть в столовой и пить чай.

2. «А приданого они дадут, должно быть, не мало», - думал Старцев, рассеянно слушая.

3. Перед вечером на площадь прискакало человек двадцать конных.

4. Сарай для военнопленных, как паучье гнездо паутиной, опутан колючей проволокой.

5. Прекрасное настоящее и просыпавшиеся в нем впечатления прошлого сливались вместе; от них в душе было тесно, но хорошо.

6. Перед ужином все, молодые и старые, сели играть в «судьбу».

Упражнение 2

Из приведенных групп родственных слов составьте словообразовательные цепочки. Обозначьте морфемы, с помощью которых образовано слово.

1. Зеленый, озеленение, озеленить, зеленить.

2. Защита, защитить, беззащитный, беззащитно.

3. Моряк, море, по – моряцки, моряцкий.

4. Звучать, звук, отзвучать, отзвук.

Примечание. Словообразовательная цепочка  - это однокоренные слова, последовательно образованные друг от друга.

   . Порядок словообразовательного разбора

1. Установить для данного слова слово с производящей основой.

2. Выделить в разбираемом слове словообразовательные аффиксы.

3. Определить способ образования слова.

4. Привести словообразовательную цепочку.

Образец разбора

Пригорок

1. Для данного слова производящей является основа слова гора.

2. Слово пригорок образовано  от слова гора одновременным присоединением к

производящей основе  приставки  при - и суффикса - ок- .

3. Способ словообразования – морфологический приставочно- суффиксальный.

4. Словообразовательная цепочка: пригорок____ гора. 

                               

Тест по теме «Словообразование»

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?


А) приехать, 
Б) читатель,    
В) неизбежный,    
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?


А) восход  
Б) заповедник   
В) выполнение      
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?


А) по-хорошему,    
Б) новизна,  
В) охотник,   
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?


А) прочитать, 
Б) преодолеть, 
В) походка, 
Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом? 

 
А) сторожка,  
Б) нерешительный,  
В) по-зимнему,  
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?


А) купленный,  
Б) где-нибудь,  
В) доверху,  
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?  


А) синь, 
Б) управляемый, 
В) распланировать, 
Г) семилетка.

8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?  
 


А) кожаный,  
Б) отлет,  
В) водолаз,  
Г) напольный.

9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
 

 
А) синеть, 
Б) наладчик,  
В) лесоруб,  
Г) подъезд.


10.  Какое слово образовано способом сложения?


А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный

11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?


А) пересчитать – приставочный,  
Б) разбег – бессуффиксный,  
В) лесоруб – бессуффиксный,  
Г) зевота – суффиксальный.

12.  В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?


А) усиленно – приставочный,  
Б) пробежать – приставочный,  
В) выход – бессуффиксный,  
Г) горение – суффиксальный.

13. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ  

 
А) приставочный, 
Б) суффиксальный,   
В) бессуффиксный,   

14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД


А) приставочный,    
Б) бессуффиксный,   
В) суффиксальный,   
Г) переход

15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?


А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

Контрольный тест

Морфемика. Словообразование. Орфография.

А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) передовой
2) по-французски
3) пригородный
4) полено

А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?

1) приставочно-суффиксальный
2) приставочный
3) сложение
4) суффиксальный

A3. В каком ряду записаны однокоренные слова?

1) рукавица, подручный
2) рожица, рожки
3) водянистый, подводить
4) молоко, молодой

А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) абон..мент, выб..рать, уед..нение
2) ув..дающая пр..рода, ч..cтолюбивый
3) по..cтеречь, птицево..ческий, зо..чество
4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь

А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?

1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый
2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка
3) прелес.ный, расчитывать, искусный
4) агентство, словесный, ровесник

А6. В каком слове есть приставка РОС-?

1) россиянин
2) роскошество
3) росистый
4) роспуск

А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..
2) рассказ о Юри.., держись на расстояни..
3) деревья в ине.., в течени.. суток
4) письмо из Дани.., на знамен..

А8. Изданного фрагмента стихотворения А.А. Блока вы пишите слова, образованные суффиксальным способом.

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

А9. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание А8) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.

Литература

 1. Цыбулько И.П. и др. Русский язык и ЕГЭ, М: Издательство «Просвещение»

 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык, учебник – 9-е изд., М: Издательство «Просвещение», 2003.-347 с.

 3.  Любичева Е.В.  Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.:Эксмо, 2007. -      

   336 с.

 4. Розенталь Д.Э.  Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.  – 384 с.

 5. Ивченков П.Ф. Контрольно- тренировочные работы на уроках русского языка, учебное       пособие – 4-ое изд., Издательство «Просвещение», 2006. – 190 с.

                                                                                            

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Морфемика"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"(Сказочная контрольная работа)...

ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".

          Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось б...

5 класс..Русский язык. Морфемика. Проверочные работы..

Здесь материал по всему разделу:  8 проверочных работ, материал  для  развития логики и мышления,  проверочная работа по всей теме,контрольный тест по всей теме....

Интегрированный урок по русскому языку "Морфемика и словообразование"

Интегрированный урок по русскому языку предназначен для проведения в 10 классе с ипользованием логико-смысловых моделей....

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 6 класс

Объяснение любой темы по русскому языку в современой школе облегчается возможностью выведения наглядного материала на экране....

Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)

Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...