Урок русского языка в 6 классе по теме: «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок построен по базовой модели трех фаз технологии РКМЧП.
3 этапа урока соответствуют следующим фазам:
- 1 фаза – мотивационная или фаза вызова.
- 2 фаза – реализация смысла (работа с новой информацией)
- 3 фаза – рефлексия
На уроке использовались следующие приёмы технологии:
- Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
- «Тонкие» и «толстые» вопросы
- Составление опорных схем-памяток
- Синквейн
Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.
Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ
Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные
Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheupotr._leksika_.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вениаминова О.П., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 9 им. А.С.Пушкина.
Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
Имя урока: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей»(М.Горький)
Тип урока: получение новых знаний
Цели урока :
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно
3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку
Технологии.
Урок построен по базовой модели трех фаз технологии РКМЧП.
3 этапа урока соответствуют следующим фазам:
- 1 фаза – мотивационная или фаза вызова.
- 2 фаза – реализация смысла (работа с новой информацией)
- 3 фаза – рефлексия
На уроке использовались следующие приёмы технологии:
- Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
- «Тонкие» и «толстые» вопросы
- Составление опорных схем-памяток
- Синквейн
Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.
Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ
Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные
Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).
Технологическая карта урока
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |
Организационный момент | 1 мин. |
Фаза вызова (мотивационная) | Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. |
Цель | Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации |
Длительность этапа | 8 мин. |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, парная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организация диалога |
Основные виды деятельности преподавателя | Беседа с классом. Учитель формулирует задание, не участвуя в самом процессе припоминания информации |
Промежуточный контроль | Ответы на проблемные вопросы |
Фаза реализации смысла (работа с новой информацией) | Практическая часть |
Цель | Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания |
Длительность этапа | 20 мин. |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, вариативная, индивидуальная Игровые моменты |
Функции преподавателя на данном этапе | Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности |
Основные виды деятельности преподавателя | Диалог с классом, организация проблемно-поисковой деятельности |
Промежуточный контроль | Ответы на проблемные вопросы, решение учебно-познавательных задач |
Физкультминутка | 2 мин. |
Рефлексия | Актуализация знаний |
Цель | Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. |
Длительность этапа | 10 мин. |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Функции преподавателя на данном этапе | Организация диалога |
Основные виды деятельности преподавателя | Обучение делать выводы с помощью синквейна, обучение составлению опорных схем-памяток |
Промежуточный контроль | Ответы на проблемные вопросы |
«Мостик» интереса к следующему уроку. Домашнее задание, оценка деятельности | 4 мин. |
Конспект урока «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.(М.Горький)
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Всем говорю я: Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем ВЫ и Я.
Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы всем нам сегодня было интересно и увлекательно идти по дороге Знаний.
Садитесь, пожалуйста. Запишем число урока.
Фаза вызова (мотивационная)
Учитель: Я приглашаю вас сегодня в мир Слова. Что вы знаете об этом мире? Какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка? Чтобы ответить на этот вопрос, решим орфографическую задачу.
Слайд. Орфографическая задача: вставьте буквы-орфограммы, объясните правила их написания. При правильном решении задачи мы ответим на вопрос, какой раздел науки о языке изучает слово как основную единицу нашего языка.
Л
Выб? ру
Во?зал
Ко?ьба
Расст?лаю
к
Р?сточек
л
Крыж?вник
Мя?кий
Ц?фра
я
Ответ: Лексикология
Работа с таблицей ЗХУ. На доске буквы З(наю), Х(очу узнать), У(знал). Под ними записывается рабочий материал в течение всего урока. Также такие записи делают обучающиеся в своих рабочих тетрадях, а опорную памятку-схему или синквейн графы У(знал) записывают в особых тетрадях-памятках. Данные тетради мы ведём с учащимися, начиная с 5-го класса. Это тетрадь с опорными схемами-памятками по уроку , которые составляются обучающимися на уроках в первое время с помощью учителя, а в дальнейшем самостоятельно.
Учитель: Какие же понятия вам уже знакомы из раздела Лексикология?
Посмотрите в свои тетради-памятки, вспомните их.
(Работа в парах с тетрадями-памятками.)
Заполнение графы Я знаю
Знаю |
Синонимы, антонимы омонимы, лексика |
Учитель: Цель нашего урока – узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи. О словах всем известных, понятных и о словах ограниченного употребления.
А какие слова всем понятны? А как будут называться слова, которые не все понимают и употребляют?
Возможные ответы учащихся: Те слова, которые все употребляют, общепонятны. Это общеупотребительные слова. А слова, которые не все употребляют и понимают – необщеупотребительные.
Учитель: Вы определили тему нашего урока, запишем её.
Слайд. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова
Учитель: Что же это за слова? Ваши предположения?
Что мы хотим о них узнать?
(Работа в парах. Обучающиеся формулируют и записывают вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, то есть самостоятельно ставят перед собой цели, которые будут решать на фазе реализации смысла.)
Заполнение графы Хочу узнать.
Хочу узнать |
Что такое общеупотребительное слово Почему слова называются необщеупотребительными Кто и Где употребляет Необщеупотребительные слова |
Учитель: Где можно узнать об этом, найти ответы на поставленные нами вопросы?
Возможные ответы учащихся: В учебнике, в словарях.
Фаза реализации смысла (работа с новой информацией)
Работа с текстом учебника. Чтение вслух.
Учитель: Что же вы узнали, работая с информацией учебника? Ответим на первые два вопроса, которые мы себе задали.
А кто же и где употребляет Необщеупотребительные слова? Ответ найдем после самостоятельной работы.
Практическая часть( работа всего класса по вариантам и индивидуально у доски)
Слайд. Задания
1вариант. Разгадать кроссворд.
Кроссворд
1.Осадки в виде небольших ледяных шариков - град
2.Шестой месяц календарного года - июнь
3. Учебное заведение - школа
4. Антоним к слову тяжелый - легкий
5. Популярный горячий напиток, но не чай - кофе
6. Ледяная площадка для катания на коньках – каток
7. Летательный аппарат – самолет
8. Личное название человека – имя
9. Синоним к слову холод - мороз
10. Черточка, обозначающая вычитание – минус
11. Слово «шофер» во мн.ч. - шофёры
2 вариант. Выписать из текста необщеупотребительные слова.
Текст
Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах.
Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.
Информация для учителя
ШАХТА [shaft; mine] — вытянутая вверх раб. часть металлургич. шахт, печи, ...
КОЛОШНИК [top] - 1. Верх, часть шахтной печи (напр., доменной), куда загружают
рудные материалы, топливо.
РАСПАР [bosh parallel] — сред, (самого большого диам.) цилиндрич. часть раб. простр. домен, печи
ГОРН [hearth] -. Ниж. цилиндрич. (редко прямоугольная) часть раб. пр-ва шахтной плавильной печи, где происходит горение топлива и скапливается жидкий металл;
ШИХТА [burden; charge] — смесь материалов, загруж. в металлургии, печь
Домна - ДО'МНА, ы, р. мн. домен, ж. (тех). Большая металлургическая, вертикально расположенная печь для выплавки чугуна из руды; то же, что доменная печь.
3 вариант. Выписать из предложений необщеупотребительные слова и соответствующие им общеупотребительные из слов для справок:
- Надел тут Федюня пимишки…
- Глядит - пустоплесье какое-то, а кругом лес густой.
- Садись-ко лучше за стол. Испеклась у меня чирла-то.
- На голбчике у печки девчоночка сидит.
( Из уральских сказов П. Бажова. )
Слова для справок: открытое место среди леса, валенки, пристройка-лежанка у печи, яичница-глазунья
Информация для учителя
Добавление частицы «то» к окончаниям существительных и прилагательных – особенность уральских говоров, так называемое уральское «токанье».
Работа с классом после выполнения заданий
Задания первого варианта
Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский?
Люди какой профессии используют данные слова?
Догадайтесь, как же называются слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? Слова необщеупотребительные, ограниченной сферы употребления?
Вывод: Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными)
Слайд. Профессионализмы.
Дополнительная информация: Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где profession < лат. professio, суф. производного от profitēri «говорить публично». Профессия буквально — «(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».
Учитель. О пометах в словарях. Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец.,что означает специальное.
Задания третьего варианта.
Учитель: Почему пришлось переводить с русского на русский? Все эти слова знают? А в какой местности, городской или сельской, они употребляются ?
Чтобы узнать, как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные, посмотрим, как разгадан кроссворд. Если все слова были определены правильно, в середине кроссворда будет наш ответ.
Задания первого варианта
Слайд. Кроссворд
Учитель: Какие слова из кроссворда были общеупотребительными, а какие необщеупотребительными?
Прочитаем, какое слово получилось у нас в середине кроссворда
Ответ: Диалектизмы
Учитель: Как же называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности, т.е. слова ограниченные в сфере употребления, необщеупотребительные?
Вывод: Диалектизмы, диалектные слова – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Слайд. Диалект
Дополнительная информация: Из истории слов
Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.
Учитель. О пометах в словарях. Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
Учитель: Кто же и где может употреблять Необщеупотребительные слова?
Физкультминутка
Рефлексия.
Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.
Слайд. Закончите предложения
Сегодня я узнал, что…
Теперь я знаю, как…
Заполните графу «Я узнал» опорной схемой по теме урока или составьте Синквейн на тему: «Слова». При составлении синквейна прочитайте эпиграф к уроку, он должен помочь вам.
Работа учащихся в паре или индивидуально, запись в тетрадь-памятку.
Возможные варианты
Узнал |
Слова Общеупотребительные и Необщеупотребительные: профессионализмы диалектизмы |
Синквейн
- Слова
- Общеупотребительные, необщеупотребительные
- Показывают, называют, помогают
- «Слово – одежда фактов, мыслей»
- Лексикон
«Мостик» к следующей теме о словах необщеупотребительных.
Учитель: Закончите предложение
Я хотел бы узнать…
Возможный ответ: какие ещё есть слова ограниченной сферы употребления
Слайд. Просмотр видеосюжета
Учитель: Я не поняла из разговора ребят некоторые слова. А вы? Помогите мне. Почему вы переводили мне с русского на русский? Все слова были общеупотребительными?
Взрослые употребляют такие слова? А кто употребляет? Как называются такие слова, вы узнаете на следующем уроке.
Д/з. п.14,15. Написать рассказ о профессиях своих родителей, используя в нем профессионализмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.
Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Русский язык 6 класс по теме "Основные способы образования слов"
Технологическая карта урока с презениацией...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "
Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
Тип урока: изучение нового материалаЦели:Образовательные:Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;Уметь находить в текс...