План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

  1. Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;
  2. Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
  3. Уметь находить в тексе общеупотребительные слова

Развивающие:

  1. Развитие  навыков отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
  2. Развитие  навыка находить в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные  слова ;
  3. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  4. Развитие связной речи ;
  5. Развитие памяти ,внимания учащихся.

Воспитательные:

 1.Показать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия общеупотребительных слов в русском языке.

Оборудование: учебник, карточки с тестами, карточки со словами, доска.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса. 

Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. 

Коммуникативные УУД. Совместная работа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные:

  1. Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;
  2. Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
  3. Уметь находить в тексе общеупотребительные слова

Развивающие:

  1. Развитие навыков отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;
  2. Развитие навыка находить в тексте общеупотребительные и необщеупотребительные слова ;
  3. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  4. Развитие связной речи ;
  5. Развитие памяти ,внимания учащихся.

Воспитательные:

#1055;оказать красоту и богатство родного языка при помощи многообразия общеупотребительных слов в русском языке.

Оборудование: учебник, карточки с тестами, карточки со словами, доска.

Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД. Познавательная инициатива.

Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Запишите в тетради сегодняшнее число.

#1055;роверка домашнего задания.(10 мин)

Дома вы написали мини-сочинение о своём выходном дне. Я хотела бы его услышать. Давайте цепочкой зачитаем, что у вас получилось.

#1057;лово учителя. (тест + игра из коробки) (4 мин)

На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять материал по теме «Лексика». И сейчас 3 человека получат тестовое задание, а с остальными мы поиграем. Я вам называю слово, а вы подбираете синоним или антоним.

Тест: 1б.2б.3б.4б.5б.

Буря - ураган, покой
Горе - печаль, радость
Мастер - специалист, бракодел(невежда, неумёха)
Мгновение - миг, вечность
Обыкновенный - простой, неординарный
Дорогой - драгоценный, дешевый
Простой - обычный, сложный
Умный - мудрый, тупой
Захватить - напасть, отпустить
Огорчить - опечалить, обрадовать
Примирить - помирить, поругаться
Темнота - мрак, свет
Тревожно - беспокойно, спокойно
Любить - обожать, ненавидеть
Утро - восход, вечер
Конфликт - ссора, дружба
Комедия - юмор, драма

Ребята, вы молодцы! Вам понравилась наша игра?

#1054;бъяснение нового материала.Письменная работа. ( учитель записывает на доске) (15мин)

В столбик учащиеся записывают слова (учитель диктует диалектизмы):

#1075;лаза, рано, волк, повар, дом, петух, ужинать, полотенце, руль, общежитие, слушать, овраг (ОВРА́Г, -а, м. Глубокая длинная впадина на поверхности земли, образованная действием дождевых и талых вод.),

2. кочет, вечерять, зЕнки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку, кок, хибара, баранка,общага.

-Ребята, посмотрите на эти два столбика. Что вы можете о них сказать? Чем они отличаются? ( в левом столбике общеупотребительные слова, а в правом – необщеупотребительные). Все ли из этих слов вам знакомы? Как вы считаете , все слова написанные на доске люди употребляют в равной степени? (Нет)От чего зависит употребление этих слов? ( Употребление вторых слов зависит от местности в которых эти слова употребляются ,от возраста и вида деятельности людей ,употребляющих эти слова). Какие слова понятны всем носителям русского языка? (Общеупотребительные).

Сейчас ваша задача – найти каждому слову синонимичную пару.( глаза-зенки, рано-спозаранку, волк-бирюк, повар – кок, дом – хибара, Петух – кОчет, ужинать-вечерять, полотенце-утирка, руль – баранка, общежитие-общага, слушать-слухать, овраг-балка)

- А теперь давайте закрепим наши знания и прочитаем теоретические сведения на странице 58 в учебнике. (Один из учеников в слух читает классу теоретические сведения , написанные в учебнике).

5. Запись нового материала. (5 мин)

Употребление слов в речи

общеупотребительная лексика лексика ограниченного употребления

(слова, понятные всем людям) (слова, понятные ограниченному кругу лиц)

диалектизмы профессионализмы жаргонизмы

В нашей лексике есть общеупотребительные слова – то есть, слова, которые понимают и используют все. Конечно, мы имеем в виду тех, кто знает русский язык. Все русские люди пользуются словами день, тридцать, улыбнуться, добрый и так далее.

Наша речь в основном состоит из общеупотребительных слов.

Если мы хотим поговорить об учёбе – какие мы слова используем в беседе?

Уроки, математика, домашнее задание, физкультура, учебники, учителя…

А если мы вдруг хотим поговорить с друзьями о спорте?

Мы говорим о футболе, волейболе, игроках, состязаниях, командах, болельщиках…

А если вдруг нам захочется побеседовать о музыке?

В обычной бытовой беседе мы тоже будем использовать общеупотребительные слова: песни, композиторы, мелодии, музыканты, гитара, скрипка…

Общеупотребительными словами пользуются все, вне зависимости от места проживания, профессии, возраста или положения в обществе.

Их использует весь народ. Поэтому если мы будем пользоваться только общеупотребительными словами, мы всегда будем понимать друг друга.

Необщеупотребительные слова – это такие слова, употребление которых ограничено.

То есть, этими словами пользуются не все. И понимают их тоже не все.

Кстати, общеупотребительных слов меньше, чем необщеупотребительных.

Считается, что всего в русском языке – около пятисот тысяч слов, почти полмиллиона!

И всего тридцать тысяч из них относится к общеупотребительным. Меньше десятой части.

О диалектизмах, жаргонизмах и профессионализмах мы поговорим на следующих уроках. А сейчас поработаем с учебником.

6. Работа с учебником.(4 мин)

Упражнение 107.

1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие мелким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных живописным содержанием.

(И. Ермак.)

8. Распределительный диктант. (5 мин)

- Итак, устно поработав, мы закрепили знания, сейчас приступим к распределительному диктанту. Я буду диктовать вам слова, а вы будете распределять их по столбикам : в первый столбик вы выписываете словосочетания, в которых встречаются только общеупотребительные слова , а во второй – те словосочетания ,в которых есть необщеупотребительные слова.

Распределительный диктант :

Красивый цветок, проснулся спозаранку, говорить правду, опытный кок , старая хибара , смотрел телек ,интересная книга ,идти быстро, повязать кушак(КУША́К, -а́, м. Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура), осенний лес, бабушкины пимы(Пимы старое русское название валяной обуви (валенок, катанок, чёсанок). Сохраняется в некоторых областях СССР).

#1047;адание: предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики». (3 мин)

Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан – друг, приятель.
Стрёмный – плохой. Балдеть - веселиться.
Клёво – хорошо. Училка – учительница. Домашка – домашняя работа.Оттянуться, оторваться – отдохнуть.Тащиться – восхищаться.Потрещать – поговорить.Тормоз – отсталый.Балдёж – удовольствие.Слинять – сбежать.

#1060;ронтальный опрос. Закрепление изученного материала. Рефлексия. ( 3 мин)

- Итак, какие слова называют общеупотребительными ? ( Общеупотребительными словами называют слова ,известные всем носителям языка) Приведите примеры общеупотребительных слов.

- Какие слова мы отнесем к необщеупотребительным ? ( Слова, которые не все люди используют в своей речи) . От чего зависит употребление в речи таких слов? ( Необщеупотребительные слова зависят от территории их распространения,от профессии, возраста говорящих и т.д.) Приведите примеры необщеупотребительных слов.

- На какие группы можно разделить необщеупотребительные слова ? (Диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы) .

Назовите три момента, который у вас хорошо получились на уроке, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

12. Домашнее задание. Выставление оценок. (2 мин)

Дома вы выполните упражнение 110 .Вам нужно выбрать из предложенных те глаголы ,которые вы чаще употребляете в своей речи .Обратите внимание на лексическое значение глаголов и составьте предложения с двумя из этих глаголов. Сделайте синтаксический разбор составленных вами предложений.

Упражнение 110

Переживать – испытывать горе , радость ,разлуку.

Печалиться – грустить.

Огорчиться – испытывать душевную боль , расстраиваться .

Волноваться – испытывать беспокойство , волнение.

Диалектные слова – это слова, которые используются жителями какой-либо местности.

Жаргонные слова – это слова, которые употребляются представителями определённой социальной группы.

Профессиональные слова – это слова, которые используются представителями определённой профессии.

Тест по теме «Лексика»

1) Подберите синоним к слову АЛЫЙ

а) яркий

б) красный

в) изумрудный

2) Найдите слово в переносном значении

а) горячий чай

б) горячий человек

в) горячий беляш

3) Лексическое значение какого слова сформулировано неверно

а) Богатырь — человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.
б) Автобиография - описание жизни писателя.
в) Абзац - красная строка, отступ вправо в начале строки.

4) Какое словосочетание имеет прямое значение?

а) золотая пшеница

б) горят дрова

в) спит река

5)Укажите слова, которые НЕ являются антонимами.

а) небрежность - аккуратность

б) пассивный - равнодушный

в) мягко – жестко

Тест по теме «Лексика»

1) Подберите синоним к слову АЛЫЙ

а) яркий

б) красный

в) изумрудный

2) Найдите слово в переносном значении

а) горячий чай

б) горячий человек

в) горячий беляш

3) Лексическое значение какого слова сформулировано неверно

а) Богатырь — человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.
б) Автобиография - описание жизни писателя.
в) Абзац - красная строка, отступ вправо в начале строки.

4) Какое словосочетание имеет прямое значение?

а) золотая пшеница

б) горят дрова

в) спит река

5)Укажите слова, которые НЕ являются антонимами.

а) небрежность - аккуратность

б) пассивный - равнодушный

в) мягко – жестко

Тест по теме «Лексика»

1) Подберите синоним к слову АЛЫЙ

а) яркий

б) красный

в) изумрудный

2) Найдите слово в переносном значении

а) горячий чай

б) горячий человек

в) горячий беляш

3) Лексическое значение какого слова сформулировано неверно

а) Богатырь — человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.
б) Автобиография - описание жизни писателя.
в) Абзац - красная строка, отступ вправо в начале строки.

4) Какое словосочетание имеет прямое значение?

а) золотая пшеница

б) горят дрова

в) спит река

5)Укажите слова, которые НЕ являются антонимами.

а) небрежность - аккуратность

б) пассивный - равнодушный

в) мягко – жестко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему "Ударение"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему "Ударение"...