В пространстве текста
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_prostranstve_teksta.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «НОВОШЕШМИНСКАЯ СОШ НОВОШЕШМИНСКОГО РАЙОНА РТ»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
Руководитель МО Еронтьев А.Л. «Новошешминская СОШ»
Забелина Л.М. __________Лазарева О.И.
Протокол № 1 « 27 » августа 2012г. Приказ № от
от « 27 » августа 2012 г. « 1 » сентября 2012г.
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«В пространстве текста»
10 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Новошешминская средняя общеобразовательная школа
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Учитель: Павлова Г.Л.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
27 августа 2012
2012-2013 учебный год
Учебно - тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
«В пространстве текста»
Класс 10
Учитель: Павлова Г.Л.
Всего 35 недели, в неделю 1час
За год 35 часов
Планирование составлено на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку
Учебник:Бабайцева В.В. Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г.
Дополнительная литература: 1. Егораева Г,Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учеб.-метод. пособие-М.: «Экзамен». 2007г.
2.А.Б. Малюшкин «Русский язык» Комплексный анализ текста.-М.: ТЦ Сфера.2008г..
3. В.Н. Александров и др. ЕГЭ Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста- Челябинск: Взгляд, 2005г.
4. Материалы ЕГЭ.
Тематическое планирование составила Павлова Г.Л.
Пояснительная записка
Современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения язык и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Элективный курс «В пространстве текста» составлен на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, адаптирован.
. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
Программа включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
Поэтому изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение следующих целей:
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;
-углубление знаний об особенностях построения текста;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст –сочинение С1 для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;
- развитие интонационно выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;
- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- умение писать сочинения С1 по ЕГЭ
При изучении теоретической части элективного курса, а также для решения заданий ученики работают с учебником В.В. Бабайцевой Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г., материалами ЕГЭ
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте,
- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
определять структурно-семантические различия текстов разных стилей и типов;
- уметь составлять свой текст;
- анализировать готовые и собственные сочинения ЕГЭ по критериям;
- успешно сдать ЕГЭ, написав сочинение С1
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях построения текста.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
-разграничивать типы текста;
- находить проблему текста, сформулировать комментарий к проблеме, выявить авторскую позицию и аргументировать собственное мнение;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- самостоятельно конструировать предложения в тексте и использовать в собственной речи;
- использовать различные средства связи для составления текста;
- уметь анализировать текст сочинения по критериям ЕГЭ;
-составлять собственный текст сочиненияС1;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 «Текст» 9 часов
- Что такое текст? Понятие о тексте.1ч
- Знакомство с критериями и нормативами оценки задания С.1ч
- Способы выражения темы. Заглавие.1ч
- Начало и конец текста.1ч
- Ключевые слова1ч
- Практическое занятие по теме «Текст»1ч
- Основная мысль текста. 1ч
- Содержание текста.1ч
- «Расшифровка» информации текста.1ч
Раздел 2 Средства связи частей текста. 7 часов
- Лексический повтор1ч
- Однокоренные слова1ч
- Местоименные слова1ч
- Союзы и частицы – союзы1ч
- Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста» 2ч.
- Комплексный анализ текста. Зачёт.1ч
Раздел 3 Типы текста9 часов
- Особенности текстов разных типов. Повествование.1ч
- Схема анализа текста-повествования и анализ.2ч.
- Описание. Схема анализа текста описания и анализ 2 ч.
- Рассуждение. Схема анализа текста.1ч
- Особенности текстов – рассуждений в художественной речи.1ч
- Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении.1ч
- Практическое занятие. Анализ текста.
Раздел4. «Особенность написания сочинения С1». 10 часов
- Основная проблема исходного текста.1ч
- Комментарии к основной проблеме текста.1ч
- Позиция автора и способы её выражения.1ч
- Изложение собственного мнения по тексту.1ч
- Языковой анализ текста.1ч
- Художественные средства выразительности.1ч
- Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте.1ч
- Итоговый зачет1ч
- Комплексный анализ текста1ч
- Обобщение изученного за год 1 ч
Всего 35 часов
Календарно-тематическое планирование
элективного курса в 10 классе «В пространстве текста»
№ | Тема урока | Кол-во ч | Тип урока | Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 полугодие. | 16 | ||||||||
1 | Текст. Что такое текст? Понятие о тексте. | 1 | Повторительно- обобщающий | Практическая работа, беседа по вопросам | Фронтальный опрос | Знать определение текста, типы текста, их структуру, уметь определять типы текста | Комплексный анализ текста | ||
2 | Знакомство с критериями и нормативами оценки задания С. | 1 | Изучение НМ | Беседа | Текущий, УО | Знать критерии проверки сочинения ЕГЭ С1 | Анализ готового сочинения по критериям | ||
3 | Способы выражения темы. Заглавие. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Практическая работа, индивидуальная | Текущий, УО | Знать определение темы, заглавия, уметь озаглавить текст | Комплексный анализ текста | ||
4 | Начало и конец текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Практическая работа, индивидуальная | Текущий, тест | Знать особенности построения текста, смысл начала и конца текста | Комплексный анализ текста | ||
5 | Ключевые слова. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Тренировочные задания, индивидуальная | Текущий, тест | Уметь находить ключевые слова текстов | Комплексный анализ текста | ||
6 | Практическое занятие по теме «Текст» | 1 | урок-практикум | Решение тестовых заданий | тест | Уметь находить правильный ответ при решении тестов | Вариант 1 по ЕГЭ-2013 Цыбулько | ||
7 | Основная мысль текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Беседа, тренировочные упр. | текущий | Уметь определять основную мысль текстов | Вариант 2 по ЕГЭ-2013 Цыбулько | ||
8 | Содержание текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Беседа, тренировочные упр. | Текущий, УО | Уметь определять основное содержание текста и дополнительное | Анализ сочиненияС1 | ||
9 | «Расшифровка» информации текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Беседа, тренировочные упр. | Уметь анализировать основное содержание текста | Анализ сочиненияС1 | ||
10 | Средства связи частей текста. Лексический повтор. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий, ДР | Знать средства связи частей текста. Лексический повтор. | Тест | ||
11 | Однокоренные слова. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текйщий, ПР | Знать особенность построения текста с помощью однокоренных слов | Составить текст | ||
12 | Местоимённые слова. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий, УО, тест | Знать особенность построения текста с помощью местоименных слов | Составить предложения, связанные местоименными словами | ||
13 | Союзы и частицы – союзы. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий, тест | Знать особенность построения текста с помощью союзов и частиц | Составить предложения, связанные союзами, частицами | ||
14-15 | Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста» | 2 | Урок-практикум | индивидуальный | Практическая работа | Практическая отработка полученных знаний, уметь анализировать текст | Вариант 3,4 по ЕГЭ-2013 Цыбулько | ||
16 | Комплексный анализ текста. Зачёт. | 1 | Зачет | индивидуальный | тест | Практическая отработка полученных знаний, уметь анализировать текст | |||
2 полугодие. | 19 | ||||||||
17 | Типы текста. Особенности текстов разных типов. Повествование. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий | знать особенности текстов разных типов. Повествование. | Комплексный анализ текста из ЕГЭ | ||
18 | Схема анализа текста-повествования. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий,ПР | Знать схему анализа текста – повествования, уметь анализировать текст | Комплексный анализ текста ЕГЭ | ||
19 | Анализ текста повествовательного содержания. | 1 | контрольный | индивидуальный | Тест ,ПР | Уметь анализировать текст - повествование | Тест | ||
20 | Описание. Схема анализа текста описания. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий, | знать особенности текста описания и схему анализа | Тест А 27-30 варианта 5-6 ЕГЭ | ||
21 | Анализ текста – описания. | 1 | Практикум | индивидуальный | тест, ПР | Уметь анализировать по схеме текст описания | Тест А 27-30 варианта 7-8 ЕГЭ | ||
22 | Рассуждение. Схема анализа текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий,ПР | знать особенности текста рассуждения и схему анализа | Тест А 27-30 варианта 9-10 ЕГЭ | ||
23 | Особенности текстов – рассуждений в художественной речи. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий,ПР | Знать роль рассуждения в худ. произведениях | |||
24 | Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий | Знать роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. | Написать сочинение С1 | ||
25 | Практическое занятие. Анализ текста. | 1 | Практикум | индивидуальный | ПР, анализ текста | Уметь анализировать текст | Знать определение проблемы | ||
26 | «Особенность написания сочинения С1». Основная проблема исходного текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий,УО | Уметь находить проблему текста | Анализ текста ЕГЭ | ||
27 | Комментарии к основной проблеме текста. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий, ПР | Уметь составлять комментарий к тексту | Составить комментарий к тексту варианта 11 ЕГЭ-213 по Цыбулько | ||
28 | Позиция автора и способы её выражения. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий,ПР | Уметь находить позицию автора и способы ее выражения | Написать позицию автора к тексту варианта 11 | ||
29 | Изложение собственного мнения по тексту. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий | Уметь приводить аргументы к собственному мнению | Сочинение С1 | ||
30 | Языковой анализ текста. | 1 | Практикум | Индивидуальный | сочинение | Уметь писать сочинение по материалам ЕГЭ | Повторить художественные средства выразительности | ||
31 | Художественные средства выразительности. | 1 | Изучение НМ, совершенствование изученных знаний | Фронтальный, индивидуальный | Текущий | Уметь различать художественные средства выразительности | Задание В8 по ЕГЭ | ||
32 | Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте. | 1 | Практикум | индивидуальный | Тест | Практическая отработка умения определять средства выразительности | Подготовиться к зачету | ||
33 | Итоговый зачет | 1 | контрольный | индивидуальный | Тест | Уметь применять полученные знания на практике | |||
34 | Комплексный анализ текста | 1 | Практикум | Фронтальный, индивидуальный | Текущий | Уметь применять полученные знания на практике | Тест | ||
35 | Обобщение изученного за год | 1 | Урок обобщения знаний | фронтальный | Беседа, УО | Знать изученный материал за год и применять на практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»
Я предлагаю учителю - словеснику познакомиться с одним из приемов , используемых мною в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится....
"В пространстве текста"
Текст – это пикник, куда автор приносит слова, а читатель - смысл.Ц. Тодоров...
Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы
laquo;Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года») Цель:представить опыт работы учителя музыки по теме: &laq...
«Категории “время” и “пространство” в художественном произведении и роль их изучения при обучении анализу текста».
Данный учебно-методический материал для учителей русского языка и литературы....
Текст выступления к презентации "Графический диктант - как средство развития ориентировки в пространстве"
Данная презентация направлена на развитие ориентировки в микропространстве...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста» предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...