Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы
методическая разработка по музыке
«Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года»)
Цель:
представить опыт работы учителя музыки по теме: «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_novoy_prirody_v_obrazovatelnom_prostranstve_sovremennoy_shkoly.docx | 27.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года»)
Цель:
представить опыт работы учителя музыки по теме: «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы»
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие в моём мастер-классе.
Работа в группах
Предлагаю условно разделиться на три группы: историки, словесники, искусствоведы.
Предлагаю посмотреть анимационный фильм и выполнить задания.
Историкам: «Посмотрев, найти исторические реалии, позволяющие определить время, эпоху». Особое внимание обратить на образы-символы.
Словесникам: «Кратко, в нескольких словах передать сюжет фильма, рассказать о характере героя, обратить внимание на то, какие невербальные образы-символы помогают это сделать».
Искусствоведам: «Какие сквозные темы-образы литературы, кинематографа, живописи, скульптуры звучат в этом фильме. Какое настроение создаёт музыка?»
У вас на столе листы бумаги и карандаши для фиксирования своих впечатлений.
Итак, смотрим фильм.
Пожалуйста, приступайте к работе.
(Работа в группах)
Мы начали мастер-класс с анимационного фильма. Этот прием я часто использую на уроке как индуктор, создавая определённое настроение у детей, предвосхищая разговор на тему урока, мотивирую на слушание и восприятие музыки. Трудно найти ребёнка, который не любит смотреть мультфильмы, для него это комфортное пространство, он получает удовольствие от происходящего на экране.
Сегодняшние школьники в большей степени визуалы, привыкшие смотреть на экран чаще, чем в книгу. Дети с удовольствием принимают участие в обсуждении увиденного, не боясь неправильных ответов. Каждый ответ собственный, верный. Во время фильмов дети улыбаются. Как режиссёр достигает этого эффекта, что помогает понять и почувствовать рассказанную историю, ведь слов нет.
Звуки города, особенности рисунка, цвет, ритм, размеры фигуры и, конечно, музыка – всё это язык анимации, потому что у каждого вида искусства свой язык.
Что происходит с ребёнком во время просмотра фильма? Он видит, слышит, чувствует, понимает и осмысливает мир. Учится смотреть на мир с разных сторон.
Таким образом, развивается возможность восприятия у визуальных и аудиальных детей. Появляется возможность узнать о других стратегиях восприятия.
Погружение в содержание (работа групп)
Следующий шаг в восприятии этого фильма – погружение в содержание.
Уважаемые историки, вам слово. Что вы можете сказать об эпохе, изобаженной в фильме и каковы приметы этого времени?
Приметы времени:
- Да, это приметы предвоенного времени. Конец 30-х годов
- Интерес к авиации - ОСОАВИАХИМ добровольная оборонная организация, предшественница ДССАФ
- Красная косынка на голове
- Стрижка под Котовского - это не только мода на героя гражданской войны, но и как предвестие трагической судьбы целого поколения
- Строй солдат без погон (появились в начале 1943 год – Сталинградская битва)
- Точильщик на улице (искры точильного круга - будущее пламя войны)
- Пирамида из спортсменов. Пирамида – соразмерность и устремлённость ввысь. Символ равновесия. Но парашют накрывает эту пирамиду и ломает её…
- Гроза-ураган - огромная беда, которая захватит всех; символ приближающейся беды. Михаил Светлов передал это ощущение такими строчками: «Сегодня на мой пиджачок из шивьёта упало две капли военной грозы».
Слово словесникам.
Какой сюжет в основе фильма? Каким мы увидели героя? Как образы-символы рассказали о нем? Ваши ассоциации.
- Герой – пожилой человек. Сидит у патефона, слушает музыку своего детства и уносится в воспоминания о детстве.
- Фильм называется «Ещё раз». Фраза звучит два раза, подчеркивая желание вернуться, ещё раз пережить счастливые моменты детства.
- Одним из повторяющихся символов является круг: колесо игрушка, велосипед, колесо точильщика, физкультурник, исполняющий колесо, пластинка, шары, движение по кругу, голова остриженная, круговые завихрения.
- Движение по кугу это желание вернуться и невозможность – смятый круг. И грусть от этого.
- Символы, детали возвращают нас в невозвратимую пору детства вместе с героем.
- Разноцветные шары, цветовое пятно, на фоне серых будней
- Мороженное.
- Спуск по перилам - любимое развлечение мальчишек, шалость, ощущение счастья.
- Своры собак, свободно бегающих по улицам.
- Кусты, в которых можно спрятаться.
- Неожиданный кадр фотографа, дорогое воспоминание на всю жизнь.
- Игра палкой по забору и не первый раз, словно из фильма «Весёлые ребята».
- Пионерский горн.
Всё наполнено символами довоенной эпохи.
Слово искуссвоведам:
Какие сквозные темы искусства заявлены в фильме?
- Тема детства. Дороги, как жизненного пути. Человек и эпоха.
- Ротонда – архитектурное сооружение того времени. Круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами
- Этот фильм рождает ассоциации с кинематографом. Фильм Н.Михалкова «Утомлённые солнцем», П. Тодоровского «Военно-полевой роман», «Завтра была война».
Самый яркий образ в этом фильме музыкальный. Эта музыка стала одним из символов предвоенной эпохи. Фокстрот «Рио-Рита» в СССР впервые прозвучал в 1937 году. Подвижная, ритмичная мелодия, то напористая уверенная, то задумчивая и нежная, как воспоминание о лучших моментах жизни.
Уважаемые коллеги, вы обратили внимание, что история, рассказанная на экране обрела новое звучание. Это удалось сделать благодаря достраиванию текста анимационного фильма.
Сегодня подобный вид работы называют работой с текстами новой природы. Доктор педагогических наук, профессор Казакова Елена Ивановна даёт такое определение.
Текстом новой природы называют мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отражения которой используется связная последовательность разнообразных символов (знаков вербальной и невербальной природы).
Сегодня информацию о текстах новой природы можно почерпнуть в материалах 8-ой международной научно-практической конференции «Педагогика текста», которая состоялась в октябре 2016 года в Санкт-Петербурге.
К текстам новой природы относят рукотворные тексты: арт-объекты, коллажи и тексты с использованием ИКТ: гиперссылки на виртуальную информацию любого рода, видео- аудио- 3Д модель, комиксы, изотексты, каллиграммы, буктрейлеры, маргиналии, мультитексты, анимации.
Тексты новой природы называют открытыми текстами, намеренно незавершенными, расчитанными на рефлексию и обсуждение, дополнение, чему свидетелями мы только что были.
Любой предмет окружающего мира для хорошо образованного человека является своеобразной смысловой гиперссылкой, от которой можно строить бесконечные ряды дополнительной информации и ассоциации. Особыми гиперссылками являются предметы искусства, исторические артефакты, значимые для человеческой культуры объекты и события, при упоминании которых у знающего человека моментально всплывают какие-то факты, цифры, отрывки текста.
Современные дети, обладатели клипового сознания, по определению социологов, часто не могут выстроить логическую цепочку от общего к частному и наоборот. И не всегда могут провести самый простой анализ. Возможно, работа с подобными текстами поможет установить эти связи.
Как тексты новой природы могут служить образованию? Современные стандарты ориентированы на то, чтобы знании, полученные в школе были максимально интегрированы друг с другом, формировали междисциплинарное мышление. Возможно работа с текстами новой природы, работа по структурированию информации, её анализу, достраиванию текстов на основе ассоциативных связей позволит добиваться и метапредметных результатов. А именно, предъявлять информацию в сжатом виде, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, осваивать опыт критического отношения к получаемой информации.
Вернемся к нашей работе по фильму. Скажите, пожалуйста, прием этой технологии на каких предметах можно использовать?
И на уроках музыки воспитание через музыкальные образы, взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изо, театром, кино являются ведущими.
Научить петь каждого это не самоцель. Главное развивать чувства, настроить душу, научить общаться. Ведь общение это средство обретения свободы. А пение на уроках рассматривается, как процесс дарения всего себя, самого лучшего другим людям. Ведь счастье - это когда ты - для других, а другие в ответ - для тебя. Если связь разорвана, счастья нет.
Желание заниматься музыкой, открывать для себя новые знания продолжается во внеурочной деятельности. Сегодня это желание может реализовываться в проектной деятельности.
Наша школа участвовала в режиме эксперимента по введению ФГОС. Ребята, с которыми мы начинали заниматься проектами с 5 класса уже 9-тиклассники.
Проектная деятельность сегодня активно используется в работе, это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы работы, исследовательские и поисковые методы. Это организация обучения в деятельности, в том числе и музыкальной. Она формирует активность, самостоятельность, инициативность, личностную позицию.
Накоплен определенный опыт работы над проектами.
Ребята защищали проекты по следующим темам:
- Три балета П.И.Чайковского
- Творчество Бетховена
- Михаил Иванович Глинка - великий композитор России.
- История успеха «Битлз»
- Мюзикл - как музыкально сценический жанр
- Музыкальная культура Урала
- Рок-опера – особенности жанра
- История гимна России
- Песни военных лет
- История одной песни
- Музыка Барокко
- Музыка Эпохи Возрождения
Благодаря проектам ребята учились ставить цели, владеть навыками монологической, диалогической речи, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Эти коммуникативные умения стали необходимы для выстраивания межличностных отношений.
Я хочу представить вам один из последних проектов, который защитил ученик 6 класса в этом году. История возникновения идеи проекта необычна. Есть у нас песня о родном городе Южноуральске, которую знают все горожане. Это самая первая песня о городе. И жительница нашего города обнаружила, что на городских концертах объявляют другого композитора. Родился проект. Бабушка с внуком провели расследование-исследование и установили подлинное авторство. Обратились в городской архив, в библиотеку, в ДК, в городской музей, встретились с вдовой композитора этой песни, нашли ноты. Познакомили ребят с песней на уроках музыки, краеведения, истории. А песня уже звучит на уроках музыки.
Много лет нашу школу называли песенной. И песенные традиции живут до сих пор. Эти традиции вылились в творческие проекты, которые создают дети вместе с учителями разных предметов.
- «Вечер романсов», который собирает выпускников, учеников, учителей и родителей, коллег из других школ.
- «Литературный бой», объединивший всех любителей художественного слова и музыки.
- Вечер бардовской песни
- Музей Мадам Тюссо. Новый проект, который появился 2 года назад в нашей школе – Музей Мадам Тюссо. В прошлом году это были ожившие фигуры музея, а в этом году – живые легенды кино Моцарт, Марлен Дитрих, ансамбль «Битлз», Чарли Чаплина.
Итак, технологии, приёмы, о которых мы сегодня говорили можно ли использовать на разных уроках? Можно ли назвать их современными?
Я думаю, что можно, потому что концептуальные идеи этих технологий отражают требования времени.
Это:
- Приоритет воспитания над обучением.
- Создание возможности ребенку проявить себя в искусстве, развитие чувств, настройка души.
- Общение – средство обретения свободы.
- Единство знаний и нравственности на уроках.
- А на уроках музыки - воспитание через музыкальные образы.
- Счастье – это когда ты – для других, а другие в ответ – для тебя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-образовательное пространство современного учителя истории и обществознания
В наш информационный век всем необходимо владеть информационно-коммуникативными технологиями. Повсеместно осуществляется автоматизация определённых стандартных действий. Современному учителю истории н...
"Музей в образовательном пространстве современной школы"
Это творческий очерк о работе школьного музея в МБОУ "СОШ №15" за 3 года, где рассказывается о основных направлениях развития музея, видах исследовательской деятельности, результатах его деятельности....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Образовательное пространство современного урока татарского языка и литературы.
Мы пытаемся формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основной результат нашей деятельности - получение детьми прочных знаний, умений, нав...
Сертификат и программа Республиканской НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" с. Тэгда, 28 марта 2014 года
Республиканская НПК "Образовательное пространство современной школы в условиях модернизации" прошла 28 марта 2014 года в селе Тэгда Республики Бурятия...
Образовательное пространство современного урока биологии: обучая всех, обучаю каждого.
При переходе к обучению по новым образовательным Стандартам, где на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, каждый учитель задает себе вопрос, каким образом ...
«ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»
Проблема национальной идентичности являеися современной мировой проблемой. В работе проанализированы особенности национального состава МАОУ "Байкаловская СОШ" и сформированность компон...