«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»
статья по литературе по теме
Я предлагаю учителю - словеснику познакомиться с одним из приемов , используемых мною в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
осмысление проблематики текста | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»
Ключевыми понятиями моей темы являются художественный образ-символ и пространство художественного текста.
Нам известно, что «художник мыслит образами», добавим - символами. А как приблизить художественный образ-символ к читателю, сделать его объемным, зримым, активирующим воображение?
Когда-то на курсах повышения квалификации я принимала участие в работе французских педагогических мастерских. Не знаю, овладела ли я этой уникальной методикой , но именно тогда я открыла для себя прием , который помогает мне смоделировать ситуацию в пространстве художественного текста. Художественное пространство - конструктивный принцип организации литературного произведения, и понимание того, как в этом пространстве существуют герои, взаимодействуя друг с другом и с миром, очень важно для осмысления основной идеи текста.
Возьмем для примера Библейский сюжет о Вавилонской башне (11 гл. книги «Бытие») и предложим ребятам поработать с условным, заданным пространством:
НЕБО
ЗЕМЛЯ
Ребята пытаются расположить фигуру башни в заданном пространстве. Вариантов может быть много: кто-то видел картину Брейгеля, поэтому воображение ребенка уже не может работать самостоятельно, он готов лишь воспроизводить увиденное однажды , кто-то сооружает грандиозное , врезающееся в центр верхней рамки, а кто-то , напротив, сдерживает строение ,не дает ему возвыситься.
Сопоставив все схемы, предложенные детьми , учитель предлагает свою. Ребята же пытаются осмыслить изображенное. Не раз мы еще обратимся к образу «перевернутой» башни, конечно же , прямая параллель напрашивается с котлованом для общепролетарского дома. Развивая тему , можно задать учащимся вопрос: « Какими были бы ваши действия, окажитесь вы среди строителей башни?» Никогда не забуду ответ ученицы ( семья , в которой девочка воспитывалась , была воцерквленная) , ответ такой : « Я бы молилась». Безусловно , этот ответ выделялся среди других: ведь многие предлагали применить к строителям башни силовые меры. После этого этапа работы можно перейти к разговору о стадном чувстве , которое движет толпой, и о том , сколько нужно духовного опыта, чтобы выделиться из толпы, не слиться с ней.
Прием , о котором я рассказала многофункционален. Мне не раз он приходил на помощь при анализе поэтических текстов, помогая поднимать , а зачастую и решать целый комплекс вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное время и художественное пространство в очерке И.С. Шмелева "Чистый понедельник"
Через призму художественного времени и художественного пространства анализируется процесс духовного становления ребенка.Очерк И.С. Шмелева, открывающий его великую книгу "Лето Господне", изучае...
Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...
Художественное время и художественное пространство в произведениях И.С. Шмелёва
Я надеюсь, это будет полезный материал для учителей литературы, учащихся старших классов для подготовки к ЕГЭ....
статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»
Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"
Программа элективного курса расчитана на ведение курса в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....
Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работ...