Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_8.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 8-м классе.
Подготовка к сочинению-рассуждению (урок развития речи).
Цель урока:
Общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.
Задачи урока:
1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
2) уметь находить авторскую позицию;
3) определять тему, идею и проблему текста;
4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом В. Бахмутова “Радуга”, карточки с афоризмами, «Толковый словарь» Ожегова.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть. Слайд 2.
Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Слайд 3. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.
Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы и методические приемы, которые помогут справиться с сочинением.
Слайд 4.
- Запишите число. Тема нашего урока - «Учимся писать сочинение – рассуждение».
2. Этап актуализации знаний. Кластер.
Слайд 5
- Я предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.
- Что такое счастье?
- Какие ассоциации возникают у вас?
(Ассоциации записываются на кусочках цветной бумаги и из них на доске при помощи магнитов выстраивается радуга).
- Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. (Щелчок) У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете почему?
Слайд 6
- Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?
Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача.
Слайд 7.
3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста).
В.Г. Бахмутов.
Радуга
В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно – счастье сразу для всех! (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…
И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!
Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.
(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).
4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
Слайд 8
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).
(Повторяем каждый признак)
Слайд 9
- Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
- Давайте снова обратимся к тексту и выделим в каждом абзаце ключевые слова.
Слайд 10
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)
Слайд 11
2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!»
Слайд 12
3-4 абзац - «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»
Слайд 13
5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»
- О чём этот текст?
- Что такое счастье для героя рассказа?
- Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?
2.Формулировка проблемы
- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Слайд 14
- Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.
- Какие проблемы ставит перед читателями автор?
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту?
- Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.
2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)
- Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
3.Составление комментария проблемы.
- Следующий шаг. Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий? Слайд 15
Справка. Прокомментировать проблему – значит
- показать степень понимания текста;
- понять замысел автора;
- понять ход авторской мысли.
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
- К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
- Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
- Почему эта проблема привлекла внимание автора?
- Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
- Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
- Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?
- Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. Запишем комментарии в тетрадь.
4. Формулировка авторской позиции
- Следующий шаг. Авторская позиция. Давайте вспомним, что такое позиция автора? Слайд 16
Справка. Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
- Обратимся к тексту.
- Какова же авторская позиция?
- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. Запишем её в тетрадь.
5. Аргументация собственного мнения. Слайд 17
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка. (Воспользуемся схемой)
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)
Работа с афоризмами.
- В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.
- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)
Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?
Слайд 18
Человек создан для счастья, как птица для полета.
В.Г. Короленко.
Слайд 19
Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.
А. Дюма-отец.
Слайд 20
Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.
В.А. Сухомлинский.
- Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?
(В.Г.Короленко «Парадокс», «Дети подземелья»)
- Счастливы ли вы?
-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).
5. Чтение конца рассказа Бахмутова.
- У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?
Слайд 21
Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!
6. Обобщающие выводы.
1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. Слайд 22
Обращаясь к ученикам, учитель читает стихотворение Вероники Тушновой.
Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,
что коряги и камни обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки
согревал свое сердце о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни узнать тебе не привелось!
- В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)
2. - С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).
- Действительно. «Счастье, что оно, словно птица - упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.
(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги птиц, на которых написаны строки из стихотворения В. Тушновой: (щелчок)
Это зря говорится,
что надо счастливым родиться,
нужно только,
чтоб сердце
не устало над счастьем трудиться…).
- Теперь запишите своё мнение о проблеме, подтвердив его аргументами.
(Ученики зачитывают то, что у них получилось)
IV . Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.
Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы).
Домашнее задание. Слайд 23
- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение по данному тексту.
V. Заключительное слово
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Подготовка к сочинению-рассуждению....
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.
Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)
Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)
Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...