Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Подготовка к сочинению-рассуждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с.Засечное
Открытый урок
развития речи в 5 «А» классе.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Разработала и провела
учитель русского языка
и литературы
Антонова И.Н.
2009г.
Урок развития речи в 5 классе.
Подготовка к сочинению-рассуждению.
Цели урока: закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать средства художественной выразительности речи; формировать бережное отношение к родному слову; развивать связную речь учащихся.
ХОД УРОКА
- Оргмомент с сообщением темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок развития речи. На этом уроке мы будем закреплять знания по лексике, вспомним средства художественной выразительности речи, подумаем, как нужно относиться к слову. Откройте тетради, запишите число, кл.работа.
- Беседа с классом
-- Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «язык»? (школа, русский, урок, общение)
-- Попробуйте подобрать эпитет к словосочетанию русский язык. ( НА ЭКРАНЕ) (Не очень получается). Мы вернемся к этому заданию в конце урока.
--А что значит для вас словосочетание «русский язык»? (школьный предмет; язык, на котором мы говорим, пишем; язык нашей страны).
Всё вы говорите верно. Послушайте отрывок из стихотворения кабардино-балкарской поэтессы Г.Зумакуловой и подумайте, зачем нам нужен русский язык.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Да, с помощью русского языка, как говорит поэтесса, мы «открываем» мир. Ребята, вспомните, что такое синонимы. Подберите синоним к слову «открываем» (Познаем). (НА ЭКРАНЕ: Русский язык
Открываем, познаем
Сила, мощь).
Правильно, мы учимся говорить, читать, открываем для себя удивительный окружающий мир. Нет ни одного явления в жизни, неподвластного русскому языку. На русском языке мы можем рассказать обо всем, передать массу чувств и эмоций. «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной», - писал С.Я.Маршак. И с этим трудно не согласиться. Сегодня на уроке попробуем увидеть силу русского языка. Синоним к слову «сила»? (Мощь) (НА ЭКРАНЕ).
- Работа по теме урока.
- Ребята, НА ЭКРАНЕ вы видите текст.
Березки (спрятались, исчезли, пропали, испарились) в тумане утреннего света. Ничто не нарушает волшебную тишину утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой леса.
Выразительно его прочитайте и озаглавьте. («Утро»)
Что за слова даны в скобочках? (Синонимы) Какое бы слово вы выбрали, обоснуйте свой ответ. Ребята, «березки спрятались», они что, убежали? Какое это за изобразительно-выразительное средство? (Олицетворение)
Я в столбик выписала из текста все существительные, поставив их в начальную форму. А рядом написала прилагательные. Давайте соединим стрелочками слова, образуя словосочетания.
Туман волшебный
Тишина жемчужный
Утро спящий
Лес зимний
Прилагательные наши очень ярко, красиво рисуют нам образы, это какое изобразительное средство? (Эпитеты).
Снова обратимся К ЭКРАНУ.
Березки спрятались в _____________ тумане утреннего света. Ничто не нарушает тишину ___________ утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой ________ леса.
Вы видите тот же текст с пропущенными словами. Спишите его, вставив образованные нами словосочетания, изменяйте при этом форму слов. Изменится ли название? («Зимнее утро» или «Зимнее утро в лесу»)
--Что же у вас получилось (1 ученик зачитывает).
-- А вот что получилось у одного ученика. (Искаженный текст звучит:
Серые березки спрятались в большом тумане черного света. Ничто не нарушает сильную тишину вечернего утра. Лишь иногда высокое дуновение ветерка тревожит покой грубого леса)
--Понравилась ли вам эта работа? Почему? Можно ли пользоваться языком бездумно?
Звучит отрывок из стихотворения Н.Заболоцкого «Читая стихи»:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
--Запишите в тетради последнюю строчку. Как вы ее понимаете?
2) Слово учителя
Да, русским языком нужно пользоваться умело. Русский писатель И.С.Тургенев (НА ЭКРАНЕ) говорил: «… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
--Что, по вашему мнению, нужно человеку, чтобы умело пользоваться языком? (Знания).
Нужно изучить все особенности и секреты русского языка. Часто мы слышим словосочетание «культурный человек». Что значит для вас это понятие? (Образованный, хорошо владеет русским языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов).
3) Хочется обратить ваше внимание НА ЭКРАН, где приводятся высказывания русских писателей о языке.
… необыкновенный язык наш есть еще тайна.
Н.В.Гоголь
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И.С.Тургенев.
-- Что обозначают выделенные слова? Где можно об этом справиться? (в толковом словаре) (1 ученик работает со словарем) Кто автор? (Сергей Иванович Ожегов) (ЭКРАН)
--Запишем предложение.
Словари – наши главные помощники в работе со словом.
Найти грамм основу, объяснить постановку тире.
--Есть справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где найти ответ на возникший вопрос». Словари помогают нам ориентироваться в мире слов, существующих в нашем языке, обогащать свою речь.
Послушайте древнюю притчу, которая докажет нам, что русский язык неисчерпаемо богат. (Учитель рассказывает притчу).
Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжелую тележку, доверху груженную камнями.
--Что ты делаешь, добрый человек? Спросил у него путник.
--Не видишь, я надрываюсь, толкаю тяжелую тележку, - неприветливо ответил тот.
Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил:
--Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье.
И третьему работнику путник задал тот же вопрос:
--Что ты делаешь, добрый человек?
Третий работник остановился, отер рукавом пот со лба, легкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был уложен фундамент, ответил:
--Я строю этот прекрасный храм.
Вот как по-разному можно сказать об одном и том же явлении и показать свое собственное отношение к происходящему.
Ученый, литературовед Д.С.Лихачев писал: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит».
–А что же можно понять о человеке, послушав его речь? Как вы думаете?
5) – Ребята, НА ЭКРАНЕ зашифрована фраза о языке. Прочтите ее.
К Й Г А И ( Любите наш могучий язык)
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
Составьте с этим высказыванием предложение с прямой речью. Запишите, составьте его схему.
6) (НА ЭКРАНЕ—портрет Маяковского, отрывок)
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести. (В.Маяковский)
-- Слово «убить» в стихотворении означает лишить жизни? В каком значении оно употреблено? (В переносном).
-- Вы с этими словами согласны? Обоснуйте свой ответ.
--Сейчас вы доказали мне правоту слов Маяковского.
Посмотрите НА ЭКРАН:
_________ - доказательства- _____________
--Такая цепочка вам ничего не напоминает? (Так строится рассуждение).
Правильно. Значит вы доказывали мне ТЕЗИС (вписать), осталось из всего сказанного сделать ВЫВОД (вписать) Какой же вывод мы сделаем? (нужно быть осторожным со словом, умело обращаться с языком, знать, чего ты хочешь достичь, используя те или иные слова). Молодцы!
--Ребята, теперь вы можете подобрать эпитеты к словосочетанию русский язык? (Могучий, великий, достойный)
8) Запишем с вами еще одно интересное предложение.
«Изучение и сбережение русского языка является необходимостью», - утверждал А.И.Куприн.
- Подведение итогов урока.
--Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память народа, его достояние. Мы любим свой родной язык и хотим, чтобы он развивался. Вам – беречь и сохранять его! Вам – передавать его будущим поколениям.
- Д/з. Последнее записанное предложение станет тезисом вашего домашнего сочинения-рассуждения. Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.
Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся. При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Изложение по тексту Куприна "Тапер"...
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...