использование компьютеров на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Солдатова Ирина Олеговна

использование компьютеров на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ipolz.komp_.na_ur.r.yaz_..doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ

Когда людей станут учить не тому, что они должны

думать, а тому, как они должны думать, то тогда

исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит с

тремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Я стараюсь учебные занятия организовывать так, чтобы каждый ученик с ограниченными возможностями здоровья усваивал теоретическую информацию в течение урока на основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного прогноза. Тогда учебная деятельность ученика является творческой, приносящей радость и наслаждение.

Конечно, существует много полярных взглядов на использование компьютера на уроке, но мир новейших технологий занимает все большее место в нашей жизни, и учитель просто обязан шагать в ногу со временем.

Акцент целей

-Формирование умений работать с информацией по русскому языку и литературе, развитие коммуникативных способностей, формирование культуры речи;

-Подготовка личности информационного общества.

-Предоставление ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

-Формирование исследовательских умений.

Можно выделить следующие   приемы  применения компьютерных технологий на уроках русского языка и чтения:

  1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.

         Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения.
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу.

  1. Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.
  2. Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом) (имеется возможность "скачивать" на  компьютер толстые тома художественной литературы из библиотеки Мошкова). При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применятУченики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.
  3. Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам:
  1. словарно-орфографическая работа;
  2. обзор творчества поэта, писателя;
  3. подготовка доклада о писателе, поэте;
  4. изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).
    Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровь к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
  1. Компьютерная демонстрация  мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.          

Таким образом, уплотнение информации путем сведения ее к единым логическим основаниям и прогнозирование информации в развернутом виде открывает широкие перспективы для развития творческого мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И эти перспективы открываются в главной зоне познавательной деятельности, являющейся в настоящее время ахиллесовой пятой, — в зоне усвоения теоретического материала. А, как известно, чем выше уровень творческого усвоения теории, тем выше результаты ее применения на практике.

Итак, на современном этапе информатизация обучения требует от учителей и обучающихся компьютерной грамотности. Учащимся всегда интересно работать с компьютерами, а учителю компьютерные технологии экономят время и помогают претворить в жизнь все творческие замыслы.

                   

Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2.    Беспалъко В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.

3.    Беспалъко В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 1971.

4.    Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М., 1988.

5.    Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 1991.

6.    Дидактические основы компьютерного обучения. - Л., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера на уроках английского языка как средство интерактивного обучения

Новые условия развития современного общества, Интернет и компьютеризация стимулируют развитие преобразований в преподавании английского языка в школе. Современный педагогический процесс невозможен без...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (статья)...

Сообщение на тему:« Новые обучающие средства.Компьютер на уроке русского языка».

Нужны ли они – новые обучающие средства и новые обучающие программы – или это просто дань моде на применение компьютера везде, где только можно?...

Использование компьютера на уроках иностранного языка в начальной школе

Способы использования и методы диагностики эффективности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Учащимся интересно использовать свои знания одновременно по русскому языку и информатике, они работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...