Использование компьютера на уроках английского языка как средство интерактивного обучения
статья по английскому языку по теме

Чаплинская Юлия Геннадиевна

Новые условия развития современного общества, Интернет и компьютеризация стимулируют развитие преобразований в преподавании английского языка в школе. Современный педагогический процесс невозможен без использования компьютера. Дети начинают пользоваться им ещё до школы. В школе, разве что, на уроке физкультуры не требуется  использование компьютера. Доклады, презентации, создание портфолио и множество других видов работ учащиеся выполняют на компьютере.

С помощью компьютера можно усовершенствовать и урок английского языка. Дети проявляют больший интерес к таким урокам, проявляют большую активность, работают с удовольствием. Практика показывает, что компьютерные программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chaplinskaya_yu.g._kompyuter.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Г.Чаплинская

Использование компьютера на уроках английского языка

как средство интерактивного обучения

Новые условия развития современного общества, Интернет и компьютеризация стимулируют развитие преобразований в преподавании английского языка в школе. Современный педагогический процесс невозможен без использования компьютера. Дети начинают пользоваться им ещё до школы. В школе, разве что, на уроке физкультуры не требуется  использование компьютера. Доклады, презентации, создание портфолио и множество других видов работ учащиеся выполняют на компьютере.

С помощью компьютера можно усовершенствовать и урок английского языка. Дети проявляют больший интерес к таким урокам, проявляют большую активность, работают с удовольствием. Конечно, требуется определённый период для подготовки учащихся  к работе с компьютерными программами. Но большинство из них достаточно просты, и дети начинают быстро ориентироваться в них. Такие программы как «Animals»  или «Tenses in English Grammar» легко осваиваются учащимися.

Практика показывает, что компьютерные программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

  • большую информационную емкость (что позволяет представлять языковую модель в разном контексте и в разных коммуникативных  ситуациях);
  • интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика;
  • создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника;
  • учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;
  • повышение познавательной активности школьников, а также усиление мотивации.

На компьютер переносится те виды работ, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так, например, учителям, преподающим на начальном этапе, хорошо известно, как много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление. Включение в процесс конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и осваивают новый сложный материал.

Например, программа  «Tenses in English Grammar», с которой ученики начинают работать в 3 классе. Материал, заложенный в программе, позволяет работать с ней в течение ряда лет на начальном и среднем этапах. В эту компьютерную программу входят:

-демонстрационный материал по грамматике;

-упражнения на закрепление употребления всех времён английского глагола;

-упражнения по теме «Согласование времён»;

-упражнения на закрепление трёх  форм неправильных глаголов.

Для закрепления и автоматизации навыка употребления того или иного грамматического явления необходимо организовать работу таким образом, чтобы учащиеся могли узнавать это явление  при  чтении, соотносить его с грамматическим явлением родного языка, определять его по формальным  признакам, употреблять его в устной и письменной речи. Все эти задачи можно решить с помощью компьютера. Так,  например, при закреплении форм в Past  Simple в программе предлагаются следующие задания:

1. Ask and answer the questions.

Целью этого задания является  формирование навыка внимательного чтения вопроса на основе установки данной на экране; навыка формулирования ответа на вопрос в той же видовременной форме, в которой поставлен вопрос.

2. Choose the proper tense form.

Данное задание помогает сформировать навык ориентирования  на указатель времени действия при выборе видо-временной формы сказуемого.

3. Choose the time signal .

Здесь формируется навык определения времени и характера действия по форме сказуемого.

4. Тype  in the verb.

Многократное повторение одной и той же языковой модели в компьютерной программе кажется незаметным и не очень навязчивым, и поэтому учебный материал усваивается хорошо. Если бы такую отработку пришлось проводить в рамках традиционных форм общения учителя и ученика, то урок превратился бы в элементарную зубрёжку, которой ученики не любят заниматься. Компьютерная программа создаёт среду общения, которая сильно мотивирует ученика. Учащиеся  относятся к таким упражнениям как к занимательной компьютерной игре.

Компьютер позволяет сделать  процесс обучения индивидуальным. Каждый ученик работает со своей скоростью.

Конечно, успех работы на компьютере во многом зависит от учителя (методика работы,  составление упражнений  и т. д.), но благодаря компьютеру можно  сделать процесс изучения иностранного языка интересным и увлекательным.

Компьютер может также стать уникальным средством для дистанционного обучения английскому языку, что немаловажно для учащихся, находящихся на домашнем обучении или проживающих в удалённых сельских районах, да и просто часто болеющих учеников, а это не редкость в наши дни. Никому не хочется отставать от своих одноклассников. И поэтому компьютер может стать панацеей в таких случаях. Обучение различным видам иноязычной речевой деятельности можно проводить дистанционно благодаря доступу к постоянно обновляющимся источникам дидактической языковой информации и возможности индивидуального общения учителя с учеником через e-mail и Skype. Учебные материалы для дистанционного обучения, являясь основным источником дидактической информации для обучаемого, должны отбираться учителем английского языка с особенной тщательностью. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности ученика: уровень его подготовки, умение пользоваться компьютером. Необходимо чтобы учащийся овладел достаточно быстрым печатанием не только на русской, но и на английской клавиатуре. При разработке учебных материалов для осуществления дистанционного обучения английскому языку важным вопросом является способ представления данных материалов. При этом важно удобство способа представления учебной информации (текстов, иллюстраций, таблиц), возможность её тиражирования. С учётом этих требований здесь вполне подойдут такие носители учебной информации как компакт-диск и электронная версия, размещаемая в памяти сервера сети. Каждый из этих способов хранения имеет свои достоинства и недостатки.

Учебный материал на компакт-диске – отличное средство наглядности. Здесь могут размещаться и тексты, и звуковые, и анимационные, и видеоматериалы. Для  CD-версии характерна относительная автономность по отношению к телекоммуникационной сети, т. е. возможность работать с материалом в режиме of-line, когда уже вся необходимая для обучения информация находится в компьютере ученика. Если, конечно же, ходом урока не предписывается  телекоммуникационное общение  учащегося с учителем. Но недостатком CD-версии является то, что она не может быть скорректирована по ходу обучения.

Учебный материал, размещённый на сервере, может оперативно корректироваться  при необходимости. Здесь могут добавляться дополнительные задания для наиболее успевающих учеников или, наоборот, для отстающих. Могут также размещаться задания по работе с недавно появившимися интересными www-страницами на иноязычных серверах изучаемого языка.

Будет правильнее предоставить право выбора способа представления учебного материала самому учащемуся. Он сделает этот выбор, исходя из собственных возможностей и особенностей. Поэтому курс  дистанционного обучения необходимо разрабатывать в двух версиях. Они будут взаимно дополнять друг друга и адаптировать учебный  курс к предпочтениям самих учащихся и к их возможностям.

Межличностное общение в системе Skype обеспечивает полноценную схему в процессе обучения английскому языку, включая прямую и обратную связь между учеником и учителем. Но по сравнению с «живым» общением здесь всё-таки ограничиваются функции учителя. Он перестаёт выполнять ведущую роль в донесении  информации, уступая её, учебным материалам, находящимся в распоряжении учащегося. Основной  функцией учителя становится организационно консультативная функция. Преподаватель решает задачу управления ходом работы ученика с учебными материалами по предмету.

Основная методическая проблема дистанционного обучения английскому языку – это достижение поставленных учебных целей при довольно ограниченных возможностях управлять ходом учебного процесса. Закономерное ослабление роли учителя при дистанционном обучении может быть компенсировано методическими средствами, содержащимися в учебных материалах, которые использует ученик.

Особенности психолого-педагогических условий осуществления учебного процесса присущие дистанционному обучению английскому языку определяются тем, какими возможностями обладают учитель и ученик для межличностного общения друг с другом. Во время дистанционного обучения английскому языку межличностное общение между учителем и учеником развивается весьма динамично, причём инициирование этого общения возможно со стороны любого из перечисленных субъектов учебного процесса. Именно эта особенность позволяет сделать дистанционное обучение через Интернет по форме существенно отличающимся от заочного и в какой-то мере приблизиться к очному.

В завершении хотелось бы подчеркнуть, что в современном мире информационных технологий образовательным программам не обойтись без использования компьютера, а уроки английского языка (дистанционные они или традиционные) только выиграют от его использования.

Список используемой литературы

1.Ангеловски, Крсте Учителя и инновации. – М. Просвещение,2011

2.Гузеев В. В. О новых формах организации обучения.-Педагогика,1998

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.,1987

4.Лизинский В. М. Диагностика успешности учителя. М.: Педагогический поиск,2013.

5. Соловьёва О. В. Обратная связь в межличностном общении. - М.; изд-во МГУ, 1992

6. Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. – Екатеринбург, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

 Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработ...

Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции.

В этой статье вы сможете познакомиться с методикой использования видеоматериалов на уроках английского языка....

Методический семинар "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство повышения качества работы учащихся"

Педагогический опыт работы учителяанглийского языкаСалчак Снежаны Степановны...

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса""

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса"" (выступление на ГМО)...

Использование фразеологизмов на уроках английского языка как средства повышения лингвистических компетенций учащихся

Презентация выступления на МО учителей иностранного языка по теме "Использование фразеологизмовна уроках английского языка как средства повышения лингвистических компетенций  учащихся"...