Сообщение на тему:« Новые обучающие средства.Компьютер на уроке русского языка».
статья на тему
Нужны ли они – новые обучающие средства и новые обучающие программы – или это просто дань моде на применение компьютера везде, где только можно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ – СОШ с.Росташи
Аркадакского района Саратовской области
Сообщение на тему:
« Новые обучающие средства. Компьютер на уроке русского языка».
Нужны ли они – новые обучающие средства и новые обучающие программы – или это просто дань моде на применение компьютера везде, где только можно? Ведь русскому языку успешно учат уже сотни лет. В старые времена дамы и господа из обеспеченных семейств были поголовно грамотны, хотя у них компьютеров не было. Не секрет, что с грамотностью у нас в стране сейчас, мягко говоря, не очень хорошо. Где же мы «теряем» учеников? Попробуем разобраться.
Весь учебный процесс можно разбить на три этапа: объяснение нового материала, отработка навыков и контроль знаний. На первом этапе компьютер не нужен ни учителю, ни ученику. Для любого учителя самое простое – это объяснить новый материал. Да и для ученика выучить правило намного легче, чем научиться его применять.
В свое время компьютер пришел в школу именно на волне увлечения компьютерным контролем знаний. Такого рода программ множество, но учителя их не жалуют. Проработав с классом хотя бы полгода, серьезный учитель знает своих учеников, и оценка нужна для стимулирования учебной деятельности ( только как кнут или пряник). Вот почему любая программа должна быть в первую очередь обучающей, а контролирующие программы без обучающего эффекта кажутся вредными.
Между изложением нового материала и контролем за успехами в его изучении лежит долгий , нелегкий и неинтересный путь – отработка навыков и закрепление. Чтобы правило начало «работать», приходится долго и нудно выполнять однотипные задания на это правило. Долго – чтобы в привычку вошло. Нудно – потому что ничего нового не узнаешь, все одно и то же. И мы, учителя, выдумываем все что угодно, лишь бы сделать поинтереснее, поразнообразнее это «одно и то же». Ради этого мы готовы хоть компьютер, хоть самого чёрта на урок пустить.
А теперь подумаем: почему даже плохой репетитор лучше хорошего учителя? Да он во время тренировки ученика буквально за руку ведёт: пишет тот неверно, а репетитор ему: «Стоп! Подумай!» Вот и привыкает ученик писать только правильно( срабатывает зрительная память). А на уроке? Написал наш Вася «карова» в тетради. Посмотрел: всё правильно! Глаза запомнили и рука запомнила. Сдал он тетрадку учителю, домой пошёл – думает: всё правильно. Получил он свою тетрадь в лучшем случае на следующий день, увидел оценку (ошибки вряд ли стал рассматривать), потом эту тетрадку порвал и выкинул, «чтоб мамка не заругала». На следующем уроке – то же самое. А как быть, если у нас не один ученик, а целый класс?
Понятно, почему раньше обеспеченные дамы и господа грамотными были: их частные учителя или хотя бы гимназисты старших классов один на один тренировали. Вот тут-то и может помочь компьютер с умно написанной программой. Заметьте: только помочь, не заменить все остальные приемы и методики, просто встать в один ряд с ними.
Какой должна быть программа компьютера, для того чтобы он стал таким помощником? Прежде всего она не должна пытаться заменить учителя. Учитель должен быть хозяином положения. Только он знает своих учеников и их трудности. Итак, каковы основные принципы, требования:
- учитель мог бы закладывать в программу любой свой материал;
-учитель должен иметь возможность использовать в течение одного урока сколько ему угодно вариантов заданий той сложности и объема, которые он считает нужными;
-каждое свое действие ученик должен иметь возможность проверить. Основной обучающий эффект программы должен заключаться в немедленной реакции на ошибку. Если ученик ошибся, то программа заставляет исправить свою ошибку, или, убрав неверный ответ, покажет верный. В памяти ученика будет сохраняться именно верная информация. Также в случае ошибки тут же можно обратиться к правилу, с помощью которого можно верно ответить на вопрос. Тогда и наш Вася заодно и правила вспомнит. Кстати, немедленная реакция машины на каждое действие очень нравится ученикам. Любому хочется быть уверенным в своей правоте или хотя бы знать, в чем он не прав, но знать не завтра, а сейчас. Дадим учащимся любого класса письменную работу. Какой первый вопрос зададут они нам на следующем уроке? Проверили? Работая с компьютером, даже двоечник, когда получает оценку, не расстраивается, а пробует еще раз и часто работает лучше, чем в тетради;
- дизайн программы. Развлекательные моменты в обучающих программах могут только принести вред: разные зверюшки, предлагающие вопросы, красивые картинки, не имеющие отношение к предмету, призовые игры за правильный ответ и т.д. ничто лишнее не должно отвлекать от изучаемого.
- внешний вид программы. Текст на экране должен быть максимально крупным и его должно быть не больше, чем необходимо. В наших школах итак полно очкариков и без компьютеров.
- чтобы ученик не был ограничен во времени. Как только от ученика требуется скорость ввода ответов, программа становится клавиатурным тренажером, который учит скорости реакции, расположению клавиш на клавиатуре – чему угодно, но не правилам русской орфографии и пунктуации.
И вот такой программой, которая удовлетворяет вышеперечисленные принципы, является «Фраза». Она прошла испытания в школе с сотнями детей разного возраста, развития, заинтересованности, образованности. Программа даже имеет сертификат Министерства образования Российской Федерации. Пользователю предоставляется 600 вариантов, разбитых по классам, а внутри классов – по темам. Предлагаемые варианты охватывают весь школьный курс и содержат более 60 заданий на заключительное повторение в старших классах. Эта программа полезна и для абитуриентов.
Пользователю предлагаются по очереди фразы ( отсюда и название) , состоящие из одного или нескольких коротких предложений(не более 100 символов). В каждой такой фразе может быть пропущено несколько букв или знаков препинания. Компьютер последовательно показывает карандашиком на пропущенные символы и ожидает ответа ученика.
Захотелось попробовать? Я приглашаю занять места за компьютером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Статья о новых подходах в обучении на уроках русского языка
Данная статья раскрывает новые подходы в изучении русского языка на уроках...
Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я ...
Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"
Сообщение на тему: "Активизация речевой деятельности учащихся на уроках иностранных языков"...
Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувст...
Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»
Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...