Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка
статья по русскому языку по теме
Повышение внимания учащихся "видеть правила" в текстах. Систематичность работы по самопроверке. Выявление пробелов в знаниях по языку. Как приучать к внимательному чтению заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metoddokument_microsoft_office_word.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лариса Николаевна Бесспалая,
учитель русского языка и литературы,
Краснодарский край, г.-к. Анапа,
с. Сукко, ООШ № 17
Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе упражнений. Особую важность приобретает контроль за классными и домашними работами учащихся.
Повышение внимания учащихся «видеть правила» в предложениях является важнейшим условием в формировании практических умений на применение теоретических знаний по русскому языку. Актуализация работы в этом направлении вызвана подготовкой к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Необходимо обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также развить потенциальные возможности и мыслительные способности учащихся.
Главный упор при изучении русского языка в 5-9 классах делаю на развитие познавательных процессов учащихся через систему специальных упражнений по самопроверке. К ним относятся внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память. Они тесно связаны между собой, комплексное развитие этих процессов приводит к высоким результатам в обучении. На уроках учащимся систематически предлагаю исследовать предложения методом самопроверки. Это способствует осмысленному, целенаправленному применению знаний по русскому языку. По мнению самих учащихся « домашнее задание помогает мне улучшить знания в области определенного предмета. Но не всегда это понимаешь и выполняешь задание правильно. Чтобы не возникало таких моментов, в этом помогает самопроверка. На уроках русского языка Лариса Николаевна учит нас опознавать изученные языковые явления в предложениях. Находишь ошибки и проверяешь свои знания по русскому языку. Мне самопроверка помогает запомнить и повторить нужные правила, уточнить правильно ли выполнила упражнение, все ли знаки препинания на месте. Орфография и синтаксис, лексика и фразеология, морфология, пунктуация и словообразование - всё это можно повторять во время подготовки домашнего задания по русскому языку. Зная заранее, что можно за самопроверку получить оценку, я стараюсь обратить внимание на орфограммы, знаки препинания, повторить правила и получить высокий балл за выполненную работу, т.е. правильно объяснить написанное. Считаю, что метод самопроверки помогает лучше знать русский язык» (Ясинская Альбина, 7 класс, 2011 год).
Следует отметить, что если такая работа проводится на уроках не от случая к случаю, а систематически, то учащиеся при самопроверке начинают использовать графическое объяснение написанного. Подробно приём графического объяснения можно найти в книге Богдановой Г.А. «Опрос на уроках русского языка». ( М., 1996) Вот как выглядит предложение, предназначенное для самопроверки. (Упражнение 253 из учебника для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба)
1.Вдали (наречие, словарное слово, В-приставка, пишем слитно) по-прежнему (наречие, ПО-приставка, -ЕМУ -суффикс, пишем через дефис) машет (глагол, 1 спряжение, -ЕТ окончание) крыльями (Ь для обозначения мягкости согласного Л) мельница,(запятая разделяет простые предложения) и (сочинительный союз, соединяет грамматические основы «мельница машет и она похожа» в сложносочинённом предложении) всё ещё она похожа (краткое прилагательное, сказуемое) на маленького (–ЕНЬК- уменьшительно - ласкательный суффикс) человечка (ЧК, ЧН без Ь), размахивающего руками (причастный оборот стоит после определяемого существительного ЧЕЛОВЕЧКА, поэтому выделяется запятой; РАЗМАХИВАЮЩЕГО- действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ЮЩ-; размахивающего (чем?) руками – причастие с зависимым словом называется причастным оборотом). Таким образом, проверяю знания и умения учащихся, выявляю пробелы, над которыми надо работать. Если в предложении встречаются неизученные темы, применяю опережающее обучение.
Опытом проверено, что самопроверка помогает формированию у школьников умения находить и объяснять орфограммы и знаки препинания, развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру учащихся, даёт возможность постоянно заниматься попутным повторением, находить ответы на неизученные темы. Важно, что ребята приучаются к внимательному чтению написанного, проверяют и находят ошибки, выполняют грамматические задания согласно требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение грамотности и совершенствование коммуникативных способностей на уроках русского языка
из опыта работы...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
Доклад на тему "Приёмы повышения грамотности учащихся на уроках русского языка"
В докладе приводятся некоторые приёмы, обеспечивающие повышение грамотности учащихся на уроках русского языка, методы работы с обучающимися....
Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...
«Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»
Мастер – класс на тему: «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»...
Некоторые приёмы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы)
Целью данной работы является обмен опытом в организации и методике подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех его сдачи зависит от множества при...
Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»
Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы....
Комментарии
Развитие речи и повышение грамотности учащихся