Повышение грамотности и совершенствование коммуникативных способностей на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Ложко Елены Анатольевны,
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №4 с. Нижняя Александровка
Минераловодского района.
С 1996 года работаю в МОУ СОШ №4 с. Нижняя Александровка учителем русского языка и литературы.
В работе по русскому языку использую учебный комплекс, созданный авторским коллективом под руководством проф.В.В.Бабайцевой (учебник «Русский язык. Теория.» для 5-9 классов; сборник задач и упражнений «Русский язык. Практика.» для 5,6,7,8,9 классов; пособие «Русская речь» для 5,6,7,8,9 классов; методические рекомендации).
За это время накопила опыт работы по развитию речи, повышению грамотности и коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка в условиях адаптивной системы обучения.
На современном этапе развития школы большое внимание уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Особую актуальность приобрела эта работа, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно стало сказываться снижение уровня речевой культуры в целом.
В связи с этим встал вопрос о решении двух важнейших задач – повышения уровня речевой культуры учащихся и совершенствования их правописных умений – в органическом единстве.
В своей работе стремилась повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, но это не вызывало у учащихся потребности в этом. Поэтому наряду с повышением грамотности поставила своей задачей повышение уровня речевой культуры учащихся. Ведь только развитая речь приводит к потребности её правильного орфографического и пунктуационного оформления.
Использование текста на уроках орфографии и пунктуации позволили решить сформулированную задачу – формировать правописные и речевые навыки в единстве.
В качестве дидактического материала привлекаю текст в первую очередь на тех этапах изучения орфографических и пунктуационных правил, когда нужно было показать роль грамотного письма в коммуникации, в условиях общения. Убеждаю учащихся в том, что правильное оформление содержания текста и его орфографическое и пунктуационное оформление образуют органическое единство двух сторон грамотной письменной речи, что грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.
С этой целью использую следующие упражнения и задания: осмысление содержания текста в процессе расстановки знаков препинания; сравнение и анализ вариантов расстановки знаков препинания в одном и том же тексте; анализ расстановки знаков препинания в стихотворных текстах и осознание её влияния на смысл сказанного, на придание ему предельно эмоционального звучания; исправление орфографических и пунктуационных ошибок в специально подобранных текстах, где подобные ошибки приводят к искажению смысла высказывания; сравнение и анализ вариантов написания слов в текстах, где выбор того или иного варианта обусловлен содержанием, смыслом текста, его жанровой и стилистической характеристикой.
Приведу примеры подобных заданий:
1.Проанализируйте примеры из письменных работ учащихся. Можно ли назвать постановку знаков препинания в них «толковой»? Почему?
2.Постарайтесь вникнуть в смысл и построение стихотворения и расставить знаки препинания так, чтобы они соответствовали его замыслу.
3. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
ты ждешь меня.
Как по-другому можно было бы написать сочетание давно, давно?
( давно-давно.)
Почему автор выбирает именно этот вариант написания?
Интерес к решению орфографических и пунктуационных задач появился у учащихся только тогда, когда они осознали их значимость для решения задач более высокого порядка, обусловленных содержанием высказывания и его коммуникативной направленностью.
Большое значение имеет использование текстов на этапе формирования орфографических и пунктуационных навыков, после того как изучено соответствующее правило. Прибегая к различного рода списываниям и диктантам, использую разнообразные виды упражнений и заданий, которые позволяют активизировать внимание учащихся, вызывать у них интерес к содержанию переписываемого текста: перестановка частей переписываемого текста или другая их группировка; дописывание фраз; постановка вопросов; сокращение текста; ответы на вопросы.
Тексты подбираю с учетом общего развития учащихся, степени сформированности у них навыков правописания, уровня развитости речевой культуры. При организации работы с текстом направляю внимание учащихся на осмысление содержания текста, его композиционного членения, стилистической характеристики. С этой целью упражнения сопровождаются заданиями следующего характера: пересказ записанного текста; составление плана его; определение основной мысли; озаглавливание текста; определение роли тех или иных языковых средств в передаче содержания, в композиционном членении текста и т.п.
Тексты для проведения тренировочных диктантов, прежде всего предупредительных и объяснительных, подбираю с учетом характера работы по развитию речи, специальных задач, решаемых в каждом конкретном случае. Это могут быть, например, более или менее законченные отрывки из произведений учебной и научно-популярной литературы по филологии, содержащие образцы рассуждений на лингвистические и литературоведческие темы, которые в ходе рассредоточенной подготовки к изложениям и сочинениям различных жанров анализируются в различных аспектах (правописание; нормы употребления языковых средств; средства, использованные для связи частей, обозначения новой темы; подбор лексических и грамматических синонимов). Анализ подобных текстов помогает учащимся овладеть стилем научного изложения, нормами, обеспечивающими
Подбор дидактического материала обусловлен не только собственно орфографическими или пунктуационными проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное, - научить учащихся правильно оформлять свои мысли в письменной форме.
Также широко использую свободные диктанты, диктанты с продолжением, с другими видами дополнения записанного текста (к данному тексту написать вступление или вступление и заключение одновременно). Даже с таким сложным видом сложной работы, требующего от учащихся более глубокого осознания замысла текста, лаконичности изложения, умелого использования языковых средств, мои ученики справляются.
Особое место среди диктантов занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Типы творческих диктантов, которые использую в работе:
- придумываются и записываются слова – примеры на определенную орфограмму. Одно или ряд таких слов записываю на доске. Из записанных слов учащиеся составляют предложения.
- в соответствии с изучаемой темой подбираем и разбираем слова; сними составляем предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме.
- прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены.
- творческий диктант на вставку слов по картине в каче6стве подготовительного этапа перед написанием сочинения по картине.
Кроме того, использую тексты контрольных диктантов как тексты-образцы в процессе подготовки учащихся к написанию какого-либо сочинения. Это значит, что текст контрольного диктанта подби рается так, чтобы его содержание послужило основой познания тех или иных правил оформления будущего сочинения. Текст контрольного дик танта становится в этом случае звеном работы по развитию речи.
Содержание текста контрольного диктанта, который используется как текст-образец, лучше анализировать после его проверки, на уроке, посвященном работе над ошибками. Использование текста диктанта как текста-образца удобно еще и потому, что он записан в тетрадях учащихся, обращение к нему не представляет никаких трудностей, что облегчает работу с ним в целом.
Приведем пример такого текста.
Правило — самоинструкция — тренировка.
Что нужно для того, чтобы прийти к пунктуационной грамотности?
Во-первых, знать правила. Некоторые из вас в глубине души с этим не согласны: можно знать правила, а писать с ошибками. Но люди, которые пишут грамотно, вроде бы не зная правил, на самом деле их знают. Они могут не помнить их наизусть, но они могут действовать на основании правил.
Чтобы действовать на основании правил, надо построить ход рассуждений в виде схемы, таблицы или словесной инструкции для себя, то есть самоинструкции. В ней указыва ются все действия, необходимые для того, чтобы правило работало.
Кроме того, обязательно указывается после довательность этих действий.
Однако само по себе умение составить и запомнить инструкцию еще не обеспечивает грамотного письма. Умение применять ин струкцию на практике приходит только благодаря тренировке, благодаря постоянным упражнениям.
Итак, знание правил, составление инструк ции по его применению, тренировка обеспечи вают грамотное письмо, если расставляешь знаки препинания в готовом тексте, например в упражнении учебника. (По Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко).
После проверки диктанта, на уроке, посвященном анализу ошибок, проводится и анализ содержания текста. Учащимся предлагаются сле дующие вопросы и задания:
- Какова тема текста? О чем в нем говорится?
- Определите жанр и стиль текста. Приведите примеры текстов на лингвистическую тему.
3. Определите композицию текста: выделите тезис, доказательства, обобще ние (вывод).
- Какую роль в тексте играет союз однако, начинающий один из абзацев? Что он соединяет? Каким союзом его можно заменить? Какой из синонимов более употребителен в научном стиле речи?
- Укажите слова, с помощью которых автор указывает последовательность рассуждения. Для чего нужны слова подобного рода?
- Каким образом завершается рассуждение? Что указывает на завершение текста? Подберите синонимы к вводному слову, которое указывает на концовку текста.
7. Зачем, с какой целью создаются тексты подобного рода?
Вопросы и задания могут варьиро ваться, дополняться им подобными, но в любом случае они должны способствовать достижению соответ ствующей цели: на основе целого текста продемонстрировать учащимся взаимодействие различных языковых единиц в процессе решения конкрет ной коммуникативной задачи.
Заканчивая анализ, предлагаю учащимся дома подготовить письменную работу на лингвистическую тему (например, подготовить ответ на вопрос: «Как применить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении?»
С удовольствием учащиеся готовят сообщения или пишут сочинения, в которых они обобщают полученные знания по орфографии и пунктуации. Темами таких работ могут быть:
- «Роль знаков препинания в передаче смысла высказывания»;
- «Особенности постановки знаков препинания в стихотворении»;
- «Почему я допускаю орфографические и пунктуационные ошибки»;
- «Общее и различное в написании не и ни в местоимениях и наречиях» и т.п.
В таких работах учащиеся обобщают полученные знания по орфографии и пунктуации, приводя их в систему; определяют роль этих знаний в решении задач речевого (коммуникативного) характера; осваивают правила построения текстов научного стиля речи. Сочинения подобного характера интересны учащимся, они пишут их нестандартно, обнаруживая стремление прямо и аргументированно отвечать на вопрос, заключенный в формулировке темы, сделать необходимые при этом наблюдения и обобщения.
На первый план выдвигаю практическую цель – формирование навыков общения и практическое пользование языком (особенность коммуникативного преподавания русского языка). Главным средством создания возможностей общения на уроке считаю специальную систему ситуативных упражнений (коммуникативных). Это прежде всего коммуникативные целевые установки. На своих уроках часто употребляю установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника («согласитесь», «подтвердите», «продолжите сказанное»); установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам («выразите радость (огорчение, сомнение, удивление)»); установки, побуждающие к совершению действия или его запрещению («попросите», «пригласите», «предложите»); установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора («поправьте меня», «уточните», «выясните», «объясните», «возразите мне»). Ситуативные упражнения помогают формированию не только коммуникативной, но и лингвистической компетенции, стимуляции познавательной деятельности. Например, при изучении предложений по цели высказывания: «Вы не знаете, как решить задачу, и хотите, чтобы ваш товарищ объяснил вам её. Как можно выразить просьбу разными по цели высказывания предложениями?»
В базовую программу органично вводится углубленный компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности. Поэтому я рассматриваю текст в аспекте теории информации, в плане формирования коммуникативного ядра личности и качеств хорошей речи, что определяет специфику языковой личности школьника.
Текст и его особенности | Структура коммуникативного ядра личности | Качества хорошей речи |
Собственно информационный текст. Описывает событие, ситуацию. Возможно только одно толкование текста. Научный и официально-деловой текст. | Понимание осуществляется при помощи трех основных умений: точно определить тему, идею, направление речемыслительной деятельности. Процесс понимания опирается на волю и способности читателя, на речемыслительную наблюдательность. Важным является умение определять опорные слова и их значения, и прежде всего термины. | Правильность – ступень, предполагающая соблюдение норм литературного языка. Точность, при которой значения слов соответствуют понятиям. Логичность, обеспечивающая соответствие связей значений слов, словосочетаний, предложений законам логики, законам мышления. Чистота, запрещающая употребление чуждых литературному языку слов и оборотов. Доступность, облегчающая восприятие информации, заложенной в тексте. Богатство и разнообразие связано с использованием многих и разнообразных единиц языка. |
Оценочно-информационный текст. Описывает событие, ситуацию и содержит авторскую оценку. Три интерпретации: отрицательная – нейтральная – положительная. Публицистический, художественный, разговорный текст. | Восприятие на основе парадигматических отношений (выбор и обоснование оптимального варианта общения). | Действенность, подчиняющая, увлекающая слушателя или читателя вслед за автором. Уместность, при которой языковая структура речи приведена в соответствие с условиями общения. Выразительность, воздействующая средствами языка не только на ум, но и на эмоции, поддерживающая внимание и интерес слушателя (читателя). |
Образно-оценочно-информационный текст. «Рисует» ситуацию и содержит авторскую оценку. Обладает многозначностью и допускает бесконечное количество толкований. Стихотворный и прозаический текст. | События: содействие, сознание, соучастие, сопереживание, сопричастночть,сотворчество, Соавторство. | Образность, формирующая конкретно-чувственные представления о действительности. |
Данная типология учебного текста как предмета изучения и средства обучения определяет основные направления в формировании у школьников общеучебных умений текстовосприятия в моей работе.
Начинала такую работу с анализа собственно информационных текстов, так как эти тексты допускают только одну интепретацию, а употребление в них слов полностью определяется их словарными значениями. Искаженное понимание смысла текста предупреждаю использованием толковых и энциклопедических словарей.
На втором этапе работаю с учениками с оценочно-информационным текстом. Сначала исследуем небольшие по объему тексты – пословицы, поговорки, афоризмы, а затем – образцы публицистического стиля.
Только потом предъявляю учащимся образно-оценочно-информационный (художественный) текст, на основе которого формируется высшее качество хорошей речи – образность.
Для реализации индивидуально-проблемного метода включаю следующие задачи, где усваиваются новые знания и совершенствуются имеющиеся умения.
1.Поиск несоответствия и устранения противоречия (ошибки) в «ущербном» тексте.
2.Определение речевой доминанты. Речевая доминанта обнаруживается по ключевым словам, являющимися центрами текстового семантического поля.
3.Использование приема наложения текстового значения на словарное.
4.Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации.
5.Общение с текстом и другим читателем. Аргументация своей точки зрения при анализе текста, выявлении подтекста. Реконструкция образа автора.
6.Сопоставление разных текстов и выбор информации, необходимой для конструирования собственных знаний.
7.Использование приема наложения (аппликации) для выявления образных средств текста.
Осознавая родной язык как средство саморазвития, учащиеся постигают себя и другого человека, принимают иную точку зрения, уважая позицию её автора. Ведь развитие языковой личности непрерывно движется «от красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон).
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Для того, чтобы уровень проведения урока был достаточно высоким, стараюсь в ходе подготовки урока сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой. В условиях адаптивной системы обучения (АСО) – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе.
Для организации самостоятельной работы на уроках практикую работу в парах. В рамках АСО самостоятельную работу учащихся на уроке провожу с использованием трех видов пар: статической (совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой), динамической (малая группа в 4 человека, где объединяются учащиеся, сидящими за соседними партами), вариационной (малая группа в 4 человека, где каждый работает то с одним, то с другим соседом). Статические пары формирую по желанию учащихся.
В периоды учебного процесса в классе могут присутствовать ученики четырех типов:
Н – некомпетентные, не достигшие еще минимального уровня, не умеющие пока выполнять даже шаблонные задания;
М – достигшие минимального уровня;
О – достигшие общего уровня;
П – ученики, вышедшие на продвинутый уровень и совершенствующиеся в нем.
Стараюсь, чтобы учебный процесс дал каждому ученику возможность пройти, насколько он может или хочет, всю схему усвоения материала:
Н – М – О – П
Такая технология обучения позволяет учитывать личностные способности и возможности каждого учащегося.
Обычно группы создаю на этапе закрепления изученного материала. Их состав определяю дидактическими, психологическими и управленческими целями и зависит от результатов контроля.
Каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи. Группа получает задание на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах. При этом не всегда для меня важно, правильно ли выполнено задание. Процесс важнее результата.
Также использую одну из форм работы в малых группах – проведение творческих дискуссий. Каждый может участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение, отношение, критиковать выступление товарища.
На уроке использую многоуровневые задания, часто творческого характера. Объем и трудности заданий увеличиваю от уровня к уровню.
На уроке чувствую себя равноправным членом ученического коллектива, консультирую, оказываю помощь всем, нуждающимся в ней.
Исследования способов формирования познавательной активности учащихся показывают, что организация учебной деятельности в форме малых групп стимулирует развитие коммуникативных способностей учащихся. Технология формирования состава малых групп учитывает межличностные отношения, уровень знаний по предмету, развитие речевых умений и навыков, и это уже является предпосылкой активности учащихся в процессе решения учебной задачи. Характер заданий тоже стимулирует познавательную устремленность каждого учащегося, входящего в состав малой группы. Их специфика состоит в том, что они создают ситуацию речевого общения, включающую следующие этапы коллективной учебной задачи, выбор путей её решения, распределение рабочих функций между членами группы, подготовка ответа-отчета по результатам совместной работы. Ответ – это конструирование текста в заданной речевой ситуации: ребята осмысливают объем содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем жанре и стиле речи, корректируют, то есть приводят в соответствие с литературной нормой.
Участие в групповой работе является значительно большим стимулом развития потенциальных интеллектуальных и лингвистических способностей слабоуспевающих учащихся, чем индивидуальная работа с ними учителя.
Чтобы групповая учебная деятельность была более результативна, на уроках русского языка сначала провожу работу с учебным текстом: наблюдение, редактирование, конструирование его. Такие упражнения способствуют формированию у учащихся минимальных базовых коммуникативных навыков. Межгрупповая учебная деятельность учащихся поднимает их коммуникативные умения и навыки на новый качественный уровень. Характер заданий предполагает контакт-диалог малых групп, результат которой в меньшей степени зависит от психологической совместимости его участников, чем при внутригрупповом общении.
Осуществляю внутриклассную дифференциацию обучения для оказания методической помощи каждому учащемуся. Считаю эту форму наиболее эффективной. Она позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха, подбор ученику адекватных его индивидуальным способностям и возможностям методов и средств обучения. Использование дифференциации на основе интересов учащихся и уровня их обученности позволяет предоставить им свободу выбора выполнения учебных задач , что повышает самостоятельность учащихся, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а следовательно, укрепляет здоровье.
Особое внимание в укреплении здоровья играют формы организации учебно-познавательной деятельности. Доминирование на всех этапах обучения фронтальной формы организации приводит к мышечной зажатости, скованности, возникновению сколиоза. Поэтому творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы позволяет снимать на уроках динамическое напряжение и эмоционально насыщает учебный процесс.
Организация работы таким образом над развитием культуры речи, повышения грамотности и коммуникативных способностей в системе адаптивного обучения позволяет ученикам получать прочные и стабильные знания по русскому языку, без которых не возможно себе представить жизнь современного человека.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №4 с. Нижняя Александровка Ложко Е.А.
Минераловодского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка
Повышение внимания учащихся "видеть правила" в текстах. Систематичность работы по самопроверке. Выявление пробелов в знаниях по языку. Как приучать к внимательному чтению заданий....
Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка
Данный материал преназначен для молодых специалистов....
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка
В процессе обучения учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться в устной форме. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух-аудирование и ...
Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.
Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...
Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистовС...
Совершенствование и развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка
В данном материале представлена презентация поэтапного обучения лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе.В нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирова...