Урок русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
2 класс
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слов».
Цель: отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
Задачи:
1.Обучающие:
- Закреплять умение видеть орфограмму корня (правописание безударных гласных).
- Сопоставление двух орфограмм: правописание проверяемых безударных гласных в корне и непроверяемых.
- Формирование навыков правописания и самоконтроля.
2. Развивающие:
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развивать умение анализировать, делать выводы.
- Расширение кругозора.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
- Воспитывать самостоятельность и организованность.
Вид урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок - путешествие
Наглядный материал: доска с необходимыми записями, карточки с гласными буквами, алгоритм проверки безударной гласной, схема, фигурка Незнайки.
Дидактический материал: лист с заданиями для каждого ученика, орфографический словарь, толковый словарь, фразеологический словарь, словарь синонимов, антонимов.
Ход урока
Этап урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
Организационный момент | Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. - Проверьте всё ли у вас готово к уроку. - Сегодня мы отправляемся в путешествие, в ходе которого нам предстоит вспомнить многое из того, что уже изучили, узнать что- то новое. Я желаю вам успехов и удачи. - Отправляемся в путь. У вас на парте лежит маршрутный лист. Давайте найдём начало нашего пути. - Возьмите листы и запишите число, классная работа. - Вспомните правила посадки при письме, как правильно положить лист. | - Учащиеся проверяют готовность к уроку. - Проверяют свою посадку, положение листа. - Записывают: ………….апреля. Классная работа. |
Чистописание | - Сейчас мы проверим вашу наблюдательность (на доске карточки с гласными буквами, 5 карточек перевёрнуты) - Какие буквы спрятались? - Давайте вспомним написание этих букв, именно они будут часто встречаться в заданиях (показ на доске) | - а о е и я - Прописывают буквы |
Определение темы урока | - Что объединяет эти буквы? - Когда мы будем проверять их написание? - В каком случае мы будем смело писать букву? - Кто догадался, какая будет тема урока? - Запишем тему нашего урока. | - Написание этих гласных нужно проверять. - Когда звук, который необходимо обозначить буквой находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение? - Когда гласный находится в сильной позиции, т.е. под ударением. - Мы будем учиться проверять безударные гласные. - Ученики записывают зелёной ручкой. Правописание безударных гласных в корне слов |
Словарно- орфографическая работа | - Прежде чем мы отправимся в путь, я хочу познакомить вас со словом, которое нам встретится на прогулке не раз. - Отгадайте загадку Куда бежит – сама не знает. В степи ровна, В лесу плутает, Споткнётся у порога. - Что это? - Что означает это слово? - Напишите слово – отгадку. Разделите на слоги, поставьте ударение. Если у вас есть сомнение, можете написать слово с буквенной дробью. - Как называется гласная, на которую падает ударение? Какая гласная требует проверки? - Давайте подберём проверочное слово. Какой способ проверки нам известен? - Как мы называем такие слова? Как узнать их написание? - А каким словом можно заменить слово дорога? -Напишите. - Как называются такие слова в русском языке? - А какое противоположное по значению слово? - Напишите. - В нашей речи мы можем употребить такие выражения (фразеологизмы) Иди своей дорогой. На дороге не валяется. - Как вы думаете, что он означает? - Запишите одно из этих выражений. - Напишите слова, обозначающие:
- Какое слово лишнее и почему? - Как назовём остальные слова? - Какую безударную гласную написали в корне слов? | - Дорога. - Свободное место, по которому можно пройти или проехать. Произошло оно от слова «дёргать», и раньше обозначало «выдерганное» в лесу пространство (этимологический словарь). Бывает дорога просёлочная, шоссейная. - Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. - Учащееся записывают слово дорога, при необходимости используя буквенную дробь, и выполняют задание. - Ударная. Ударение падает на второй слог, требует проверки безударная гласная в первом слоге. - Если гласный вызвал сомнение, Ты его немедленно ставь под ударение. Ударение над гласным Может сделать букву ясной. - К этому слову не подобрать проверочное. Значит, букву надо запомнить. - Словарные слова, их написание надо запомнить, в случае затруднения обратиться к орфографическому словарю. - Путь – то же, что и дорога, место, линия в пространстве, где происходит передвижение. - Записывают слово путь. - Синонимы. - Бездорожье. Это антоним. - Записывают слово бездорожье - Поступай, действуй самостоятельно, не поддаваясь чужому влиянию -Даром не достаётся: не часто встречается, нелегко найти. - Ученики записывают любое выражение. - Ученики записывают: дорожка, дорожник, дорожный, придорожный, подорожник. - Путь. - Однокоренные. Они близки по смыслу и имеют одинаковую общую часть. Здесь встретилось чередование согласной г\\ж. - Написали букву о. |
Физминутка. | Руки в стороны и вверх, И потянемся теперь. Чтобы спинка не болела, Мы наклоны будем делать. Наклонились раз и два, И за парты нам пора. | |
- Продолжаем наше путешествие. Дорожка привела нас к…? Как называются возвышения на поверхности земли высотой до 200 метров? - Вы согласны с таким написанием слова? Как убедиться, что нет ошибки? - Давайте сначала изменим слово, а потом подберём однокоренное. - Запишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение, обозначьте безударный гласный. - Мы с вами преодолели холмы и оказались на чудесной полянке? Как напишем это слово? - Вокруг нашей поляны растут деревья. Как напишем это слово. - Напишите слова, обозначающие предметы которые вы видите на поляне, подберите к ним проверочные слова. Какое слово лишнее. Почему? - Давайте проверим, как вы выполнили задание. | - Это холмы. Ученики записывают слово, ставят ударение, обозначают безударный гласный. -Да. - Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение. - Холм (изменение формы слова мн.ч.- ед.ч.), Холмик (однокоренное слово). - Учащиеся записывают и выполняют задание. - Полянка. Безударная гласная о в корне слова, проверочное слово поле. Ученики записывают и выполняют работу в словах. - Деревья. Безударная гласная е в корне слова, проверочное слово дерево. Ученики записывают и выполняют работу в словах. - Учащиеся выполняют работу цветы – цветик грибы – гриб трава - травы ягоды – сл. сл. - Проверка с комментированием. | |
Гимнастика для глаз | ||
Работа над текстом | - Двигаемся по дорожке нашего урока дальше. На нашем пути большая река? Чтобы переправиться через неё, нам надо выполнить задание. - Вы должны выбрать нужную букву и вставить её в слово. - Что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить задание? (на доске составляется алгоритм). - Прочитайте, исследуйте запись. - Почему вы решили, что это текст? - Назовите вид текста. - Подберите к тексту подходящий заголовок. Докажите.
Ива На б.регу речки ст.ит ива. .на опустила ветки в воду. Ива цв.тёт. Вес.ло над ивой жужжит шмель. Тёплый в.терок быстро б.жит по веточкам ивы. - Давайте проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь листами и проверьте друг друга. - А теперь давайте назовём проверочные слова и убедимся, что в наших работах нет ошибок. | - Ученики определяют последовательность выполнения операций:
- Предложения связаны одной мыслью, записаны последовательно. - Текст повествование. - Ученики высказывают своё мнение. - Записывают название, читают текст, вставляя пропущенные буквы. - Учащиеся осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки зелёной ручкой. - Учащиеся называют проверочное слово, на доске вывешивается карточка с буквой, которую надо было написать. |
Игра «Будь внимателен!» (приём какографии) | - Мы переправились через речку и на нашем пути гора. Чтобы её преодолеть мы должны проверить, что Незнайка написал. Это гара. Внизу растёт трова. С гары бижит рика. - Что вы посоветуете Незнайке? | - Учащимся даны предложения, в словах допущены ошибки, которые надо исправить. - Учащиеся исправляют ошибки. Записывают слова без ошибок: гора, трава, бежит, река. -Выучить правило правописания безударной гласной. |
Рефлексия. Самооценка работы на уроке. | - Пора возвращаться домой. - Какие гласные буквы были главными на сегодняшнем уроке? - Написание каких гласных обычно вызывает сомнение? - Как их проверить? -А если невозможно подобрать проверочное слово, что будем делать? | А,о,е,и,я. - Когда эти гласные стоят в слабой позиции. - Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение. - Это слово словарное, его написание надо запомнить или посмотреть в орфографическом словаре. |
Домашнее задание | - Когда будете читать текст по литературному чтению, выпишите 5 слов с проверяемой безударной гласной, рядом напишите проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение, обозначьте гласные сильной и слабой позиции. | |
Итог | - Давайте закончим схему Что а, о, е, и, я Где в корне Как надо проверять? подбирать однокор. слова Чем ударением | - На доске учениками составляется схема. - гласные в слабой позиции - надо проверять в корне слова - надо изменить слово или подобрать однокоренное Безударная гласная проверяется ударением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...
конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"
Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих ...
Урок русского языка в 9 классе. Тема "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"
1.Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку .Часть С. 2. Презентация к выступлению на тему "Обучение русскому языку детей-мигрантов"...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...