Рабочая программа по русскому языку.8 класс. Ладыженская
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_poyasnitelnaya_zapiska..doc | 117.5 КБ |
tematich.planirovanie_8.doc | 181 КБ |
soderzhanie_8.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Составитель Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Содержание рабочей программы усложняется за счёт практических видов деятельности (заданий различного уровня на уроках, домашних заданий, краткосрочных и долгосрочных проектов и т.д.).
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета; требования к уровню усвоения; требования к оценке знаний учащихся; приложения: календарно-тематического планирования.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
1. Внутрипредметные и межпредметные связи.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, но предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.
Речевая направленность усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т.д.) Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.
Обучение по программе строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
2.Цели обучения и место учебного предмета « Русский язык» в федеральном базисном плане.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
3.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
4. Формы организации учебного процесса по предмету
В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.
5.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
При планировании предусмотрены разнообразные виды ( Вводный.текущий или промежуточный, тематический, итоговый)и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий (с дополнительным заданием),морфемный, тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел III. Содержание учебного предмета.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
О языке. | 1 | ||
Повторение изученного в V-VII классах. | 12 | 1 | 1 |
Синтаксис и пунктуация. | 21 | 1 | 2 |
Второстепенные члены предложения. | 16 | 1 | 1 |
Односоставные предложения. | 18 | 1 | 1 |
Предложения с однородными членами. | 14 | 1 | 1 |
Предложения с обособленными членами. | 23 | 2 | 1 |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. | 11 | 1 | |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 6 | 1 | |
Повторение изученного в VIII классе. | 4 | ||
Резервные часы. | 10 | ||
Итого: | 136 | 8 | 8 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
- с однородными членами,
- при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
- в предложениях с прямой и косвенной речью,
- при цитировании, обращении,
- при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.
Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Раздел V. Литература.
Книги одного автора.
- Блинов Г.И.Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990.
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М.,1983.
- Григорян Л.Т.Обучение пунктуации в средней школе.- М.,1982.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
- Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6 класс-М.,2006.
- Беднарская Л.Д. Волшебное слово: Учебное пособие для учащихся средней школы.- Орёл, 2000.
- Вартаньян Э.А. Из жизни слов. –М.; 1960
- Львова С.И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М.,2002
- Чуковский. К.И. Живой как жизнь (Любое издание).
Книги нескольких авторов.
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика.- М., 1989.
2 . Русский язык. 6кл.:учебник для общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2011.
3. Быстрова Е.А. и др. Обучение русскому языку в школе/под ред. Е.А.Быстровой.- М., 2004.
4.Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка,5-11 классы/С.И.Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева- М.: Эксмо,2007.
5.Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова.- М. Харченко И.Т.Сборник текстов изложений.- М., 1972.
: Дрофа ,2010.
Электронные ресурсы.
- http//www. Gramota.ru
- http// www.ruscenter.ru
- http// www.slovesnik.ru
- http// www.repetitor.1c.ru
- http//www.gramotey.ericos.ru
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР Приложение №2
___________/__________________/
«____»_________________20____г.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку для 8-го класса
на 2012-2013 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока | № урока в разделе, теме | Тема урока | Повторение | Развитие речи | Примечание | |
Планир. | Факт. | ||||||
О языке (1ч.) | |||||||
1 | 01.09 | 1 | Функции русского языка в современном мире. | ||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VII КЛ.( 12ч.) | |||||||
2 | 03.09-08.09 | 1 | Языковая система..Фонетика и графика. | ||||
3 | 03.09-08.09 | 2 | Морфемика и словообразование. | ||||
4 | 03.09-08.09 | 3 | Входной контроль. Тестирование по теме «Повторение изученного в V-VII классах». | ||||
5 | 03.09-08.09 | 4 | Лексика и фразеология. | ||||
6 | 10.09-15.09 | 5 | Стили речи. Строение текста. | ||||
7 | 10.09-15.09 | 6-7 | Подготовка и написание сочинения по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии». | ||||
8 | 10.09-15.09 | 8 | Лексика и фразеология. | ||||
9 | 17.09-22.09 | 9-10 | Морфология и орфография. | ||||
10 | 17.09-22.09 | 11-12 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в V-VII классах». Работа над ошибками. | ||||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (21ч.) | |||||||
11 | 17.09-22.09 24.09-29.09 | 1-2 | Строение и грамматическое значение предложений. Связь слов в словосочетании. | ||||
12 | 24.09-29.09 | 3-4 | Строение и грамматическое значение предложений. | ||||
13 | 24.09-29.09 | 5 | Интонация предложения. | ||||
14 | 24.09-29.09 | 6-7 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | ||||
15 | 8-9 | Подготовка и написание изложения «Прыжок» (Л.Толстой). | |||||
16 | 10-11 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |||||
17 | 12-13 | Составное глагольное сказуемое. | |||||
18 | 14-15 | Составное именное сказуемое. | |||||
19 | 16-17 | Подготовка и написание сочинения-описания памятника архитектуры. | |||||
19 | 18-19 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |||||
20 | 20-21 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис и пунктуация». Работа над ошибками. | |||||
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ( 16 ч.) | |||||||
21 | 1-2 | Дополнение. | |||||
22 | 3-4 | Определение. | |||||
23 | 5-6 | Приложение. | |||||
24 | 7-8 | Подготовка и написание изложения «Анна Керн» (По Вс. Рождественнскому.) | |||||
24 | 9-10 | Основные виды обстоятельств. | |||||
25 | 11-12 | Обобщение по теме «Обстоятельство». | |||||
26 | 13-14 | Ораторская речь, ее особенности | |||||
27 | 15-16 | Контрольный диктант №3 по теме «Второстепенные члены предложения». Работа над ошибками. | |||||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(18 ч.) | |||||||
28 | 1 | Основные группы односоставных предложений. | |||||
29 | 2-3-4 | Определенно-личные предложения. | |||||
30 | 5-6-7 | Неопределенно-личные предложения. | |||||
31 | 8-9 | Безличные предложения. | |||||
32 | 10-11 | Устный рассказ на свободную тему « А вот был случай». | |||||
32 | 12-13 | Назывные предложения. | |||||
33 | 14-15-16 | Неполные предложения. | |||||
34 | 17-18 | Контрольный диктант №4 по темам « Односоставные предложения. Неполные предложения». Работа над ошибками. | |||||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ( 14 ч.) | |||||||
35 | 1 | Понятие об однородных членах. | |||||
36 | 2-3-4 | Однородные и неоднородные определения. | |||||
37 | 5-6-7 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | |||||
38 | 8-9 | Подготовка и написание сочинения по картине Ф.А Васильев «Мокрый луг». | |||||
39 | 10 | Рассуждение на основе литературного произведения. | |||||
40 | 11-12 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | |||||
41 | 13-14 | Контрольный диктант № 5 по теме «Однородные члены предложения». Работа над ошибками. | |||||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (23 ч.) | |||||||
42 | 1-2 | Предложения с обособленными членами. Общее понятие об обособлении. | |||||
43 | 2-3-4 | Обособленные определения и приложения. | |||||
44 | 5-6-7 | Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. | |||||
45 | 8-9 | Особенности обособления приложений. | |||||
46 | 10-11 | Подготовка и написание изложения «Обыкновенная земля» (К. Паустовский). | |||||
47 | 12-13 | Обособленные обстоятельства. | |||||
48 | 14-15 | Контрольный диктант №6 по теме « Обособленные определения и обстоятельства».Работа над ошибками. | |||||
49 | 16-17 | Обособление уточняющих членов предложения. | |||||
50 | 18-19 | Характеристика человека как вид текста. | |||||
50 | 20-21 | Закрепление темы «Уточняющие члены предложения». | |||||
51 | 22-23 | Контроль(тестирование) по теме « Уточняющие члены предложения». | |||||
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ(11ч.) | |||||||
52 | 1-2 | Обращение и знаки препинания при нем. | |||||
53 | 3-4 | Вводные слова и вводные предложения. | |||||
54 | 5-6 | Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | |||||
55 | 7 | Предложения с междометиями. | |||||
56 | 8 | Публичное выступление на общественно значимую тему | |||||
57 | 9 | Вставные конструкции. | |||||
58 | 10-11 | Контрольный диктант №7 по теме «Предложения с вводными словами и междометиями». Работа над ошибками. | |||||
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (6 ч.) | |||||||
59 | 1-2 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. | |||||
60 | 3 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | |||||
61 | 4-5 | Подготовка и написание сочинения (Сравнительная характеристика двух лиц). | |||||
62 | 6 | Цитаты и знаки препинания при них. | |||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ ( 4 ч.) | |||||||
Резервные часы (10 ч.) | |||||||
Итого: | |||||||
По программе | 92 | 11 | 23 | ||||
Выполнено |
Предварительный просмотр:
Содержание.
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………2
2. Нормы оценки письменных контрольных и устных ответов учащихся…………………4
3.Содержание учебного предмета……………………………………………………………13
4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса…………15
5. Литература…………………………………………………………………………………...16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...
Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС...