Тема урока: Глагол как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации используется фонограмма, отрывок из стихотворения И.С.Никитина. Для выяснения затруднений по теме используется таблица и информационный текст. В качестве закрепления - составление кластера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgos.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п. Николевский

Балаковского района Саратовской области

Шалина Наталья Анатольевна

Тема урока: Глагол как часть речи.

Класс: 5

УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Метапредметная тема: знающее незнание.

Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал в кластер.

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

(Звучит запись «Капель. Шум ручья», «Пение птиц»)

- Ребята, вы слышите? Что это?

-Правильно, капель. Это наступает весна.

(Учитель читает отрывок из стихотворения И.С.Никитина)

-Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

- Так показывает свою любовь к весне И.С.Никитин.

- Ребята, а вам нравится весна? Чем она вас привлекает? Что происходит весной?

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!

Прослушивают запись. Отвечают на вопросы.

(Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

- Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Я знал…»

Я знал(а)

Я узнал(а)

Хочу узнать

- Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.

(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

  1. На какие вопросы может отвечать глагол?
  2. Что обозначает глагол как часть речи?
  3. Какие морфологические признаки имеет глагол?
  4. Как он изменяется?
  5. Каким членом предложения обычно бывает?

Учитель записывает информацию учащихся на доске.

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.

Заполняют первую колонку таблицы.

Объединяются в пары и обсуждают свои списки.

Одна-две пары зачитывают информацию.

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.

(Р) – выполнение пробного учебного действия

(Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

(П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(П) – самостоятельное выделение познавательной цели

(К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения

Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией

Знаки для маркировки текста:

«!» - я это знал

«+» - новое для меня

«-« - новое для меня

«?» - вопрос

Информационный текст

1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.

3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

6. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

   1) Постоянные признаки:

   

     а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

      б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения,   непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

      в).возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;

       г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .

 

 2)Непостоянные признаки:

     

а) наклонение: изъявительное, условное,  повелительное

     б) время: настоящее (что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;

     в) число: единственное и множественное;

     г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);

     д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

7. В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего

8. Частица –НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются.

9.  В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос свойств человека на неживой предмет). 

(Вопросы для обсуждения:

Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не согласны? Что вызвало сомнение и почему?)

Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.    

В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)                                         

(П) – анализ, сравнение, обобщение

(П) – смысловое чтение

(П) – определение основной и второстепенной информации

(П) – моделирование

(К) – постановка вопросов

(Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

(Р) – планирование, прогнозирование

IV. Первичное закрепление во внешней речи

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

- Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чём вы прочитали. Это будет очень трудно.

- Чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер (вопросы для составления кластера были записаны на доске, когда дети работали в парах)

- По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.

Составляют кластер.

Работают в парах. Обсуждают новую информацию, опираясь на вопросы, записанные на доске. Дополняют свои кластеры

Выполнение Упр.609 (определяют сходство и различие между выделенными глаголом и существительными, используя алгоритм рассуждения, стр. 191)

Выполнение Упр. 610. выписывают пары слов: однокоренные существительные и глаголы

(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(П) – умение структурировать знания

(П) – использование знаково-символических средств

(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

(П) – выполнение действий по алгоритму

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – управление поведением партнёра

(К) – планирование учебного сотрудничества

(Р) – контроль, оценка, коррекция

(Р) – осознание качества и уровня усвоения

(Л) – осознание ответственности за общее дело

V.Итог урока

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

- Обратите внимание на графу с вопросами. Это темы будущих уроков, на которых будут даны ответы на эти вопросы.

Домашнее задание:

- выучить материал по кластеру

-выписать глаголы из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» и определить их грамматические признаки

Отвечают на вопросы учителя

(П) – рефлексия способов и условий действия

(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К) – учёт разных мнений

глагол

вид

Грамматические признаки

время

В предложении

сказуемое

действие

Что делать? Что сделать?

1 и 2 спряжение

Совершенный и несовершенный

Настоящее

будущее

прошедшее

Род

число

Лицо

Число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно- обобщающий урок "Глагол как часть речи"

Данный материал направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме "Глагол как часть речи" Задания, представленные в разработке, носят игровой характер.На уроке дети активно включаются ...

Презентация к уроку "Глагол как часть речи" на конкурс "Учитель года"

Презентация к уроку на конкурс Учитель года Глагол как часть речи...

Урок: Глагол как часть речи (5 класс)

ЦЕЛИ:1. Дидактические Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Глагол как часть речи»; 2. Развивающие Развитие мышления, элементов творческой деятельности (инту...