Урок: Глагол как часть речи (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок: Глагол как часть речи (5 класс) | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Глагол как часть речи.
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
ВИД УРОКА: традиционный.
ЦЕЛИ:
1. Дидактические
Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Глагол как часть речи»;
2. Развивающие
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки);
Развитие эстетических представлений, художественного вкуса.
3. Воспитательные
Воспитание уверенности в своих силах; гуманизма и любви к прекрасному;
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Дать понятие глагола, его основных особенностей и характеристик;
Научиться определять глаголы в тексте;
Формирования умений применять полученные знания на практике.
2. Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной работы;
Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;
Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).
3. Воспитательные:
Воспитание творчески активной личности;
Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- развитие чувства прекрасного;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.
Предметные результаты
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами из области морфологии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка; использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;
Карточки с упражнением на конструирование текста (по 1 экз. на ученика).
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа урока, оставление места для открытия темы; вынесение упражнения «Кто что делает?» на доску, таблицы для выполнения упражнения и номера домашнего упражнения.
КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
Этап. Время в минутах. Цель этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся, вид работы. | УУД |
1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка. | (Р) волевая саморегуляция |
2. Сообщение целей и задач, 4. - Определение содержания урока. Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе. | Организация восприятия информации. Побуждение к выявлению темы урока. | Запись даты и типа урока и осознание предстоящей работы. | (К) планирование учебного сотрудничества. |
3. Мотивация. Актуализация знаний. 5+3. - Уточнение содержания урока. Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока. | Постановка и решение проблемной ситуации. Комментирование и уточнение целей и задач. Вынесение темы урока. | Выполнение упражнения. Ответы на вопросы. Выход к пониманию темы урока. - Индивидуальная, фронтальная работы. | (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. (Л) перспективная мотивация. |
4. Этап объяснения новых знаний. 3+2. - Изучение теоретического материала. | Слово учителя о глаголе. Изучение теории в учебнике. | Прослушивание и прочтение теории. | (К) овладение умением воспринимать теоретический материал на слух и в процессе чтения учебника. |
5. Этап закрепления новых знаний. 3+8+9. - Организация деятельности учащихся на достижение целей урока. Проверка умений мыслить, доказывать. Закрепить орфографические правила. | Инструктаж, прослушивание и комментирование выполнения упражнений учащимися. | Выполнение задания на понимание смысла пословицы. Выполнение упражнения на конструирование словосочетания. Выполнение упражнения на конструирование текста. | (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других |
6. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения. | Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы. | Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы. | (Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация. |
7. Рефлексия, оценивание. 3. - Организация самооценки учащихся. | Вывод по уроку, рефлексия, выставление оценок. | Краткий пересказ сути урока, ответы на вопросы учителя, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа. | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Серегина О.С. Такие разные конспекты уроков: Учебно – методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл. : Русский язык: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а также практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, для преподавателей – словесников. – 1994.
Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя / Богданова Г.А., 2000.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.
2. Сообщение целей и задач
Перепишите с доски число и «классная работа». Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались на протяжении многих уроков. Мы должны с вами всесторонне изучить эту часть речи, но что это за часть речи – я предлагаю вам сейчас выяснить. Поэтому оставьте пустую строчку для темы урока.
3. Актуализация знаний
Давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?” На доске записаны слова. Давайте я их вам зачитаю. Какой частью речи они являются? (Существительные). Правильно. Я предлагаю вам одним словом ответить на вопрос, какие действия выполняют те лица или явления, что записаны на доске. Перепишите в тетради в столбик через тире существительное и действие, которое выполняется, в одно слово. Также вставьте пропущенные буквы и запишите в скобках проверочное слово.
(Запись в тетради)
Повар – готовит
Врач – лечит
Учитель – учит
Уч(е)ник (учение) – учится
Баянист – играет
Художник – рисует
Портниха – шьет
Прод(а)вец (продажа) – продает
Пекарь – печет
Ветер – дует
Гром – гремит
Молния – сверкает
Тр(а)ва (травы) – растет
Дождь – хлещет
(о)гонь (огненный) – горит
Со(л)нце – светит
В(о)да (воды) – льется
Давайте прослушаем ответ одного из учеников. (Прослушивание, оценка, комментирование затруднений, орфографическая и лексическая работа). Ребята, скажите, а вам знакома часть речи, которая получилась при ответе на поставленный вопрос? (Да, это глагол). Запишите тему урока – «Глагол как часть речи».
4. Этап объяснения новых знаний
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить — говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей». Вы познакомитесь с этим произведением позже. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Я хотела, чтобы вы в процессе выполнения упражнения сами осознали, что делает глагол в речи. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает – именно эти названия реальных лиц или явлений я вам перечислила. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, ответить на вопрос «какой?» Но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир, показать предмет или явление в плане выполняемых ими действий.
По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Давайте с вами изучим теорию на странице 53. Один из вас прочитает теорию вслух.
5. Этап закрепления новых знаний.
Ребята, давайте выполним упражнение на развитие речи на полях учебника. Итак, как вы понимаете выражение «Устами младенца глаголет истина»? (Выслушивание ответа, оценивание культуры высказывания). Из теории мы узнали, что глаголы изменяются по временам и числам.
А теперь я хочу вам предложить работу над упражнением 371. Но я хочу усложнить ваше задание. Те глаголы, которые вы отберете подходящими для существительного книга, запишите в таблицу в формах всех времен вместе с существительных. После таблицы выпишите глаголы, которые вам не подошли. Давайте начнем первый глагол вместе, а дальше вы продолжите сами.
(Запись в тетради
книгу | глагол | прошедшее (м.р.) | настоящее | будущее |
читать | читал | читаю | буду читать | |
писать | писал | пишу | буду писать | |
вспоминать | вспоминал | вспоминаю | буду вспоминать | |
сушить | сушил | сушу | буду сушить | |
проглотить | проглотил | - | проглочу | |
забыть | забыл | - | забуду | |
взять | взял | - | возьму |
Глаголы сварить и посетить не подходят.)
Ребята, заметили вы что-то особенное в формах настоящего и будущего времени? (От последних трех глаголов нет форм настоящего времени. Есть глаголы, которые требуют глагол «буду» для образования будущего времени, а есть такие, которые просто изменяют форму – это последние три глагола). Вы познакомитесь с этим явлением на следующих уроках, но сейчас вам надо запомнить, что есть глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» - это те глаголы, которые потребовали помощи у слова «буду». А глаголы, которые отвечают на вопрос «что сделать», помощи не требуют, но формы настоящего времени не образовывают.
Я предлагаю вам еще одно упражнение. Посмотрите на карточки, которые я вам сейчас раздам. Вам необходимо вставить в пропуски глаголы и определить букву в орфограммах. Выполнение этого задания мы проверим у некоторых учеников, которым я по итогу урока поставлю оценки.
(Встало, взошло, поднялось) в(е)сен(н)ее солнышко. Умылось оно теплым д(о)ждем и пошло (шагать, гулять) по небу. Взмахнуло солнышко з(о)л(о)тым рук(а)вом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на з(е)мле маленькие желтые огоньки - одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в др(е)мучем л(е)су. Выглянула она. В траве бл(е)стели миллионы маленьк(их) солнышек. И так (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) на это зима! (Закрыла, запорошила) она снегом в(е)селые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики (с)начала в желтом плат(ь)е (ходят, гуляют, щеголяют), а потом бел(ую) пушистую шубку (надевают). (По Н. Толмачевой).
(Прослушивание текста у 1 ученика, работа с орфограммами у 1 ученика).
6. Информирование о домашнем задании и инструктаж
На дом я вам задаю номер 373. Задание будет такое же, как и то, что вы выполняли сейчас. Но также вам нужно дописать продолжение текста. Начните продолжение с нового абзаца и напишите 5-7 предложений. Все ли вам понятно?
7. Рефлексия, оценивание.
Итак, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что вы отметили для себя нового и интересного, с чем познакомились? (Краткий пересказ учеником сути урока). Спасибо. Поднимите руки те, кто сегодня хорошо справился с заданиями, доволен своей работой на уроке. Спасибо. Теперь те, кто собой не доволен и справился плохо. Почему так получилось? (Выслушивание ответов). Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб впредь избегать такой ситуации? (Выслушивание ответов). Спасибо. Я надеюсь, в дальнейшем все будут хорошо справляться с классной работы и научатся на своем опыте. Оценки за урок получают (выставление). Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
глагол как часть речи 5 класс конспект урока
урок общемотодологической направленности...
Презентация урока на тему "Глагол как часть речи" 5 класс.
Цели и задачи урока:- формирование личностных УУД;- формирование регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и т...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс
Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...