Презентация "Сложноподчиненные предложения. Обобщение"
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме
Данная презентация поможет учителю в закреплении и обобщении материала по теме "СПП" 9 класс. Презентация построена на закреплении теоретических знаний, а также практических умений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_spp.rar | 268.25 КБ |
Подписи к слайдам:
Автор: Потылицына Алена Валерьевна
Цель урока
Закрепление знаний о сложноподчиненных предложениях с различными видами придаточных
Образовательная задача: выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно с учебником и дополнительной литературой; познакомить со специфическими особенностями СПП с различными придаточными; выявить интерес и углубить познания о языке через использование учебника и дополнительной литературы.Воспитательная задача: воспитать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к докладам других детей; воспитать личную ответственность за выполнение коллективной работы.Развивающая задача: развивать умение работать самостоятельно с учебником, расширять кругозор, развивать интерес к предмету через нетрадиционные формы урока, творческие способности учащихся, умение предъявить свою работу другим.
СПП с придаточным определительным.
какой?1.Они относятся к определительным сущ. или другим словам, употребленных в значении сущ. Например: Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей(каких людей?), которые любят и умеют работать. […сущ.],(которые…).Союзные слова: который, что куда, где и др…Указательные слова: тот, такой.
2.К определительным придаточным близки местоименно-определительные придаточные, относящиеся не к сущ. ,а к местоимениям тот, все, всё, каждый и др. ,употребленным в значении сущ.. Например: Каждый, кто был летом на севере, навсегда запомнит белые ночи. […,(кто…),…].
Задание:
1.Задание. Найдите союзное слово и определите тип СПП.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.(с.с)2.Задание. Составьте предложения с придаточным определительным по следующим схемам:1. […указ. сл. + сущ. ],(какой…).2.[… указ. сл. + сущ. ],(который…).3.[…сущ.], (где…).
СПП с придаточными изъяснительными
кого?чего?кому?чему?кого?что?кем?чем?о ком?о чём?
Словам (чаще глаголам) имеющим значения речи,мысли или чувства.Пример: Я рад, (чему?) что вы успешно закончили свою работу. [… глаг.], (союз что…)
Союзы: что, как, будто, чтобы. (см. пример выше)Союзные слова: где и др.Частица ли в значении союзаПример: Ты спросил, где я должен тебя ждать. [… глаг.],(союзн. сл. где…) Я не знаю, буду ли дома вечером. [… глаг.], (ли в знач. союза …) В главном предложении, при изъясняемых словах может быть указательное слово.Пример: Ты не рассказала о том, что случилось вчера.[… глаг. + указ. сл.], (союз что…)
Задание
Какие предложения из ниже перечисленных соответствуют схеме:[… глаг. + указ. сл.], (союз что…)1. Никто не знал того, откуда у этого ворчливого старика брались ласковые слова.2. Петя не понимал, где мальчишки из соседнего села берут такие красивые камушки.3. Мы и не думали о том, что у неё есть хоть капля совести.4. Сообщение о том, что космический корабль благополучноприземлился, облетело весь мир.5. Анна Михайловна была очень рада тому, что её дети победили в районном конкурсе.
Союзы и когда (когда… то), пока, Вопросы союзные едва, как только, с тех где? слова. пор как (с тех пор, как), Когда? до тех пор пока (до тех откуда? пор, пока) и др. Примеры:1)Алексей почувствовал себя по-настоящему здоровым, когда распустилась сирень. [ ], (союз когда …).2)Алексей почувствовал себя по-настоящему здоровым в мае, в то утро, когда распустилась сирень. […то + сущ.], (союзн. сл. Когда …).
Задание:Найдите союзы, которые соединяют придаточные времени с главным предложением. Составьте схемы предложений.
Пока не взошло солнце, дышать было легко.Когда затих уже топот его лошади, я пошла на трассу и опять стала смотреть вдаль.Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам.
СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ
Союзы и союзные слова: потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.Вопросы: почему, по какой причине? ПРИМЕРЫ: Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. […], ( потому что…). Оттого я присмирел, что слышу топот дальний. [Оттого …], (что…).
Задание:
Найдите СПП с придаточным причины:1. Я играю на баяне и пою песни.2. Если не знаешь беды, не узнаешь и радости.3.Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.4. Я почувствовал приход лета, когда распустилась черемуха.
СПП с придаточными цели
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА:ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО, ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.Вопросы: для чего, зачем, с какой целью?Примеры:1. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.[…], (чтоб…).2. Поставлю лампу на тумбочку, чтобы свет падал слева. […], (ЧТОБЫ…).
ЗАДАНИЕ:
Придумайте устно два предложения с придаточными цели.
СПП с придаточным следствия
Союзы и союзные слова: так что, чтоВопрос: Что из этого следует?Я так сильно устал, что не мог идти дальше. [ … так +глаг...], (союз ЧТО…).Погода была холодная, так что сугробы намело выше окон. […], [ так что…].
Задание:
Из предложений выберите СПП с придаточным следствия.1. Дождь лил, как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.2. Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.3. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
СПП с придаточным сравнения
Союзы и союзные слова:Как, чем, чем – тем, словно, как будто, точно, будто.Вопросы: как что?Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. […так + глаг.] , (как будто…).
Задание:
Составьте предложения по схемам:[…глаг.] , ( будто…).[…] , (словно…).
СПП с придаточным уступки
Союзы и союзные слова: хотя, пускай, когда, где, откуда, несмотря на то, что.Хотя путник и не знал дороги, но все-таки вышел к поселку. ( Хотя…), […].
Составьте схемы данных предложений
1. Хотя Кара-Бугаз лежит на широте Неаполя, но климатом обладает жарким и пустынным.2. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось.
СПП с придаточными степени и образа действия
Отвечают на вопросы: в какой степени? как?Примеры:Девочка играла свою роль не так искренно, как ожидали.Девочка играла свою роль так искренно, что все ей аплодировали.
Делятся на 2 группы
Однозначные – с союзными словами[…так], (как…)
Многозначные – с союзами[…указ. сл.], (союз…)Указ. сл.: так, такой, столько, до того,настолько.Союзы: что, чтобы, будто., как будто, словно, точно
Задание
Составьте предложения по схемам (по 2 предложения на схему):[…так], (как…)[…так], (словно…)[…настолько…], (что…)
СПП с придаточными присоединительными (содержат добавочное сообщение)
Союзы и союзные слова: что, почему, отчего. Например:В город мы уехали вместе, что было вполне естественно. Предложения с присоединительными придаточными синонимичны сложносочинённым с союзом и. Например: Морозы стояли лютые, и поэтому погибли сады.
Задание:
Составьте 2 предложения с придаточными присоединительными.
Справка
При возникновении трудностей в определении видов придаточных предложений пользуйтесь материалом памятки
Итоги урока
Что узнали нового?Чему научились?
Домашнее задание Заполнить таблицу «Виды сложноподчиненных предложений».(см. таблицу в приложении 1).
Рефлексия
Я оцениваю свою работу на уроке как …Я (не)доволен уроком, потому что…
Дорогие мои дети!!! Желаю вам достигнуть успехов в изучении СПП.С уважением, Алена Валерьевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»
Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение" Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...
Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного. Подготовка к ГИА,ЕГЭ
Сложноподчиненное предложение. Обобщение по теме Подготовка к ЕГЭ, ГИА Цели урока: 1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложноподчиненное предложение» ...
Обособленные члены предложения. Обобщение
Урок разработан по методике "Пары сменного состава" на основе материалов о жизни и творчестве художника-пейзажиста XIX века Ф.А.Васильева...
Виды сложных предложений. Обобщение. 5 класс (на материале сказов Бажова)
урок русского языка в 5 классе построен на межпредметной связи с курсом литературы, являясь частью комплексного изучения "Уральских сказов" Павла Бажова. Материал для языкового анализа взят из текстов...
Урок русского языка в 5 классе "ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...