Виды сложных предложений. Обобщение. 5 класс (на материале сказов Бажова)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
урок русского языка в 5 классе построен на межпредметной связи с курсом литературы, являясь частью комплексного изучения "Уральских сказов" Павла Бажова. Материал для языкового анализа взят из текстов Бажова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov_russkiy.doc | 886.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Виды сложных предложений. Обобщение изученного»
Цели: Обучающие: повторение и обобщение предварительных знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, их синтаксических конструкциях, закрепление изученного по теме, закрепление умения отличать сложные предложения от распространенных и осложненных простых, закрепление навыка ставить запятую между частями СП, повторение темы «диалектные слова», развитие умения узнавать диалектизмы.
Развивающие: развивать умение обобщать материал и применять полученные знания, развивать творческие способности, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся и умение строить и употреблять сложные предложения, развивать способность работать с текстом и находить в нем иллюстративный материал к теоретическим знаниям, умение анализировать и осмыслять собственную учебную деятельность;
Воспитательные: воспитать в учениках способность испытывать эмоциональный отклик на художественный текст, любовь к русской литературе, развивать познавательные способности – речь, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Оборудование: сборники сказов П.П. Бажова, карточки с заданием, линейные схемы предложений, виды горного Урала.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: урок-практикум
Ход урока
Организация начала урока
Приветствие; цели и задачи урока.
- Сегодня на уроке мы будем работать со сложными предложениями, повторим все, что мы должны знать о сложных предложениях, будем закреплять умение ставить запятую между частями сложного предложения
2. Проверка домашнего задания
Предварительное домашнее задание состоит в том, чтобы дети самостоятельно нашли в тексте Бажова по два сложносочиненных и сложноподчиненных предложения, выписали в тетрадь, выделили грамматические основы, начертили схемы предложений и доказали принадлежность их к виду.
Выборочный опрос, остальные – работа в парах, взаимопроверка.
3. Повторение изученного
Вспомним:
- Какие предложения называются сложными?
- Что нужно найти в предложении, чтобы доказать, что оно сложное?
- По какому признаку различаются союзные и бессоюзные предложения?
- На какие виды делятся союзные сложные предложения? Приведите пример из домашней работы.
- Для чего важно уметь отличать сложное предложение от простого?
- Для чего важно уметь правильно строить сложные предложения?
- О каком самом важном внутри сложного предложения знаке мы должны помнить?
- Какую опасность представляет союз «и»?
Задание. Работа по вариантам. На доске две фотографии Урала – кладовой земли - и по два для каждого варианта начала предложений. Требуется закончить предложения так, чтобы получились ССП и СПП. Подчеркнуть грамматические основы. Начертить схемы.
1 вариант.
1. По сказам Бажова мы знаем волшебную обитательницу Урала, /... СПП
2. Осенью в горах Урала реки становятся холодными, \.... ССП
2 вариант.
1. Больше всего мне нравится сказ Бажова «…», /… СПП
2. Зима на Урале начинается рано, \... ССП
Анализ выполнения задания.
Работа в парах: взаимопроверка. Записать одно понравившееся предложение, составленное товарищем, к себе в тетрадь, начертить его схему. Какие умения мы применяли, чтобы справиться с этим заданием?
4. Обобщение и систематизация изученного
- Что нам потребовалось для того, чтобы построить СПП и ССП? (союзы)
- Чем отличаются ССП и СПП? Как это отличие выражено в схемах?
- Как называются части СПП? Почему? Как они соотносятся?
- Как соотносятся части ССП?
- Как мы различаем ССП и СПП?
Задание. Графический диктант.
Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
На другой день стал Степан работать, а малахит так и отлетает.
Вот если ты в этой палате царицу мне покажешь, тогда выйду за тебя замуж.
Загляделся он на ящерок и не заметил, как облачко набежало.
Никому про это не говорите и вдвоем про Голубую Змейку даже не поминайте.
А Катя ходит в каменном лесу и думает, как ей Данилу найти.
Анализ работы. Проверка с учителем. Схемы на доске. Особое внимание запятой между частями СП. Исправление ошибок. Укажите вид СП. Какое предложение не является сложным? Чем оно осложнено? Что мы должны помнить, если встречаем в предложении союз «и»? Чему нас учит это задание?
Задание. Найдите в сборнике сказов Бажова и выпишите в тетрадь любое ССП, части которого соединены союзом «и», а также простое предложение с однородными членами предложения, соединенными союзом «и». Нарисуйте их схемы. Сформулируйте, в чем их отличие, и объясните пунктограммы.
Работа в парах, взаимопроверка. Какое умение мы закрепляли при выполнении этого задания?
Совершенствование навыков
Подготовка к следующему уроку с комплексным анализом текста.
Задание. Работа по карточкам.
1 вариант.
«Одному увид..ть Голубую Змейку – пр..мое счастье: нав..рняка верховое золото окажется где золотая струя прошла. И много его. Поверху большими кусками лежит. Только оно тоже с подвохом. Если лишку захват..шь да хоть капельку сбросишь все в пр..стой камень повернется. Второй раз тоже (не)придешь потому что место сразу забуд..шь. Ну а когда Змейка двоим–троим сразу покажется вовсе черная беда будет. Все перессорятся и такими (не)навистниками друг дружке станут что до смертоубийства дело дойдет»
2 вариант.
«Уехали опять все семейные. Танюшка хватилась шкатулки а ее быть (не) бывало. Горько это пок..залось Танюшке но тут вдруг ее т..плом опахнуло. Что за штука? Откуда? Огл..нулась она а из-под полу свет. Танюшка испугалась – не пожар ли? Загл..нула в голбец а там в одном уг..лке свет. Схватила ведро, плеснуть хотела – только ведь огня-то нет и дымом (не)пахн..т. Покопалась в том месте и видит что там шкатулка. Открыла и видит что камни-то ровно еще краше стали. Так и горят разными огоньками и т..пло от них, как при солнышке. Танюшка и в избу не пот..щила шкатулку а тут в голбце и наигралась досыта.»
Расставьте знаки препинания внутри СП, вставьте пропущенные буквы (безударные проверяемые гласные в корне, безударные личные окончания глаголов), раскройте скобки.
Выпишите одно СПП, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему;
выпишите диалектные слова и выражения;
определите тип текста;
укажите название сказа.
Подведение итогов
- Что мы сегодня повторяли на уроке? Какие знания повторяли и закрепляли?
- Какие умения закрепили? Над каким навыком работали?
- Что мы должны знать о сложных предложениях?
- Какой знак необходим внутри сложного предложения?
Анализ работы
На основе дифференцированного подхода к учащимся. Анализ последнего задания на следующем уроке.
Домашнее задание
Повторить теоретический материал по сложному предложению;
Подготовиться к работе по комплексному анализу текста: тема, основная мысль, тип, стиль;
Произведите синтаксический разбор предложения: «Трава снизу разными огнями загорелась, а деревья стоят одно другого краше».
Морфемный и морфологический разбор: «загорелась»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды сложных предложений.9 класс.
Конспект урока врусского языка в 9 классе...
Основные виды сложных предложений. Знаки препинания в СП (повторение и обобщение материала)
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Материал содержит презентацию к уроку, дидактические материалы....
Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс
Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс...
Урок русского языка "Основные виды сложных предложений" (9 класс)
Урок разработан для обучающихся 9-х классов с применением электронных образовательных ресурсов....
Основные виды сложных предложений, 9 класс
Материал для самостоятельного изучения темы...
Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)
Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры на тему Зимних Олимпийских игр в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...
Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс
Урок в 11 классе с использованием Сингапурских структур с презентацией....