Обособленные члены предложения. Обобщение
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме
Урок разработан по методике "Пары сменного состава" на основе материалов о жизни и творчестве художника-пейзажиста XIX века Ф.А.Васильева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_chleny_predlozheniya._obobshchenie.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ НАУРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Предназначение каждого учителя в том, чтобы передать учащимся знания по своему предмету и научить ими пользоваться. Это утверждение было незыблемым и неоспоримым многие десятилетия, и знания уверенно стояли впереди, оттеснив умения и навыки.
В новом содержании школьного образования на первое место выходят умения и навыки, так необходимые человеку современного и будущего общества для решения его личных и профессиональных задач. Это самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, готовность постоянно учиться новому.
Рассмотрим поставленные перед учителем задачи в контексте отдельного урока, построенного по методике «Пары сменного состава». Учитель проводит урок русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения. Обобщение» на материале жизни и творчества художника-пейзажиста XIX века
Федора Александровича ВАСИЛЬЕВА (1850-1872).
На I этапе урока учащиеся получают карточки с одним предложением, данным по правилам орфографии и пунктуации, и переписывают его в свою тетрадь – оно станет первым из десяти, составляющих полный текст о художнике, о котором учащимся неизвестно ничего, кроме дат рождения и смерти, записанных на доске, и портрета художника.
На II этапе происходит работа в парах сменного состава. Учащиеся поочередно диктуют предложения из своих карточек сменным партнерам, проверяют грамотность написанного и, как положено учителю, чью роль они на себя принимают, оценивают работу напарника, расписываясь в его тетради. Если обнаруживаются ошибки, то совместно их исправляют, графически обозначая орфограммы или пунктограммы в работе над ошибками. Учитель на данном этапе только следит за ходом работы и помогает, если потребуется, в организации работы над ошибками.
Записывая предложения под диктовку своих сменных партнеров, учащиеся накапливают сведения о нем и в конце урока выстроят их в логическую цепочку.
На этом этапе урока каждый учится работать в паре, то есть нарабатывает свои коммуникативные навыки. Сначала читает предложение из своей карточки (отработка дикции, выразительности чтения), затем диктует его, следя за рукой напарника, а не глядя со скучающим видом по сторонам (воспитание внимания, сосредоточенности, собранности), так как нацелен на конечный результат (заинтересованность в получении хорошей отметки); дает партнеру возможность внимательно перечитать написанное на предмет нахождения возможных ошибок (воспитание сдержанности, терпимости) и, наконец, проверяет (воспитание уважения к партнеру, ответственность за его знания).
И вот написаны все десять предложений, и перед учащимися встает еще одна, более сложная задача: найти причинно-следственные и пространственно-временные связи между ними, т.е. собрать текст. На этом, III этапе, ребенок начинает работать самостоятельно, ему предстоит проявить инициативу на основе собственных представлений и учиться не бояться высказывать свое понимание данной задачи, отстаивать свою точку зрения, даже если она и ошибочна. При обсуждении собранного текста учитель предоставляет возможность каждому прокомментировать свой вариант, обучая детей уважать мнения других (воспитание толерантности). Таким образом, защищая свою позицию, ребенок учится прислушиваться к мнению своих одноклассников, сопоставлять различные взгляды на одну и ту же проблему и приходить к единому решению.
Обсуждение происходит примерно так.
Карточка № 5
История русской культуры знает трагические судьбы многих художников, писателей, музыкантов, архитекторов, скульпторов.
Это первое предложение, начало текста. В этом предложении не говорится конкретно о Федоре Васильеве, оно лишь подводит нас к тому, что у людей искусства, к которым принадлежит герой нашего текста, нередко трагически складываются судьбы. Эта информация предваряет следующее предложение.
Карточка № 3
Такова и судьба Федора Александровича Васильева, умершего от чахотки в самом начале своего творческого пути.
Из многих трагических судеб выделяется судьба одного человека. Местоимение такова является связующим словом с 1 предложением.
Карточка № 8
Веселый, живой, остроумный, Васильев был необычайно обаятелен, привлекал к себе всех окружающих.
Здесь мы знакомимся с характеристикой молодого человека. Связующие слова: Федора Александровича Васильева (к.3) – Васильев (к.8)
Карточка № 2.
Ему, прирожденному таланту, все легко дается в первые годы.
Новое в этом предложении – художник является прирожденным талантом. Ему все легко дается не только потому, что он был талантлив, но и потому, что окружен любящими людьми, так как умел сближаться с ними и с уважением относиться ко всем. Связующие слова: Васильев – ему.
Карточка № 10
Однако замечательные успехи молодого художника нельзя приписать только его необычайным способностям.
Предложение начинается с союза однако, которое связывает его с предыдущим противопоставлением. Связующие слова: все легко дается – успехи.
Карточка № 6
Он был на редкость трудолюбив, почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до полного самозабвения.
Предложение из к.10 подготовило нас к восприятию новой информации: мы узнаем о замечательном качестве художника – трудолюбии, и наше уважение к нему поднимается на новую ступеньку. Связующие слова: нельзя приписать только его способностям – на редкость трудолюбив
Карточка № 9
Чуткий человек, прекрасно разбиравшийся в современном ему искусстве, Иван Николаевич Крамской сразу разглядел исключительное дарование молодого пейзажиста.
Талант художника был замечен старшими товарищами по цеху, а именно И.Н.Крамским (на экран проецируется портрет и краткие сведения из биографии художника). Связующие слова: на редкость трудолюбив – исключительное дарование.
Воспитательный момент. Как вы понимаете смысл слов: исключительное дарование? (Дать детям высказаться и подвести итог)
Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно любить свое дело, вкладывать в него всю душу, работать «до полного самозабвения», как это делал Федор Александрович. Поэтому его имя и труды вошли в историю русского пейзажного искусства, и мы, потомки, говорим сейчас о нем.
Карточка № 1
Серьезный и рассудительный, он полюбил этого юношу и был ему близким другом до конца его дней.
И такой маститый художник не мог не полюбить молодого пейзажиста за его огромный талант и личные качества. Связующие слова: Крамской – он.
Воспитательный момент. Что значит быть другом? (Дети делятся своим пониманием слов друг, дружба), а учитель рассказывает, что Крамской помогал Васильеву и материально (ходатайствовал перед Обществом поощрения художников для оформления денежного пособия, так как молодой художник находился без средств к существованию) и поддерживал его морально (Васильев страдал от одиночества и разлуки с родными местами).
Карточка № 7
За столь короткую творческую жизнь Васильев написал более ста сорока произведений.
Это предложение подводит итог творческой деятельности Васильева. Связующие слова: до конца его дней – за столь короткую жизнь.
Карточка № 4
Особой известностью пользуются такие его картины, как «Оттепель», «Мокрый луг», «Болото в лесу».
Учитель знакомит учащихся с репродукциями картин художника (при помощи компьютера и проектора) и рассказывает о реалистическом методе творчества художника, привлекая учащихся к диалогу.
После такого пристального внимания к личности этого замечательного человека и знакомства с его лучшими картинами целесообразно дать детям задание написать о своих впечатлениях:
«Мое первое знакомство с художником Федором Васильевым» или
«Что меня привлекает в личности художника Ф.А.Васильева».
В итоге учащиеся оцениваются по нескольким параметрам:
1) взаимодиктант, т. е. работа в парах сменного состава;
2) самостоятельная работа по собиранию текста и его защита;
3) творческая письменная работа.
Таким образом, на данных уроках учитель развивает у учащихся такие качества и умения, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, толерантность, желание быть успешным в учебе, так как на первых двух этапах работы даже слабо подготовленный ученик чувствует уверенность в себе, успешность в выполнении заданий. А из маленьких успешных ситуаций могут сложиться большие, если таковые чаще и чаще будут создаваться на уроках. В этом учитель видит свою ближайшую цель в обучении и воспитании детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.В.Стасов. Избранные статьи о русской живописи. М., «Детская литература», 1968.
2. 50 биографий мастеров русского искусства. Л, «Аврора», 1970. Статья Н. А.Федоровой «Ф.А.Васильев».
3. В.Б.Розенвассер. Беседы об искусстве. М., «Просвещение», 1979.
4. Г.С.Островский. Рассказ о русской живописи. М., Изобразительное искусство, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"
Данная презентация к уроку в 8 классе Обобщение по теме "Обособленные члены предложения" позволяет учащимся повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Формирует орфографи...
Урок русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"
Урок русского языка в 8 классе, на котором учащиеся должны повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Этот урок формирует орфографическую и пунктуационную грамотность уча...
Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.
Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...
Обособленные дополнения. Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» Исследовательская работа «Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока обобщения и систематизации полученных знаний по теме "Обособленные члены предложения"
Конспект урока в соответствии с ФГОС ООО...
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....