КТП по русскому языку для 10 кл. по программе Дейкиной, Пахновой. - Омск, 2011.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Азарова Елена Викторовна

КТП подготовлено из расчета 105 годовых часов (3 часа в неделю) при изучении русского языка в старших классах на профильном уровне по учебнику: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык (базовый и профильный уровни): учеб. пособ. для 10-11 кл. – М.: Вербум – М., 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_ktp_10_kl_gotovoe.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 115» г. Омска

Согласовано                                                                  Утверждаю

Руководитель МО                                                              Зам. директора по УВР

______________                                                                     __________________

___ _____ 2011 г.                                                            ___ ______ 2011 г.

Календарно-тематический план

по русскому языку

10 класс

2011-2012 уч.год

Азаровой Е.В.

Общее количество часов по учебному плану - 105, в неделю – 3

Основное учебное пособие: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык (базовый и профильный уровни): учеб. пособ. для 10-11 кл. – М.: Вербум – М., 2010.


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящий календарно-тематический план по русскому языку для 10 класса создан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в программе: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы. – М.: Вербум-М, 2009. Календарно-тематический план детализирует содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены государственным образовательным стандартом.

Структура документа

Календарно-тематический план по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план; график контрольных работ.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе предполагается развивать коммуникативную (К), языковую (Я) и лингвистическую (Л), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников (ЛС). Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Курс русского языка для 10 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение знаний о языковой системе  и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «Гимназия №115». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе – 105 час.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Календарное время на изучение

О русском языке, о русской речи

8

1

-

01.09-20.09.2011

Текст как речевое произведение

14

1

4

21.09-20.10.2011

Система языка

1

-

-

25.10.2011

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

13

1

2

26.10-06.12.2011

Лексика. Фразеология.

11

1

2

07.12-29.12.2011

Состав слова и словообразование. Орфография.

13

1

2

11.01-08.02.2012

Морфология. Орфография.

16

1

2

09.02-15.03.2012

Синтаксис. Пунктуация.

29

3

4

20.03-30.05.2012

ИТОГО

105

9

16

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

О русском языке, о русской речи (8, 1 КР)

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа. Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Типы речи. Стили речи. Русский язык и язык художественной литературы.

Текст как речевое произведение (14, 1 КР, 4 РР).

Текст как результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие заголовка и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная). Средства связи между предложениями в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматически средства выражения отношения, оценки. Средства выразительности в художественном тексте. Понимание текста – процесс творческий. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение – тоже текст.

Система языка (83)

Разделы науки о языке(1).

Единицы языковой системы, их иерархия.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (12, 1 КР, 2 РР)

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Звуковая организация поэтического текста.

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения. Особенности русского ударения. Слог. Деление слов на слоги.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Правила переноса слов на письме.

Орфограмма, типы и виды. Традиционные, морфологические, фонетические написания. Условия выбора орфограмм. Алгоритм применения орфографических правил. Попутное повторение орфограмм: написание Ъ и Ь знаков, проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корнях; проверяемые и непроверяемые согласные, непроизносимые и удвоенные согласные.

Соотношение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Орфографические, орфоэпические словари, словари ударений.

Лексика и фразеология (11, 1 КР, 2 РР)

Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в т.ч. контекстуальные). Омонимы. Группы слов по особенностям употребления и происхождения. Стилистическая окраска слова. Толковые словари, словари синонимов, антонимов, иностранных слов.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологические словари.

Состав слова и словообразование. Орфография (13, 1 КР, 2 РР)

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования. Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основы. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательный анализ слов.

Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.

Попутное повторение орфограмм: основные типы орфограмм в различных морфемах (правописание суффиксов и приставок, приставки на -з–с, приставки -пре–при, правописание слов с пол-полу-, буквы И-Ы после приставок, О-Е после шипящих и Ц в различных морфемах разных частей речи, правила написания сложных слов).

Морфология. Орфография. (16, 1 КР, 2 РР)

Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль.

Именные части речи: что и как они «именуют». Основные категории частей речи. Словоизменение: типы склонения. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств. Местоимение. Разряды местоимений. Местоимение как средство связи между предложениями. Попутное повторение орфограмм: правописание суффиксов и окончаний именных частей речи, НЕ с именными частями речи, Н-НН в отыменных прилагательных и образованных от них наречиях и существительных, слитные и дефисные написания сложных существительных и прилагательных, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание числительных.

Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видо-временная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте. Попутное повторение орфограмм: правописание суффиксов и личных окончаний глаголов, суффиксов причастий и деепричастий, НЕ с глаголами и их особыми формами, Н-НН в причастиях, отглагольных прилагательных и образованных от них наречиях и существительных.

Наречие. Разряды наречий но значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий. Попутное повторение орфограмм: слитное, раздельное и дефисное написание наречий, правописание суффиксов наречий, правописание отрицательных наречий.

Слова категории состояния и их функции в речи.

Служебные части речи. Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Много образие модальных оттенков частиц. Функции предлогов. Попутное повторение орфограмм: правописание производных союзов и предлогов, раздельное и дефисное написание предлогов, союзов, частиц, выбор частиц НЕ-НИ.

Междометие. Звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность.

Морфологический анализ слов.

Синтаксис. Пунктуация  (29, 3 КР, 4 РР)

Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия. Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.

Простое предложение. Строение грамматической основы и способы выражения главных членов. Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Простое осложненное предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Обособленные второстепенные члены. Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения. Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи. Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.

Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.

Сложное предложение. Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении. Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов. Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе. Пунктуация в разных типах сложных предложений (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, в предложениях с разными типами связи), особенности пунктуации на стыке союзов.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Синтаксические особенности диалога. Различные способы цитирования. Синонимия различных способов передачи чужой речи. Особенности пунктуации при различных способах передачи чужой речи.

Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.

Группы знаков препинания по их функции. Двойные знаки препинания. Авторские знаки препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении, в тексте. Многофункциональность отдельных знаков препинания.

Интонация и ее связь с пунктуацией. Обособление как способ выделения особых речевых ситуаций.

Обобщение и систематизация изученного.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 10 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  2. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  3. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  5. Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  6. Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  7. Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  8. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Раздел V. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Система уроков

Дидакти-
ческая

модель

обучения

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

О русском зыке, о русской речи (8 ч.)

1-2

1.09

6.09

Язык и речь. Русский язык

Цель: знакомство с учебником, его структурой; раскрытие понятий «язык» и «речь», изучение функций языка, его связи с обществом, отличий литературного языка и нелитературных форм, понимание национального своеобразия русского языка, повторение материала о стилях и типах речи

Объяснительно-иллюстративная, аналитическая

Лекция, беседа, школьный семинар

Индивиду-альная, коллективная

Знать структуру коммуникации, базовый признак языка, функции языка, формы национального языка, стили и типы речи

Уметь отвечать на проблемные вопросы на лингвистическую тему

Продуктивный Я, К

Понимать различия языка и речи

Уметь разграничивать текст и дискурс, формулировать свою точку зрения по вопросам лингвистики
Продуктивный Л, К, ЛС

Обучение конспектированию и формулированию определений, использование различных видов чтения (просмотровое, поисковое), написание краткого конспекта, умение устно отвечать на поставленный вопрос, опираясь на конспект

Азарова Е.В. и др. Русский язык: учеб. пособие / Е.В. Азарова, М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.

 Сидорова, М. Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.

3-6

7.09

8.09

13.09

14.09

Стили речи.

Цель: рассмотреть особенности функциональных стилей, научиться определять стиль.

Система уроков:

Научный стиль

Официально-деловойстиль. Стартовый контроль

Публицистический стиль

Художественный и разговорный стили

Объяснительно-иллюстративная

Частичн. лингвист. анализ текстов, беседа, ответы на вопросы,

Словарный и текстовый диктант, задания на определения стиля и типа речи текста

Групповая, коллективная

Знать признаки функциональных стилей и особенности каждого стиля

Уметь определить стиль текста

Развивать навык пунктуационного разбора и составления схемы.

Продуктивный Л

Уметь построить связное письменное высказывание на лингвистическую тему, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей

Продуктивный Л, К

Развитие устной и письменной монологической речи в разных стилях

Азарова Е.В. и др. Стилистика: учеб. пособие / Е.В. Азарова, Е.А. Матвеева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 92 с.

Культура речи: метод. указания к практич. занят. и самост. работе для студ. спец-ти «Реклама» / Составитель: Азарова Е.В. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 42 с.

7

15.09

Типы речи

Цель: повторить материал о типах речи, тренировать навык определения типа речи

Объяснительно-иллюстративная

Работа с текстами разных типов речи

Индивидуальная, коллективная

Знать определение смысловые типов речи, выполнять пунктуационный разбор, делать графическое комментирование пунктограмм

Продуктивный Л

Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных типов речи

Продуктивный Л, К

Развитие устной и письменной монологической речи

Русский язык. Энциклопедия / под. ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1988.

8

20.09

Контрольная работа № 1

Цель: проверить знания о типах и стилях речи, а также знание словарных слов и терминов, навык пунктуационного разбора

Репродуктивно-аналитическая

Диктант с грамматическим заданием

Индивидуальная

Уметь выполнять пунктуационный и синтаксический разбор

Продуктивный Я

Уметь доказать стилистическую  принадлежность и типовую разновидность текста.

Продуктивный Я, ЛС

Навык связной письменной научной речи

Текст как речевое произведение (14 ч.)

9-22

21.09

22.09

27.09

28.09

29.09

04.10

05.10

06.10.

11.10

12.10

13.10

18.10

19.10

20.10

Цель: повторить опознавательные признаки текста, углубить знания по теории текста, знать стилевые черты, развивать навык составления устного и письменного монологического высказывания по структуре «Части С» ЕГЭ, научить правильно выделять и ранжировать проблематику текстов разных типов, проверить умение сокращать текст, выделять проблему, делать частичный лингвистический анализ текста, тренироваться в решении текстов

Система уроков:

Текст, признаки текста

Композиция текста. Типы зачинов и концовок.

Средства связи предложений в тексте

Средства воздействия в тексте

Выразительные средства языка в текстах

РР1 Средства воздействия и выразительности в ораторском искусстве. Конкурс риторов.

Понимание текста – процесс творческий. Знакомство со структурой ЕГЭ

Практикум по решению тестов (А8, 9, 21,28; В 9; С)

РР 2. Анализ текста при подготовке к изложению.

РР 3. Обучающее сжатое изложение.

Выразительное чтение как тест на понимание текста Терминологический диктант.

Контрольная работа № 2

Практикум по комплексному анализу текста. Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ контрольной работы

Сочинение – тоже текст.

РР 4. Подробное знакомство с принципами работы над частью С, подготовка к домашнему сочинению.

Объяснительно-иллюстративная

Работа с текстами разных типов речи, чтение, анализ, выбор единиц, создание текстов и их частей, написание изложения, сочинения, решение текстов, словарный терминологический диктант.

Индивидуальная, коллективная, групповая

Знать определение теста, признаки текста, средства связи предложений в тексте, типы зачинов и концовок, средства воздействия и выразительности.

Уметь писать сжатое изложение и сочинение.

Продуктивный Л

Уметь создавать логически завершенные тексты, писать различные типы зачинов и концовок, использовать в текста выразительные средства, выявлять их в чужих текстах.

Продуктивный Л, К

Развитие устной и письменной монологической речи

Русский язык. Энциклопедия / под. ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1988.

Кайда, Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции - к декодированию: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Кайда. - М. : Флинта, 2004. - 206.

Пахнова Т.М. Интенсивная подготовка в ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011. – 220 с.

Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст] : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. шк. гуманитар. профиля / Г. Я. Солганик. - 2-е изд. - М. : Флинта, 2000. - 253 с.

Система языка (83)

23

25.10

Разделы науки о языке (1 ч.).

Цель: систематизировать знания о единицах языковой системы, их иерархии, разделах языкознания.

Объяснительно-иллюстративная

Создание таблицы, работа с учебником, выполнение упражнений

Коллективная, индивидуальная

Знать структуру языка, его уровни, понимать место каждой языковой единицы в системе языка

Продуктивный Л

Уметь обобщать полученные знания, давать определения.

Продуктивный К

Умение рассуждать на лингвистическую тему

Русский язык. Энциклопедия / под. ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1988.

24-36

26.07

27.07

10.11

15.11

16.11

17.11

22.11

23.11

24.11

29.11

30.11

01.12

06.12

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (13)

Цель: повторить и систематизировать знания по фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, дать целостное представление о звуках речи, их передаче на письме, изучить трудные случаи произношения и ударения.

Система уроков:

Звук как единица языка. Типы звуков

Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков.

Транскрипция. Фонетический разбор.

Звуковая организация поэтического текста. Решение тестов в формате ЕГЭ

Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения.

Специфика русского ударения. Буквы и звуки. Алфавит.

Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме.

Орфограмма, типы и виды. Традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Условия выбора орфограмм. Алгоритм применения орфографических правил.

Соотношение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Практикум по решению тестов.

Контрольная работа № 3

РР 5. Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

РР6. Сочинение-рассуждение

Объяснительно-иллюстративная

Создание таблицы, схемы, работа с учебником, выполнение упражнений, разборов, изучение орфоэпических норм, подготовка индивидуальных сообщений, написаниесочинения, решение тестов

Коллективная, индивидуальная, групповая

Знать структуру языка, его уровни, слова традиционного написания, произношение терминов и общедоступных слов.

Уметь транскрибировать, выделять количество букв и звуков, производить фонетический разбор

Понимать место каждой языковой единицы в системе языка

Продуктивный Л

Понимать взаимосвязь фонетики, графики, орфографии, орфоэпии

Уметь найти и отредактировать речевые ошибки.

Продуктивный К, ЛО

Умение рассуждать на лингвистическую тему, умение правильно произносить слова

Дейкина А.Д. и др. Практикум по русскому языку: Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М.: Вербум-М, 2006. – 208 с.

Дроздова О. Е., Уроки языкознания для школьников. – М.,2001. – С. 210-214.

Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 1998. - 200 с.

Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1997.

Розенталь, Д. Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 1998. - 200 с.

37-47

07.12

08.12

13.12

14.12

15.12

20.12

21.12

22.12

27.12

28.12

29.12

Лексика и фразеология (11)

Цель: обобщить знания по лексике через изучение слова во всех его семантических проявлениях.

Система уроков:

Слово. Лексическое значение слова.

Виды лексических значений. Тренировочные тесты.

Многозначные слова и омонимы

Группы слов по смысловым отношениям. Тематические группы. Синонимы.

Антонимы (в т.ч. контекстуальные). Решение тестов.

Группы слов по особенностям употребления и происхождения.

Стилистическая окраска слова.

Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, крылатые слова.

Контрольная работа за 1 полугодие (№4)

РР 7. Подготовка к домашнему сочинению в формате ЕГЭ (часть С).

РР 8. Фразеологическое богатство русского языка как источник языковой выразительности. Речевые ошибки на уровне лексики и фразеологии.

Объяснительно-иллюстративная

Создание схем, работа с учебником, выполнение упражнений, подготовка индивидуальных сообщений, написаниесочинения, подбор синонимов, антонимов, толкование значения слова, работа со словарями, редактирование речевых ошибок, решение тестов

Коллективная, индивидуальная, групповая

Знать виды лексических значений слов, типы семантических отношений между словами

Понимать значение слов в контексте

Продуктивный Л

Уметь найти и отредактировать речевые ошибки, сформулировать лексическое значение, подобрать антонимы или синонимы; самостоятельно искать материал, готовить индивидуальное сообщение

Продуктивный К, ЛО

Умение рассуждать на лингвистическую тему, конспектировать, представлять сообщение

Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: Ок. 11000 синонимических рядов / З. Е. Александрова. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2001.

Лексические трудности русского языка: словарь-справочник / Сост.: А. А. Семенюк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1999.

Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А.И. Федоров; Под ред.
А. И. Молоткова. – Изд. 5-е, стереотип. – СПб.: Вариант, 1994.

148-60

11.01

12.01

17.01

18.01

19.01

24.01

25.01

26.01

31.01

01.02

02.02

07.02

08.02

Состав слова и словообразование. Орфография (13)

Цель: повторить и углубить знания по морфемике и словообразованию, создать представление о современном и историческом составе слова, научить морфемному и словообразовательному анализу слова, повторить ряд орфограмм в различных морфемах (правописание суффиксов и приставок, приставки на -з–с, приставки -пре–при, правописание слов с пол-полу-, буквы И-Ы после приставок, О-Е после шипящих и Ц в различных морфемах разных частей речи, правила написания сложных слов).

Система уроков:

Богатство и разнообразие морфем русского языка. (основные морфемы, продуктивные и непродуктивные морфемы, исконные и заимствованные морфемы, характер их использования, традиционные приставки и приставки на -з–с).

Корень как основная морфема. (однокоренные слова и формы слов, родственные слова, буквы И-Ы после приставок,, роль однокоренных слов в создании текста, тавтология как речевая ошибка)

Словообразовательные и формообразующие морфемы.   (словообразовательные и формообразующие морфемы, нулевые морфемы, основные словообразовательные и формообразующие суффиксы разных частей речи, словарь морфем)

Значение словообразовательных морфем. (основные словообразовательные приставки разных частей речи и их значения, приставки ПРЕ-ПРИ, многозначность, омонимичность, синонимия морфем на примере приставок и суффиксов, решение текстов в формате ЕГЭ)

Основа слова и ее виды. (непроизводная основа, производная и производящая основы, внутренняя форма слова, этимологический анализ слов, этимологический словарь, переосмысление структуры отдельных русских слов, народная этимология)

Морфемный разбор слов. (морфемный анализ слов, О-Е после шипящих и Ц в различных морфемах разных частей речи)

РР 9. Анализ исходного текста, способы формулирования и комментирования проблемы  (подготовка к части С ЕГЭ, варианты цитирования, пунктуация при прямой и косвенной речи, полном и частичном цитировании).

Способы словообразования. (основные способы русского словообразования, продуктивные и непродуктивные способы словообразования, правописание суффиксов разных частей речи).

Сложные слова. (различные варианты сложения, аббревиация, сложные слова, сложносокращенные слова, аббревиатуры, правила создания и правописания аббревиатур)

Правила написания сложных слов разных частей речи. (дефисные и слитные написания сложных слов, правописание слов с ПОЛ-ПОЛУ, решение текстов в формате ЕГЭ)

РР 10. Варианты формулирования авторской позиции исходного текста. (подготовка к части С ЕГЭ, различные виды цитирования, способы сжатия текста при формулировании авторской позиции по выделенной проблеме, сжатое изложение авторской позиции)

Словообразовательный разбор слова (словообразовательная модель, разнообразие словообразовательных моделей русского языка, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, словообразовательные гнезда, словообразовательный анализ слов, подготовка к контрольной работе, решение тестов в формате ЕГЭ).

Контрольная работа №5

Объяснительно-иллюстративная, аналитическая, проблемная

Слово учителя, беседа, теоретичес-кий зачет, выполнение упражнений, тестов, аналитические задания по выполнению различных видов разбора, наблюдение над языковым материалом и анализ его,  творческая работа по формулированию проблемы и изложению авторской позиции

Коллективная, индивидуальная, групповая, парная

Знать основные виды морфем и способы образования слов

Уметь производить морфемный и словообразовательный анализы слов и разборы, выстраивать словообразовательные цепочки гнезда

Продуктивный Л

Понимать различия современного и этимологического морфемного разбора слов, словообразовательную специфику слов разных частей речи

Уметь толковать значение русских и заимствованных морфем, различать омонимичные морфемы, подбирать синонимичные морфемы

Продуктивный К

Умение рассуждать на лингвистическую тему, конспектировать

Дейкина А.Д. и др. Практикум по русскому языку: Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М.: Вербум-М, 2006. – 208 с.

Кузнецова, А.И. и др. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986;

Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка. – М:. ЛКИ, 2010.

Словообразовательный словарь русского языка / Под ред. М. Баклановой, О. Веховой. – М.: АСТ, 2008;

Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-Трейд, 2009;

Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. – В. 4 тт. - М.: Астрель, АСТ, 2009;

Шанский, Н.М., Боброва Т.А.  Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрова, 2000;

Этимологический словарь русского языка для школьников / М.Э. Рут, В.А. Алабутина. – М.: АСТ, Астрель, 2011.

61-76

09.02

14.02

15.02

16.02

21.02

22.02

23.02

28.02

29.02

01.03

06.03

07.03

08.03

13.03

14.03

15.03

Морфология. Орфография (16)

Цель: углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи, их морфологических характеристиках и синтаксической роли, основных правилах правописания.

Система уроков:

Знаменательные и служебные части речи, их текстообразующая роль. Анализ контрольной работы 5.

Именные части речи (что и как они «именуют», основные категории частей речи, словоизменение: типы склонения, функционирование именных частей речи в тексте, выразительные возможности морфологических средств, правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, попутное повторение: слитные и дефисные написания сложных существительных и прилагательных).

НЕ с именными частями речи

Н-НН в отыменных прилагательных и образованных от них наречиях и существительных 

Имя числительное (разряды числительных, склонение числительных, правописание числительных)

Местоимение. (разряды местоимений, особенности склонения местоимений, местоимение как средство связи между предложениями. правописание отрицательных и неопределенных местоимений)

Глагол. (Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. Категории вида, возвратности, переходности, наклонения, времени. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видо-временная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. правописание суффиксов и личных окончаний глаголов)

Причастия действительные и страдательные. (Словоизменение полных и кратких причастий. Образование причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте. суффиксов причастий и деепричастий, НЕ с глаголами и их особыми формами, Н-НН в причастиях, отглагольных прилагательных и образованных от них наречиях и существительных).

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. (Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте. суффиксов причастий и деепричастий, НЕ с глаголами и их особыми формами)

Наречия и слова категории состояния (Разряды наречий но значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Текстообразующая роль наречий. Попутное повторение орфограмм: слитное, раздельное и дефисное написание наречий, правописание суффиксов наречий, правописание отрицательных наречий. Их функции в речи)

Служебные части речи. Междометия. Звукоподражательные слова (Непроизводные и производные слова. Специфика использования служебных частей речи. Много образие модальных оттенков частиц. Функции предлогов. Попутное повторение орфограмм: правописание производных союзов и предлогов, раздельное и дефисное написание предлогов, союзов, частиц, выбор частиц НЕ-НИ. Виды междометий,   звукоподражательные слова как особый разряд лексических единиц, отражающих природный фон русской жизни. Их эстетическая ценность)..

Морфологический анализ слов.

Обобщение изученного. Подготовка к контрольной работе.

КР 6 по теме: «Морфология. Орфография»

РР 11 Способы сжатия текста

РР 12 Сжатое изложение текста типа рассуждение

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа, выполнение упражнений, тестов, наблюдение над языковым материалом и анализ его,  сжатое изложение

Коллективная, индивидуальная, групповая, парная

Знать части речи, их грамматические категории, формоизменение и синтаксические функции

Уметь определять часть речи, характеризовать ее функции в предложении, определять грамматические категории, выполнять морфологический разбор

Понимать отличие знаменательных частей речи от служебных

Продуктивный Л

Понимать роль слов разных частей речи при создании  текстов разных стилей

Уметь видеть речевые ошибки и  редактировать текст

Продуктивный К, Я

Умение рассуждать на лингвистическую тему, научно обосновывать  свою точку зрения

Валгина Н.С. и др. овременный русский язык: учеб. – М.: Логос, 2003. -  528 с.

Дейкина А.Д. и др. Практикум по русскому языку: Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М.: Вербум-М, 2006. – 208 с.

Пахнова Т.М. Интенсивная подготовка в ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011. – 220 с.

77-105

20.03

21.03

22.03

03.04

04.04

05.04

10.04

11.04

12.04

17.04

18.04

19.04

24.04

25.04

26.04

01.05

02.05

03.05

08.05

09.05

10.05

15.05

16.05

17.05

22.05

23.05

24.05

29.05

30.05р

Синтаксис. Пунктуация 

Цель: создать целостное представление о синтаксисе русского языка и специфике его единиц, повторить правила пунктуации в простом и сложном предложении, с прямой речью, при осложняющих элементах.

Система уроков:

Типы синтаксических единиц и виды синтаксической связи. Словосочетание. (Общие понятия. Синтаксическая синонимия. Понятие. Функции словосочетания в речи. Основные типы словосочетаний)

Виды, способы и средства подчинительной связи. (Согласование, управление, примыкание и средства их выражения.  Смысловые и грамматические отношения слов в словосочетании. Синонимия некоторых типов словосочетаний.

Словосочетание: обобщение. Синтаксический разбор словосочетания. Решение тестов в формате ЕГЭ.

Предложение как единица синтаксиса. Порядок синтаксического разбора предложения. (Виды предложений по разным классификациям. Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте. Полные и неполные предложения. Понятие неполноты. Эллипсис. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.).)

Простое двусоставное предложение. (Строение грамматической основы, виды главных членов и способы их выражения. Типы второстепенных членов предложения, способы их выражения. Синтаксический разбор простого двусоставного предложения)

Значение и структура предложений с одним главным членом. Решение тестов в формате ЕГЭ (Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Виды односоставных предложений. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синтаксический разбор односоставного предложения)

Простое осложненное предложение. Пунктуация при обращениях, вводных и вставных конструкциях. (Виды осложнений. Обращения. Риторические обращения. Вводные слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений, вводных и вставных конструкций в тексте)

Однородные члены предложения и пунктуация при них.   (Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Решение тестов в формате ЕГЭ)

Обособленные второстепенные члены и пунктуация при них. (Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения. Причастные, деепричастные, сравнительные обороты. Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.  Синтаксический разбор простого осложненного предложения. Решение тестов в формате ЕГЭ.)

Контрольная работа №7 по теме: «Словосочетание. Простое предложение»

Анализ контрольной работы. Сложное предложение. (Виды сложных предложений. Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов. Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.)

Пунктуация в сложных предложениях разных видов. Синтаксический разбор сложного предложения.

РР 13 Формулирование собственной позиции по заданному тексту

Сложное синтаксическое целое. Особенности пунктуации на стыке союзов. (Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении)

Синтаксический разбор сложного предложения с разными типами связи.

Различные способы передачи чужой речи. (Прямая и косвенная речь. Диалог. Синонимия различных способов передачи чужой речи.)

Виды цитирования. (Особенности пунктуации при различных способах передачи чужой речи).

РР14 Аргументация. Виды аргументов

РР15 Аргументирование собственной точки зрения

Сложное предложение: обобщение. Решение тестов в формате ЕГЭ.

Сложное предложение: обобщение. Подготовка к контрольной работе.

КР № 8 по теме: «Сложное предложение»

Анализ контрольной работы. Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.

Пунктуация в простом и сложном предложении: повторение. Решение тестов в формате ЕГЭ

Реализация различных языковых единиц в текстах разных стилей. Решение тестов в формате ЕГЭ.

Обобщение пройденного в 10 кл. Подготовка к итоговой КР.

КР 9 – итоговая за 10 кл.

Анализ КР. Обобщение изученного в 10 кл.

РР 16. Речевые ошибки и их предупреждение

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа, выполнение упражнений, тестов, наблюдение над языковым материалом и анализ его, работа по подбору аргументов, формулирование собственной точки зрения и ее аргументирование

Коллективная, индивидуальная, групповая, парная

Знать основные синтаксические единицы, из функции и разновидности, правила постановки различных знаков препинания

Уметь определять тип любой синтаксической конструкции и ее разновидность, выполнять полный синтаксический разбор

Продуктивный Л

Уметь самостоятельно создавать и уместно использовать в речи разные синтаксические единицы, видеть речевые ошибки и  редактировать текст

Понимать синонимию синтаксических конструкций, взаимосвязь синтаксиса и морфологии

Продуктивный К, Я

Умение рассуждать на лингвистическую тему, научно обосновывать  свою точку зрения

Граник, Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания: кН. для уч-ся. -  В 2 –х чч. – М., 1998. – 176 с.

Дейкина А.Д. и др. Практикум по русскому языку: Пунктуация: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. – М.: Вербум-М, 2005. – 221 с.

Пахнова Т.М. Интенсивная подготовка в ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2011. – 220 с.


Раздел VI. График контрольных работ

№ контрольной работы

Тема

Дата проведения

КР №1

Стили и типы речи.

20.09.2011

КР №2

Текст как речевое произведение.

18.10.2011

КР №3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

06.12.2011

КР №4

Лексика. Фразеология. Культура речи.

27.12.2011

КР №5

Морфемика и словообразование. Орфография.

08.02.2012

КР №6

Морфология. Орфография. Культура речи.

13.03.2012

КР №7

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация в простом предложении.

17.04.2012

КР №8

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация в сложном предложении.

15.05.2012

КР №9

Итоговая контрольная работа.

24.05.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по литературе для 10 кл по программе Агеносова, Архангельского. - Омск, 2011.

Данное КТП рассчитано на 105 часов учебного плана (3 ч. в неделю) и подготовлено по следующему учебнику: Русская литература XIX века. 10 кл. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Н. Арх...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова

Рабочая программа по русскому языку 10 класс А.Д.Дейкина,Т.М.Пахнова...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе к учебнику Пахновой Т.М. (базовый уровень)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе к учебнику Пахновой Т.М. (базовый уровень) рассчитано на 2 часа в неделю (70 часов в год)....

Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов (УМК Пахновой Т.М.)

Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов (УМК Пахновой Т.М.)...

КТП по русскому языку. 10 класс. УМК Т.М. Пахнова

Ктп по русскому языку. 10 класс...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...