Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов (УМК Пахновой Т.М.)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов (УМК Пахновой Т.М.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_._10-12.docx | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИРНОВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА ПРИ ФКУ ИК-6 ГУФСИН РОССИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
класс: 10-12
уровень: базовый
количество часов в неделю: 10 кл.- 1 ч., 11 кл. – 1 ч., 12 кл. – 1 ч.
УМК
Рабочая программа. Русский язык. 10-11 класс. УМК Пахновой Т.М. (баз.). М.: «Дрофа», 2017 г.
Учебники: Русский язык и литература: Русский язык. 10 класс. Учебник (базовый уровень). Пахнова Т.М., М.: «Дрофа», 2017 г.
Русский язык и литература: Русский язык. 11 класс. Учебник (базовый уровень). Пахнова Т.М., М.: «Дрофа», 2017 г.
Учитель: Хренова Елена Васильевна (первая квалификационная категория)
п.Мирный
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками средней общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются:
- воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
- формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
- понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы, взаимосвязи и взаимообусловленности языковых уровней и прийти к убеждению, что, изучая язык, совершенствуя свою речь, ученик проходит сложный, очень важный и во многом радостный путь самопознания, открывая в себе способности к творчеству;
- осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку» и «любовь к Родине»;
- формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
- осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
- опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
- понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;
- осознание того, что овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.
Достижение такого результата, как формирование языковой личности, возможно только на основе осуществления метапредметной роли курса «Русский язык и литература. Русский язык».
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) общей школы программы по русскому языку на базовом уровне являются умения и навыки:
- определять тему, основные мысли текста;
- объяснять смысл названия (подбирать свои варианты находить ключевые слова в тексте);
- определять стиль текста, тип речи;
- находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
- определять способ связи между предложениями в тексте;
- находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
- производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
- производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
- объяснять орфограммы и знаки препинания;
- владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСОБЕННОСТИ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Язык помогает мне стать личностью
Старшие классы — важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность. Универсальные учебные действия (УУД). Метапредметная роль курса «Русский язык и литература. Русский язык». Единая образовательная область «Филология». Филология как служба понимания. Этика филологии.
ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА - ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
Что значит быть языковой личностью. Умение общаться. Основные виды речевой деятельности. Связь понятий «любовь к языку» и «любовь к Родине». Высказывания писателей о русском языке. Русский язык как средство духовного становления личности. «Творческий текст — свободное откровение личности». Эстетическая функция языка. Изобразительно-выразительные средства. Роль памяти. Сочинение — это тоже текст. Умение самостоятельно сформулировать тему сочинения. Качества хорошей речи. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений.
МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)
Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет-пространство. «Компьютерный разум» и особенности человеческого мышления. Роль интуиции, ассоциаций. Отношение к чтению в современном мире.
ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА (ПОДВЕДЕМ ИТОГИ)
Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности. Роль
взаимоконтроля. Словари и справочники. Метапредметная функция курса «Русский язык и литература. Русский язык». Умение оценить результаты изучения раздела «Язык помогает мне стать личностью» на основе обсуждения вопросов, выполнения заданий учебника.
В пространстве текста
ТЕКСТ - «СЛОВЕСНАЯ ТКАНЬ»
Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Понимание текста — процесс творческий. Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема. Абзац. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Замысел автора. Лексические, грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Перифразы и их роль в тексте. Анализ памятки «Средства связи между предложениями в тексте». Планирование учебной деятельности на основе использования этой памятки.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ В ТЕКСТЕ. СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ
Лексические повторы. Однотематическая лексика. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные (текстовые, контекстные) синонимы и антонимы. Слово и контекст. Оценочная лексика. Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом. Взаимодействие слова и текста.
ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ СЕМИНАРАМ И УРОКАМ ЗАЧЕТАМ
Особенности текстов научного стиля (лексические и грамматические). Роль терминов. Словари. Текст-рассуждение.
РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ЗАЧИНА) В ТЕКСТЕ
Особенности зачина в тексте-рассуждении. Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические особенности предложений, с помощью которых формулируется тезис.
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Анализ высказываний писателей (отрывков из писем, дневников, из записных книжек), о «тайнах творчества», об особенностях работы над словом, о «муках слова» и о радости творчества, о роли образцов... Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, из книг, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета.
ТЕКСТ И РЕЧЕВАЯ СРЕДА
Развивающая речевая среда как пространство культуры. Чтение — это общение с «целебными источниками нашего русского языка». Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой среды. Эстетическое воздействие текстов. Урок русского языка как речевое произведение. Развивающий потенциал урока. Критерии отбора текстов. Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Роль речевой среды в формировании языковой личности.
РЕЧЕВАЯ СРЕДА И ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ
Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды. Интонационные особенности русского языка. Слово голос в словаре и в художественном тексте. Ин-тонация как одно из средств выразительности русской речи. Роль выразительного чтения. Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос. Благозвучие. Аллитерация. Ассонанс.
Интонация и ритмико-мелодическая сторона речи. Роль интонации как средства выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Выражение через интонацию субъективного отношения, эмоциональной оценки. Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и порядок слов в предложении. Ключевые слова в тексте.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Понимание поэтического текста как творчество. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения». Анализ поэтического текста — путь к постижению авторского замысла. «В поэзии язык раскрывает все свои возможности» (Ю. Лотман). «Поэзия — один из могучих двигателей в развитии языка» (Б. Томашевский). Анализ памятки «Средства художественной изобразительности».
РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА - ЭТО ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
Комплексная работа с текстами, содержание которых создает условия для погружения в развивающую речевую среду как в пространство культуры. Возможность охарактеризовать эту речевую среду с помощью слов эстетическая, духовная, воспитывающая, языковая, культурная, социальная, интеллигентная, обучающая. Наблюдения над ключевыми словами, которые объединяют разные тексты как единое пространство: культура, нравственность, совесть, интеллигентность, память, личность, речевая среда
ОБОБЩИМ ИЗУЧЕННОЕ. ГОТОВИМСЯ К УРОКАМ СЕМИНАРАМ
Формирование универсальных учебных действий: обобщать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формулировать тезис, логически выстраивать систему доказательств. Интерпретация сведений, полученных из разных источников информации. Планирование деятельности по подготовке научных сообщений на уроках-семинарах.
«ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ»
«Метод медленного чтения». Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции. «Диалог с текстом» — это прежде всего диалог читателя с самим собой.
КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ
Особенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры («Музы ходят хороводом» Ю. Лотман). Изучение языка и приобщение к культуре. Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре. Приобщение к культуре — средство духовно-нравственного совершенствования. Язык как отражение национально-самобытной культуры.
РУССКИЙ ЯЗЫК ПОМОГАЕТ ПОСТИГАТЬ ДРУГИЕ НАУКИ
Метапредметная роль уроков русского языка. Формирование УУД (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках.
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Анализ высказываний А. П. Чехова о том, что помогает овладеть языком, хорошей речью, научиться писать. Роль чтения. Необходимость редактирования, кропотливой работы над черновиком.
СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТОВ
Конспект. Тезисы. План текста, сравнение разных вариантов плана текста. Использование частичного цитирования при составлении плана. Культуроведческое комментирование текста. Роль словарей, справочников. Ключевые слова. Подготовка реферата на основе информационной переработки текстов. Пересказ текста. Изложение (подробное, сжатое, выборочное). Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ АННОТАЦИИ
Приемы сжатия текста. Выбор вариантов сжатия текста на основе анализа образцов. Роль частичного цитирования. Использование элементов сжатия анализируемого текста при написании рецензии. Роль синтаксиса в процессе преобразований исходного текста. Использование синонимичных конструкций. Редактирование текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ
Слово — «первоэлемент литературы». Культура чтения. Любовь к слову, интерес к изучения языка — это то, что помогает стать талантливым читателем. Духовное становление личности. Работа памяти и ее влияние на деятельность речетворческой системы. Память как важная «часть текстообразующего механизма» (Ю. Лотман). Роль текстов — «безукоризненных образцов» (Л. Щерба) как средства создания развивающей речевой среды. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Русская художественная литература — вершина национального языка. Язык писателей — источник развития языка. Чтение как сотворчество. Творческое отношение к родному языку.
ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА (ПОДВЕДЕМ ИТОГИ)
Оценка в процессе анализа творческих, исследовательских работ, оценка текстов с точки зрения их соответствия теме высказывания, использования лексических и грамматических средств связи между предложениями, наличия информативности, завершенности. Роль самоконтроля в процессе развития самостоятельности при выборе тем для сочинения, для участия в конференциях, уроках-семинарах, при отборе материалов для исследовательских проектов.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Анализ разных источников информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения. «Диалог с текстом». Подготовка к сочинению-отклику на предлагаемый текст в процессе выполнения заданий с выбором ответа и с кратким ответом. Сочинение-отклик как «текст о тексте». Анализ изобразительно-выразительных средств. Особенности текста-рассуждения. Роль «фоновых знаний», полученных в результате обучения, чтения книг, изучения культуры, анализа собственного жизненного опыта. Редактирование черновика. Качество хорошего текста (соответствие теме, проблеме; связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность). Ключевые слова в тексте.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ - К СОЧИНЕНИЮ И ИЗЛОЖЕНИЮ
Деятельность по самопроверке в системе формирования УУД. Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Сочинение-отклик — это «текст о тексте», созданный на основе разных источников информации. «Диалог с текстом». «Метод медленного чтения». Изложение. Сжатое изложение как часть сочинения. Планирование учебных действий, когда есть возможность выбора. Самооценка (взаимооценка). Подведение итогов. Осознание целостности, взаимосвязи всех разделов учебника.
Язык. Речь. Культура. Речевая среда
Анализ предисловия (текста «От автора»), повторное обращение к разделу «Как заниматься по этому учебнику». Самооценка (взаимооценка) результатов, достигнутых в 10 классе. Самоконтроль в системе речевой деятельности. Планирование предстоящей учебной деятельности. Путь «от практики, от практической деятельности на основе текста — к постижению закономерностей, правил, теории». Роль самостоятельности при изучении языка, речи, культуры. Искусство звучащего слова. Значение развивающей речевой среды для воспитания языковой личности. Речевая среда и чувство слова, чувство текста. Чтение как один из видов речевой деятельности, направленной на приобщение к культуре. Роль филологии в процессе самопознания, самовоспитания. Анализ памяток «Как доказать многозначность слова», «Что помогает при заучивании текста наизусть, при подготовке к письму по памяти, к зрительным диктантам».
МОЕ ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ДУМАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ДОКАЗЫВАЕМ)
Русский язык в современном обществе. Особенности современной речевой среды. Роль книги, чтения. Развитие способности к самооценке речевой деятельности как основа работы по формированию языковой личности.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ. ГОТОВИМСЯ К УРОКУ КОНФЕРЕНЦИИ.
Анализ памятки «Как готовиться к обсуждению». Опыт организации работы в группах, парах. Участие в уроке- дискуссии. Речевые модели, которые помогают участвовать в дискуссии, подготовить отчет о работе в группах, парах. Повторное обращение (перечитывание, информационная переработка) к текстам о речевой культуре, об отношении к языку, чтению, национальной культуре. Умение самостоятельно сформулировать вопросы для обсуждения, материалы для презентаций. Подготовка сообщений на основе материалов сочинений, тезисов, анализа дополнительных источников информации, отобранных для исследовательских проектов. Разные способы информационной переработки текстов.
АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), осуществление учебной деятельности, связанной с самооценкой, самоконтролем, обобщением, анализом, а также планированием предстоящей учебной деятельности.
Такие разные тексты
ПОВЕСТВОВАНИЕ. ОПИСАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ
Функционально-смысловые типы речи. Особая роль глаголов в текстах-повествованиях. Видовременная соотнесенность глагольных форм как средство связи между предложениями в тексте. Особенности употребления глаголов совершенного вида. Роль наречий в текстах повествованиях. Однотематическая лексика в текстах-описаниях. Текстообразующая роль существительных в текстах-описаниях помещения или места действия. Текстообразующая роль прилагательных, причастий при описании предметов, внешности человека. Текстообразующая роль категории состояния, односоставных предложений в текстах-описаниях настроения, состояния, внутреннего мира человека. Особенности порядка слов в текстах-описаниях. Роль наречий в текстах-описаниях помещения, места действия. Синтаксический параллелизм как средство связи между предложениями в тексте. Зависимость способа связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь) от функционально-смысловых типов речи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
ТЕКСТЫ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ
Стили литературного языка: разговорный и книжные. Их языковые особенности. Сфера употребления. Стиль художественной литературы. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
МОНОЛОГ И ДИАЛОГ. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
Особенности монологических высказываний научного стиля. Способность к монологу. Пунктуационное оформление реплик диалога в письменной речи. Речевой этикет. Реплики диалога и особенности разговорного стиля (использование стилистически окрашенных слов, фразеологизмов, неполных предложений, вводных слов, слов-предложений, односоставных предложений). Особенности употребления слова диалог в современной речи. Способность к диалогу как нравственно-этическое качество. «Диалог с текстом».
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТАМИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Особенности текстов публицистического стиля. Языковые средства, с помощью которых осуществляется функция воздействия. Лингвостилистический анализ текстов. Использование лексических и грамматических средств выражения отношения, эмоциональной оценки. Анализ памятки «Обучение способу действия» и материалов для самопроверки.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ. ПРОДОЛЖАЕМ ПОСТИГАТЬ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ
Повторение, обобщение изученного в 10 классе. Изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, грамматические). Риторический вопрос как средство выразительности. Понимание поэтического текста как творчество. Возможность совершенствования чувства языка.
ЧТОБЫ РЕЧЬ СТАЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ
Звуковые повторы в поэтическом тексте. Роль повторов в организации текста. Тропы и фигуры речи. Художественный образ. Сравнение как одно из средств выразительности. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение. Семантические фигуры: антитеза, оксюморон, градация и др. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос и др.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЗВАНИЯ И ТЕКСТА
Название как отражение темы или основной мысли текста. Роль ключевых слов в тексте. Многосоюзие как одно из средств выразительности.
ЦИТАТА КАК ТЕКСТ И КАК ЧАСТЬ ТЕКСТА. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Способы передачи чужой речи (повторение и обобщение изученного в 5—9 классах). Роль цитирования как средства выражения отношения, оценки. Предложение с цитированием — один из вариантов зачина текста. Частичное цитирование.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ
«От текста — к тексту». Сопоставительный анализ поэтических произведений разных авторов (А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; Г.Р. Державина, А.А. Фета и Н. Заболоцкого; И. Бродского и Н. Рубцова и др.). Сопоставительный анализ как диалог текстов, диалог авторов, диалог читателя с авторами.
РОЛЬ ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ. ВАРИАНТЫ ЗАЧИНОВ
Синтаксические особенности предложений, выполняющих роль зачина в тексте (повторение изученного в 10 классе). Анализ памятки «Как начать текст (абзац)». Освоение практической исследовательской деятельности как путь «от практики — к правилам, закономерностям, теории» (повторное обращение к изученным материалам).
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА
Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Интонация. Роль пунктуационного анализа в процессе подготовки к выразительному чтению.
КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ
Связь музыки, поэзии и живописи. Драматургия и искусство театра. Многозначность слова культура. Традиции и обычаи как отражение особенностей национального характера. Культуроведческая компетенция, ее роль в жизни человека, его судьбе. Эстетический вкус. Культура языковой, речевой деятельности.
«ТЕКСТЫ О ТЕКСТАХ» КАК ОБРАЗЦЫ АНАЛИЗА Роль примеров, образцов. Материалы для самопроверки как обучение способу действия. Рецензирование (взаиморецензирование, самоанализ) в процессе совершенствования речевых способностей.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ЕДИНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Роль писателей в развитии литературного языка. Русская литература — основная часть национальной культуры. Чтение как творческая речевая деятельность. Развитие чувства языка. Выразительное чтение как приобщение к искусству звучащей речи.
СЛОВО В СЛОВАРЕ И СЛОВО В ТЕКСТЕ
Слово и контекст. «Динамика преобразования» слова в художественном тексте. «Словарь языка Пушкина». Анализ словаря писателя как путь к постижению авторского замысла. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения» и «диалог с текстом».
ЧУВСТВО ЯЗЫКА ПОМОГАЕТ СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ ЧИТАТЕЛЕМ. В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ Художественное произведение как диалог с читателем. Понимание текста — процесс творчества. Путь к постижению авторского замысла. Творчеству учит чувство языка. Чувство языка и речевая среда.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ. ОЦЕНИВАЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА Анализ памятки «План комплексной работы с текстом». Направленность комплексной работы с текстом на формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Роль самооценки, самоанализа в процессе формирования языковой личности.
Готовимся к ЕГЭ ОТ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ К СОЧИНЕНИЮ И ИЗЛОЖЕНИЮ Понимание текста как творческая деятельность. Задания речеведческого характера. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения». Сочинение на основе текста — это текст-отклик. Включение в сочинение-отклик элементов сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Редактирование черновика как творческая работа.
РАЗМЫШЛЯЕМ О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Тематическая группа слов «Профессия. Работа». Комплексная работа с текстом. Работа со словарями, справочниками. Повторное обращение к текстам упражнений. Самостоятельный отбор текстов.
ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА, С КРАТКИМИ И РАЗВЕРНУТЫМИ ОТВЕТАМИ
Современные средства оценивания результатов обучения. Выбор заданий, которые можно выполнить на материале текста, как открытая система. Комплексная работа с текстом и ее роль в процессе подготовки к ЕГЭ и к другим формам текущей и итоговой аттестации (устные экзамены, собеседования; защита рефератов, исследовательских проектов; зачеты). Подведение итогов. Единство, целостность материалов учебников по русскому языку и литературе.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 10 класс (34 ч., в неделю – 1 ч.)
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата урока | |||||
1 | Особенности курса русского языка в старших классах | |||||||
2-4 | Изучение языка — процесс воспитания и самовоспитания | §1, упр.5 упр.13 упр.17 | ||||||
5-6 | Мое особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, доказываем) | §2, упр.42 упр.46 | ||||||
7 | Оцениваем результаты изучения раздела | |||||||
8 | Контрольный диктант | |||||||
9-10 | Текст — «словесная ткань» | §3, теория упр.57 | ||||||
11 | Лексические средства связи в тексте. Слово в словаре и тексте | §4, упр.60 (1-3) | ||||||
12 | Омонимия и ее виды | Составить предложения, используя разные виды омонимов | ||||||
13 | Синонимы, их разновидности. Градация | Составить синонимические ряды к словам ложь, добрый | ||||||
14 | Антонимы. Антитеза. Оксюморон. Паронимы | Подобрать их художественных произведений 6 предложений с паронимами | ||||||
15 | История развития русского языка, его лексической системы | Выучить основные периоды развития русского литературного языка | ||||||
16 | Изменения словарного состава языка. Активный и пассивный словарный запас | Выписать 10 устаревших слов и 10 неологизмов, объяснить их значение | ||||||
17 | Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика | Переделать известное стихотворение, заменив литературные слова на жаргонизмы | ||||||
18 | Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка | Подготовиться к зачету | ||||||
19 | Зачет по теме «Лексика. Фразеология. Лексические нормы» | |||||||
20 | Грамматика. Морфемика и словообразование | Распределите слова по трём группам по способу словообразования | ||||||
21 | Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях речи | Заполнить таблицу | ||||||
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата урока | |||||
22 | Способы образования слов | Выполнить морфемный и словообразовательный анализ слов | ||||||
23 | Морфология и орфография. Имя существительное | Придумать интересные задания по теме «Морфология» (кроссворды, тесты, шарады и т.д.) | ||||||
24 | Правописание падежных окончаний и суффиксов имен существительных | Составить задания для взаимопроверки | ||||||
25 | Имя прилагательное | Подобрать 5-6 предложений из художественных текстов с эпитетами, подчеркнуть их как члены предложения | ||||||
26 | Н и НН в прилагательных | Составить алгоритм к правилу о правописании -Н- и -НН- | ||||||
27 | Имя числительное | Выучить теорию по склонению числительных, составить тест из 6-7 заданий | ||||||
28 | Местоимение | Выписать 5-6 пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых встречаются местоимения | ||||||
29 | Глагол | Повторить правописание глаголов, заполнить таблицу | ||||||
30 | Причастие | Составить задания для взаимопроверки | ||||||
31 | Деепричастие | Выписать из произведений художественной литературы 8-10 предложений с деепричастием и деепричастным оборотом | ||||||
32 | Наречие | Выписать по 5 наречий, образовать все возможные степени сравнения | ||||||
33 | Контрольный диктант | |||||||
34 | Резерв | |||||||
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс (34 ч., в неделю – 1 ч.) | ||||||||
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата урока | |||||
1 | Роль первого предложения (зачина) в тексте | §6, упр.83 (1-5) | ||||||
2-3 | Текст и речевая среда | §7, упр.93; Подготовиться к словарному диктанту | ||||||
4-5 | Тропы как выразительные средства языка | Составить текст с использованием тропов | ||||||
6-7 | Речевая среда и звучащая речь. Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос | §8, упр.97 §9, упр.102 (1-4) | ||||||
8 | Особенности поэтического текста | §10, упр.113 | ||||||
9-10 | Развивающая речевая среда — это пространство культуры | §11, упр.129 (1-4) Упр.139 | ||||||
11 | Контрольный диктант | |||||||
12 | «Диалог с текстом» | §12, памятка | ||||||
13-14 | Культура как совокупность текстов | §13, упр.150 Упр.163 (1) | ||||||
15 | Русский язык помогает постигать другие науки | §14, упр.175 (1-6) | ||||||
16-17 | Способы информационной переработки текстов. Особенности аннотации | §15, упр.180 (1-7) §16-17 | ||||||
18-19 | Сжатое изложение с творческим заданием | |||||||
20-21 | Русский язык и литература как единое пространство культуры | §18, упр.193 (1-6) Упр.206 (1-6) | ||||||
22 | Оцениваем результаты изучения раздела (подведем итоги) | |||||||
23 | Пунктуация в русском языке. Ключевые понятия | Записи в тетради | ||||||
24 | Тире между главными членами в предложении | Подобрать пословицы на изученную тему, записать в тетрадь | ||||||
25 | Синтаксис и пунктуация простого предложения | Упр.219 (1-7) | ||||||
26-27 | Обособленные члены предложения | Выписать из текста художественной литературы 4-5 предложений с обособленными членами Упр.225 | ||||||
28-29 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения | Из рассказа «Оттепель» О. Бокеева выбрать два сложных предложения и выполнить синтаксический разбор; Упр.233 | ||||||
30 | Соотношение интонации в устной речи и знаков препинания – в письменной | Составить синквейн по теме урока | ||||||
31-32 | Подготовка к зачету по теме «Синтаксис и пунктуация» | Подготовиться к зачету | ||||||
33 | Зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» | |||||||
34 | Резерв |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 12 класс (33 ч., в неделю – 1 ч.)
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата урока |
1 | Язык. Речь. Культура. Речевая среда | Упр.7 | |
2-3 | Мое особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем) | §1, упр.21 (1-8) §2,3 | |
4-5 | Повествование. Описание. Рассуждение | §4, упр.28 Упр.32 | |
6-7 | Тексты разных стилей | §5, упр.50 (1-4); упр.52 | |
8-9 | Монолог и диалог. Особенности разговорного стиля | §6, упр.57 (1-7) | |
10 | Научный стиль речи. Термины | Записать в тетрадь термины: химические, физические, лингвистические | |
11 | Лексические и синтаксические особенности научного стиля речи | Написать текст научного стиля (5 предложений) | |
12 | Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля | Проанализировать газетную статью | |
13 | Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля речи | Продолжить работу над составлением таблицы | |
14 | Жанры публицистического стиля речи | Повторить теоретический материал | |
15 | Комплексный анализ текста научного или публицистического стилей речи с решением тестовых задач | §7, упр.62 (1-8) | |
16 | Поэтический текст. Продолжаем постигать особенности поэзии | §8, упр.74 (1-7) | |
17 | Чтобы речь стала выразительной | §9, упр.95 | |
18 | Взаимодействие названия и текста | §10, упр.112 | |
19 | Цитата как текст и как часть текста | §11, упр.116 | |
20 | Сопоставительный анализ текстов | §12, упр.143 | |
21 | Роль первого предложения в тексте. Варианты зачинов | §13, упр.174 | |
22-23 | Сжатое изложение с творческим заданием | ||
24 | Выразительное чтение как тест на понимание текста | §14, упр.184 | |
25 | Культура как совокупность текстов | §15, упр.218 | |
26 | «Тексты о текстах» как образцы анализа | §16, теория | |
27 | Русский язык и литература в едином пространстве культуры | §17, упр.234 | |
28 | Слово в словаре и слово в тексте. Чувство языка помогает стать талантливым читателем | §18-19, упр.250 | |
29 | От комплексной работы с текстом — к сочинению и изложению | ||
30-31 | Сочинение на свободную тему | ||
32 | Подготовка к Государственной итоговой аттестации | ||
33 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа по русскому языку в специальных (коррекционных) классах 8 вида 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах к учебнику Т.М.Пахновой
В программе представлена пояснительная записка, включающая учебный план и содержание программы...
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса. Т.М.Пахнова
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса под редакцией Т.М. Пахновой...