Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся I курса Тема «Фонетика. Орфоэпия»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Методическая разработка урока
по русскому языку для учащихся I курса
Тема «Фонетика. Орфоэпия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_fonetika.orfoepiya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище №31»
Цель урока: повторить сложные вопросы фонетики и орфоэпии; углублять знания по темам; разобрать задания теста ЕГЭ.
Методические приемы: предварительная работа учащихся, работа группами, проведение словарного диктанта, самостоятельное выполнение работы на карточках (задания теста ЕГЭ), рефлексия, оценка собственной деятельности.
Оборудование: задания тестов ЕГЭ (карточки), памятки.
Ход урока
- Орг. момент.
- Работа по группам
Разбор подготовленных вопросов по фонетике, орфоэпии.
- Словарный диктант
Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, привезти бетон на комбинат, идеологические противники, прервать трансляцию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, пригласить в гостиную, привести к общему знаменателю, комментарий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общество, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, под аккомпанемент гитары, смотришь в будущее с оптимизмом.
- Повторение темы «Фонетика»
- Вступительное слово учителя.
-Как мы с Вами уже знаем тест ЕГЭ состоит из заданий по всем разделам курса русского языка, в том числе и таких, как «Фонетика» и «Орфоэпия».
Вопросы учащимся:
- Что такое фонетика? (Наука, изучающая звуковой строй языка)
- Как называется минимальная единица языка? (Фонема)
Давайте попробуем выполнить задания ЕГЭ по фонетике.
- Самостоятельное выполнение заданий. Комментированная проверка выполненного задания учителем.
- В каком слове произносится звук [з]?
- сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.
- В каком слове произносится гласный [а]?
- впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.
Комментарии учителя
В заданиях по фонетике важно помнить о том, что звук есть графическое изображение буквы, часто написание и произношение одной и той же буквы не совпадает. происходит это отчасти потому, что звуки находятся в постоянном взаимодействии между собой. К примеру, один звук может влиять на другой, стоящий рядом (этот процесс называется ассимиляцией) или же наоборот (диссимиляция). Причем звуки могут «помочь» сделать стоящий рядом звук как глухим (тогда это ассимиляция или диссимиляция по глухости), так и звонким (по звонкости).
В фонетике много тонкостей, поэтому главное при выполнении этого задания – забыть о правописании и слушать, как звучит слово.
Для 1-го задания:
В ряду слов сдача, позже, мороз, резкий звук [з] произносится только в первом случае, он обозначен буквой с, то есть правильный ответ – 1.
В данном случае происходит озвончение согласного глухого звука [с] перед звонким согласным [д], т.е. происходит ассимиляция по звонкости.
В слове позже [з] «сливается» со следующим за ним звуком [ж].
В двух последних случаях звук [з] находится в слабой позиции и оглушается.
Для 2- го задания:
В ряду слов впечатление, приятель, выяснить, обычай гласный [а] произносится только во втором слове, он обозначен буквой я. Правильный ответ – 2.
- Давайте вспомним, в каких случаях гласные могут дать два звука?
Произношение гласных звуков в слове зависит, в первую очередь, главным образом от ударения. В случае если гласная под ударением – позиция сильная, безударная гласная находится в слабой позиции, то есть редуцированная.
В нашем случае все остальные слова ряда на месте букв а и я имеют звук, близкий к [и].
Напомню, что парные по мягкости – твердости звуки – это разные звуки: мел [л] – мель [л']; вол [в] – вел [в'].
Всем известно, что буквы ь и ъ не обозначают звуков. Забывается, что некоторые гласные могут быть непроизносимыми, то есть также не обозначать звуков. В данном случае происходит упрощение групп согласных. например: лестница [сн], солнце [н], чувство [ст].
Выполните самостоятельно задания 3, 4.
- В каком слове букв больше, чем звуков?
- язык; 2) маячить; 3) вьюга; 4) меньше.
- В каком слове все согласные звуки мягкие?
- семьдесят; 2) чутье; 3) повесть; 4) шесть.
Комментарии учителя
Для 3-го задания:
В слове язык букв меньше, чем звуков [йазык], а в словах маячить и вьюга количество букв равно количеству звуков [май'ачит'], [в'йуга] (ь не обозначает звука, зато буквы я и ю обозначают сразу два звука). В слове меньше букв больше, чем звуков [мен'ше]. Правильный ответ – 4.
Для 4-го задания:
В слове семьдесят последний звук твердый, в словах повесть и шесть первые согласные звуки твердые. Все согласные звуки мягкие только в слове чутье, их три: всегда мягкий [ч'], [т'], чью мягкость обозначает ь, и всегда мягкий [й'], который обозначен буквой ё (она обозначает еще и гласный ударный [о]). Правильный ответ – 2.
Еще раз подчеркну, как важно слышать слово, чтобы правильно различить звуки, из которых оно состоит. В качестве примера приведем омофоны, в которых количество букв и звуков значительно различается. Например, [лица] – лица и литься.
- Повторение темы «Орфоэпия»
- Слово учителя.
Одним из задания тестов ЕГЭ – является задания из раздела «Орфоэпия».
Вопросы учащимся:
-Что такое орфоэпия? (Совокупность правил литературного произношения и звукосочетаний. Также изучает правила постановки ударения)
Проверим, правильно ли мы говорим.
- Выполнение задания и комментарии учителя.
Задания.
- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- звОнит; 2) нАчата; 3) прИбывший; 4) тОрты.
- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- намерЕние; 2) переклЮчит; 3) исключЕнный; 4) кашлянУть.
Комментарии учителя
При выполнении заданий по орфоэпии (правильному произношению) рекомендуется поставить слово в контекст, изменить его формулировку, вспомнить какие-то устойчивые выражения: живая речь может подсказать верное решение. Вопрос может быть сформулирован так: «В каком случае ударение на первом (втором и т.д.) слоге?». В этом случае, прежде всего, следует правильно разделить слова на слоги.
Задания на ударение обычно включают общеупотребительные слова, которыми мы постоянно пользуемся в речи. В произношении всех слов, приведенных в заданиях, очень часто делают ошибки.
Правильный ответ 1 – го задания – 4: тОрты (тОртов, тОртами); 2-го задания – 3: исключЁнный.
Остальные слова произносятся так: звонИт, начатА, прибЫвший, намЕрение, переключИт, кАшлянуть.
Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применять так называемые мнемонические, то есть неформальные, правила. Например, подбирать ритмичные слова: Ель – щавЕль; вИдно – завИдно; диалОг-каталОг; кОрты – тОрты; малЯр - столЯр и т.п.
Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, фенОмен происходит от греческого phainomenon – являющееся. Поэтому английское men – человек, мужчина (часто делают ударение на этот слог) – здесь лишь кажущееся.
Прилагательное мИзерный происходит от французского miser – бедный. А так как во французском ударение всегда падает на последний слог, то и произносят его мизЕр, мизЕрный. ПулОвер в речи некоторых людей превращается в пуловЕр, в полУвер и даже в полувЕр (сравни полуневЕр или полуатеист?). А ведь слово английское (pull'over – надевать через голову), и произносят его «по-английски» - с ударением на второй слог.
Часто произношение сочетаний де, те, зе, се, не, ре, фе и другие в иноязычных слова представляют особую трудность. Поэтому самые распространенные примеры таких слов предложены вам в виде памятки (приложение).
Нередко слышны ошибки в произношении некоторых иноязычных слов (произносятся не те звуки или «лишние» звуки), таких как дерматин, инцидент, компостировать, компрометировать, констатировать, контингент, конфорка, макулатура, прецедент. Это же относится к русским словам: бессребреник (после с нет буквы е), одышка (перед буквой д нет буквы т), поскользнуться (приставка по), чрезвычайно (после ч нет буквы е)
Ударение в словах квартАл и договОр падают на последний слог. Ударение на первый слог в этих словах принято среди «производственников», такое произношение можно считать профессионализмом (как компАс в «морской» лексике, вместо общепринятого литературного произношения кОмпас).
Отдельно надо сказать о произношении некоторых звуков. Например, в слове бытие последний звук [е], а не [о] (не «бытиё»!). В слове щёлка второй звук [о] после мягкого [щ], а не [е] (не «щелка»!) (сравни: ель – ёлка, щель – щёлка); в слове афера звук [е], а не [о] (не «афёра»), в слове опека – тоже звук [е], а не [о] (не «опёка»!)
Остановимся на ударениях в кратких прилагательных. В большинстве прилагательных ударение в краткой форме такое же, как и в полной.
По-другому во многих одно- или двусложных основах и словах с сочетаниями –оро-, -оло- . В односложной основе ударение переходит: бЕлый – белА, глУпый – глупА, нОвый – новА, дорогОй – дорогА, дОрог, молодОй – мОлод.
На первый слог ударение падает во многих кратких прилагательных стоящих в форме множественного числа: бледны, близки, бойки, бурны и другие.
Выполните задания 3, 4.
Задания
3. В каком слове букве е не обозначает мягкости предшествующего согласного?
1) партер; 2) крем; 3) термин; 4) шинель
4. В каком слове поизносится [чн]?
1) конечно; 2) скучно; 3) точно; 4) скворечник.
Комментарий учителя.
Для 3-го задания:
Правильный ответ – 1 (в слове партер все согласные звуки твердые, в остальных буква е обозначает мягкость предшествующего согласного)
Для 4-го задания:
Правильный ответ – 3 (в слове точно произносится [чн]). Отметим, что есть слово тошно, в котором произносится [шн], но оно имеет совсем другое значение. Произношение слова конечно зависит от контекста. Если это вводное слово, произносится [шн], если это краткое прилагательное - [чн]: Вы, конечно [шн], знаете правила. Существование живого организма конечно [чн], но: жизнь бесконечна.
- Рефлексия.
Итак, подведем итоги.
- Что необходимо помнить при выполнении задания теста ЕГЭ из раздела «Фонетика»?
- На что необходимо обратить внимание при выполнении задания теста ЕГЭ из раздела «Орфоэпия»?
VI . Оценка собственной деятельности.
-Какие трудности могут у вас возникнуть при выполнении задания из этих разделов?
- Что для вас было новым при повторении тем «Фонетика», «Орфоэпия»?
- Какой материал из этих разделов вы хотели бы закрепить еще раз?
VII. Домашнее задание.
Выполнить тестовую работу по теме «Фонетика», «Орфоэпия», опираясь на информацию, представленную в памятках.
Приложение 1
Индивидуальные карточки
Выполни следующие задания
- В каком слове произносится звук [з]?
- сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.
- В каком слове произносится гласный [а]?
- впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.
3. В каком слове букве е не обозначает мягкости предшествующего согласного?
1) партер; 2) крем; 3) термин; 4) шинель
4. В каком слове поизносится [чн]?
1) конечно; 2) скучно; 3) точно; 4) скворечник.
Приложение 2
Домашнее задание
Тренировочные упражнения по теме «Фонетика»
- В каком из утверждений допущена ошибка?
- Непарными по твердости – мягкости являются только звуки [й'], [ч'], [ц], [ж].
- В сочетаниях согласных букв могут встретиться непроизносимые согласные.
- некоторые сочетания букв обозначают один согласный звук: сч [щ'], тс [ц], зж [ж] и др.
- Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.
- В каком слове произносится звук [с]?
- бессчетный 2) влюбиться 3) свой 4) сидеть
- В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) жизнь 2) перенять 3) точки 4) учиться
4. В каком слове все согласные звуки твердые?
1) батальон 2) дрожать 3) станица 4) цирк
5. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) алюминиевый 2) интерьер 3) областные 4) пропасть
6. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) взъерошить 2) въедливый 3) прищемит 4) создаешь
7. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) взахлеб 2) разобьется 3) съемки 4) яд
8. В каком слове происходит оглушение согласного звука?
1) дебют 2) кладь 3) колодец 4) чемпионат
9. В каком слове происходит озвончение согласного звука?
1) без вызова 2) без спроса 3) свекла 4) экзамен
Тренировочные упражнения по теме Орфоэпия»
*Рекомендуется сначала выполнить задание самостоятельно, а затем проверить себя по словарю.
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) кварталы 20 звоним 3) дефис 4) клала
2. В каком слове ударный слог определен неверно?
1) пОнявший 2) непрАвы 3) обеспЕчение 4) алкогОль
3. В каком слове есть звук [х]?
1) снег 2) мягкий 3) доктор 4) ногти
4. В каком слове на месте выделенной буквы поизносится твердый согласный?
1) восеМь 2) сеМьдесят 3) пяТьсто 4) сеМьюстами
5. В каком слове последний слог мягкий?
1) кашне 2) пюре 3) кофе 4) резюме
6. В каком слове ударение может быть разным в зависимости от значения?
1) созыв 2) отзыв 3) призыв
7. В каком слове не должно быть буквы «ё»?
1) включ…нный 2) осужд…нный 3) перевед….нный 4) нетоп…ный (дом)
8. Укажите нормативное произношение для каждого слова.
А – проект:
- про[э]кт
- про[jэ]кт
Б – партер:
- пар[тЭ]р
- пАр[тэ]р
- пАр[т']ер
- пар[т']Ер
В – ничто:
- ни[ч']то
- ни[ш]то
Г – Бог:
- Бо[к]
- Бо[х]
Приложение 3
ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО!!!
Звук | Примеры иноязычных слов |
[д'] | дебаты, дебют, девиз, дедукция, дезинфекция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция и др. |
[т'] | тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест и др. |
[з'] | газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв и др |
[с'] | бассейн, кассета, сеанс, сейф, секта, семестр, сенат, сервиз, сервант, серенада, селектор и др. |
[р'] | акварель, барельеф, рефрен, компресс, корректор, ребус, реванш, рейд, резонанс, ректор, ремарка, регламент, редукция и др. |
[н'] | неон, брюнет, милиционер, шинель, слова с корнем невр- (невропатолог, невролог) и др. |
[ф'] | федерация, фейерверк, феникс, феномен, ферма, аффект, эффект, кофе, кафедра, профессор и др. |
[г'], [к'], [х'] | гелий, герцог, гетры, слова с корнем гео -, кегли, кекс, керамика, кентавр, пике, схема, трахея и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка по русскому языку. Тема: Экспресс-тесты для совершенствования навыков правописания для учащихся 9 классов.
В данные экспресс-тесты включены задания по орфографии, задания на определение способов образования слов, материалы для закрепления знаний по орфоэпии, задания на устранение лексических и грамма...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
Методические разработки по русскому языку для учащихся 7 класса (специального коррекционного класса, где совместно обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью)
Обучение русскому языку осуществляется по тем же учебникам и программам, что и обучение учащихся в общеобразовательных классах, так как задержка психического развития рассматривается в отечественной п...
Методическая разработка по русскому языку для обучающихся 5 класса по теме "Фонетика"
Методическое пособие предназначено для углубления и закрепления знаний, умений и навыков по русскому языку по теме "Фонетика". Материал рассчитан для обучающихся 5-6 классов средней школы....