Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рассчитана на 204 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._5_klass.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рассчитана на 204 часа.
Для реализации данной программы рекомендуется использование:
- учебника под ред. М.Т. Баранова, Т.И. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2009),
- тестов. Книгиной М.П. Русский язык. 5 класс. В 2ч. (Саратов: Лицей, 2008),
- поурочных планов по русскому языку для 5 класса Колчановой С.С. (Волгоград: Учитель 2009),
- программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Русский язык — язык русского народа, который служит ему средством: а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художест венно-словесном творчестве); б) хранения и передачи инфор мации; в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, слово образовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-вырази тельных средств, стилистическим разнообразием.
Русский язык в современном мире — один из официаль ных языков международной организации ООН. В России он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком — надеж ная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели не обходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потреб ностям современного общества, усилить практическую на правленность обучения русскому языку, повысить эффектив ность каждого урока.
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифици ровать языковые факты, оценивать их с точки зрения нор мативного соответствия ситуации и сфере общения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Программа содержит:
— отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование речевых умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; пере чень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
Кол-во часов | № урока и дата | Наименование разделов и тем | Вид занятия | ИКТ и Интернет-ресурсы | Задания для учащихся | Повторе-ние |
4 (3+ 1р/р) | 1. Общие сведения о языке | |||||
1 | 1 | Язык и человек | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.1 с.3 вопр., №2 | |
1 | 2 | Общение устное и письменное. | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.2 №7 | безударн.гласн. в корне |
1 | 3 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | комбини-рованный | памятки учебника | п.3-4, с.8 №10(уст.) №12 | правопис. согласн.. |
1 | 4 | Р/р. Стили речи. | урок развития речи | таблицы по теме | с.9 п.5 №15 | звуки и буквы |
29 (21 + 6р/р + 1т + 1д) | 2. Повторение изученного в начальных классах | |||||
1 | 5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.6 с.11 №22, инд.тест. зад. | фонетич.разбор |
1 | 6 | Орфограмма | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.13 п.7 №24 инд.зад. | стили речи с.9 |
3 | 7, 8, 9 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.8 №1, 2 № 33, 37, 38 с.16 - 17 | безуд. гласн. в корне |
2 | 10,11 | Правописание поверяемых согласных в корне слова | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.18, 20 п.9 №42 – 44 т.1 в.1 | правопис. согл.в корне |
1 | 12 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.20 – 21 п.10 № 49, диф.зад. | И,У,А после шипящих |
1 | 13 | Буквы и, у, а после шипящих | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.22 п.11 №53 | правопис. Ъ и Ь |
1 | 14 | Разделительные ъ и ь | урок-исследова-ние | электрон. репетитор, музыкальное оформление | п.12 №55, инд.зад. | правопис.предло-гов |
1 | 15 | Раздельное написание предлогов с другими словами | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.23, 25 п.13 № 59 | фонетич.разб., склонен. сущ. |
1 | 16 | Р/р. Текст | урок развития речи | электрон. репетитор | п.14 № 63 инд.зад. | части речи |
2 | 17,18 | Р/р. Обучающее изложение («Хитрый заяц» - упр.66) | урок развития речи | памятка «Как работать над изложением» | ||
1 | 19 | Части речи | урок-игра | иллюстра-тивный материал | п.15 с.29 № 72 | спряж. глагола |
1 | 20 | Глагол | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.16 № 73 т.2 в.2 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах |
1 | 21 | -Тся и -ться в глаголах | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.17 с.34 № 79 диф.зад. | текст |
1 | 22 | Р/р. Тема текста | урок развития речи | электрон. репетитор | п.18 № 81 | личн. оконч. глаг. |
1 | 23 | Личные окончания глаголов | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.19 №84, 86, инд.тест. | НЕ с глагол. |
1 | 24 | Не с глаголами | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.37 №87, диф.зад. | имя сущ., Ь в сущ., падежн. оконч. |
2 | 25,26 | Имя существительное | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.20 с. 38, 39 № 93, 94 | имя прилаг., падежн. оконч. |
1 | 27 | Имя прилагательное | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | с.22 п.11 – 12 №59, инд.тест. | правопис.прилаг. |
1 | 28 | Р/р. Устное сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» | урок развития речи | ИКТ иллюстра-тивный материал | № 106 | |
1 | 29 | Местоимение | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.22 № 112 | правопис. местоим., предлог. |
1 | 30 | Р/р. Основная мысль текста | урок развития речи | электрон. репетитор | п.23 № 114 | текст, тема текста |
1 | 31 | Обобщение изученного. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с.46 вопр. т.3.в.1 - 2 | |
2 | 32,33 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля | |||
36 (27 + 7р/р + 1т + 1д) | 3. Синтаксис. Пунктуация. | |||||
1 | 34 | Синтаксис и пунктуация. | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.24 – 25 № 118, диф.зад. | спряж. глаг., оконч. прилаг. |
3 | 35,36,37 | Словосочетание | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.26 № 122, 126, 129 | типы словосоч. правопис. сущ. |
1 | 38 | Разбор словосочетания | урок-практикум | схемы по теме | п.27 № 131, разбор | Ъ и Ь, И, У, А после шипящ. |
1 | 39 | Предложение. Грамматическая основа. | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.28 № 136, инд.зад. | разбор словосоч. |
2 | 40,41 | Р/р. Сжатое изложение («Гордость - это хорошо или плохо?» - упр. 137) | урок развития речи | алгоритм работы | ||
1 | 42 | Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные предложения. | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.29 № 142, инд.зад. | граммат. основа предлож. |
1 | 43 | Восклицательные предложения | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.30 № 151, т.4 в.1-2 | предлож. по цели высказ. |
1 | 44 | Р/р. Сочинение «Памятный день» | урок развития речи | иллюстра-тивный материал | №153, 154 | |
1 | 45 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.31-32 № 156, инд.зад. | НЕ с глаг., мест. |
1 | 46 | Сказуемое | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.33 № 162, диф.зад. | подлежа-щее |
1 | 47 | Тире между подлежащим и сказуемым | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.34 № 170 тест.зад. | сказуемое |
1 | 48 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.35-36 № 171, 174 (уст.) | словосоч., разбор словосоч. |
1 | 49 | Дополнение | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.37 № 177 | нераспр. и распр. предлож. |
1 | 50 | Определение | урок-ролевая игра | компьютер, видеома-териалы, раздаточный материал | п.38 № 182, диф.зад. | дополне-ние |
2 | 51,52 | Обстоятельство | уроки усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.39 №184, 186, диф.зад. | опреде-ление |
1 | 53 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.40 – 41 №192 тест.зад. | обстоя-тельство |
1 | 54 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | с.83 № 201 инд.зад. | однородн. члены предлож. |
1 | 55 | Предложения с обращениями | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.42 № 211 тест.зад. | обобщ. слово при однор. членах |
1 | 56 | Р/р. Письмо | урок развития речи | образцы писем | п.43 № 215 | обраще-ние |
1 | 57 | Синтаксический разбор простого предложения | урок-практикум | порядок синтаксичес-кого разбора предложения | п.44 №217 инд.зад. | глав. и втор. член.пред |
2 | 58, 59 | Р/р. Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка» | уроки развития речи | иллюстра-тивный материал | № 218 | |
1 | 60 | Пунктуационный разбор простого предложения | урок закрепления изученного | схемы по теме | п.45 №220 инд.зад. | синтакс. разбор |
1 | 61 | Простые и сложные предложения | урок закрепления изученного | схемы по теме | п.46-47 №223 | главн. члены предл. |
2 | 62, 63 | Прямая речь | урок усвоения новых знаний | схемы по теме | п.48 №240, 242, тест.зад. | обра-щение |
1 | 64 | Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. | комбини-рованный | схемы по теме | п.48, №241 | прямая речь |
1 | 65 | Диалог | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.49 №246, диф.зад. | знаки преп.при прямой речи |
1 | 66 | Закрепление изученного. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с.105 вопр., №249 инд.зад. | синтаксис и пункт. |
1 | 67 | Р/р. Выборочное изложение. № 254. | урок развития речи | памятка «Как работать над изложением» | ||
2 | 68, 69 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля | |||
20 (13 + 5р/р + 1т + 1д) | 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпия. | |||||
1 | 70 | Фонетика. Гласные звуки. | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.50, 51 № 258 | гласн. и согласн. звуки |
1 | 71 | Согласные звуки | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.52 № 268 | правопис. согласн. |
1 | 72 | Изменение звуков в потоке речи. | урок усвоения новых знаний | электрон. репетитор | п.53 №270 | |
1 | 73 | Согласные твердые и мягкие | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.54 № 273, 274 | согл.твер.и мягк.; И,У, А после шипящ. |
1 | 74 | Р/р. Повествование | урок развития речи | схема «Композиция повествова-ния» | п.55 | |
1 | 75 | Согласные звонкие и глухие | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п.56 №279 | согл.звон. и глух. |
1 | 76 | Графика. Алфавит. | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.57-58 №293 | алфавит |
2 | 77, 78 | Р/р. Описание предмета | урок развития речи | иллюстра-тивный материал | п.59 №295 | |
2 | 79, 80 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | уроки усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.60 №300, 303 | Ь в глаг., сущ. |
2 | 81, 82 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | урок усвоения новых знаний, закрепление изученного | таблицы по теме | п.61 № 304, 308 | безуд. Глас. |
1 | 83 | Орфоэпия | урок усвоения новых знаний | орфоэпичес-кий словарь, презентация | п. 62 №312 | двойная роль Е, Ё, Ю, Я |
1 | 84 | Фонетический разбор слова | урок усвоения новых знаний | алгоритм фонетичес-кого разбора | п.63 №313 | фонет. разб. |
1 | 85 | Повторение. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с.130, 131 | |
2 | 86, 87 | Р/р. Описание предметов, изображенных на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | урок развития речи | ИКТ, иллюстра-тивный материал | № 317 | |
2 | 88, 89 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля | |||
14 (9 + 4р/р + 1д) | 5. Лексика. | |||||
2 | 90, 91 | Слово и его лексическое значение | урок усвоения новых знаний | толковые словари | п. 64 № 326, 328 | правопис. глаг., прилаг. |
1 | 92 | Однозначные и многозначные слова | урок усвоения новых знаний | толковые словари | п.65 № 330 | лексич. и граммат. значение |
1 | 93 | Прямое и переносное значение слова | урок усвоения новых знаний | иллюстра-тивный материал | п.66 №342 инд.зад. | однознач. и многозн. слова |
1 | 94 | Омонимы | урок-телемост | компьютер, музыкальное оформление, кроссворд | п.67 №345 | прям. и переносн. знач. слов |
2 | 95, 96 | Синонимы | урок-игра | словари синонимов, электрон. репетитор | п.68 № 349, 352, диф.зан. | омонимы |
2 | 97, 98 | Р/р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр.358) | урок развития речи | иллюстра-тивный материал | ||
1 | 99 | Антонимы | урок усвоения новых знаний | словари антонимов | п.69 №362 диф.зад. | сино-нимы |
1 | 100 | Повторение по теме «Лексика». | урок-соревнова-ние | электрон. репетитор, презентации | с.149 вопр., № 365, тест.зад. | |
2 | 101, 102 | Р/р. Изложение «Первый снег» (упр.367) | урок с элементами анализа, урок развития речи | иллюстра-тивный материал ИКТ | ||
1 | 103 | Контрольный диктант | урок контроля | |||
28 (20 + 5р/р +2т + 1д) | 6. Морфемика. Орфография. | |||||
1 | 104 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | комбини-рованный урок | словообра-зователый словарь | п.70-71 №370 | омон., синон., антон. |
1 | 105 | Окончание | урок усвоения новых знаний | словообра-зователый словарь | п.72 № 374 инд.зад. | части слова (мор-фемы) |
1 | 106 | Основа | урок усвоения новых знаний | словообра-зователый словарь | п.73 № 377 тест.зад. | оконч. глаг., прилаг., сущ. |
1 | 107 | Р/р. Сочинение «Один из удачно проведенных вечеров...» | урок развития речи | №378 | ||
1 | 108 | Корень слова | комбиниро-ванный урок | словообра-зователый словарь, электрон. репетитор | п.74 № 383 диф.зад. | корень, правопис. гласн. и согласн. |
1 | 109 | Р/р. Рассуждение (упр.385) | урок развития речи | п.75 | ||
2 | 110, 111 | Суффикс | урок усвоения новых знаний | словообра-зователый словарь, электрон. репетитор | п.76 № 392, 395 | суф., фонет. и пункт. разбор |
1 | 112 | Приставка | урок усвоения новых знаний | словообра-зователый словарь, электрон. репетитор | п.77 №405 инд.зад. | приставка правопис. прист. |
1 | 113 | Закрепление пройденного. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | инд.тест. зад. | |
2 | 114, 115 | Р/р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (упр.407) | урок развития речи | памятка «Как работать над изложением» | ||
1 | 116 | Чередование звуков | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.78 №409 диф.зад. | |
1 | 117 | Беглые гласные | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.79 № 412 | черед. звуков |
1 | 118 | Варианты морфем | комбини-рованный урок | электронный репетитор | п.80 № 415 | беглые гласные |
1 | 119 | Морфемный разбор слова | урок-игра | электронный репетитор | п.81 № 416 | морфем. разбор |
1 | 120 | Правописание гласных согласных в приставках | комбини-рованный урок | компьютер, ОРФО-тренажер | п.82 № 422 инд.тест. | правопис.прист. |
2 | 121, 122 | Буквы з и с на конце приставок | уроки усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.83 № 427, 432 диф.зад. | лексич. и граммат. значение |
1 | 123 | Буквы о-а в корне - лаг—лож- | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме, компьютер, ОРФО-тренажер | п.84 № 435 инд.зад. | З и С в прист. |
2 | 124, 125 | Буквы о-а в корне -раст- -рос- | уроки усвоения новых знаний | таблицы по теме, компьютер, ОРФО-тренажер | п.85 № 440 инд.тест. | -ЛАГ - -ЛОЖ- |
1 | 126 | Буквы ё-о после шипящих в корне | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.86 № 445 инд.зад. | -РАСТ- -РОС- -РАЩ- |
1 | 127 | Буквы и-ы после ц | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.87 № 447 диф.зад. | Е –О после шипящ.в корне |
1 | 128 | Повторение. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с.183 №455 тест.зад. | Ы-И после Ц |
1 | 129 | Р/р. Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень в корзине» № 457. | урок развития речи | иллюстра-тивный ИКТ материал | ||
2 | 130, 131 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля | |||
65 | 7. Морфология. Орфография. | |||||
1 | 132 | 7.1. Самостоятельные и служебные части речи | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.88 № 459 | части речи |
25 (18 + 5р/р + 1т + 1д) | 7.2. Имя существительное. | |||||
2 | 133, 134 | Имя существительное как часть речи | комбини-рованный урок | таблицы по теме, презентация | п.89 № 468 диф.зад. | имя сущ. как часть речи |
2 | 135, 136 | Р/р. Доказательства в рассуждении (упр.477) | урок развития речи | схема «Структура текста-рассуж-дения» | п.90 | |
1 | 137 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.91 № 479 тест.зад. | одуш. и неодуш. сущ. |
1 | 138 | Имена существительные собственные и нарицательные | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.92 № 484, 485 | падежи, склонен. сущ. |
1 | 139 | Р/р. Сжатое изложение (упр.496) | урок развития речи | памятка «Как работать над изложением» | ||
1 | 140 | Морфологический разбор имени существительного | комбини-рованный урок | схема морфологи-ческого разбора | п.93 №499 инд.зад. | собств. и нариц. сущ. |
1 | 141 | Род имени существительных | урок-экскурсия | компьютер, видеома-териалы, иллюстра-тивный материал | п.94 № 505 диф.зад. | морф. разбор сущ. |
1 | 142 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | урок усвоения новых знаний | электронный репетитор | п.95 № 510 т.5 в.1-2 | падежи и склонен. сущ. |
1 | 143 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | урок усвоения новых знаний | электронный репетитор | п.96 № 514 | черед. гласн. в корне |
1 | 144 | Три склонения имен существительных | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.97 №518 инд.тест. | склонен. сущ. |
1 | 145 | Падеж имен существительных | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.98 №524 инд.тест. | падежи сущ. |
3 | 146, 147, 148 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | комбини-рованные уроки | таблицы по теме | п.99 № 533, 539, 544, инд. тест. | падежн. оконч. сущ. |
1 | 149 | Р/р. Изложение (упр.546) | урок развития речи | памятка «Как работать над изложением» | ||
1 | 150 | Множественное число имен существительных | комбини-рованный урок | электронный репетитор | п.100 № 550 | черед. гласн. в корне |
2 | 151, 152 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п. 101 № 556, 560, диф.зад. | падежи, склонен. сущ. |
1 | 153 | Р/р. Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». (Элементы рассуждения в написании) (упр.564) | урок развития речи | иллюстра-тивный материал, музыкальное оформление | ||
2 | 154, 155 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с.223 т.6,7 | морф. разбор сущ. |
2 | 156, 157 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля | |||
15 (9 + 4р/р + 1т + 1д) | 7.3. Имя прилагательное. | |||||
2 | 158, 159 | Имя прилагательное как часть речи | уроки усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.102 № 567, 574, т.1 ч.2 | имя прилаг. как часть речи |
2 | 160, 161 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | уроки усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.103 № 581, 584 | падежн. оконч. прилаг. |
1 | 162 | Окончания имен прилагательных после шипящих и ц | урок закрепления изученного | таблицы по теме | с.232 №586 | безуд. гласн. в корне |
2 | 163, 164 | Р/р. Описание животного. Изложение (упр.587) | урок развития речи | иллюстра-тивный ИКТ материал | п.104 | оконч. глаг., НЕ с глаг. |
2 | 165, 166 | Полная и краткая форма имен прилагательных | урок практикум | электронный репетитор, таблицы по теме | п.105 № 590, 596 | |
1 | 167 | Р/р. Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве» (упр.599) | урок развития речи | иллюстра-тивный ИКТ материал | ||
1 | 168 | Морфологический разбор имени прилагательного | комбиниро-ванный урок | схема морфологи-ческого разбора | п.106 № 602 инд.зад. | морф. разбор сущ. |
1 | 169 | Обобщение изученного по теме. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с.239 т.3 ч.2 | имя прилаг. |
1 | 170 | Р/р. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений (упр.606) | урок развития речи | иллюстра-тивный ИКТ материал | ||
2 | 171, 172 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля | |||
24 (17 + 4р/р + 1т + 2д) | 7.4. Глагол. | |||||
1 | 173 | Глагол как часть речи. Не с глаголами | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.107 – 108 № 610 диф.зад. | глаг. как часть речи, НЕ с глаг. |
1 | 174 | Р/р. Рассказ | урок развития речи | п. 109 № 623 | тема, осн. мысль текста | |
1 | 175 | Неопределенная форма глагола | урок усвоения новых знаний | электронный репетитор | п.110 № 628 инд.зад. | стили речи |
1 | 176 | Правописание -тся и -ться в глаголах | комбини-рованный урок | таблицы по теме | п.11 № 637 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаг. |
1 | 177 | Контрольный диктант | урок контроля | |||
2 | 178, 179 | Виды глагола | уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного | электронный репетитор | п.112 № 648, 650 инд.зад. | О-Е в оконч. прилаг., вид глаг., НЕ с глаг. |
2 | 180, 181 | Буквы е-и в корнях с чередованием | урок усвоения новых знаний | таблицы по теме | п.113 № 653, 656 | О-А в корнях с черед. |
1 | 182 | Р/р. Невыдуманный рассказ (о себе) | урок развития речи | п.114 № 659 | ||
1 | 183 | Время глагола | комбиниро-ванный урок | таблицы по теме | п.115, 116 № 661 | безуд. гласн. |
1 | 184 | Прошедшее время | комбиниро-ванный урок | электронный репетитор | п.117 № 667 | Е-И в корне |
1 | 185 | Настоящее время | урок усвоения новых знаний | электронный репетитор | п.118 № 671 диф.зад. | правопис. согласн. |
1 | 186 | Будущее время | урок усвоения новых знаний | электронный репетитор | п. 119-120 № 682, 685 | время глаг. |
2 | 187, 188 | Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного | таблицы по теме, ИКТ | п.121 № 694 инд.тест. зад. | спряж. глаг., НЕ с глаг. |
1 | 189 | Морфологический разбор глагола | комбиниро-ванный урок | схема морфологи-ческого разбора | п. 121 № 699 диф.зад. | морф. разбор сущ., прилаг. |
2 | 190, 191 | Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа | уроки усвоения новых знаний и закрепления изученного | таблицы по теме | п. 122 № 700, 704 инд.зад. | морф. разбор глаг. |
1 | 192 | Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам № 708. | урок развития речи | иллюстра-тивный материал | ||
1 | 193 | Употребление времен | урок творческого воображе-ния | компьютер, репродукция картины Левитана «Большая вода», запись музыки | п. 123 № 706 диф.зад. | 2 л.ед.ч. правопис. пристав. |
1 | 194 | Р/р. Сочинение-рассказ по рисунку 0.В.Попович «Не взяли на рыбалку» | урок развития речи | иллюстра-тивный материал | № 713 | |
1 | 195 | Закрепление изученного. Тестирование. | урок обобщения и система-тизации знаний | компьютер, электрон. репетитор | с. 280 № 715 т.7.ч.2 | глагол как часть речи |
1 | 196 | Контрольный диктант | урок контроля | |||
8 (7 + 1д) | 8. Повторение и система-тизация изученного в 5-м классе. | |||||
1 | 197 | Разделы науки о языке | урок-экскурсия | таблицы по теме, ИКТ материал | п.124 № 728 диф.зад. | правопис. прист и корней |
2 | 198, 199 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | уроки-соревнова-ние | орфотрена-жер | п.125 № 732 диф.зад. | правопис. оконч. сущ., прилаг., глаг. |
1 | 200 | Орфограммы в окончаниях слов | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | п. 126 № 741 инд.зад. | употреб. Ъ и Ь, черед. гласн. |
1 | 201 | Употребление букв ъ и ь. | урок обобщения и система-тизации знаний | таблицы по теме | № 744 п. 127 т.9, 10 (по вариант.) | знаки препин. в прост. и сложн. предлож. |
1 | 202 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | урок -КВН | орфотрена-жер | п. 128 № 750, тест.зад. | |
2 | 203, 204 | Контрольный диктант и его анализ. | урок контроля |
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 5
Учитель: Куликова Е.А.
Количество часов:
Всего 204 часов; в неделю 6 часов.
Плановых контрольных диктантов 10, уроков развития речи 41 (ч.), тестирование 8ч.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Общие сведения о языке. | 4 (3+ 1р/р) |
2. | Повторение изученного в начальных классах. | 29 (21 + 6р/р + 1т + 1д) |
3. | Синтаксис и пунктуация. | 36 (27 + 7р/р + 1т + 1д) |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 20 (13 + 5р/р + 1т + 1д) |
5. | Лексика. | 14 (9 + 4р/р + 1д) |
6. | Морфемика. Орфография. | 28 (20 + 5р/р +2т + 1д) |
7. | Морфология. Орфография. | 65 |
7.1. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
7.2. | Имя существительное. | 25 (18 + 5р/р + 1т + 1д) |
7.3. | Имя прилагательное. | 15 (9 + 4р/р + 1т + 1д) |
7.4. | Глагол. | 24 (17 + 4р/р + 1т + 2д) |
8. | Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 8 (7 + 1д) |
Итого: | 204 |
Учебник: Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
Дополнительная литература:
1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 384 с.
2. Бройде М.Г. 25 таблиц по русскому языку для средней школы. 5-11 класс. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2005, 128 с.
3. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 - 7 классы. – Саратов: «Лицей», 2006. – 144 с.
4. Девкин В.Д. Занимательная лексикология. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 312 с.
5. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008
6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Мастер-класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы / Авт.-сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 204 с.
8. Полежаева Е.А. Нестандартные уроки русского языка в 5 - 6 классе. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. – 341 с.
9. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.С. Колчанова. – Волгоград: Учитель, 2009.
10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 3ч. – М.: Айрис-пресс, 2005
Содержание курса
Общие сведения о языке.
Лингвистика. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную речь.
Приемы слушания. Нормы речевого этикета.
Функциональные разновидности языка: разговорный, научный, художественный стили.
Повторение изученного в начальных классах.
Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука.
Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Толковые и орфографические словари, их использование.
Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова.
Правописание букв И, У, А после шипящих.
Части слова. Разделительные Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов со словами.
Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Наречие.
Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа.
Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Тема сочинения. Широкая и узкая тема. Коммуникативная установка.
Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы I и II спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
Имя существительное: три склонения, род, число, падеж. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буква Ь на конце существительных после шипящих. Существительные 3 склонения.
Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План.
Местоимения 1,2,3 лица ед. и мн. числа, склонение личных местоимений.
Основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль».
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова.
Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные признаки словосочетания.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных предложений. Пунктуационные знаки завершения, выделения, разделения предложения.
Главные члены предложения. Сказуемое. Способы его выражения.
Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения.
Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения.
Способы выражения определений.
Способы выражения обстоятельств.
Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами А, НО и одиночным союзом И, запятая между однородными членами без союзов и с союзами.
Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Предложения, осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов.
Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистолярный жанр, содержание, оформление письма. Адрес.
Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора.
Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
Понятие о косвенной речи.
Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге.
Выборочное изложение текста. Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Система гласных и согласных звуков русского языка.
Гласные ударные и безударные.
Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука.
Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы.
Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста.
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой.
Тип речи – описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного типа речи.
Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ.
Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв.
Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Основные правила литературного произношения и ударения. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукозаписи в художественной речи.
Лексика.
Лексика как словарный состав языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Толковый словарь русского языка и его использование для определения, уточнения лексического значения слов.
Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах.
Лексические омонимы. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Различные виды омонимов.
Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.
Словари синонимов русского языка. Использование синонимов в художественных текстах.
Антонимы. Словари антонимов русского языка. Использование антонимов в художественных текстах.
Морфемика. Орфография.
Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Основа слова, окончание.
Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов.
Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.
Суффикс как словообразовательная морфема. Суффикс как значимая часть слова.
Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Значение приставок.
Морфемные словари русского языка.
Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований.
Беглые гласные как варианты чередования.
Варианты морфем.
Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав.
Правописание неизменяемых приставок. Приставки на з-с. Корни ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС.
Буквы ё-о после шипящих в корне. Буквы ы-и после ц.
Морфология. Орфография.
Самостоятельные и служебные части речи.
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.
Строение текста рассуждения и способы развития основной мысли, цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных.
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений, выделение этих названий кавычками.
Морфологический разбор имен существительных.
Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов.
Род как постоянный признак существительного.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа.
Существительные, имеющие форму только единственного числа.
Типы склонений имен существительных.
Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных.
Подробное изложение текста. Типы речи: повествование, описание. Заголовок.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы.
Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного. Роль прилагательного в тексте, употребление в речи.
Падежные окончания прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
Падежные окончания прилагательных. Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц.
Повествование с элементами описания животного. Стиль текста.
Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных.
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки.
Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля.
Глагол.
Глагол как часть речи. Общее значение. Морфологические признаки. Употребление глаголов в речи.
Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы-исключения.
Тип речи – повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам.
Инфинитив на –ТЬ(ТЬСЯ), -ТИ(-ТИСЬ), -ЧЬ(-ЧЬСЯ).
-ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Правописание глаголов.
Способы образования видовых пар.
Буквы е-и в корнях глаголов с чередованием.
Тип речи – повествование. Особенности рассказа.
Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.
Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение.
Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования будущего времени.
I и II спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола.
Морфологический разбор глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов.
Форма глагола 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего. Ь в глаголах второго лица. Неопределенная форма глагола, оканчивающаяся на шипящую.
Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм.
Орфография и морфология.
Ь после шипящих в различных частях речи. Правописание Ь и Ъ.
Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении.
Требования к уровню подготовки учащихся 5-го класса по русскому языку
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
ЧТЕНИЕ:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающими видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
ГОВОРЕНИЕ:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
ПИСЬМО:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явление звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарем;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
МОРФЕМИКА:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.
Дополнительная литература:
1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 384 с.
2. Бройде М.Г. 25 таблиц по русскому языку для средней школы. 5-11 класс. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2005, 128 с.
3. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 - 7 классы. – Саратов: «Лицей», 2006. – 144 с.
4. Девкин В.Д. Занимательная лексикология. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 312 с.
5. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008
6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс / А.Б. Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Мастер-класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы / Авт.-сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 204 с.
8. Полежаева Е.А. Нестандартные уроки русского языка в 5 - 6 классе. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. – 341 с.
9 Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.С. Колчанова. – Волгоград: Учитель, 2009.
10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 3ч. – М.: Айрис-пресс, 2005
ИКТ: компьютер, образовательные коллекции и электронные издания по русскому языку (электронный репетитор «Русский язык», репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия, орфотренажер «Грамотей»).
Наглядные пособия: таблицы, демонстрационные карточки для составления подвижных справочных таблиц, репродукции картин известных художников по тематике занятий.
Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования, иллюстративный раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...