Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Новикова Галина Александровна

Данная тема изучается на текстах, посвященных морсой тематике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnym_vremeni.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения

с придаточными обстоятельственными времени

Технология – творческая мастерская

Сопутствующая тема – Море.

Цели:

  1. Приобретение учащимися знания особенностей СПП с придаточным времени.
  2. Формирование умения конструировать предложения данного вида.
  3. Формирование умения находить СПП в художественных текстах, ставить знаки препинания, давать полную характеристику СПП.
  4. Совершенствование умения выполнять тестовую работу.
  5. Совершенствование умения писать сжатое изложение.
  6. Показать образ моря в произведениях поэтов и писателей как источник красоты и восхищения.

Оборудование:

  1. Текст + тест.
  2. Картина И. К. Айвазовского «Девятый вал».
  3. Карточки для домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)
  2. Комплексное повторение.  (слайд 2. По щелчку – задания)

Тестовая работа.

(1)Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя (в) даль моря. (2)На воде все больше серебря_ых пятен от лунных лучей... (3)Все кругом смотрит живо мягко ласково. (4)Море так внушительно спокойно и чувствуется  что в свеж_м дыхании_ его на горы, еще (не) остывшие от дневного зноя скрыто много мощной сдержа_ой силы.

                                                                                                                                           (М. Горький)

  1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
  3. Найдите ошибку в характеристике текста:

а)        тип речи: повествование;

б)        способ связи предложений: параллельный;

в)        средства связи: лексический повтор, тематически однородная лексика, единство видовременных форм глагола;

г)        языковые средства, характерные для художественной речи: слова в переносном значении, определительные и обстоятельственные (образа действия) конструкции, однородные члены.

4)        Исключите из ряда метафорических выражений не относящиеся к ним примеры:

а)        молчит опаловая даль моря;        .

б)        плещут волны на песок;

в)        на воде все больше серебряных пятен;

г)        все кругом смотрит странно живо;

д)        море так внушительно спокойно;

е)        горы, еще (не) остывшие от дневного зноя.

5)        Какое значение имеет прилагательное опаловый?

а)        блестящий, сверкающий;

б)        темно-зеленый;

в)        дымчатый, молочно-голубой;

г)        разноцветный, меняющий цвет в зависимости от освещения.

6)        Найдите ошибку в анализе придаточного предложения.

а)        придаточное изъяснительное;

б)        соединяется с главным союзом что;

  в)подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием много силы;

г)        сказуемое простое глагольное: скрыто;

д)        осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

7)        Укажите, каким является 4-ое предложение.

а)        сложноподчиненным;

б)        сложным с сочинением и подчинением;

в)        сложным с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью;

г)        сложным с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью.

8)        Сколько в тексте простых и сложных предложений?

а)        три простых, одно сложное;

б)        одно простое, три сложных;

в)        два простых, два сложных;

г)        четыре сложных.

9)        Укажите простое предложение с однородными членами.

а)1        6)2        в)3        г) 4

10)        Какое из перечисленных слов является прилагательным?

а)        певуче;

б)        живо;

в)        мягко;

г)        ласково;

д)        внушительно;

е)        спокойно.

  1. Изучение новой темы.
  1. Изучение теории.  (слайд 3)

Прочитайте текст упр.  136 и законспектируйте его. Подготовьте устный пересказ текста.

(Текст упражнения является теорией о СПП с придаточными времени).

  1. Работа с предложениями.

Запишите под диктовку предложения, проанализируйте их по схеме на стр. 66.

  1. Утром, когда просыпается дно,
    Море холодной своею рукой
    Тянется ближе и брызжет слюной,                       [     , (  когда),     ].
    Хочет развеять прибрежный покой.

  1. Когда меня увидит море,
    Оно на цыпочки привстанет,
    И улыбаться не устанет -                                         (   когда), [        ].
    Ведь мы с ним не бывали в ссоре.      (Поэты-современники. Интернет)

  1. Хорошо море, когда, отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей как зеркало, поверхностью.           [          ], (   когда    ).

  1. Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность.

  1. Весело смотреть, когда разыграется, расходится море. Но только весело тогда, когда стоишь на высокой и твердой скале.     ( К. Ушинский)

  1. Творческое изложение по картине.
  1. Рассмотрите картину И. К. Айвазовского «Девятый вал». (слайд 4)
  2. Прослушайте текст изложения.

       Знаменитая картина И. К. Айвазовского «Девятый вал» была написана в 1850 году, после возвращения художника из путешествия по Европе. Переправляясь на корабле из Франции в Португалию, Айвазовский едва не погиб во время бури.

       Крушение корабля, трагедия людей составляют содержание картины. Моряки показаны в исключительной ситуации. Страшные испытания минувшей ночи сменились для потерпевших кораблекрушение и спасающихся на обломках корабельной мачты людей новой опасностью. Море продолжает испытывать их волю и любовь к жизни. Высоко поднимаются гребни бушующих волн. Одна из них, самая огромная, девятый вал, несётся прямо на них. Ещё мгновение, и она накроет беспомощных людей. Кажется, что бушующее море стремится поглотить их.

       Но, несмотря на драматизм сюжета, картина оптимистична. Айвазовский мастерски сумел передать надежду на спасение. Над морем восходит солнце, спасительные лучи которого пронизывают воздух. Тепло и свет вселяют уверенность, помогают людям преодолеть мощь стихии. Солнечные лучи окрашивают море всеми цветами радуги: жёлтым, оранжевым, розовым, синим, зелёным. Оно становится не только грозной силой, но и живой стихией, вселяющей в людей надежду и зовущей их к борьбе. «Девятый вал» Айвазовского-романтика словно поёт гимн человеческому мужеству.

  1. Составление плана.  (слайд 5 )

- Предыстория появления картины.

- Бушующее море.

- Оптимистичность картины.

  1. Напишите сжатое изложение (5-6 предложений)  по картине И. К. Айвазовского «Девятый вал», используя СПП. Воспользуйтесь схемами из упр. 134.

(для слабых учащихся – составить отдельные СПП по картине)

  1. Подведение итогов урока.

Расскажите по составленному в начале урока конспекту о СПП с придаточными времени.

  1. Домашнее задание.  (слайд 6)

§ 15

Карточка с заданием.

Списать текст, вставить пропущенные знаки препинания. Найти в нем все СПП. Охарактеризовать СПП по схеме на стр. 66.

(1)Море, огромное  лениво вздыхающее у берега  — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. (2)Мягкое и серебристое  оно слилось там с синим южным небом и крепко спит  отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

(3)Кажется  что небо все ниже наклоняется над морем  желая понять то  о чем шепчут неугомонные волны  сонно выползая на берег...

(4)А море ластится к берегу  и волны звучат так ласково  точно просят пустить их погреться к костру.

                                                                                                                                            (М. Горький)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В

Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Урок русского языка по теме" Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными"

Урок русского языка 9 класс. Тема:  Сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными.Тип урока: урок усвоения новых знанийТехнология: системно-деятельностный подходЦел...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе....