ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя по утру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Окажите такую услугу, Улыбнитесь, пожалуйста, мне. Приятного вам учебного дня!
Сложноподчинённое предложение (обобщение и систематизация изученного) (2 урока)
Повторить классификацию основных групп сложноподчиненных предложений. Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными. Привести в систему знания по данной теме. Повторить синтаксический разбо р СПП. Выявить частотность употребления СПП в разных стилях и типах речи. Цели урока:
Какие типы сложных предложений знаете? Как определить, что это сложное предложение? Как определить тип сложного предложения? Повторим :
1 группа Составьте опорную схему по теоретическому материалу 2 и 3 группы Дайте характеристику сложноподчинённому предложению по контрольным вопросам Задания группам
определительные изъяснительные обстоятельственные присоединительные ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Какой? Который? Чей? [ сущ . ] , ( с.сл . ). Вопросы косвенных падежей [ ] , (с.сл., союз ) Вопросы обстоятельств [ ] , ( с.сл., союз ) ? [ ], ( с.сл. )
Должны знать: Должны уметь: 1. Чем отличается СПП от других видов СП; 2. Подчинительные союзы и союзные слова ; 3. Виды СПП. 1. Распознавать СПП и их виды; 2. Ставить знаки препинания; 3. Изображать графически СПП.
1. О матерях можно рассказывать бесконечно. 2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. 3. В её чутком сердцё никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. 4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Укажите сложноподчинённое предложение
У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребёнку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней. Карточка 1
Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребёнок идёт к матери, он находит у неё понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать. Карточка 2
Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждёт от нас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне - несказанный свет. Карточка 3
Расставьте запятые 1. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою какою она была в это время мне представляются только её карие глаза. 2. Пишут мне что ты тая тревогу Загрустила шибко обо мне Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
2. [ Пишут мне ] , (что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне), (Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне). С.Есенин «Письмо к матери» 1.(Когда я стараюсь вспомнить матушку такою), (какою она была в это время), [ мне представляются только её карие глаза ] . Проверим!
Я помню руки матери моей, Что утирали слёзы мне когда-то. В пригоршнях приносили мне с полей Всё, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!» Стихотворение Н.Рыленкова
[ Я помню руки матери моей ] , (Что утирали слёзы мне когда-то). [ В пригоршнях приносили мне с полей Всё ] , (чем весна в родном краю богата). [ Я помню руки матери моей ] , [ И я хочу ] , (чтоб повторяли дети): «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму… Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю». Послушайте письмо писателя Л.Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери. Этот документ – свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия:
«Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, (что это шутки), а я серьёзнейшим образом говорю, (что очень люблю твои письма) и (что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…) Всегда я знаю и чувствую, (что никто так не поймёт меня), (как ты). ( Если я огорчаю тебя), то знай, (что сам я от этого мучаюсь и стыжусь). Просто я недостаточно хороший человек, ( чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро), и я это сознаю».
Начало предложений: При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей… Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей. Составьте предложения (устно)
[ Я знаю… ] , (как… ), ( как … ). (Чтобы... ), [ ] , (как… ). [ Я уверен в том ] , ( что… ), (потому что …). Составьте предложения по схемам
[ Я знаю ] , (как вам хочется успешно закончить этот учебный год), (как не терпится встретиться с летом). (Чтобы вы были всегда уверены в своих силах), [ сегодня мы должны закрепить знания о том ] , (как правильно ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными). [ Я уверена в том ] , ( что эти знания вам пригодятся),(потому что вижу всех вас в будущем образованными и успешными).
В знанье – величие и красота, Знанье дороже, чем клад жемчужин: Время любой уничтожит клад, Мудрый и знающий вечно нужен.
Исследовательская работа на тему: «Частотность употребления СПП в текстах разных стилей и типов речи». (Выступления учащихся).
Выполнение тестовых заданий
Итог урока: ■ Чему вы научились на уроке? ■ Какие задания понравились? ■ Над чем заставил задуматься? ■ На какие размышления навёл? Оценки за урок.
Домашнее задание. 1. Готовиться к контрольной работе по теме. 2. На выбор: сочинить рассказ, состоящий только из СПП; сказку о СПП; - кроссворд о СПП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.
Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Открытый урок по теме: "Односоставные и назывные предложения" (обобщающий урок)
Урок рекомендован для классов СКК 7 вида...
обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс
данный урок является обобщающим по теме "Бессоюзные сложные предложения". Материал урока составлен по одной тематике "доброта", что дает не только повторить изученный материал, но и воспитывать нравст...
обобщающий урок "Бессоюзные сложные предложения" 9класс
обобщающий урок по теме "бессоюзные сложные предложения" дает возможность не только повторить пройденный материал, но и воспитывать нравственные качества. Материал урока подобран о доброте....
презентация "Обобщающий урок по сложноподчиненным предложениям в 9 классе"
презентация для обобщения или повторения сложноподчиненного предложения...
Презентация "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Презентация "Обобщающий урок по односоставным предложениям"...