Индивидуальная программа профессионального развития
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится средством обеспечения планируемого уровня качества образования.
Новизнапрограммы заключается в определении специфики педагогического развития в период перехода основного общего образования на федеральный государственный стандарт второго поколения.
Актуальностьданной программы определяется неизученностью основных положений федерального государственного стандарта второго поколения учителями – филологами. Выявление стратегии развития образования на уровне персональной программы позволяет приблизиться к пониманию процессов, происходящих в школе ХХIвека, определить пути и способы развития современного педагогического процесса в его целостности и многообразии.
Цель данной программы- ввести учителя - филолога в образовательный дискурс федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе и подготовить к обеспечению достижения метапредметных результатов в соответствии с требованиями стандартов.
Это предполагает решение следующих задач:
- Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе.
- Формирование готовности педагога к восприятию современного этапа эволюции педагогических технологий во всех формах и способах их функционирования.
- Знакомство с моделями современных образовательных систем и анализ механизмов, влияющих на их инновационное восприятие.
- Проектирование рабочей программы основного общего образования по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС.
- Развитие умения построения собственной траектории работы в связи с изменениями содержательно – технологического компонента деятельности современного учителя.
- Постижение методов и приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов внутреннего содержания проектно – технологической формы компетентностно – ориентированной деятельности учителя.
- Построение собственной системы управления качеством образования при организации текущего, промежуточного и итогового контроля.
Развитие компетентностейучителя в преподавании русского языка и литературы:
- Компетентность в преподаваемом предмете.
- Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающихся.
- Компетентность в организации воспитательной работы.
- Компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью.
- Наличие системы работы с одаренными детьми.
- Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
- Компетентность в разработке образовательных программ.
- Компетентность во владении современными образовательными технологиями.
- Креативная компетентность педагога.
- Компетентность в субъект – субъектных условиях деятельности.
- Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Программа построена таким образом, что логически подводит учителя к пониманию сущности образовательного результата как системообразующего компонента стандарта второго поколения.
Учитель должен быть готов к освоению когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, к развитию надпредметных компетенций. Данная программа раскывает пути деятельности учителя для целенаправленной организации и планомерного формирования учебной деятельности учащихся, которая представлена в деятельностной форме.
Формируемые компетенции:
1.Универсальные:
- общенаучные;
- инструментальные;
- социально-личностные;
- общекультурные.
2.Профессиональные:
- педагогическая деятельность;
- методическая деятельность;
- проектная деятельность;
- научно-исследовательская;
- управленческая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_professionalnogo_razvitiya.rar | 97.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шугурская средняя общеобразовательная школа
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ФИО педагога Попова Светлана Сергеевна
Должность учитель русского языка и литературы
Тема самообразования: ВНЕДРЕНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Срок работы: 2012 – 2015 гг.
Содержание программы
Название | Стр |
Пояснительная записка | 3 |
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС | 7 |
Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса | 11 |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | 13 |
Участие в системе методической работы | 15 |
Обучение на курсах в системе повышения квалификации | 17 |
Руководство повышением квалификации других учителей | 18 |
Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ | 22 |
ЛИТЕРАТУРА | 47 |
Интернет-ресурсы | 48 |
Учебники по ФГОС |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Декларации прав ребенка, принятой ООН, говорится: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Установление и введение федеральных государственных образовательных стандартов отвечает требованиям Конституции РФ (ст. 43), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст.13) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 11).
Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится средством обеспечения планируемого уровня качества образования.
Новизна программы заключается в определении специфики педагогического развития в период перехода основного общего образования на федеральный государственный стандарт второго поколения.
Актуальность данной программы определяется неизученностью основных положений федерального государственного стандарта второго поколения учителями – филологами. Выявление стратегии развития образования на уровне персональной программы позволяет приблизиться к пониманию процессов, происходящих в школе ХХI века, определить пути и способы развития современного педагогического процесса в его целостности и многообразии.
Методологической базой составления содержательной части программы послужили следующие материалы:
- Концепция федерального государственного стандарта общего образования; ФГОС основного общего образования; Фундаментальное ядро содержания общего образования;
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе;
- Примерные программы основного общего образования (русский язык, литература); требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель данной программы - ввести учителя - филолога в образовательный дискурс федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе и подготовить к обеспечению достижения метапредметных результатов в соответствии с требованиями стандартов.
Это предполагает решение следующих задач:
- Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе.
- Формирование готовности педагога к восприятию современного этапа эволюции педагогических технологий во всех формах и способах их функционирования.
- Знакомство с моделями современных образовательных систем и анализ механизмов, влияющих на их инновационное восприятие.
- Проектирование рабочей программы основного общего образования по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС.
- Развитие умения построения собственной траектории работы в связи с изменениями содержательно – технологического компонента деятельности современного учителя.
- Постижение методов и приемов организации современного урока с учетом метапредметных аспектов внутреннего содержания проектно – технологической формы компетентностно – ориентированной деятельности учителя.
- Построение собственной системы управления качеством образования при организации текущего, промежуточного и итогового контроля.
Развитие компетентностей учителя в преподавании русского языка и литературы:
- Компетентность в преподаваемом предмете.
- Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающихся.
- Компетентность в организации воспитательной работы.
- Компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью.
- Наличие системы работы с одаренными детьми.
- Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
- Компетентность в разработке образовательных программ.
- Компетентность во владении современными образовательными технологиями.
- Креативная компетентность педагога.
- Компетентность в субъект – субъектных условиях деятельности.
- Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Программа построена таким образом, что логически подводит учителя к пониманию сущности образовательного результата как системообразующего компонента стандарта второго поколения.
Учитель должен быть готов к освоению когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, к развитию надпредметных компетенций. Данная программа раскывает пути деятельности учителя для целенаправленной организации и планомерного формирования учебной деятельности учащихся, которая представлена в деятельностной форме.
Формируемые компетенции:
1.Универсальные:
- общенаучные;
- инструментальные;
- социально-личностные;
- общекультурные.
2.Профессиональные:
- педагогическая деятельность;
- методическая деятельность;
- проектная деятельность;
- научно-исследовательская;
- управленческая.
Разделы программы
1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
№ п/п | Вопросы введения ФГОС | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы | |
Начало | Окончание | ||||
1. | Психолого-педагогическая готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения | ||||
1.1 | Требования к профессионально-педагогической компетентности учителя в условиях введения ФГОС нового поколения | ||||
1.2 | Инновационное содержание базовых психолого-педагогических категорий ФГОС нового поколения: анализ сущности и отличия от традиционного подхода. | ||||
1.3 | Рефлексивный анализ готовности к работе в условиях внедрения ФГОС нового поколения | ||||
1.4 | Технологический подход к проектированию, диагностике и оценке результатов образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС | ||||
1.5 | Учащийся как субъект учебно-познавательной деятельности и личностного развития. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории. | ||||
1.6 | Анализ и самоанализ профессиональной деятельности педагога по решению задач формирования УУД и метапредметных знаний и умений учащихся | ||||
2. | Воспитание и социализация учащихся на ступени основного общего образования | ||||
2.1 | Цели и задачи ПВС ФГОС. Основные направления и базовые ценности воспитания и социализации учащихся | ||||
2.2 | Принципы и направления организации содержания воспитания и социализации учащихся | ||||
2.3 | Виды внеурочной деятельности с учащимися | ||||
2.4 | Совместная деятельность ОУ с общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами | ||||
2.5 | Планируемые результаты и эффекты воспитания и социализации учащихся. Проектирование программ по видам внеклассной деятельности в образовательных учреждениях. | ||||
3. | «ИКТ-среда реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения» | ||||
3.1 | Средства ИКТ, необходимые для реализации требований ФГОС ООО второго поколения | ||||
3.2 | Электронные образовательные ресурсы и их использование в образовательном процессе основной школы | ||||
3.3 | Сетевая среда формирования и роста педагога, готового к реализации требований ФГОС ООО второго поколения | ||||
3.4 | ИТК-инструменты реализации требований ФГОС ООО второго поколения | ||||
4. | Нормативные документы | ||||
4.1 | Основные положения Закона «Об образовании». | ||||
4.2 | Стандарт по русскому языку | ||||
4.3 | Стандарт по литературе | ||||
5. | Методика составления рабочей программы по литературе | ||||
5.1 | Сопоставительный анализ учебников по литературе | ||||
5.2 | Сопоставительный анализ заданий одного тематического плана в разных УМК по литературе. | ||||
5.3 | Структура рабочей программы | ||||
6. | Компетентностный подход к изучению русского языка и проблема выбора УМК | ||||
6.1 | Язык как знаковая система. | ||||
6.2 | Компетентностный подход и его воплощение в современных школьных УМК по русскому языку. | ||||
6.3 | Развитие культуроведческой компетенции на уроках русского языка и проблема выбора УМК | ||||
7. | Реализация внеурочной деятельности в структуре БОП стандарта второго поколения | ||||
7.1 | Внеурочная деятельность по предмету как неотъемлемая часть образовательного процесса в реализации требований федерального государственного стандарта второго поколения. | ||||
7.2 | Развитие познавательной деятельности во внеурочное время | ||||
7.3 | Методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся | ||||
8. | Система оценки достижений требований Стандарта второго поколения | ||||
8.1 | Общие подходы к формированию системы оценки результатов освоения программы по русскому языку. | ||||
8.2 | Уровневая модель оценки результатов освоения программы по русскому языку. | ||||
8.3 | Инструментарий для оценки результатов освоения программы по русскому языку. Обучающая функция контроля. | ||||
9. | Методы и приемы формирования УУД | ||||
9.1 | Универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте | ||||
9.2 | Механизмы формирования универсальных учебных действий | ||||
9.3 | Формирование УУД средствами содержания материала | ||||
9.4 | Формирование УУД средствами методик и технологий | ||||
9.5 | Роль учебных предметов русский язык и литература в формировании УУД (проблемы и перспективы) | ||||
10. | Система требований к учебно-материальной базе в рамках стандарта второго поколения и ее использование в учебном процессе по русскому языку и литературе | ||||
10.1 | Комплект средств обучения на уроках русского языка и литературы для реализации ФГОС ООО 2 поколения. | ||||
10.2 | Основные направления использования ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы. | ||||
10.3 | Использование ИКТ в системе контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе. |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
Здесь предполагается то, что будет разрабатываться учителем для обеспечения учебно-воспитательного процесса по новому ФГОС: разделы основной образовательной программы школы, авторские (откорректированные) программы учебных курсов, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты уроков. Сюда могут войти подборки упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий, планы воспитательной работы, планы работы кружков, сценарии мероприятий.
В качестве отчета могут быть представлены сами разработанные материалы или рекомендации по их использованию для своих коллег.
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы | |
Начало | Окончание | |||
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Третий раздел предлагает учителю обобщить свой опыт введения ФГОС. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок. Возможна подготовка сообщений, передача обобщенного опыта своим коллегам в форме мастер-класса, открытых уроков, семинаров и др.
Обобщенный опыт также может быть представлен в виде статьи, рекомендации, доклада либо методических разработок.
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы | |
Начало | Окончание | |||
4. Участие в системе методической работы
В данном разделе указываются методические мероприятия, осуществляемые в рамках введения ФГОС, в которых предполагает участвовать учитель, и выполняемые им задачи.
Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы | |
Начало | Окончание | |||
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации
Пятый раздел предлагает темы курсов по вопросам, связанным с реализацией ФГОС (программ, модулей), которые хотел бы окончить учитель.
Отчетом о прохождения курсов служат курсовые работы, рефераты, зачетные уроки, супервизии, выполненные задания и др.
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки | |
Начало | Окончание | ||||
6. Руководство повышением квалификации других учителей
Данный раздел поможет в работе по подготовке других учителей школы к введению ФГОС, за которые отвечает конкретный педагог. Руководит ли стажировкой молодых специалистов, ведет ли мастер-класс по проблеме, связанной с введением ФГОС, проводит ли консультации и участвует в супервизиях, работает ли с информационными ресурсами Интернета либо готовит подборки методической литературы.
Отчетом о работе служит число подготовленных учителей и методические разработки проведенных с ними мероприятий.
Организационные формы работы с учителями школы | Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров | Сроки | Количество учителей | |
Начало | Окончание | |||
7. Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения ФГОС
В разделе указываются органы управления школой, в составе которых работает учитель, виды выполняемых им работ, сроки выполнения и результаты.
Отчетом служат продукты, выполненные в рамках проекта введения ФГОС: программы, КИМы, рекомендации и др., обеспечивающие работу всей команды учителей школы.
Органы разработки и реализации проекта | Виды выполняемых работ | Сроки исполнения работ | Результаты | |
Начало | Окончание | |||
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема 1. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Тема 1.1. Требования к профессионально-педагогической компетентности учителя в условиях введения ФГОС нового поколения
От «передачи знаний» и «формирования умений и навыков» к «организации учебно-познавательной и проектной деятельности» и «формированию метапредметных знаний и универсальных учебных действий» - стратегический вектор в развитии образовательный системы. ФГОС нового поколения как практическое выражение и реализация компетентностного и личностно ориентированного подходов. Преемственность стандартов начальной, средней и старшей школы.
Профессиональная готовность учителя к реализации новых образовательных стандартов: знаниевый компонент (что необходимо знать?), практически-деятельностный (чему следует научиться?), творческий компонент (как проектировать педагогические условия учено-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащегося?), ценностный компонент (что важного, ценного, значимого для развития личности ученика, общества, профессионального развития педагога дает реализация компетентностного подхода?). Критерии качества образования.
Требования к профессиональной компетентности учителя (по В.Д.Шадрикову), ее критерии и показатели. Рефлексия профессиональной деятельности как необходимое условие творчества и профессионального развития.
Тема 1.2. Инновационное содержание базовых психолого-педагогических категорий ФГОС нового поколения: анализ сущности и отличия от традиционного подхода.
Особенности ФГОС второго поколения, отличие от предыдущего государственного образовательного стандарта. Требования к результатам образования в традиционной и компетентностной моделях образования (сравнение, обобщение).
Основные категории нового стандарта: субъект учебно-познавательной деятельности; фундаментальное ядро содержания образования; компетенции, компетентность, универсальные учебные действия (УУД), виды универсальных учебных умений, их содержательное наполнение и особенности; мета-предметное содержание, знания и умения; опыт (индивидуальный, субъективный, субъектный, личностный), индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная стратегия). Категории, отображающие результаты образовательного процесса в контексте системно-деятельностного подхода: система, деятельность, действие, учебное действие, универсальное действие, умения, навыки, компетенции и др.
Тема 1.3. Рефлексивный анализ готовности к работе в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Анализ профессиональных затруднений и уровня профессиональной компетентности учителя. Тестирование знаний базовых понятий и категорий; анкетирование (самоанализ) степени готовности к решению теоретических и практических профессионально-педагогических задач; выявление профессиональных затруднений в работе, образовательных запросов педагогов (опрос). Изучение модели оценки уровня квалификации учителя и самооценка собственной компетенции:
1) в области личностных качеств;
2) в постановке целей и задач педагогической деятельности;
3) в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
4) в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
5) в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
6) в организации педагогической деятельности;
7) в самоанализе и самооценке своей деятельности
Анализ профессиональной деятельности и профессионального образа-«Я» как средство повышения уровня мастерства.
Тема 1.4. Технологический подход к проектированию, диагностике и оценке результатов образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС.
Технология как алгоритм, последовательность педагогических действий (взаимодействий) и использования целесообразных и необходимых педагогических средств, приводящих к планируемому и воспроизводимому результату. Проблема понимания воспроизводимости результатов учебно-воспитательного процесса. Проектирование диагностируемой образовательной цели как образа ожидаемого и фиксируемого измеряемого результата. Отсроченность педагогических результатов и проблема личностных результативности образовательного процесса.
Категории учебных целей и деятельностное выражение результатов образовательного процесса. Наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся как методы диагностики достигнутых результатов.
Критерии и показатели сформированности образовательных компетенций как способность к решению теоретических и практических учебных и жизненных задач в типичных и изменяющихся условиях. Универсальные учебные действия как основа образовательных компетенций учащегося.
Единство результатов образовательной, развивающей и воспитательной деятельности учителя.
Психолого-педагогические основы контроля и оценки: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса.
Тема 1.5. Учащийся как субъект учебно-познавательной деятельности и личностного развития. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории.
Понятие субъекта и субъектности, индивидуального и коллективного субъекта. Критерии субъектности: сознательность, инициативность, активность, творчество, ответственность, авторство, рефлексивность.
Учащийся как субъект деятельности, саморазвития и культуры. Внешние и внутренние слагаемые субъектного опыта (информация-знания, значения и личностные смыслы, деятельность, событийный контекст, оценка, приращение новым знанием, обобщение, абстрагирование).
Педагогическая деятельность как мета-деятельность с рефлексивным управлением деятельностью другого субъекта – ее сущность и особенности. Диалог и сотрудничество как необходимые педагогические условия развития субъектности учащихся. Педагогические условия и средства активизации и развития субъектного опыта учащихся в учебно-воспитательном процессе. Интерактивный, диалогический и рефлексивный характер современных образовательных технологий.
Индивидуальная образовательная траектория, условия ее становления и психолого-педагогической сопровождение в школе. Учитель как тьютор – непривычная роль и функция.
Практикум групповой по выявлению критериев и показателей развития субъектного опыта учащегося. Диагностика и оценка учебных и личностных достижений учащихся в контексте требований ФГОС. Варианты промежуточного и итогового контроля.
Познавательные стратегии учащихся как результирующая процесса обучения. Разнообразие познавательных стратегий. Методы выявления и развития познавательных стратегий школьников.
Образовательная рефлексия учащихся, условия и способы ее организации в учебно-воспитательном процессе. Оценка и самооценка.
Анализ и оценка личностно-развивающего потенциала современных образовательных технологий с точки зрения развития субъектного опыта учащихся на разных ступенях обучения (проблемный, диалогический, рефлексивный подходы, в обучении, имитационные, игровые, проектные технологии и др.).
Результативность и качество урока – слагаемые, критерии, способы оценки.
Тема 1.6. Анализ и самоанализ профессиональной деятельности педагога по решению задач формирования УУД и метапредметных знаний и умений учащихся
Психолого-педагогические основы самоанализа учителя. Барьеры самоанализа. Приемы и способы получения значимой информации для самоанализа и обратной связи. Видеозапись как средство рефлексии и профессионального саморазвития. Учет эффектов видеозаписи и оценка урока.
Технология анализа и самоанализа: выбор объекта и цели, выделение значимых сторон и критериев оценки, выявление сущностных характеристик, поиск взаимосвязей и зависимостей, обобщение, выводы, рекомендации. Самоанализ – от эмоциональных реакций к поиску причинно-следственных отношений между педагогическими средствами и образовательными результатами.
Анализ современного урока, его содержания, деятельности учителя и использования образовательных технологий, методов и приемов, педагогических и дидактических средств на материале видеозаписи конкурсных уроков Областного и Всероссийского конкурса «Учитель года». Выявление учебных ситуаций и эффективных приемов развития субъектности учащихся. Выявление и оценка метапредметного содержания урока. Оценка результативности урока и эффективности педагогической деятельности.
Критерии и характеристики современного урока в контексте требований нового ФГОС
Тема 1.7. Проектирование учебных ситуаций формирования УУД и мета-предметных знаний и умений.
1. Постановка задачи на формирование УУД (по выбору), проектирование фрагмента урока (педагогической и учебной ситуации), проведение фрагмента занятия в аудитории, самоанализ достигнутого результата и эффективности деятельности, групповой анализ педагогических средств и взаимодействия.
2. Обсуждение проблем и трудностей организации и стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
3. Поиск способов диагностики личностных образовательных результатов.
Содержание базовых категорий. Универсальные учебные действия (УУД) - обобщенные способы действий (и связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающие способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Открывают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Компоненты учебной деятельности включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Метапредметные (надпередметные, метапознавательные) учебные действия – умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Метапредметные знания – отражение в сознании учащихся регулятивов познавательной деятельности в виде фактов, норм и способов деятельности, правил, алгоритмов, стратегий и т.п.
Блоки и конкретизация УУД для проектирования необходимых учебных ситуаций на уроке:
1) личностный: самоопределение, смыслообразование, оценивание, ориентация);
2) регулятивный (и саморегуляции): целеполагание, планирование, проектирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (саморегуляция: мобилизация, волевое усилие, преодоление);
3) познавательный: формулирование познавательной цели; поиск информации; применение методов информационного поиска; моделирование; структурирование знания; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; извлечение необходимой информации, основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
логические действия: анализ и выделения признаков; синтез, достраивание; выбор оснований и критериев, сравнение, классификация; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение и обоснование гипотез;
действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);
4) коммуникативный: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Тема 2. « воспитание и социализация учащихся
на ступени основного общего образования»
Тема 2.1. Цели и задачи ПВС ФГОС. Основные направления и базовые ценности воспитания и социализации учащихся
Цель и задачи воспитания и социализации: в области формирования личностной, социальной, семейной культуры. Базовые национальные ценности. Принципиальное значение для решения задач социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на всех уровнях имеют ценностные основания деятельности, общения и отношений. В качестве таковых рассматриваются базовые национальные ценности - это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность; семья, труд и творчество; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество. Базовые национальные ценности должны быть заложены в основу целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, уклада жизни учреждения, муниципалитета, региона.
Тема 2.2. Принципы и направления организации содержания воспитания и социализации учащихся
Принципы организации содержания воспитания и социализации учащихся: принцип ориентации на идеал; аксиологический, принцип следования нравственному примеру; диалогического общения, принцип идентификации; полисубъектности воспитания и социализации; принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем; принцип системно-деятельностной организации воспитания. Направления воспитания: инвариантные и вариативные. Механизмы реализации направлений воспитания.
Тема 2.3. Виды внеурочной деятельности с учащимися.
Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; техническое творчество.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание социальной ответственности и компетентности. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Тема 2.4. Совместная деятельность ОУ с общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами.
Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов: организационно-административный этап; организационно-педагогический этап; этап социализации обучающихся. Социальное партнерство в современной школе как необходимое условие дальнейшего развития системы образования. Принципы и стратегия социального партнерства. Механизмы построения системы межсекторного взаимодействия. Технологии организации сотрудничества ОУ с родителями. Стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения по развитию социального партнёрства.
Тема 2.5. Планируемые результаты и эффекты воспитания и социализации учащихся. Проектирование программ по видам внеклассной деятельности в образовательных учреждениях.
Результаты (уровни) и эффекты внеурочной деятельности. Три уровня результатов внеурочной деятельности: первый (учащийся знает и понимает общественную жизнь); второй (учащийся ценит общественную жизнь); третий (учащийся самостоятельно участвует в общественной жизни). Эффект как последствие результата. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание социальной ответственности и компетентности; - воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; - воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; - воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Варианты программ. Типы программ. Рекомендации по созданию программ: ориентация на возраст, на запрос учащихся и их родителей, точная структуризация, ориентированная на результат, описание занятий, их характеристика. Уровни реализации программ.
Тема 3. «ИКТ-СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Тема 3.1. Средства ИКТ, необходимые для реализации требований ФГОС ООО второго поколения.
Понятие ИКТ-насыщенной среды обучения. Основные устройства и способы встраивания их в образовательный процесс современной школы. Требования ФГОС ООО второго поколения, определяющие состав ИКТ-среды в целом для нужд образовательного учреждения и для реализации образовательных программ по конкретным предметам (при обучении рассматриваются средства в зависимости от состава обучающихся).
Тема 3.2. Электронные образовательные ресурсы и их использование в образовательном процессе основной школы.
Понятие электронных цифровых ресурсов, их классификация. Критерии оценивания электронных образовательных ресурсов. Требования к образовательным ресурсам, разрабатываемым самостоятельно педагогическими работниками. Организация работы с ЭОР на уроке (на конкретном примере в зависимости от состава обучающихся).
Тема 3.3. Сетевая среда формирования и роста педагога, готового к реализации требований ФГОС ООО второго поколения.
Определение сетевой педагогической среды. Знакомство с различными сетевыми педагогическими сетями – Сеть творческих учителей, Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Правила работы в сетевых сообществах, размещение собственных материалов.
Сетевые профессиональные педагогические конкурсы, сетевые образовательные проекты для учащихся – критерии выбора качественных мероприятий.
Тема 3.4. ИТК-инструменты реализации требований ФГОС ООО второго поколения.
Состав оборудования, относящегося к ИКТ-инструментам современного образовательного процесса.Знакомство с принципами использования в образовательном процессе интерактивных досок, систем голосования и опросов, сканеров, документ-камер, фотоаппаратов и т.п. (при обучении рассматриваются средства в зависимости от состава обучающихся). Специальное программное обеспечение, используемое в образовательном процессе.
Тема 4. «Нормативные документы»
Тема 4. 1. Основные положения Закона «Об образовании». Закон «Об образовании»(1992 г.) - основные направления. Проект Закона «Об образовании». Типы ОУ. Независимая оценка результатов обучения. Новая роль учителя в школе. Информационная открытость образовательного процесса. Права учителя. Профессиональные требования к учителю. Новое во взаимоотношениях учителя и ученика. Общая структура системы образования.
Реализация общеобразовательных программ. Компетенция и ответственность ОУ. Государственный контроль качества образования. Права работников ОУ и меры их социальной поддержки. Трудовые отношения в системе образования. Концепция ФГОС. БОП и его особенности.
Задачи филологического образования в школе, реализующие потребности современного общественного сознания. Стандарт как общественный договор. Назначение и функции стандарта. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования. Структура компонентов государственных стандартов общего Образования.
Тема 4. 2. Стандарт по русскому языку и особенности фундаментального ядра
Фундаментальное ядро содержания общего образования по русскому языку. Русский язык как предмет изучения и средство изучения других предметов в школьном образовании. Метапредметные образовательные функции русского языка, определяющие универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык как основа развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Русский язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации личности.
Цели изучения русского языка в основной школе.
Предметные и метапредметные цели обучения на основе компетентностного подхода.
Функциональная грамотность. Обеспечение общекультурной компетенции учащихся в ходе изучения русского языка. Основные содержательные линии изучения предмета «Русский язык». Требования к результатам изучения данного предмета. Место курса «Русский (родной) язык) в БОПе.. Методы и приемы реализации стандарта.
Тема 4.3. Стандарт по литературе и особенности фундаментального ядра
Фундаментальное ядро содержания общего образования по литературе. Цели школьного курса предмета «Литература» и их соотношение с задачами гуманитарных дисциплин, изучаемых в основной школе.
Формы пробуждения и развития личностного отношения учащихся к литературе.
Наиболее эффективные направления модернизации литературного образования.
Основная задача предмета литературы – воспитательная. Соотношение обучения и воспитания в преподавании литературы. Соответствие содержания литературного образования читательскому развитию школьника.
Политическое значение диалога национальных культур в интеркультурном образовании. Бикультурное сознание школьников и пути его формирования в современной школе. Реализация диалога культур в процессе обучения. Приобщение учащихся через литературу к общечеловеческим ценностям бытия.
Литература как один из основных источников обогащения речи учащихся.
Пути достижения метапредметных и предметных целей обучения на предмете «Литература» на основе компетентностного подхода.
Основные содержательные линии курса литературы.
Требования к результатам изучения предмета «Литература». Место курса «Литература» в БОПе.
Тема 5. «МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»
Тема 5.1. Примерная программа по литературе.
Современные учебники по литературе, находящиеся в федеральном перечне. Проблема выбора УМК.
Примерная программа как способ обеспечения возможности вариативной реализации содержания образования. Ориентирующий характер примерных программ. Творческий подход к составлению рабочей программы с акцентом на вариативную часть. Содержание Примерных программ по литературе для основной школы.
Целеполагание предметных курсов на уровне метапредметных, предметных и личностных целей, образовательных результатов и учебных действий.
Структура Примерной программы. Коммуникативно-деятельностный подход, реализованный в примерной программе. Метапредметные результаты обучения литературе. Учебно-методический и календарно-тематический план. Осуществление контроля обученности учащихся. Учебно-методическое обеспечение программы. Создание алгоритма составления рабочей программы учебного предмета «Литература».
Тема 5.2. Сопоставительный анализ заданий одного тематического плана в разных УМК по литературе.
Современные учебники по литературе, находящиеся в федеральном перечне. Проблема выбора УМК.
Литература – главный предмет в воспитании духовно – развитой личности. Это заставляет особенно серьезно относиться к выбору УМК, в которых отражены основные требования современной школы. Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития учащегося. Формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Понимание литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Изучение литературы для обеспечения культурной самоиндетификации, осознания коммуникативно - эстетической возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры. Методы и приемы воспитания квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Формирование мотивации учащихся к сознательному планированию своего досугового чтения
Тема 5. 3. Структура рабочей программы
Элементы структуры рабочей программы. Соотнесение примерной , авторской и рабочей программ. Творческий подход к составлению рабочей программы с учетом ОУ и уровня подготовки учащихся в данном классе. Роль пояснительной записки. Тематический план. Вариативная часть БОП по литературе. Учет требований ФГОС.
ТЕМА 6. «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА и проблема выбора УМК»
Тема 6.1. Язык как знаковая система.
Изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. Формирование базовых умений, обеспечивающих возможность изучения не только родного языка, но и дальнейшего изучения других языков, с установкой на билингвизм. Обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающим миром в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования. Использование коммуникативных эстетических возможностей русского и родного языков. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста.
Тема 6.2. Компетентностный подход и его воплощение в современных школьных УМК по русскому языку.
Принцип выбора УМК по русскому языку для 5 класса с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовки к обучению в основной школе. Овладение всеми видами речевой деятельности. Методы и приемы работы на уроке для овладения учащимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы. Сравнительный анализ заданий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции в разных УМК по русскому языку. Сравнительный анализ упражнений и заданий по культуре речи. Начальные этапы основных видов информационной переработки текста. Выявление заданий, помогающих работе с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Оценка заданий для создания устных монологических и диалогических высказываний на актуальные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Методика написания сочинений, предлагаемая автором УМК.
Тема 6.3. Развитие культуроведческой компетенции на уроках русского языка и проблема выбора УМК
Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. Сравнительный анализ разных УМК по русскому языку, направленных на овладение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Анализ заданий, способствующих обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширению объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мысли и чувств адекватно ситуации и стилю общения. Анализ заданий для овладения основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, приобретения опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний. Методы и приемы работы учителя для формирования мотивации к речевому самосовершенствованию, ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Составление рабочий программы по русскому языку.
ТЕМА 7 «РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ БОП СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Тема 7. 1. Внеурочная деятельность по предмету как неотъемлемая часть образовательного процесса в реализации требований федерального государственного стандарта второго поколения.
Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной. Формирование высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого являются родной язык и литература.
Формирование творческой личности не только в теории, но и в процессе выполнения практических учебных задач. Подготовка личности к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся в зависимости от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.
Цели и задачи, содержание, виды и формы проведения, методы и приемы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Общность целей уроков и внеклассных занятий по предмету: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме, знающих и любящих родную литературу. Своеобразие целей внеурочная работы по русскому языку и литературе:
Организация кружковой работы.
Тема 7.2. Развитие познавательной деятельности во внеурочное время.
Гуманистический подход к формированию способностей учащихся. Соотношение с теорией Л.В. Выготского о зонах развития детей.
Способы выявления и развития творческих способностей учащихся при изучении филологических дисциплин: целенаправленное педагогическое наблюдение Анализ результатов творческой деятельности учащихся; экспертиза деятельности учителя русского языка и литературы на наличие элементов развития творческих способностей учащихся. Тест Е. Торренса, методика Д.Б. Богоявленской.
Основные психологически ориентированные модели школьного обучения. «Обогащающая модель» обучения М. Холодной. Развитие познавательной деятельности во внеурочное время (экскурсии).
Тема 7.3. Методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся.
Понятие об исследовании, его основные признаки. Проблемность, наличие специальных методов исследования, точность получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов, новизна получаемых результатов (в отличие от диагностики), демократичность (в отличие от искусства). Специфика учебных исследований. Относительная актуальность и новизна проводимой работы. Виды учебных исследований.
Теоретические, эмпирические, смешанные учебные исследования. Принципы выбора темы учебно-исследовательской работы по русскому языку. Методы лингвистического исследования. Общенаучные и специальные лингвистические методы. Необходимость формирования навыков исследовательской работы как одного из условий готовности к обучению в вузе. Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку. К вопросу о разработке программы спецкурсов. «Обогащающая» модель школьного обучения. Интеллектуальное воспитание – создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его умственного опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности. Поэтапное формирование навыков исследовательской работы учащихся.
Выделение необходимых функций и соответствующих им видов деятельности учащихся. Формирование и передача их от педагога к ученику.
Тема 8. «Система оценки достижения требований
стандарта второго поколения»
Тема 8.1. Общие подходы к формированию системы оценки результатов освоения программы по русскому языку
Содержание стандарта и содержание оценки. Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). Методология оценки. Критериально-ориентированный подход к оценке. Накопительная система в качестве критериев для оценки. Оценивание на основе «сложения», а не «вычитания».
Объективность оценки. Валидность измерителей и оценочных процедур принятой системе требований к освоению образовательных программ. Операционализация измерения достижения большинства требований, т.е. конкретизация с ориентацией на «измеряемость». Процесс операционализации измерения (создания измерителей, шкалы и критериев оценивания достижения требований, способа представления результатов и т.д.).
Уровневый подход к представлению результатов.
Тема 8.2. Уровневая модель оценки результатов освоения программы по русскому языку и литературе
Основные компоненты системы. Ограничения и границы применимости модели, возможные риски, которые могут появиться при ее введении, механизмы, которые будут способны уменьшить предполагаемые риски.
Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ по русскому языку: целостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения); поддержка развития системы образования (ориентация не на контроль и оценку состояния системы и результатов образования, а на оценку динамики развития системы и управление качеством образования); комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.); учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет активного времени обучения, натаскивание на содержание проверки, перегруженность учителей и учащихся и др.).
Основные компоненты системы: объекты и содержание оценки; процедуры, инструментарий и критерии оценки; методы и средства оценки; основные группы пользователей; цели использования результатов.
Интерпретация и использование результатов.
Объект и содержание оценки.
Требования к результатам освоения образовательных программ по русскому языку как основа для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки; основа для аттестации работников школы; основа для аттестации учреждений общего образования; критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Основные документы, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки результатов освоения программ по русскому языку и литературе.
Зачетно-балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Применение модели оценки результатов освоения учебной программы по русскому языку к конкретной ситуации в классе, в школе, к конкретному ученику.
Тема 8.3. Инструментарий для оценки результатов освоения программы по русскому языку. Обучающая функция контроля
Реализация системно-деятельностного подхода к обучению, целевой компонент планируемых результатов. Показатели достижения планируемых результатов в виде спектра учебных ситуаций и учебных задач, иллюстрирующих на конкретных примерах диапазон возможных уровней освоения учебных действий и учебного материала. Примеры учебных заданий. Нормативная основа оценки – представление о трех основных рангах (ступенях) опосредствования: освоение смысла и формы действия; раскрытие существенного основания способа действия; функционализация способа действия (пополнение сферы психологических ресурсов действия).
Оценка действий учащихся на основе шкалы, отражающей три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Основные принципы разработки структуры заданий: 1) Структура заданий определяется уровнем овладения способом действия в рамках некоторого предмета. 2) Структура заданий в зависимости от блока (грамотности чтения (художественного и научного текстов), языковой грамотности, математической и естественнонаучной грамотности, учебной грамотности (умения учиться) отражает содержательные особенности данного блока. 3) Структура заданий ориентируется на структуру проверяемых умений или компетентностей.
Основа для определения базовых параметров теста оценки учебных достижений – концептуальные положения теории педагогических измерений, социальный заказ и реальная педагогическая практика.
Базовые параметры и принципиальная структура теста по каждой «грамотности». Матрица, в которой указываются основные предметно-деятельностные линии по каждой учебной дисциплине и уровня выполнения заданий. Обеспечение качества измерительных материалов при реализации следующих принципов при их разработке:
- соответствие структуры и содержания измерительных материалов основным целям, с которыми проводятся оценочные процедуры;
- учет требований технологичности массовых процедур для разработки инструментария мониторинговых исследований;
- оптимизация требований технологичности и аутентичности;
- сочетание объективной и стандартизированной экспертной форм оценки;
- адекватность используемой формы задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом) проверяемым знаниям и умениям;
- необходимость экспериментальной проверки измерительных материалов с целью определения содержательной валидности и надежности проверочных заданий и работы в целом, а также критериев определения оценок;
- недопустимость использования заданий, которые могут дискриминировать испытуемых по какому-либо основанию (гендерные различия, этнические различия, политические взгляды и др.);
- ориентация на повышение качества образования и стимулирование развития общеобразовательной школы.
- - образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы основного образования по русскому языку и литературе;
- - спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов;
- - демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.
Анализ инструментария, его качества, применение к образцам ученических работ.
Тема 9. «Методы и приемы формирования УУД»
Тема 9.1. Универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся. Описание ценностных ориентиров основного общего образования. Формирование основ гражданской идентичности личности. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Тема 9. 2. Механизмы формирования универсальных учебных действий
Организация учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.
Тема 9. 3. Формирование УУД средствами содержания материала
Изучение художественных произведений на уроках литературы как способ формирования личностных универсальных действий. Возможности новых УМК по русскому языку в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Тема 9. 4. Формирование УУД средствами методик и технологий
Сквозные педагогические технологии в современном образовательном пространстве. Технология развивающего обучения. Технология оценивания образовательных достижений, направленная на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников.
Тема 9.5 Роль учебных предметов русский язык и литература в формировании УУД
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания. Типовые задания, способствующие формированию универсальных учебных действий. Типовые задания, нацеленные на личностные результаты. Типовые задания, определяющие регулятивные универсальные учебные действия. Типовые задания, развивающие познавательные универсальные действия. Типовые задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия.
Тема 10. «Система требований к учебно-материальной базе в рамках стандарта второго поколения и ее использование в учебном процессе по русскому языку и литературе»
Тема 10.1. Комплект средств обучения на уроках русского языка и литературы для реализации ФГОС ООО 2 поколения.
Требования к оснащению кабинетов русского языка и литературы. Материально-технические средства обучения, характеристики и назначение.
Тема 10.2. Основные направления использования ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы.
Методы и приемы использования на уроках русского языка и литературы мультимедийных обучающих программ, электронных учебников, игровых компьютерных программ, электронных библиотек, компьютера, интерактивной доски, документ камеры, Интернета, видеомагнитофона, видеоплеера и DVD – плеера.
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал). Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Поиск образовательных ресурсов в сети интернет.
Тема 10.3. Использование ИКТ в системе контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе.
Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык).
ЛИТЕРАТУРА
- Акулова О.В. и др. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся СПб:изд-во КАРО, 2008.-96с.
- Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров.- М.: АПК и ПРО, 2004.-116с.
- Баранников, А.В. Реформы и стандарты образования в правовом контексте (опыт зарубежных стран) / А.В. Баранников // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 114.
- Беркалиев Т.Н. и др. Инновации и качество школьного образования.- СПб: КАРО, 2008-144с.
- Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.
- Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии // Исследовательская работа школьников. – № 4. – 2004. – С. 21 – 31.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Водянский, А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
- Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте.- М: ин-т практической психологии, 1996.-98с.
- Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника.- СПб.: КАРО, 2008.-144с.
- Горячев, А.В. Стандарты на вырост (Интересы государства и образовательные стандарты) / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 3. – С. 3-5.
- Дронов, В.П. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы / В.П. Дронов, А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-26 .
- Загвоздкин, В.К. О стандартах второго поколения / В.К. Загвоздкин // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 9-20.
- Загвоздкин, В.К. Требования к качественным стандартам / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. – 2009. – № 2. – С. 25-30.
- Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Издательство «Омега –Л», 2007.-86с. – (Закон Российской Федерации).
- Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса.- М.: Русское слово, 2006.-240с.
- Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Вып. 4 / [редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.]; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М. : Просвещение, 2007. – 606 с.
- Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. –168с.
- Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения.-М.: АПК и ПРО, 2006.-120с.
- Кондаков, А.М. Стандарт: инновационность и преемственность / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 14-18.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования / Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2009.-39с.
- Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т.В.Корсакова// Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 46-50.
- Косцов А., Косцов В. Все о персональном компьютере. Большая энциклопедия. М.: Мартин, 2003.
- Кохичко, А.Н. О категориях ценности и ее реализации в новом образовательном стандарте / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 80-83.
- Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как к основе базовых национальных ценностей / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 7-11
- Краткий самоучитель работы на компьютере. 3-е изд. – СПб.: Питер. 2010. – 363с.: ил.
- Кузнецов, А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования / А.А. Кузнецов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 3-10.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
- Лебедев А.Н. Компьютер для начинающих. Завтра на работу: Самоучитель. СПб.: Питер. 2009. – 272с.: ил.
- Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лайда, 1994. – 192 с.
- Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 1 / авт.-сост. Г.С.Меркин.-9-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2011.- 336с.
- Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч 2 / авт.-сост. Г.С.Меркин.-9-е изд.- М.: ООО «Русское
- Логинова, И.М. Акмеологический аспект апробации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная школа) / И.М. Логинова, Г.Л. Копотева // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 76-82.
- Майстер, А.В. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте модернизации образования в Калининградской области / А.В. Майстер // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 95-102.
- Мисаренко, Г.Г. На пути к стандартам нового поколения / Г.Г. Мисаренко // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 62-68.
- Низиенко, Е.Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования /Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Образовательная политика. – 2010. – № 1-2. – С. 108-113.
- Низиенко, Е.Л. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010. – № 3. – С. 3-9.
- Об утверждении положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральным государственным образовательным стандартам [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2009 года № 123, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2009 года № 13830 // Вестник образования России. – 2009. – № 11, июнь. – С. 39–42.
- Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст]: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 142 // Вестник образования России. – 2009. – № 6, март. – С. 7–11.
- Основы интернет-технологий для учителя. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003. –112с
- Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс. /Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – С. 34 – 39.
- Пичугин, С.С. К вопросу об основной образовательной программе образовательного учреждения / С.С. Пичугин // Учитель Башкортостана.– 2010. – № 9. – С. 36 – 40.
- Понкин, И.В. Обсуждаем новые Федеральные государственные образовательные стандарты / И.В. Понкин // Вестник образования России. – 2009. – № 11, июнь. – С. 60-63.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам.- Литература. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.-176с. – (Стандарт второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам.- Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.-112с. – (Стандарт второго поколения).
- Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 400 с.
- Разумова, Е. Образовательные стандарты и их отражение в нормативно-правовых актах / Е. Разумова // Директор школы. – 2009. – № 10. – С. 87-91.
- Разумова, Е. Россия и Европа: образовательные системы сквозь призму стандартизации / Е. Разумова // Народное образование. – 2009. – № 8. – С. 9-16.
- Разумова, Е. Стандартизация – в поисках нового качества школы: Россия и США / Е. Разумова // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 21-29.
- Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. На основе УМК «Школа России» // Начальная школа. – 2002. – № 9. – С. 3-25.
- Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Северина О.А. и др. Мониторинг образовательной системы деятельности педагогов. Волгоград: Учитель, 2010, 206с.
- Стандарты второго поколения: Интервью вице-президента РАО Д.И. Фельдштейна // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 10. – С. 3-5.
- Стандарты второго поколения: разговор продолжается // Начальное образование. – 2009. – № 3. – С. 4-7.
- Учебные проекты с использованием Microsoft Office : методическое пособие для учителя + CD. – М. :Microsoft, Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 93 с.
- Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice : учебное пособие. – М. :Microsoft, Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 230 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации: рекомендации парламентских слушаний от 19.02.2009г. // ОДвО. – 2009. – №12. – С.7–11.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.- 48с.- (Стандарт второго поколения).
- Фирсов, В.В. Записки о стандартах / В.В. Фирсов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 11-14.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011.-79с. – (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.
- Чиндилова, О.В. От государственных стандартов "первого поколения" к новому образовательному стандарту / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 3-5.
- Чиндилова, О.В. Что ФГОС грядущий нам готовит, или О бедном учителе замолвите слово / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 3. – С. 10-14.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. С.: «Логос», 1996.-240с.
- Шайхелисламов, Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт разработки / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 46-54.
- Шамова, Т.И. Федеральный образовательный стандарт общего образования второго поколения и перспективы развития системы управления образованием / Т.И. Шамова // Управление образованием. – 2009. – № 3. – С. 19-24.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии: – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. -704с.
Интернет-источники
- 1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября».
- http://fgos.isiorao.ru/fgos-2010/2T/2T.php
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=319
- http://www.omskedu.ru/conferens/?id=19
- http://www.standart.edu.ru/
- http://www.vestnik.edu.ru/
- www.fsu-expert.ru – сайт общественно-государственной экспертизы учебников.
- www.it-n.ru – сайт сети творческих учителей.
- www.openclass.ru – сетевые образовательные сообщества «Открытый класс».
Учебники под ФГОС(по федеральному перечню)
(Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011г. №2885)
- Бабайцева В.В. Русский язык. 5-9 класс.-М.:Дрофа, 2011.
- Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. 5 класс.-М.: БАЛАС, 2011.
- Быстрова Е.А.и др. Русский язык. 5класс.-М.: Дрофа, 2011.
- Граник Г.Г. и др. Русский язык. 5класс.-М.: Дрофа, 2011.
- Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5класс.-М.: Просвещение, 2011.
- Львова С.И.,Львов В.В. Русский язык. 5класс.-М.: Мнемозина, 2011.
- Панов М.В. и др. Русский язык. 5класс.-М.: Русское слово, 2011.
- Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5класс.-М.: Дрофа, 2011.
- Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5класс.-М.: Просвещение, 2011.
- Шмелев А.Д. и др. Русский язык. 5класс.-М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.
Литература(по федеральному перечню)
- Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Литература. 5 класс.- М.: БАЛАС, 2011.
- Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс.- М.: Просвещение, 2011.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 5 класс.- М.: Дрофа, 2011.
- Ладыгин М.Б. и др. Литература. 5 класс.- М.: Дрофа, 2011.
- Ланин Б.А. и др. Литература. 5 класс.- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.
- Меркин Г.С. Литература. 5класс.-М.: Русское слово, 2011.
- Москвин Г.В. и др. Литература. 5 класс.- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.
- Снежневская М.А., Хренова О.М.Литература. 5класс.-М.: Мнемозина, 2011.
- Черкезова М.В. и др. Литература. 5 класс.- М.: Дрофа, 2011.
- Чертов В.Ф. и др. Литература. 5 класс.- М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального развития учителя физики и информатики Ахмитяновой Флюры Рафгатовны
Чтобы научить чему-то Ученика, Учитель должен сам много!!!!!!!!!!!Для реализации своей потребности развития профессионального роста, создание единого открытого образовательного пространства, находясь ...
индивидуальная программа профессионального развития
Аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет и большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя физики и информатики Ахмитяновой Флюры Рафгатовны
Чтобы научить чему-то Ученика, Учитель должен сам многоДля реализации своей потребности развития профессионального роста, создание единого открытого образовательного пространства, находясь в котором п...
Индивидуальная программа профессионального развития
Индивидуальная программа профессионального развития педагога...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога
Индивидуальная программа профессионального развития педагога....
Индивидуальная программа профессионального развития "Трудовое воспитание в детском доме"
«Самое воспитание, если он...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...