Индивидуальная программа профессионального развития "Трудовое воспитание в детском доме"
рабочая программа по теме

Терешина Ольга Леонидовна

                                                 «Самое воспитание, если оно желает

                                                   счастья человеку, должно воспитывать

                                            его не    для счастья, а приготовить

                 к труду, к жизни»

                                                                         К.Д. Ушинский

 

Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в детском доме. Когда речь идет о группе детей, проживающих большую часть времени в детском доме, воспитание как процесс становиться очень важной задачей

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в детском доме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей  человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_professionalnogo_rosta_5.odt22.64 КБ

Предварительный просмотр:

«

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

профессионального развития воспитателя.

«Трудовое воспитание в детском доме».

                                                    Воспитатель: Терешина Ольга Леонидовна

                           

2015 -2016

Пояснительная записка.

                                              «Самое воспитание, если оно желает

                                                   счастья человеку, должно воспитывать

                                            его не    для счастья, а приготовить

                 к труду, к жизни»

                                                                         К.Д. Ушинский

        Воспитание как целостный процесс требует комплексного подхода к решению задач коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в детском доме. Когда речь идет о группе детей, проживающих большую часть времени в детском доме, воспитание как процесс становиться очень важной задачей

        Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса в детском доме. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей  человека.

      Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Система трудового воспитания, осуществляемая в детском доме, решает следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
  2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
  3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
  4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности.
  5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимную поддержку.

Труд является источником материальной и духовной жизни общества и фактором, воздействующим на самого человека.  С самого раннего детства ребенок познает основы труда, сначала в игре, а позже в некоторых обязанностях домашнего уклада.

     В труде развиваются и проявляются способности, природные задатки человека, формируется творческая активность, умение мастерство.

     Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.

     Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме,

воспитателю нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове».  В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

      Моя задача – научить детей всему тому, что потребуется после выхода из детского дома, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.

       Выбор профессии, свободная ориентация в многообразии современных производств и профессий, навыки и умения взаимодействовать с людьми и коллективом – все это должно быть заложено в каждом воспитаннике. Покидая детский дом, ребенок должен иметь творчески мыслящую, умную голову и умелые руки.

        Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в детском доме. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатель старается  привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом.  Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других помещений; участие в  субботниках по благоустройству и уборке  территории детского дома – формируют основы социально – адаптивного отношения к труду. В реализации данной программы важное значение  отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, представителями различных учебных заведений, экскурсиям на предприятия и организации города, встречи с представителями различных профессий, трудовым делам , акциям. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде, готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

      Организация и планирование работы по трудовому воспитанию устроена таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества.  Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Именно воспитание в детях потребности  в труде, умения получать от труда удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего.

      Программа построена с учетом выделенных задач и основана на одной из ведущих видах деятельности – трудовой,  За воспитателем остается  право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её  типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

  « Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь рабство!» М. Горький.

    Содержание программы представлено следующими  направлениями:

 1. « Мастер на все руки» данное направление состоит из определенной тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуально – групповых инструктивных занятий, так и для практических по формированию умений, навыков, способствующих трудовой деятельности.

Для  формирования трудовых умений и навыков, подготовки воспитанников к самостоятельному труду.  Я провожу по данному направлению специальные занятия, используя такие  активные формы   обучения как:

  • беседы;
  • дискуссии;
  • игры;
  • коллективная работа;
  • индивидуальная практическая работа и т.д.

 Применяю  следующие методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • самостоятельная работа;
  • аналитический.

       На занятиях  я стараюсь,  раскрывать способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На таких занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают  вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объемных картин, составление композиций в технике квилинг и модульного оригами , работа с нетрадиционными материалами (макаронами, крупами), лепка по стеклу из пластилина.

      Дети, воспитывающие в детском доме, как правило, получают готовую  пищу, не зная, как и из каких продуктов. она готовиться. Не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Вот  поэтому возникла идея о необходимости проводить  практические занятия по кулинарии, дающие основы  знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания  На практических занятиях  воспитанники готовили варенный и жаренный картофель, яичницу. Каши, гренки, супы , торты, пиццу и т.д.

2.Сельскохозяйственные работы. На территории детского дома имеются 4 сотки земли, на которых расположен огород и цветники. В весенне – осенний период каждодневный труд на закрепленном участке помогает мне  научить воспитанников  элементарным навыкам работы на земле, ребята  видят результаты своего труда. Таким образом, овладение приемами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. За группой закреплен собственный объект работ: уборка территории, уход за огородными культурами, разбивка цветников, изготовление декоративной утвари и т.д  (Проект по благоустройству территории детского дома -  «Сказочный островок»)

 

Выделяю несколько этапов, на которые  хотела бы обратить внимание .

 Название этапа

   характеристика

Основные мероприятия

1.Ознакомительный

Происходит у каждого ребенка по мере поступления в детский коллектив, а именно в нашу группу.

Беседа « Знакомство», «Наша группа  - наша семья».

Игра – беседа «Лентяев не держим»

Игра «Для каждого мастера – своя забота!»

2.Деятельностный

Начинается с момента адаптации ребенка  в коллективе, характеризуется исполнением общеобязательных норм (санитарно  - гигиенических, а также правил самообслуживания)

Внесение прибывшего в список дежурств по группе, комнате, детскому доме по индивидуальному графику. Закрепление за группой объектного дежурства.

Профилактические беседы по поводу гигиены, самообслуживанию..

Введение системы шефства и поручений ( старшие помогают младшим, выбирается помощник воспитателя, следящий за исполнением правил и норм)

3.Поисковый или пробный

Характеризуется попытками воспитанника  под руководством воспитателя и специалистов узкого профиля найти собственное дело, секцию, кружок, где ребенок будет приобретать навыки новой деятельности.

Ознакомление ребенка со всеми возможными занятиями; диагностирование возможностей и личных желаний ребенка.

4. Диалогово - регулятивный

Совместный контроль воспитателя и ребенка  за трудовой деятельностью воспитанника, оценка результатов; группе проживает два студента, один трудоустроен,  помощь  распределении средств ( заключается в беседе, в которой ребенок сам должен выяснить на что необходимо потратить или отложить средства.

На этом этапе  предлагаю каждому воспитаннику составлять  портфолио,

«Мои успехи и достижения»,  где ведется учет его трудовой, спортивной, учебной и творческой деятельности.

А также, ведение тетради

« Прихода – расхода денежных средств», которые наглядно отражено распределения денег.

5.Контролирующий

Характеризуется комплексом мероприятий по стимуляции потребности у детей  к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни  и стремлению к разумному распределению денежных средств.

Беседы, ролевые игры, просмотр фильмов о профессиях, встречи с людьми – представителями различных сфер  деятельности.

Подробнее раскрою  содержание выше перечисленных этапов.

      Первый этап начинается с момента, когда в мою группу приходят воспитанники, я  обучаю  их бережному отношению к детскому дому с самого первого дня. Показываю  множество поделок, рисунков, вышивок, оформленные спальни – все, что сделано руками таких же ребят. Стараюсь заинтересовать вновь прибывших в ручном труде.

       Почти все дети приходят в детский дом, не имея навыков по уходу за собой. И следующий второй этап заключается в организации «собственного» труда. Девизом этого этапа становятся слова Леонардо да Винчи: « Счастье достается тому, кто много трудится» .

 Прежде всего, приучаю  к аккуратному исполнению санитарно – гигиенических норм ухода за телом,  одеждой, обувью. Правильно заправить постель, гладить вещи, делать мелкий ремонт, стирать. Постоянно напоминаю  о том, что это твой дом. И от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших и основных компонентов трудового воспитания. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, проветрить помещение и т.д. Все эти простые вещи учат делать работу осознанно, с пониманием сути своих действий.

         На третьем этапе, когда воспитанник  постепенно входит в коллектив имеет собственные дела, мы спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего дома, чем ты хотел бы заняться. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, секций, познакомиться с работой в компьютерном зале,  выделяем склонность и интерес ребенка к чему – либо. В тоже время закрепляем за ним обязанности в группе (полив цветов, сан пост, трудовик и т.д.) часть территории (клумба,  грядка) за которым, как объясняем, так необходим уход. Мне  близко мнение, что труд – это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть , потрогать, услышать, почувствовать. И труд вовсе не способность, что либо сделать,  а сама деятельность,  которую так же можно увидеть,  потрогать,  услышать,  почувствовать.

    Следующий  четвертый этап открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества – становятся наглядным достижением.

    Старшие ребята хотят иметь свои деньги. Научить распоряжаться ими правильно еще одна  не менее важная задача для меня ,как воспитателя. На летний период многие воспитанники были трудоустроены: в трудовую бригаду при детском доме, на базу отдыха «Кусторка», во время отдыха в ДОЛ  и т.д.. Они учатся зарабатывать деньги и ценить труд, который нужно вложить, чтобы получить материальные бага. Я как воспитатель наблюдаю и корректирую  правильное отношение к деньгам и контролирую распределение расходов (смотри тетрадь « Прихода и расхода денежных средств»)

     Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь ввиду, что труд не только средство создания материальных ценностей. Это  и мощный фактор формирования внутреннего мира человека, его нравственных убеждений. «Тело, сердце и ум человека требуют труда»

   

                 Перечень критериев, навыков сформированности трудового воспитания.

 В результате  проделанной работы у воспитанников детского дома, должны быть сформированы следующие умения и навыки:

  • Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.
  • Владеет навыками само обслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка квартиры, помещений и т.д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые  для устройства на работу.

                                         Литература.

  1. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Г.В.Резапкина – М.: Генезис.2009
  2. От выбора професии к успеху в жизни Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич .

М.-:УЦ Перспектива, 2008.

  1. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш.  Учеб. Заведений: М -:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

" Эстетическое воспитание детей детского дома средствами декоративно - прикладного искусства"

Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы...

Самоидентификация личности ребенка, находящегося на воспитании в детском доме

Методическая разработка, затрагивающая в процессе работы с самоидентификацией ребенка также основы развития нравственных норм и первичную социализацию ребенка. Данная разработка сделана с учетом особе...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

программа по хореографии для воспитанников детского дома

За основу я взяла программу «Ритмика и танец» Казанина Н.Н. учитель ритмики. Эта программа рецензирована АКИПКРО г.Барнаул 2003г. Программа отмечена дипломом в региональной образовательной...

Программа гендерного воспитания воспитанников детского дома

Гендерное воспитание - часть образовательной программы учреждения, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный отражает знания и представления ребёнка о ...

Доклад "Патриотическое воспитание воспитанников детского дома"

Тема Великой Отечественной войны мне очень близка, так как наши предки 75 лет тому назад героически сражались за нашу Родину в борьбе с фашистской Германией. Они прошли этот долгий и тяжёлый путь, а к...