Открытый урок для учащихся 11 класса и их родителей. Нормы русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Цели урока:
- углубить знания о понятии «нормы речи»;
- выявить нарушения норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических норм;
- развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;
- развивать языковое чутьё.
Формы работы:
- индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryy_urok_dlya_uchashchihsya_11_klassa_i_ih_roditeley._normy_russkogo_yazyka.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Цели урока:
- углубить знания о понятии «нормы речи»;
- выявить нарушения норм и отработать навыки правильного образования и употребления грамматических норм;
- развивать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- повышать уровень речевой культуры и воспитывать любовь к русскому языку;
- развивать языковое чутьё.
Формы работы:
- индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-поисковый
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит
Д.С.Лихачев
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок по отработке морфологических и синтаксических норм и содержит теоретическую и практическую (тест) часть.
Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов.
Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой.
Часто люди не знают, как правильно произносится слово, например:
ере´тик или ерети´к, гра´жданство или гражда´нство.
Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?
Задание 4 ЕГЭ проверяет умение правильно произносить слова.
Расставьте ударения
Августовский, балуется, брала, включишь, дефис, диспансер, добрались, договор, документ, дочиста, ждала, завидно, закупорить, занята, звонит, иссушит, каталог, квартал, красивее, начала, нефтепровод, обеспечение, облегчить, оптовый, пломбировать, поняла, портфель, принял, свекла, скольких, сливовый, тотчас, углубить, умерший, ходатайствовать, цемент, шасси, щавель, эксперт.
Теперь обратимся к заданиям, которые вы встретите в КИМах ЕГЭ. (Работа с тестами ЕГЭ, задание 4)
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвони´м
рвала´
гра´жданство
давни´шний
отобрала´
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ба´нты
дове´зенный
сверли´т
сиро´ты
рвала´
4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
посла´ла
сняла´
нажи´вший
дони´зу
позвони´т
Что это такое паронимы?
Для чего нужно уметь правильно употреблять паронимы?
В ЕГЭ есть целое задание 5, проверяющее умение правильно употреблять слова паронимической пары. Среди них бывают сложные варианты. Сегодня мы столкнемся с этим интересным явлением в языке.
Паронимы – это слова, сходные по форме, но имеющие разный смысл. Обычно эти слова образованы от одного корня с помощью разных аффиксов или просто созвучные слова. Классическая пара адресат – адресант – это паронимы. Тот, кому отправляют почту. – Тот, кто отправляет почту. Здесь есть хотя бы пересечение смыслов. А в паре здравица – здравница ничего общего в значениях слов уже нет. Это просто похожие слова, но у них совершенно разное лексическое значение. Здравица – это тост, речь с пожеланием здоровья, а здравница – это место или учреждение, где отдыхают и лечатся.
Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). Корень придает им общность в лексическом значении. Тем не менее у этих слов разные значения, что и нужно учитывать при употреблении их в речи.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.
Задание 5 ЕГЭ проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
Найдите предложения, в которых одно из слов необходимо заменить паронимом.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к гористому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Теперь обратимся к заданиям, которые вы встретите в КИМах ЕГЭ. (Работа с тестами ЕГЭ, задание 5)
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
5 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов утроа и сразу же приступил к работе.
4. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.
5 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса
2. Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ династии.
3. Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским ученым Р. Реомюром ещё в 1734 году.
4. КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Задание 6 ЕГЭ проверяет умение правильно употреблять формы слова.
Исправьте ошибки, выберите верную форму слова
1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю. 4. В уголке (дремать, наст. вр.) соседская кошка. 5. Слава богу, я от них теперь не (зависеть, настоящее время). 6. Незнакомец вдруг неожиданно (исчезнуть). 7.Ветер (трепать, наст. вр.) ее волосы. 8.Ветер как поднялся, так неожиданно и (стихнуть). 9.Врач сказал, что я скоро (выздороветь). 10.Кожа от мороза (шершаветь, настоящее время).
Вновь обратимся к заданиям, которые вы встретите в КИМах ЕГЭ. (Работа с тестами ЕГЭ, задание 6)
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МЕНЕЕ чёткий
икра из БАКЛАЖАНОВ
ПОМАХАЙ рукой
административные ОКРУГА
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ прямо
белых ГОЛЬФ
лучшие ТРЕНЕРЫ
ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
СЛОЖИВ полотенца
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
двести двадцать ВАТТ
плохие ПОВАРА
ПЛОШЕ
шесть БЛЮДЕЦ
ВЗРОСЛЫЙ шимпанзе
Разрешите прочитать небольшую цитату из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»: «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно- прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».
Я надеюсь, что та информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно сдать ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"
Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить его при в...
Материалы для проведения открытого урока в 8 классе школ с углублённым изучением английского языка с целью подготовки к монологическому высказыванию в формате ГИА.
Данный план и тезисы открытого урока по теме "Learning foreign languages" можно использовать в 7-9 классах школ с углублённым изучением языка, а также в средних школах для подготовки учащихся к моноло...
Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...
План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».
Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова, организовать их первичную тренировку, ...
План-конспект открытого урока во 2 классе школы с углубленным изучением английского языка УМК Верещагиной И.Н.,Бондаренко К.А.,Притыкина Т.А.
Урок разработан с целью познакомить учащихся со структурой вопроса "How many … have you (has he/she) got?" "Сколько .... у тебя есть?" и случаями егоупотребления....
Презентация к открытому уроку во 2 классе школы с углубленным изучением английского языка по теме "Сколько ..... у тебя есть?" УМК Верещагиной И.Н.....
Презентация разработана как мультимедийное сопровождение к открытому уроку по английскому языку во 2 классе школы с углубленным изучением английского языка по теме Знакомство со структурой вопроса&quo...
Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс
Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...