КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе, разработанный на основе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Инякина Наталья Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12» Город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
«РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Используемый УМК: учебник «Русский язык. Практика» 5 класс под ред. А.Ю.Купаловой издательство Дрофа, 2013; «Русский язык. Теория» 5 – 9 класс под ред. В.В. Бабайцевой издательство Дрофа, 2013
Тема урока: Роль языка в жизни общества
Цель урока: знакомство со значением языка в жизни людей, формировании мотивации к изучению русского языка
Задачи урока: развивать понятие о языке как средство общения; формировать мотивацию к изучению русского языка, творческие способности, совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью; воспитывать коммуникативные умения и бережное отношение учащихся к родному языку
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать формированию умения работать с текстом, извлекать информацию из разных источников
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выборочно излагать содержание прочитанного текста, преобразование текста;
содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ. Развитие творческого воображения, познавательной активности
Личностные УУД: воспитание уважения к языку, к культуре; формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово
Регулятивные УУД: формулирование темы, задачи урока, умение рационально организовать самостоятельную деятельность, саморегуляция
Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения; учение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; оценивать и редактировать письменное речевое высказывание
Перечень оборудования к уроку: учебник, раздаточный материал, листы формата А3, карандаши или краски
Список информационных источников:
Даль В. 1000 пословиц и поговорок. М.: РИПОЛ классик, 2010
Черонобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2014. – 56с.
Синицын, В.А. Путь к слову. М.:АО «Столетие», 1997. – 416с.
Пояснительная записка
Урок по теме «Роль языка в жизни общества» второй в разделе
«Введение». Для проведения данного урока необходима предварительная подготовка: репетиция сценки.
Проектирование плана и хода урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент (1минута) | ||
Психологический настрой | Оценивание готовности к | Личностные: внимание, |
детей на урок. | уроку | уважение к окружающим; |
Долгожданный дан звонок, | Самоорганизация на | коммуникативные: |
Начинается урок. | учебную деятельность | планирование учебного |
Быть должны у вас в | сотрудничества с учителем, | |
порядке | сверстниками; | |
Ручки, книжки и тетрадки. | регулятивные: |
-Здравствуйте, ребята! Я рада поработать с вами и сегодня будет необычный урок | саморегуляция | |
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (5 минут) | ||
-Приглашаю вас посетить Древнюю Грецию, послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа и подумаем, о чем эта сценка? -Что хотел сказать Эзоп? Какой теме будет посвящён урок? Чему должны научиться на уроке? -Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Так же считают и русские поэты, писатели. -Предлагаю прочитать высказывание поэта XIX века П. Вяземского. «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной…» - Как вы понимаете это высказывание? -Как вы относитесь к родному языку? | Инсценировка (в сценке участвуют заранее подготовленные ученики) (Приложение 1) Учащиеся высказывают мнения. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос Определяют тему урока, записывают в тетрадьТема урока: Роль языка в жизни общества Ставят цели урока, исходя из темы: знакомство со значением языка в жизни людей Обсуждение высказывания | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение выступать перед аудиторией; регулятивные: целеполагание |
Вывод фиксируется на доске: вне зависимости от времени (Древний мир, XIX век, современный мир) язык может быть добрым другом и жестоким врагом, богатым и бедным, так как он зависит от конкретного человека, носителя языка | ||
3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала (10 минут) | ||
Организация работы в группах. Повторение правил работы в группах (правила зафиксированы на доске) Распределение поручений Организация самооценки учащимися на уроке. В ходе вашей работы заполните оценочные листы, лежащие перед вами по предлагаемым критериям Координация выполнения задания в группах. Проверка правильности выполнения заданий в процессе работы групп | Учащиеся выбирают выступающего-спикера, секретаря (кто делает записи) Учащиеся повторяют правила поведения в группе: работаем вполголоса, ни минуты без дела, слушай и не перебивай, отвергаешь - предлагай Учащиеся знакомятся с критериями работы в группе (Приложение 2) Работа в группах:
«Роль языка в жизни общества» (работа со статьёй учебника «Русский язык. Теория» на странице 8) (Приложение 3)
отредактировать, соблюдая нормы русского языка (Приложение 4) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста; анализ, умение доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные: воспитание уважения к языку, к культуре; формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово; регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата |
«Русский язык. Практика» (упражнение 661, страница 187) выделяет и выписывает советы, которые помогут совершенствовать речь
Группы выполняютзадания и свои выводы оформляют в тетради, а секретарь - на заранее подготовленных бланках | ||
4. Проверка полученных результатов. Коррекция (9 минут) | ||
памяти людей. В ней множество «полочек», где в определенной системе хранятся различные средства. Например, на одной «полке» по разным «ячейкам» разложены слова, отдельно существительные, прилагательные, глаголы, местоимения. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложение. Послушаем первую группу | Ответы детей Выступают ученики первой группы. Они называют тему, представляют таблицу, делают вывод о важной роли языка в жизни общества (вывод | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; личностные: воспитание уважения к языку, к культуре; формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово |
-М. Горький сказал: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Послушаем выступление второй группы -Почему отредактированный текст вам нравится больше? -Какие слова засоряют нашу речь? Вывод: есть слова- паразиты, которые засоряют нашу речь (вывод фиксируется на доске)
язык? На этот вопрос нам ответят учащиеся третьей группы -Какому совету вы последуете? Какие советы вы можете предложить для совершенствования языка? Послушаем выступление четвертой группы -Для чего нужны пословицы и поговорке в русском языке? | фиксируется на доске). Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради Выступают ученики второй группы. Они зачитывают два текста: первоначальный и редактированный. Сравнивают два текста и выделят лучший. Ответы учащихся Выступают ученики третьей группы. Они представляют советы, которые помогут обогатить словарный запас учащихся Ответы учащихся Вывод: язык необходимо развивать, обогащать свой словарный запас (вывод фиксируется на доске) |
- Итогом работы в группах стали следующие выводы, которые мы зафиксировали на доске. Прочитайте | Выступление учащихся четвертой группы. Они читают пословицы о языке и объясняют их значение Вывод: пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости, уместное их употребление оживляет речь, делает ее яркой и образной (вывод фиксируется на доске) Учащиеся читают выводы: 1)язык может быть добрым другом и жестоким врагом, богатым и бедным, так как он зависит от конкретного человека, носителя языка; 2)язык играет важную роль в жизни общества; 3)слова- паразиты засоряют нашу речь; 4)необходимо развивать, обогащать свой словарный запас; 5)пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости, уместное их употребление оживляет речь, делает ее яркой и образной | |
5. Практикум (15 минут) | ||
-Как мы можем рассказать другим людям о тех открытиях, которые совершили на уроке? Следующее задание поможет привлечь внимание людей к данной теме: каждая группаделает иллюстрацию по одному из выводов и выбирает к своей работе пословицу о языке | Ответы учащихся Учащиеся выполняют задание по группам | Познавательные: смысловое чтение, преобразование текста; анализ, умение доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; личностные: воспитание уважения к языку, к культуре; формирование интереса к изучению языка; регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата |
6. Подведение итогов, домашнее задание (5 минут) | ||
Учитель предлагает учащимся представить свои работы | Учащиеся представляют свои работы | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Самооценка Анализ работы учащихся по листкам самооценки | Самооценка работы на уроке | |
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Почему необходимо хорошо владеть языком?» | Запись домашнего задания в дневник | |
Рефлексия -Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? - Что узнали новое на уроке? | Развернутые ответы учащихся | Регулятивные: рефлексия; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Приложение 1
Сценка, заранее подготовленная учениками
Действующие лица: Эзоп и рабовладелец Ксанф
- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
- Вот, мой господин. Это – язык!
- Почему язык? Неужели ты считаешь. Что это самая дорогая в мире вещь?
- Да, мой господин. Разве может быть на свете что-нибудь дороже языка? Язык
– это первые слова ребенка: «Мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
- Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
- Вот она, мой господин!
- Снова язык?!
- Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.
Приложение 2
Критерии работы в группе
Заполните таблицу
№ | Критерии | Я | Группа |
1. | Отвечал на вопросы учителя | ||
2. | Представлял результат работы в группе | ||
3. | Работал с источником информации | ||
4. | Дополнял или исправлял ответ одноклассника |
Приложение 3
Роль языка в жизни общества
Какую роль играет язык в жизни общества? | |
1. | |
2. | |
3. |
Задание:
- Прочитайте статью « Роль языка в жизни общества» в учебнике «Русский язык. Теория» на странице 8.
- Ответьте на вопрос: какую роль играет язык в жизни общества?
- Ответ запишите в таблицу.
Приложение 4
Работа с текстом
Задание:
- Прочитайте текст
- Отредактируйте текст и запишите в исправленном виде, соблюдая нормы русского языка
Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У неё, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, значит, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю её, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.
- Сравните два текста: какой лучше и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...
"Роль языка в жизни общества"
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе....
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему
Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении художественного текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...
Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему
Конспект урока развития речи...
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"
План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"...