КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Инякина Наталья Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе, разработанный на основе системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Инякина Наталья Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12» Город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Используемый УМК: учебник «Русский язык. Практика» 5 класс под ред. А.Ю.Купаловой издательство Дрофа, 2013; «Русский язык. Теория» 5 – 9 класс под ред. В.В. Бабайцевой издательство Дрофа, 2013

Тема урока: Роль языка в жизни общества

Цель урока: знакомство со значением языка в жизни людей, формировании мотивации к изучению русского языка

Задачи урока: развивать понятие о языке как средство общения; формировать мотивацию к изучению русского языка, творческие способности, совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью; воспитывать коммуникативные умения и бережное отношение учащихся к родному языку

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать формированию умения работать с текстом, извлекать информацию из разных источников

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выборочно излагать содержание прочитанного текста, преобразование текста;

содействию развитий мыслительных операций: сравнение, анализ. Развитие творческого воображения, познавательной активности

Личностные УУД: воспитание уважения к языку, к культуре; формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово

Регулятивные УУД: формулирование темы, задачи урока, умение рационально организовать самостоятельную деятельность, саморегуляция

Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения; учение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; оценивать и редактировать письменное речевое высказывание

Перечень оборудования к уроку: учебник, раздаточный материал, листы формата А3, карандаши или краски

Список информационных источников:

Даль В. 1000 пословиц и поговорок. М.: РИПОЛ классик, 2010

Черонобай        Е.В.        Технология        подготовки        урока        в        современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2014. – 56с.

Синицын, В.А. Путь к слову. М.:АО «Столетие», 1997. – 416с.

Пояснительная записка

Урок        по        теме        «Роль        языка        в        жизни        общества»        второй        в        разделе

«Введение».        Для проведения        данного        урока        необходима        предварительная подготовка: репетиция сценки.

Проектирование плана и хода урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент (1минута)

Психологический настрой

Оценивание готовности к

Личностные: внимание,

детей на урок.

уроку

уважение к окружающим;

Долгожданный дан звонок,

Самоорганизация на

коммуникативные:

Начинается урок.

учебную деятельность

планирование учебного

Быть должны у вас в

сотрудничества с учителем,

порядке

сверстниками;

Ручки, книжки и тетрадки.

регулятивные:

-Здравствуйте, ребята! Я рада поработать с вами и сегодня будет необычный

урок

саморегуляция

2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала (5 минут)

-Приглашаю вас посетить Древнюю Грецию, послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа и подумаем, о чем эта сценка?

-Что хотел сказать Эзоп? Какой теме будет посвящён урок? Чему должны научиться на уроке?

-Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Так же считают и русские поэты, писатели.

-Предлагаю прочитать высказывание поэта XIX века

П. Вяземского.

«Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной…»

- Как вы понимаете это высказывание?

-Как вы относитесь к родному языку?

Инсценировка (в сценке участвуют заранее подготовленные ученики) (Приложение 1)

Учащиеся высказывают мнения.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос

Определяют тему урока, записывают в тетрадьТема урока: Роль языка в жизни общества

Ставят цели урока, исходя из темы: знакомство со значением языка в жизни людей

Обсуждение высказывания

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

форме;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с

достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение выступать перед аудиторией; регулятивные: целеполагание

Вывод фиксируется на доске:

вне зависимости от времени (Древний мир, XIX век, современный мир) язык может быть добрым другом и жестоким врагом, богатым и бедным, так как он зависит от конкретного человека, носителя языка

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения

материала (10 минут)

Организация работы в группах.

Повторение правил работы в группах (правила

зафиксированы на доске) Распределение поручений

Организация самооценки учащимися на уроке.

В ходе вашей работы заполните оценочные листы, лежащие перед вами по предлагаемым критериям

Координация выполнения задания в группах.

Проверка правильности выполнения заданий в процессе работы групп

Учащиеся выбирают выступающего-спикера, секретаря (кто делает записи)

Учащиеся повторяют правила поведения в группе: работаем вполголоса, ни минуты без дела, слушай и не перебивай, отвергаешь - предлагай

Учащиеся знакомятся с критериями работы в группе (Приложение 2)

Работа в группах:

  1. группа заполняет таблицу

«Роль языка в жизни общества» (работа со статьёй учебника «Русский язык. Теория» на странице 8)

(Приложение 3)

  1. группа работает с текстом, который нужно

отредактировать, соблюдая нормы русского языка (Приложение 4)

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста; анализ, умение доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные: воспитание уважения к языку, к культуре; формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово; регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

  1. группа из текста учебника

«Русский язык. Практика» (упражнение 661, страница 187) выделяет и выписывает советы, которые помогут совершенствовать речь

  1. группа выписывает из книги В. Даля «1000 пословиц и поговорок» пословицы о языке и объясните их значение

Группы выполняютзадания и свои выводы оформляют в тетради, а секретарь - на заранее подготовленных

бланках

4. Проверка полученных результатов. Коррекция (9 минут)

  • Что такое язык? С чем его можно сравнить?
  • Язык- система знаков. Его можно сравнить с кладовой, которая существует в

памяти людей. В ней множество «полочек», где в определенной системе хранятся различные

средства. Например, на одной «полке» по разным

«ячейкам» разложены слова, отдельно существительные, прилагательные, глаголы, местоимения. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложение.

Послушаем первую группу

Ответы детей

Выступают ученики первой группы.

Они называют тему, представляют таблицу, делают вывод о важной роли языка в жизни общества (вывод

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; личностные:

воспитание уважения к языку, к культуре;

формирование интереса к изучению языка; осознание ответственности за произнесенное и сказанное слово

-М. Горький сказал: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».

  • А как вы считаете, мы хорошо владеем своим языком?

Послушаем выступление второй группы

-Почему отредактированный текст вам нравится больше?

-Какие слова засоряют нашу речь?

Вывод: есть слова- паразиты, которые засоряют нашу речь (вывод фиксируется на доске)

  • Как можно развивать свою речь, совершенствовать

язык?

На этот вопрос нам ответят учащиеся третьей группы

-Какому совету вы последуете? Какие советы вы можете предложить для совершенствования языка?

Послушаем выступление четвертой группы

-Для чего нужны пословицы и поговорке в русском языке?

фиксируется на доске). Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради

Выступают ученики второй группы. Они зачитывают

два текста: первоначальный и редактированный.

Сравнивают два текста и выделят лучший.

Ответы учащихся

Выступают ученики третьей группы. Они представляют советы, которые помогут обогатить словарный запас учащихся

Ответы учащихся

Вывод: язык необходимо развивать, обогащать свой словарный запас

(вывод фиксируется на доске)

- Итогом работы в группах стали следующие выводы, которые мы зафиксировали на доске.

Прочитайте

Выступление учащихся четвертой группы. Они читают пословицы о языке и объясняют их значение

Вывод: пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости, уместное их употребление оживляет речь, делает ее яркой и образной (вывод

фиксируется на доске)

Учащиеся читают выводы: 1)язык может быть добрым другом и жестоким врагом, богатым и бедным, так как он зависит от конкретного человека, носителя языка; 2)язык играет важную роль в жизни общества; 3)слова- паразиты засоряют нашу речь; 4)необходимо развивать, обогащать свой словарный запас; 5)пословицы и поговорки – сокровища народной

мудрости, уместное их употребление оживляет

речь, делает ее яркой и образной

5. Практикум (15 минут)

-Как мы можем рассказать другим людям о тех открытиях, которые совершили на уроке?

Следующее задание поможет привлечь внимание людей к данной теме:

каждая группаделает иллюстрацию по одному из выводов и выбирает к своей работе пословицу о языке

Ответы учащихся

Учащиеся выполняют задание по группам

Познавательные:

смысловое чтение, преобразование текста; анализ, умение доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения; личностные:

воспитание уважения к языку, к культуре;

формирование интереса к изучению языка; регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

6. Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)

Учитель предлагает учащимся представить свои работы

Учащиеся представляют свои работы

Личностные:

соотносить свою часть

работы с общим замыслом. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Самооценка

Анализ работы учащихся по листкам самооценки

Самооценка работы на уроке

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему

«Почему необходимо хорошо владеть языком?»

Запись домашнего задания в дневник

Рефлексия

-Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? - Что узнали новое на уроке?

Развернутые ответы учащихся

Регулятивные: рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Приложение 1

Сценка, заранее подготовленная учениками

Действующие лица: Эзоп и рабовладелец Ксанф

  • Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
  • Вот, мой господин. Это – язык!
  • Почему язык? Неужели ты считаешь. Что это самая дорогая в мире вещь?
  • Да, мой господин. Разве может быть на свете что-нибудь дороже языка? Язык

– это первые слова ребенка: «Мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

  • Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
  • Вот она, мой господин!
  • Снова язык?!
  • Да. Язык – это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Приложение 2

Критерии работы в группе

Заполните таблицу

Критерии

Я

Группа

1.

Отвечал на вопросы учителя

2.

Представлял результат работы в группе

3.

Работал с источником информации

4.

Дополнял или исправлял ответ одноклассника

Приложение 3

Роль языка в жизни общества

Какую роль играет язык в жизни общества?

1.

2.

3.

Задание:

  1. Прочитайте статью « Роль языка в жизни общества» в учебнике «Русский язык. Теория» на странице 8.
  2. Ответьте на вопрос: какую роль играет язык в жизни общества?
  3. Ответ запишите в таблицу.

Приложение 4

Работа с текстом

Задание:

  1. Прочитайте текст
  2. Отредактируйте текст и запишите в исправленном виде, соблюдая нормы русского языка

Ну, значит, моя бабушка, значит, живет в деревне. У неё, ну, большие, значит, выразительные, ну, серые глаза, красивые, ну, значит, волосы. Бабушка, ну, значит, все время, значит, в работе, ни минуты, значит, не сидит без дела. Я, значит, люблю её, ну, руки, такие, ну, сильные, ну, умелые.

  1. Сравните два текста: какой лучше и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"

Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...

"Роль языка в жизни общества"

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе....

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...

Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».

Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...

План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"

План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"...