План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Предлагаемый урок русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе уроков по изучению норм русского литературного языка в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).
В связи с переходом к новой форме итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно отличающейся от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), возникла необходимость адаптировать уроки русского языка в старшей школе к новой форме аттестации, поскольку традиционная система уроков не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данный урок помогает организовать обучение таким образом, чтобы совместить изучение темы программы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.
Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки целеполагания и самоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_ai_urok_po_kulture_s_numeratsiey.doc | 94.5 КБ |
kopiya_gotovayaprezentatsiya_po_kulturekatya.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №5
План-конспект обобщающего урока по русскому языку в 11 классе : «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»
Предлагаемый урок русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе уроков по изучению норм русского литературного языка в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).
В связи с переходом к новой форме итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно отличающейся от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), возникла необходимость адаптировать уроки русского языка в старшей школе к новой форме аттестации, поскольку традиционная система уроков не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данный урок помогает организовать обучение таким образом, чтобы совместить изучение темы программы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.
Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки целеполагания и самоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации.
За неделю до проведения обобщающего урока одна группа ( 2 ученика-консультанта, 2 – составители компьютерной презентации)получает опережающее задание: оформить компьютерную презентацию, отобразив в ней цели, задачи урока, обобщающий кластер и таблицы с ответами на вопросы.
ЦЕЛИ:
Закрепить понятие «Языковая норма», обобщить знания о культуре речи.
Умение различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
Формировать навыки использования нормированной речи.
Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28) .
Воспитание самостоятельности.
Задачи:
- актуализировать знания, приобретенные при изучении темы, посредством создания кластеров и презентации;
- дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- совершенствование коллективных форм работы и творческой деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска), проектор, диск со слайдами мультимедиа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), карточки для создания кластеров, маркеры.
ФОРМА УРОКА: АУКЦИОН ЗНАНИЙ ( УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ)
Дидактическая модель обучения: поисковая
Вид деятельности учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции базового уровня: владеть орфоэпическими, фонетическими, синтаксическими , лексико-грамматическими навыками. Уметь выполнять тестовые задания уровня А , В, работать с текстом части С
Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции продвинутого уровня: владение культурой речи, умение классифицировать типы основных языковых средств
Задачи, планируемый результат и уровень усвоения информационной компетенции: отражение в письменной форме результатов своей деятельности ( через тест, таблицы, схемы , презентации).
Ход урока.
Учитель: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости», каждый день мы узнаем что-то новое. Наши знания – это богатство, которое каждый из нас складывает в копилку, а когда нужно, достает и использует. Сегодня мы проводим аукцион знаний по русскому языку
Как вы понимаете слово аукцион?
(Ответы детей:
Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров.
Аукционер – участник аукциона.
Аукционист – человек, который проводит аукцион.)
Учитель: Сегодня на уроке вы образуете 4 группы аукционеров, я – аукционист, ведущая аукциона, магистр науки о языке. А что будет выставлено на продажу, вы узнаете, разгадав, о чем идет речь.
- Предварительный залог задания
Учитель: Прежде чем прозвучит «Гонг», аукционеры должны внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе. Для этого нужно выполнить задание на карточках, определив тему нашего урока .
1-я группа ………… – это законы, регулирующие литературное произношение и ударение
2-я группа ………… – это правила литературного словоупотребления
3-я группа …………… - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности
4-я группа……………… - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
(на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 3-я часть слайда № 1
Уч-ся записывают ответы на листках бумаги маркерами, создавая часть кластера, крепят на доске;
на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 2-я часть слайда № 1;
объясняют, что объединяет ответы каждой группы акционеров;
на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 1-я часть слайда № 1; )
РЕЗУЛЬТАТ: кластер, отражающий содержание слайда №1 «Основные языковые нормы»
ПОЯВЛЯЕТСЯ НАЗВАНИЕ слайда № 1 «Основные языковые нормы»;
(На данном этапе: запоминание и воспроизведение материала – от фактов до теории. Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы.)
Учитель: Сейчас вы доказали свою состоятельность и видите, на аукцион выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Так какой же проблемный вопрос стоит перед нами?
( ответы учеников, ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 2
Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» В конце темы мигает вопросительный знак ). В начале нашего аукциона тема определена со знаком вопроса.
ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 3 ( ЦЕЛЬ УРОКА)
2. Открытие аукциона знаний
(Звучит«Гонг»)
Учитель: первое условие для тех, кто хочет овладеть культурой речи, - решить практические задания, выявив основные типы ошибок, связанные с тем или иным видом языковых норм.
( Раздаются карточки с заготовками предложений, слов или словосочетаний в правой части. В левой части нужно выявить типологию ошибок и устно ее прокомментировать, обучая остальные группы во время презентации своей деятельности)
РЕЗУЛЬТАТ: продолжение построения кластера «Основные языковые нормы»
( На данном этапе: ученики объясняют факты, преобразуют материал, использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода)
1-я группа
Решите орфоэпические задачи (задание А 2), в правой части таблицы выпишите правильные варианты ответов, проставив ударения
1) В каком слове ударение на 2 слоге?
а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком |
2) В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение |
|
3) В каком слове ударение на 3 слоге?
а/ инструмент б/ асимметрия в/ зимовщик г/ принятый |
4. В каком слове ударение на 2 слоге ?
а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком |
5. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель |
2-я группа
1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания:
Гражданское, гражданственное ( сознание, одежда) | |
Спасительный, спасательный ( отряд, ложь) | |
Мертвая, мертвенная (тишина, бледность) | |
Чувствительный, чувственный (человек, стихи) | |
Частный, частичный (урон, мнение) | |
Мудрый, мудреный ( слог, правитель) |
2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?
1.Она думала, что нала наконец-то родную человеческую душу.
2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.
3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.
4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.
3-я группа
Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:
Трудолюбимый (трудолюбивый) | |
Опытные диспетчера ( диспетчеры) | |
Менее красивее, слаже (более красивый, слаще) | |
С семистами рублями (с пятьюстами рублями) | |
Ихнюю знакомую (их знакомую) | |
| Махают руками (машут) |
4-я группа
Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:
Семеро игроков участвовало в состязании (участвовали) | |
Согласно приказа (приказу) | |
Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных) | |
Они были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые) | |
Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива) |
Дорожка покрыта тающим снегом под ногами | |
Начав заниматься ,у вас было мало времени . | |
Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве | |
Петя сказал ,что я не согласен с твоим мнением | |
Была уже ночь .Когда я вернулся домой. |
- Презентация работ в малых группах ( использую прием «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН» с целью экономии времени). Сверяются с ответами на слайдах №4,5,6,7
Учитель: Первоначальная цена может быть оплачена каждой из команд, однако теперь заявленные знания и стоят дороже.
-Какой бы теперь знак в формулировке темы урока вы поставили? ( ответы учеников, ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 8
Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» В конце темы мигает восклицательный знак ).
(Звучит «Гонг»)
-ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН,
Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.
Работа с текстом ПРИЕМ « ОБУЧАЯ – УЧУСЬ»
ЗАДАНИЕ 2 : отредактировать текст, выявив типичные ошибки и классифицировать их в соответствии с основными языковыми нормами, пополнив кластер примерами. Определить проблему, поднимаемую в тексте, опираясь на ключевые слова.
Слайд № 9 Текст для редактирования.
Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и это Кремль, зубчатый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна.
Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубже понять современность.
(Продолжается работа с кластером: находят нарушение языковых норм в тексте, исправляют, пополняют 1-й кластер примерами. Сверяют свои ответы с правильными ответами , представленными в слайде № 9).
Учитель: Круг знаний расширяется – растет и цена самих знаний. (Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Каждая группа аукционеров представляет свое понимание проблемы текста, опираясь на ключевые слова ( В ходе ответов формируется 2-й кластер с опорой на ключевые слова, устанавливаются связи, формулируется проблема. См. приложене №10)
(На данном этапе: умение выделить части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого; ученики выделяют скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видят сходство и различие явлений)
(Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Доказать свою «научную состоятельность» может каждый участник группы, а не только группа в целом
Проверочная работа ( по материалам ЕГЭ )на тренировочных бланках
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пятисотым годом до нашей эры
2) гибридные сорта
3) группа турок
4) более веселее
2. Укажите грамматически правильное продолжение
предложения.
Обломав сухие ветки ,
1) Аксинья увидела сквозь них сторожку.
2) почувствовала боль от царапин и порезов.
3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.
4) хорошо стало видно вокруг.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Два солдата с котомками глядели в окно поезда.
2) Двадцать один делегат прибыл на совещание.
3) Тысяча книг поступили в школьную библиотеку.
4) Девушка-пилот умело вела машину.
4. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя
заменить причастным оборотом?
1) В то время я был похож на отвергнутого влюбленного ,
который с упорством маньяка посылает даме сердца цветы.
2) В девять часов вечера пустынная улица , которая шла под
уклон, просматривалась из конца в конец.
3) Москва прожила сложную и утомительную зиму , к которой
семья Ивантеевых оказалась не готова
4) В этом доме был уют , который они так долго создавали.
5. Продолжите предложение грамматически правильно.
Исследуя творчество Державина,
1) литературоведа ждет много открытий.
2) обнаруживаются черты классицизма,сентиментализма ,романтизма.
3) многогранность его таланта вызывает восхищение.
4) удивляешься разносторонности таланта поэта.
6. Укажите ошибку в управлении.
1) преимущество перед ними
2) согласно договору
3) показать о чем-то
4) огорчен чем-то
7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфель
2) в снегу
3) страннейшая ситуация
4) металлические контейнера
8. Укажите пример , в котором нет ошибки в образовании формы слова.
1) до двух тысяч второго года
2) самый важнейший
3) не кладите сюда тетради
4) в обоих сумках
9. Укажите предложение без грамматических ошибок.
1) Я наблюдал за группой ребят , подошедшими к остановке.
2) Приехав в Москву , первой моей задачей было найти работу.
3) Многие думают то , что в лесных пожарах виноваты туристы.
4) Я надеюсь на то , что большинство меня поддержит.
10. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением ,выраженным причастным оборотом?
1) Утром за всполохом ромашек не видно ни теленка , который пасется на лугу ,ни гусей.
2) Наука , которая занимается изучением правильного произношения слов, называется орфоэпией.
3) Камни , из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев , когда-то формировались под водой.
4) Знакомый , к которому они приехали погостить , оказался человеком интересным.
( На данном этапе: рефлексия проявляется в самопознании, самооценке, самоконтроле, принятии собственной личности, определении путей ее развития)
Итоги урока:
Можно ли назвать сегодняшний АУКЦИОН простым?
Можно ли назвать приобретенные знания легкими?
Насколько увереннее вы чувствуете себя в заключение изученной темы?
Вернемся к теме урока. Какой знак в конце предложения вы бы поставили сейчас?
ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд №
Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» В конце темы мигает точка ).
ДОМ.ЗАД. Написать рассуждение, раскрывая проблему отредактированного текста (использовать кластер), и выполнить задания, выявив несоответствие языковым нормам А4 –А6, А28 (вар.1 – 3), А 14 (вар.6-8)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура речи и языковые нормы необходимы ?
1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания: Гражданское, гражданственное ( сознание, одежда) Спасительный, спасательный ( отряд, ложь) Мертвая, мертвенная (тишина, бледность) Чувствительный, чувственный (человек, стихи) Частный, частичный (урон, мнение) Мудрый, мудреный ( слог, правитель) 2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ? 1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу. 2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста. 3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания. 4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.
1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания: гражданственное сознание Гражданское, гражданственное ( сознание, одежда) спасательный отряд Спасительный, спасательный ( отряд, ложь) мертвенная бледность Мертвая, мертвенная (тишина, бледность) Чувствительный человек Чувствительный, чувственный (человек, стихи) частичный урон Частный, частичный (урон, мнение) мудреный слог Мудрый, мудреный ( слог, правитель) 2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ? 1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу. 2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста. 3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания. 4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.
Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант: Трудолюбивый \ трудолюбивый Опытные диспетчера \ диспетчеры Менее красивее, слаже \ более красивый, слаще С семьюстами рублями \ с пятистами рублями Ихнюю знакомую \ их знакомую Махают руками \ машут
Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант: 1. Ошибочное словообразование Трудолюбивый \ трудолюбивый 2. Ошибочное образование формы: Существительного Опытные диспетчера \ диспетчеры Прилагательного Менее красивее, слаже \ более красивый, слаще Числительного С семьюстами рублями \ с пятистами рублями Местоимения Ихнюю знакомую \ их знакомую Глагола Махают руками \ машут
Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант: Семеро игроков участвовало (участвовали) в состязании Согласно приказа (приказу) Видна пара окон, занавешенные (занавешенных) шторой Они были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые) Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)
Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант: Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Семеро игроков участвовало (участвовали) в состязании Нарушение управления Согласно приказа (приказу) Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные (занавешенных) шторой Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Они были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые) Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)
Культура речи и языковые нормы необходимы !
Текст для редактирования. Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зУбчАтый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна. Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубже понять современность.
Текст для редактирования. Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканных , со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках : «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зубчАтый , безмятежный…» Она, эта память народа, священна. Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубоко понять современность.
Культура речи и языковые нормы необходимы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Презентация к уроку русского языка. Культура речи и языковая норма. 10 класс
культура речи и языковая норма...
Конспект урока +презентация по теме: "Культура речи. Правильное построение предложения"
Продолжение работы по теме «Культура речи»; обобщение знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, систематизация знаний и применение их на практике ( тест "Главные члены предложения")- всё это н...
Культура речи и языковая норма
Презентация по теме "Культура речи и языковая норма"...
урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе
Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...