Тема: «Подготовка к изложению с творческим заданием (изменение лица) с элементами описания предмета по отрывку из рассказа К.Паустовского «Жильцы старого дома».
план-конспект урока (7 класс) на тему

Тип урока: урок развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_rr_7kl_fev_17g_mo_def_resp.docx51.6 КБ
Файл prot_poseshch_ur_rr.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва

«Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

____________________________________________________________________________________

Конспект

открытого урока по развитию речи в 7 (глухом) классе, проведенного учителем высшей квалификационной категории

Донгак Надеждой Очуровной

от 17 февраля 2017года

Тема урока:

Слайд1.Тема: «Подготовка к изложению с творческим заданием

(изменение лица) с элементами описания предмета по отрывку

из  рассказа К.Паустовского «Жильцы старого дома».

Прав вариант

Развитие слухового восприятия, схемы речевого общения учителя и учеников – фронтально, треугольники, пары и другие.

На столах тексты

Табл.части сюжета

работа над произношением;

беглые контроли –

хорошо говори,

повтори еще раз,

говори правильно,

скажи, как я

Листки с сообщениями, указка

Тема на доске

Работа в тетради-запись даты, темы

Табл с типами текста –пов и опис  

Табл с темой и идеей

Табл. с текстом упражнения

     

Разрезные таблички к кластеру-работают ученики

Табл с заданием к кластеру

в тетрадь - запись

Творческое задание – пересказ с измен. лица (мы-они)

Разрезные табл с названиями текста

доказательство текста.

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

1. Обучающие:

- совершенствовать умения и  навыки по написанию изложения с элементами

  описания

- развивать умение видеть особенности повествовательного и  

  описательного типа речи

- развивать исследовательские умения работать  с дополнительной  

  информацией и создавать мини-сообщения

- формировать умение говорить полными предложениями или репликами с  опорой на план

- пополнять словарный запас учащихся

2. Развивающие

- - развивать устную и письменную  словесную речь при пересказе частей текста, память, внимание, воображение, логическое   мышление

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского

- формировать культуру материальной и духовной жизни учащихся;

- расширение кругозора и мировоззрения

4. Коррекционные:

- работать над РСВ и произношением учащихся, применять виды контроля:  

  самоконтроль, беглый контроль.

Сетка времени

1.Оргмомент – 1 мин

2.Фонетическая зарядка – 1 мин

3. Проверка домашнего задания:  - 10 мин

             - беседа о сюжете – 3 мин

             - беседа о шкатулке – 4 мин

             - история шкатулки (сообщения на ПК) – 3 мин

4. Новая тема – 21 мин

       - вводная беседа –2 мин

       - вопросы классу – 3 мин

Физминутка  - 2 мин

       - составление кластера – 4 мин

       - составление плана текста – 3 мин

       - устный пересказ по плану – 6 мин

       - озаглавливание текста – 1 мин

       - доказательство текста – 2 мин

5. Итог – 3 мин

6. Домашнее задание – 1 мин

7. Оценивание работы учащихся – 1мин

Оборудование:

Портрет писателя, презентация, компьютер, тексты отрывка, памятки, разрезные таблички с речевым материалом.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент – 1м
  2. Фонетическая зарядка.

Дежурный звук  Ш – 1м

На доске:

             Шка-      шкатулка

            Нашли деревянную шкатулку

 (фоно проводить только к тем учеником, у кого произношение плохое)

Установка:

На занятии хорошо говорите дежурный  звук и  контролируйте все звуки

  1. Проверка домашнего задания – 10м

РСВ    . …попроси ребят вспомнить, что мы делали на прошлом уроке.

Ученик: Ребята, что мы делали на прошлом уроке? (Сергек)

Ученик: На прошлом уроке мы работали над сюжетом отрывка «Шкатулка»

из рассказа К.Паустовского (слайд 2.- портрет Паустовского)  «Жильцы старого дома».

РСВ: Что было задано на дом?

- Найти из текста части композиции сюжета и приготовить сообщения о мастере Гальвестоне.

Сюжет, его части.

Табл: Части сюжета - Завязка, развитие событий, кульминация, развязка.

Уч-ль: Задание: Найти части сюжета из текста. Говорите по образцу.

Таблица:

                                 Образец речи.

……….. в ……. абзацах. Можно подтвердить глаголами (словосочетанием) из абзаца …..….

Уч-ль: Найдите завязку (кульминацию, развязку) из текста. Подтвердите ….  

Ученик:  1,2,3 абзацы.

Глаголы:  Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли;.

- шкатулка  проснулась;

- шкатулка замолчала.

Беседа о шкатулке.

Уч-ль: При описании шкатулки автор использует образные средства …..

Таблица

эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение, оксюморон, гипербола

– эпитеты - подтвердите; деревянная, черная

- олицетоврения – подтвердите - РСВ:  Какие образные средства языка использует автор при описании шкатулки?  

Ученик: Олицетворения, эпитеты. Использует слова – проснулась, заиграла, замолчала. (из текста)

Ученик: Применяет прилагательные, подчеркивающие  внешний вид, описывает внутреннее устройство, назначение предмета.

РСВ: Почему он одушевляет ее?

Ученик: Потому что шкатулка жилец старого дома и ее история интересна. Автор учит наблюдательности и с любовью относиться к старым вещам.

Сл/зр:  С какой историей нас знакомит шкатулка?

Ученик: Что давно ее создал мастер по имени Гальвестон из Шотландии из города Эдинбург.)

Сообщение  учащихся о шкатулке (на ПК)

С/зр: Послушаем сообщения о мастере, который создал шкатулку.

Ученик (ПК): Слайды 3-5.- карта Шотландии, Эдинбург, мастер.. 

Вот посмотрите – карта Шотландии, виды Эдинбурга.(показывает). Эти далекие места мне кажутся сказочными. Вот мастер Гальвестон. Думаю, он был веселый шотландец в клетчатой юбке. Создавая чудесную шкатулку, он ,может, насвистывал веселую песенку.

Ученик: (ПК) Слайд 6-7 шкатулки. Это музыкальные шкатулки – они очень красивы. Думаю, работая над своей шкатулкой, Гальвестон, как все хорошие мастера, разговаривал с ней. Говорил, что она будет  звучной, мелодичной и будет радовать людей.

Уч-ль: Ребята, вам сообщения понравились?

Уч-ль: Мне тоже. Вы приготовили интересные сообщения. Спасибо.

  1. Объяснение новой темы.

Тема: «Подготовка к изложению с творческим заданием (изменение лица) с элементами описания предмета по отрывку из  рассказа К.Паустовского «Жильцы старого дома».

Сл/зр: От какого лица ведется повествование? Посмотрите текст.

Р-та: От 1-го лица, местоимения Я.

Сл/зр: Нам нужно изменить Я на ОН (ОНИ), т.е. сделать так, чтоб повествование велось от 3-го лица. В этом и заключается творческое задание.

4.1. Вопросы классу:

РСВ: Какие типы текста использовал автор в тексте?

- Повествование и описание.

РСВ : …. спроси у ….. какова тема текста?

- Старинная музыкальная шкатулка.

Сл/зр: Какова идея?

- Прекрасные произведения старины всегда будут привлекать, вызывать восхищение и любопытство.

Физминутка:

Упражнения для глаз :

Упражнения для глаз.

Опустить глаза вниз, поднять глаза вверх,

крепко зажмурить глаза  - (3-5 сек.)

поморгать глазами -  3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами - 3-5 сек.

4.3.Составление кластера.

Сл/зр: Будем описывать шкатулку с помощью кластера.

Уч-ль:

Задание (табличка): Найти и прочитать из текста слова  и выражения, описывающие шкатулку.

(разрезные таблички с речевым материалом из текста) – раб детей у доски.

 

шкатулка

деревянная

черная    

музыкальная

на крышке надпись «Эдинбург. Шотландия.Делал мастер Гальвестон.

внутри медные валики с тонкими стальными шипами

около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук

таинственный звон,

 чудесная мелодия

Сл/зр: Что мы сделали?

- Мы составили кластер и описали  шкатулку.

(Ученик выходит и читает описание по кластеру у доски.)

4.4.Составление плана пересказа

РСВ: На сколько частей можно разбить текст?

- на 5.

План. (разрезн.табл. приклеить не по порядку – р-та исправляют по порядку)

1. на чердаке нашли шкатулку.

2. принесли в дом

3. шкатулка не играла

4. как-то шкатулка проснулась

5. больше играть не стала.

4.5. Пересказ по плану и составление текста на доске.

Название текста

1.(Ученик) Жители старого дома нашли на чердаке деревянную черную шкатулку. На крышке ее была надпись по-английски «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».

2.(Ученик). Они принесли шкатулку домой, вытерли пыль. Открыли,  внутри были валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

3. (Ученик.) Это была музыкальная шкатулка. Они завели ее, но она не играла. Все старания их были напрасны. Шкатулку поставили на стол и забыли о ней. 4. (Ученик) Как-то поздней осенью заиграла чудесная музыка.

Это неожиданно проснулась и заиграла шкатулка. Она играла долго - то замолкала, то снова играла.

5. (Ученик) Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как они ни старались, она больше играть не стала.

4.6. Озаглавливание текста.

РСВ: Как можно назвать (озаглавить) текст?

- Старая шкатулка, Старинная шкатулка, Находка, Шкатулка играй, Чудесная находка.

4.7. Доказательства текста.

Сл/зр: Какую синтаксическую единицу мы создали

- Текст.

Слухо-зрительно: Докажите, что это текст.

Слайд8.Текст имеет название,  тему, идею, предложения последовательно связаны друг с другом, есть ключевые слова, местоимения,  их заменяющие, однородные члены, которые связывают предложение  в одно лексическое целое.

Вывод: Слайд9. К.Г.Паустовский учит нас, что красота человеку очень дорога, она доставляет человеку радость, удовольствие и наслаждение. Красота особенно ценится со временем. Ее нужно оберегать, хранить.  Прекрасное помогает человеку быть лучше, дарит ему истинное счастье.

  1. Итог урока: Что нового, интересного вы знали на уроке?

- мы узнали историю музыкальной шкатулки

- познакомились с картой Шотландии и любовались видами города Эдинбурга,

- с помощью кластера описали шкатулку

- выполнили творческое задание – изменили лицо рассказчика

- приводили доказательства текста.

  1. Домашнее задание (табличка): написать на черновике по плану изложение и изменением лица рассказчика и с элементами описания предмета.
  2. Оценивание работы учащихся.

Сергек -, Мурат -, Сайын-Белек -, Кежик -, Долаан-



Предварительный просмотр:

Протокол посещения урока

Дата  17.02.2017 года.   Класс 7

Предмет:   развитие речи                                      ФИО учителя:  Донгак Надежда Очуровна

Количество учащихся на уроке:      5

Поурочное планирование:          имеется

Цель посещения:       аттестация

Тема урока: Подготовка к изложению с творческим заданием (изменение лица) с элементами описания предмета по отрывку из рассказа К.Пауствоского «Жильцы старого дома»

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

- совершенствовать умения и  навыки по творческому написанию изложения с изменением лица и  с элементами описания

- развивать умение видеть особенности повествовательного и  

  описательного типа речи

- развивать исследовательские умения работать  с дополнительной  

  информацией и создавать мини-сообщения

- формировать умение говорить полными предложениями или репликами с  опорой на план

- пополнять словарный запас учащихся

2. Развивающие

- развивать устную и письменную  словесную речь при пересказе частей текста, память, внимание, воображение, логическое   мышление

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству К.Г.Паустовского

- формировать культуру материальной и духовной жизни учащихся;

- расширение кругозора и мировоззрения

4. Коррекционные:

- работать над РСВ и произношением учащихся, применять виды контроля:  

  самоконтроль, беглый контроль.

Тип урока:   Урок развития речи.  Изучение нового материала.

Форма урока:   традиционный

Организация урока, этапы урока: оргмомент – 1 мин, фонетическая зарядка – 1 мин, проверка домашнего задания –  10 мин, объяснение нового материала – 15 мин, закрепление изученного – 6 минут, физминутка – 2 мин, итог - 3 мин, домашнее задание – 1 мин, оценивание работы учащихся – 1 мин.

Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, устный, специфический

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, виды коррекционного контроля – самоконтроль и беглый контроль.

Количество опрошенных учащихся:      5

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные, проблемно-сообщающий, частично-поисковый или эвристический, исследовательский.

Методы

На каких этапах урока используются

Объяснительно-иллюстративные

Объяснение новой темы

репродуктивные

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, итог

Проблемно-сообщающие (объяснение причин развличия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление, итог

Частично-поисковый

Проверка домашнего задания, итог

Исследовательские методы

Проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление новой темы

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, дифференцированные, рациональное сочетание форм работы

Организация самостоятельной работы: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная Эффективность:  высокая, низкая

Количество времени:   40 мин,  больше,  меньше

Уровень: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Организация работы со способными учащимися: высокая, составление творческих сообщений

Использование ТСО, ИКТ:  компьютер, слайды

Наглядность: таблички с образцами речевого материала, разрезные таблички для кластера, плана, рассказа,  листы с текстами.

Здоровьесберегающая технология: гимнастика для глаз, физминутка, релаксация

Композиция урока: логичность подачи материала,  наличие выводов и обобщений, четкость переходов от одного этапа к другому, завершенность, итог урока

Темп ведения урока: оптимальный

Плотность: достаточная

Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях, вопросы на сравнение, повторение:

в течение урока

Психологический климат, учет РУВ, особенностей учащихся:  в течение урока

Домашнее задание: наличие инструкции, методические советы по выполнению, запись на доске

Активность и работоспособность учащихся высокая

Уровень знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике хороший

Работа над формированием общих учебных навыков: развитие речи, работа с книгой, с текстом, картой, в тетрадях, практические навыки – высокие

Урок окончен:  вовремя

Рекомендации: все задания продуманы, взаимосвязаны. На каждом этапе подведен итог. Урок построен методически грамотно. Выбранные методы способствовали увеличению мотивации, познавательной активности учащихся. 

Урок поставленных целей: достиг – не достиг, результативен - нерезультативен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе. "Подготовка к изложению с творческим заданием"

Презентация помогает провести на уроке "виртуальную" экскурсию в известную на весь мир Третьяковку и подготовить учеников к написанию творческой работы....

Урок развития речи в 5 классе.Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания предмета(по отрывку из книги Л.Кассиля"Ранний восход")

Урок является закреплением понятия "подробное изложение",учит подробно излагать повествовательный текст с элементами описания предмета,совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.К...

Изложение с творческим заданием по теме "Церковь Покрова на Нерли" (0по отрывку из книги Е. Осетрова "Живая Древняя Русь" и картинам художников)

Сжатое изложение по отрывкуиз книги Е Осетрова "Живая древняя Русь", посвященному церкви Покрова на Нерли как подготовка к ГИА . Работа предполагает также творческое задание в форме сочинения публицис...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания предмета».

Дидактическая цель: создание условий для формирования навыков выявления особенностей текста ­ повествования и описания, признаков художественного стиля, выделения микротем текста, пересказа (в том чис...

Изложение по рассказу К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома" + презентация (5 класс)

Отрывок из произведения К.Г. Паустовского используется в качестве текста для написания изложения. Подготовительный этап урока включает в себя составление цитатного плана, а также проведение теоретико-...