Признаки текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи в 5 классе.
Первое ознакомление с признаками текста и его структурой. За рабочую основу взяты занимательные материалы из книги Г.Г. Граник, Л.А. Концевой, С.М. Бондаренко, Г.Н Владимирской "Речь, язык и секреты пунктуации".
Рассматривается текст как единица языка. Работая с примерами из прозы и детской поэзии, ученики сами выясняют особенности текстов и формулируют их признаки.
При отборе материала учтены возрастные интересы учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_teksta._urok_razvitiya_rechi_5_klass._metodicheskaya_razrabotka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Признаки текста
Малявина Надежда Леонидовна, ГБОУ СОШ 124 с углубленным изучением английского языка Выборгского района, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург.
Предмет: русский язык
Возраст детей: 5 класс
Место работы: классная работа
Цель урока: дать представление о признаках текста.
Задачи урока: формирование основ самостоятельной работы с учебным материалом, формирование умения делать выводы на основе наблюдений, совершенствование коммуникативных умений, развитие речи.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Возрастная категория: 5 класс.
УМК: Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. М., «Просвещение» 2003г.
Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.
Оборудование: проектор, экран.
Технология: информационная, работа в парах.
Ход урока
- Организованное начало урока: включение в работу, проверка готовности.
- Вступительное часть.
Тема сегодняшнего урока «Соединение, сплетение, ткань». Предположите, что будет являться предметом изучения на уроке? ( Это что-то про рукоделие? Уроки труда для девочек?)
Обратимся за помощью к девочкам: что такое «ткань»? (Материал, полотно, разные нитки: шерстяные, шелковые…)
То есть это соединение ниток? Только? В каком словаре можем уточнить значение слова? ( В толковом:1 изделие, изготовленное тканьем; 2основа, содержание ч-либо; 3вещество,представляющее собой систему однородных клеток)
Что означает слово «сплетение»? (Переплетение прутьев, проволоки, рук…)
То есть тоже соединение ч-то разными способами, составление предмета из частей .А что может соединяться? ( Нитки ,руки, детали, части конструктора, головоломка, пазлы…
Согласитесь, что эти слова близки по значению, то есть их можно назвать синонимами. Найдите в словаре синонимов статьи слов «соединение», «соединяться». (Учащиеся читают вслух по словарю, на экране слайд: «сочетание, комбинация ,амальгама, сплав, объединение, совмещение, переплетаться, сопрягаться, сочленить, связать)
Какое же слово может объединить все эти слова, если вспомнить, что предмет нашего интереса - русский язык? Ведь не нитки и пазлы мы изучаем. ( Алфавит? Буквы? Члены предложения?...)
Вы отчасти правы. Вы называете «ниточки, которые составляют « ткань». А готовая «ткань» языка – это… текст! Слово текст произошло от латинского textum, что и обозначает «соединение, сплетение, ткань». Поэтому тема урока так и объявлена.
- Основная часть урока. Выводы на основе наблюдений.
Что может сплетаться в тексте?( Предложения.)
Прочитайте предложение из повести Н.В .Гоголя «Страшная месть» и ответьте на вопрос: почему не очень понятно, о чем рассказывает автор? На экране слайд: «Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру». (Не знаем, о чем идет речь, что было раньше. Не хватает информации, нужны еще предложения..)
Вы поняли, что текст должен состоять из нескольких предложений – это первый признак текста. (Учитель записывает на доске 1-й признак.)
У вас есть карточки №1и №2 с предложениями. Определите, какой из примеров является текстом, а какой нет. Обсудите в паре и выскажите суждение.(№1 – текст: рассказана одна история, есть начало и конец; №2 не текст, предложения разные по смыслу, нет цельного сообщения.)
Вы обнаружили 2-й признак текста, сформулируйте его, я запишу на доске. (После небольшого обсуждения: предложения в тексте должны быть связаны по смыслу.)
Но и этого не достаточно. Возьмите карточки №3 и №4: послушайте тексты (подготовленное чтение уч-ся), посоветуйтесь в парах и докажите, что один из примеров нельзя считать текстом. (В примере №4 нет начала и конца. Это отрывок из текста.)
На доске записывается 3-й признак текста: текст должен иметь начало, продолжение и конец; это цельное завершенное сообщение.
Упражнение: выпишите последнее предложение из текста №1 и последнее предложение в 1-м абзаце текста №4, в которых нет знаков препинания. Расставьте знаки и объясните их графически.
Продолжение работы с признаками текста. Вы произносите или пишете тексты? Когда это происходит?( Рассказываем что-нибудь друг другу, рассказываем фильмы. Отвечаем на уроках, пишем сочинения…)
Всегда ли интересно слушать рассказчика и действительно ли наши рассказы – тексты? Ученик читает стихотворение А.Барто. (На слайде текст и вопросы: почему сестра не поняла брата, о чем было кино.)
Предложите название этого стихотворения. ( «Рассказ брата», «Недоразумение», «Увлеченный зритель»…) А. Барто назвала его «Сильное кино».
Прочитайте стихотворение В .Левановского и предложите свое название. («Страх», «Темнота в лесу», «В лесу», «Глаза у страха велики»…)Так ли плохо, что названия разные? Чем отличаются? (Одни говорят, о чем рассказывается в тексте, а другие передают главную мысль.)
Вернитесь к предыдущим текстам и озаглавьте их, надпишите названия на карточках. (Обсуждение, аргументация.)
Предлагаю вам сформулировать 4-й признак текста. (Текст можно озаглавить.)
В итоге на доске записаны 4 признака текста:
- Текст состоит из нескольких предложений
- Предложения в тексте связаны по смыслу
- Текст должен иметь начало, продолжение и конец, это цельное завершенное сообщение
- Текст можно озаглавить
- Упражнения на закрепление материала.
Упр 1: Возьмите карточки №5. Стихотворение-игра В. Левина. Догадайтесь, в чем секрет игры. (Здесь 2 темы – 2 текста.) «Поделите» в паре это стихотворение на двоих, озаглавьте каждое и прочитайте вслух.
Упр 2: У каждой пары на парте есть конверт со строчками еще одного необычного текста В .Левина (разрезанные). Восстановите текст.( Слайд на экране)
Упр 3: Исправьте «путаницы» и «небывальщины». Распутайте их и запишите правильные предложения (Слайд на экране)
- Домашнее задание
Из текста №4 выпишите слова 1) с чередующимися гласными, 2)с безударными гласными в корне слова, где возможно, подберите проверочные слова. Напишите текст «Я делаю уроки».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст №1
Иисус Христос после распятия сошел в ад и всех оттуда вывел кроме, Соломона Премудрого.
«Ты,- сказал ему Христос,- сам выйди своими мудростями!»
И остался Соломон один в аду. Как ему выйти из ада? Думал, думал, да и стал вить веревку. Подходит к нему маленький чертенок, да и спрашивает, зачем вьет он веревку.
«Много будешь знать,- отвечает Соломон Премудрый,- будешь старше деда своего, сатаны. Увидишь, зачем!»
Свил Соломон веревку, да и стал размерять ей в аду. Чертенок опять стал его выспрашивать, зачем он ад размеряет.
«Вот тут монастырь поставлю,- говорит Соломон Премудрый,- вот тут церковь».
Чертенок испугался бегом побежал и рассказал все деду своему сатане а сатана взял да и выгнал из ада Соломона Премудрого.
Текст «№2
Жили два храбрых охотника, и ходили они на охоту. После обеда уложил царь нищего на своей постели отдохнуть немножко. Посмотрела она на Григория и поговорила: «Слаба умом уж. Сколько девушек в деревне, всех не запомнишь». Так ведь разорили эту часовню теперь, да и сосна спилена.
Текст №3
С той поры прошло немного времени. И вот, переодевшись простым крестьянином, Григорий с купцами опять отправился по той же дороге.
На знакомой ему поляне все повторилось, как и прежде. И когда Параша незаметно скрылась за березами, Григорий, прячась за деревьями, тихо пошел за ней.
Долго шла девушка по лесным тропинкам. Наконец она вышла к небольшой деревушке.
Текст №4
В ветлужских лесах (Ветлуга – приток Волги) есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по озеру. Бывают дни когда до тихих берегов озера доносятся тихое пение и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера был славный город Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый (Батый – монгольский хан, который возглавил поход в Восточную и Центральную Европу) услышал про славный Китеж-град и устремился к нему.
Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
И как только татары ринулись в город, из-под земли вдруг забили многоводные источники и враги в страхе отступили.
А вода все бежала и бежала…
Когда стих ее шум, на месте города были лишь волны. Вдали виднелась одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
Теперь к озеру есть путь, который называется батыевой тропой. Она может привести каждого к славному городу Китежу.
А.Барто «Сильное кино»
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат.
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
-они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им - раз!
Он ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно,
Я еще мала,
Я ничего не поняла.
В. Левановский «В лесу»
Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной.
Что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки…
Ой!-
Глаза у страха
велики.
Текст №5
В.Левин
Ветер, ветер, ветер,
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
Мокрый листопад.
Взрослые и дети
По небу летят.
В.Левин. Стихотворение- игра «Кошкина считалочка» и «Грустная песенка» (для конвертов)
Раз, два, три, четыре, пять,
Целый месяц под дождем
Кошка учится считать,
Мокнет крыша, мокнет дом.
Мокнут лужи и поля,
Потихоньку, понемножку
Мокнет мокрая земля.
Прибавляет к мышке кошку.
И далеко от земли
Получается ответ:
Мокнут в море корабли.
Кошка есть, а мышки нет.
«Путаницы» и «небывальщины»
I.
- Весной зеленые снежинки распускаются в весеннем воздухе.
- Зимой ослепительно белые листочки кружатся в морозном саду.
II.
- Деревня пошла продавать далеко.
- Старушка от рынка была молоко.
III.
- Залаяла громко старушка чуть свет.
- В окно постучала собака в ответ.
ЛИТЕРАТУРА
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.. Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...
Уроки №48- 49. Текст. Признаки текста. Межфразовая связь. Типы речи (учебник Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
На уроках повторяются и расширяются понятия о тексте....
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...
Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"
Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....
Текст. Признаки текста.
Урок развития речи в 6 классе. Цель: через применение технологии модерации и активных методов обучения сздать условия для успешной деятельности учащихся по актуализации знаний по теме "Текст. Признаки...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...