Рабочая программа по русскому языку -7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе программно -методических разработок под редакцией В.В.Бабайцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.doc | 418.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса создана на основе
- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
- Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку,
- авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2002 – с.63 - 110)
Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв лении, о месте русского языка в современном ми ре, о его богатстве и выразительности; обеспе чить усвоение определенного круга знаний из облас ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор мирование умений применять эти знания на прак тике;
- развивать речь учащихся: обогащать их актив ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографиче ские и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв ляется более прочной базой, чем раздробленные све дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользо ваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб разно пользоваться ресурсами родного языка в уст ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред полагающими репродуктивную деятельность, при дается задачам, вызывающим активизацию позна вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род ного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pyc ская речь» (для каждого класса) предлагает систе му работы по развитию связной речи: задачи и уп ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об щения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связа ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше нию задач обучения русскому языку в школе.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комп лексу могут быть использованы различные ди дактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом - ли нейный принцип подачи материала. В 6 классе продолжа ется изучение морфологии. Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обуче ния обусловило нетрадиционную последователь ность изучения некоторых грамматических тем в морфологии. После имени существи тельного изучается глагол (существительное и гла гол - наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связан ные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное количество предметов и порядок их при счете). По том изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу. В качестве особой группы выделены слова со стояния (категория состояния). Изучение местоимения создает условия для по вторения существительного, прилагательного, чис лительного, наречия. В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре чевую направленность курса, более равномерно рас пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Сопоставление Примерной и авторской программ выявило отсутствие в последней некоторых дидактических единиц, которые введены в рабочую программу:
Разделы лингвистики | Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу |
Морфология |
|
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе в объёме 136 часов (из них – 18 часов на развитие речи), т.е. по 4 урока в неделю в течение 35 учебных недель (3 часа – резерв учебного времени).
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7Б класса и специфики классного коллектива. В 7Б классе обучаются 27 детей, из которых мальчиков – 11 человек, девочек – 16 человек. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «пренебрегаемых» (Манафова Э., Подгорбунских А., Роман Е.). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Основная масса обучающихся 7Б класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Железняков С., Горишний А., Ескова А., Хубиева Д., Багиров Б., Мытарев Б.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания, а поощряется и принимается за норму. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.
Небольшая группа учеников (Романенко В., Шаталов Д., Филипчук Т., Доронина В.) проявляет желание и возможность изучать язык на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции и нивелирования этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных образовательных программ (ИОП).
В целом обучающиеся 7Б класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость задействования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Отличительной возрастной особенностью этих детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает:
обязательное изучение русского языка в VII классе
в объёме 136 часов (из них – 18 часов на развитие речи), т.е. по 4 урока в неделю
в течение 35 учебных недель (3 часа – резерв учебного времени).
Технологии, используемые в работе:
- Личностно-ориентированное обучение
- Чтение и письмо для развития критического мышления
- ИКТ
- Обучение в сотрудничестве
- ТРИЗ
- Игровые методы обучения
- Метод проектов
- Исследовательские методы обучения
содержание курса
Введение
Знакомство с содержание УМК.
Повторение
Актуализация и систематизация ЗУН по темам «Орфография», «Морфология (глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, слова состояния)», «Пунктуация».
Основная часть курса
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Сферы речевого общения: общественно-политическая, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные стили: публицистический, официально-деловой.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Наука о русском языке, ее основные разделы.
Русский язык – один из богатейших языков мира.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
Грамматика
Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм количественных числительных. Правильное употребление местоимений в речи. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
Правописание: орфография.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
н и нн в словах разных частей речи.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правила переноса.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
Повторение
Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Морфология и орфография».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приво дя примеры; уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемо го на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одно классника;
чтение:
• дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные
слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); - составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
- с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста
вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выра зительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности,
выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана - формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового
анализа, после выполнения упражнения и т. п.; - размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и
выразительности речи; - писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссио нного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном
тексте; - использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности
речи; - рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и
средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
- определять способы образования слов разных частей речи;
• анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в
морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значени ем, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения
неоправданного повтора; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить
морфологический разбор слов всех частей речи; - правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными
союзами; - использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме
специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический). - Комплексный анализ текста.
- Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
- Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
- Тест.
- Словарный диктант.
- Терминологический диктант.
- Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
- Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
авторская программа | учебники и учебные пособия | методические материалы | дидактические материалы | наглядные пособия | материалы для контроля | медиаресурсы |
Авторская Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой | Русский язык: Теория. 5-9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - М: Дрофа, 2005 | Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс. / Под ред. С.Н. Пименевой. - М.: Дрофа, 2005 | Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003 | опорные конспекты по всем темам курса | Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008 | Весёлая грамматика» |
Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник/Под редакцией Пименовой С.Н.. - М.: Дрофа, 2005 | Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. - М.: Дрофа, 2004 | К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором: Рус. Яз.: 7 кл.: Пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2002 | схемы анализов и разборов | Русский язык. 7 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / А.В. Швец. – М.: Эксмо, 2008 | Русский медвежонок. Языкознание для всех. Сборник олимпиадных заданий. | |
Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2002 | Русский язык. 7 класс. поурочные планы по УК под редакцией В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. Крамаренко Н.О. – Волгоград: Учитель, 2006 | карточки со словарными словами | Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2010: Учебно-методическое пособие/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смерчинская. – М.: НИИ школьных технологий, 2009 | «Виртуальная школа КМ»: уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс. 6 класс. 7 класс. | ||
Русский язык. 7 классы: Сборник заданий к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская; М.: Издательский дом «Дрофа», 2004 | памятки для выполнения творческих работ | Тренажёр «Фраза» | ||||
репродукции картин | Тренажёр «Русленг» | |||||
Ресурсы сайта ФЦИОР | ||||||
Ресурсы ЕКЦОР | ||||||
ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева) | ||||||
Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности | ||||||
Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия (серия «ЕГЭ – 2009, 2010» | ||||||
Комплекс дидактических материалов «Научился сам – научи другого» | ||||||
Мультимедийные курсы Томского ГУ «Русский язык», «Культура речи и общения» | ||||||
Орфоэпические тренажёры | ||||||
Образовательный комплекс «Русский язык, 5-6 класс. Морфология и Орфография» | ||||||
Модули ЭОР | ||||||
Электронные физкультминутки для глаз |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакци ей С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. - М.: Дрофа 2004
- Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория»,
«Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 - Скобликова Г.С. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
- Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
- Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы - М.: Просвещение, 1998
- Шаповалова Т.Е. Русский язык. Служебные части речи. Тематическая тетрадь. -
М.: Дрофа,2005 - Войлова К.А.Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М. Дрофа,2005
- Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная
литература, 1997 - Дейкина АД., ПахноваТД. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-
7 классы. - М.:АРКТИ,1999 - Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-
М: Просвещение,2001
Для учащихся:
- Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005
- Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник/Под редакцией Г.К. Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. - М.: Дрофа, 2005
- Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 7 класс - М.: Дрофа, 2006
- Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
- Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
- Львова С.И. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение ,2006
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | основные разделы | количество часов | Количество контрольных | ||||||
диктантов | сочинений | изложений | тестов | словарных диктантов | терминологиче-ских диктантов | сроки | |||
ч1. | Общие сведения о языке. | 2 | |||||||
2. | Систематизация изученного в 5-6 классах. | 8 | 1 | ||||||
3. | Морфология и орфография: | ||||||||
Причастие | 35 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Деепричастие | 15 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||
Служебные части речи. Предлог | 13 | 1 | 1 | 1 | |||||
Союз | 17 | 1 | 1 | 1 | |||||
Частица | 14 | 1 | 1 | ||||||
Междометие Звукоподражательные слова | 4 | 1 | |||||||
4. | Систематизация и повторение изученного в 7 классе. | 7 | 1 | 1 | |||||
5. | Развитие речи | 18 | |||||||
ИТОГО: | 133 | 3 | 8 | 4 | 7 | 4 | 2 | ||
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ: | 3 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | тема, основное содержание урока | оборудование к урокам | планируемый результат | объекты и формы контроля | дата | ||||
теория (№ пар.) | практика (№ упр.) | цифровые и электронные образовательные ресурсы | план | факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА) | |||||||||
1-2 | Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как средство общения в определённом национальном коллективе. | 1-6 | Понимать роли русского языка как основного средства общения в межнациональном коллективе, относиться к языку как национальному достоянию. | связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему | |||||
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (8 ЧАСОВ) | |||||||||
3-4 | Морфология. Части речи. Основные признаки частей речи. | 7-36 | Медиаурок №1 «Что изучает морфология?» | Определяя основные особенности частей речи (грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки), опознавать слово как часть речи. | групповые проекты по темам:
| ||||
5 | Правописание глаголов. | 7-36 | тренажёр «Русленг» | Безошибочно писать глаголы, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор глаголов. | |||||
6 | Правописание прилагательных. | 7-36 | тренажёр «Русленг» | Безошибочно писать прилагательные, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор прилагательных. | |||||
7 | Особенности употребления в речи числительных. | 7-36 | тренажёр «Русленг» | Безошибочно употреблять числительные в устной и письменной речи, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор числительные, склонять числительные в соответствии с грамматическими нормами. | |||||
8 | Правописание наречий и местоимений. | 7-36 | тренажёр «Русленг» | Безошибочно писать наречия и местоимения, группировать слова по видам орфограмм, выполнять орфографический разбор наречия и местоимения. | |||||
9 | Итоговый урок по теме «Повторение. Морфология. Орфография». | 34 | Подготовиться к качественному воспроизведению текста на письме, давать аргументированный комментарий в процессе выполнения орфографического и пунктуационного разборов. | ||||||
10 | Контрольный урок по теме «Повторение. Морфология. Орфография». | Тестовые задания (А В С) С.6-11 | Выполнять тестовые задания по теме «Орфография», составленные по форме и материалам ЕГЭ. | контрольный тест №1 | |||||
ПРИЧАСТИЕ (35 ЧАСОВ) РАЗВИТИЕ РЕЧИ (5 ЧАСОВ) | |||||||||
11 | Причастие в системе частей речи. Особенности причастия как части речи. Сфера употребления причастий. | 132 | 37-53 | Опознавать причастие среди других частей речи, опираясь на знание его грамматических, морфологических, синтаксических особенностей, отличать причастия от прилагательных. | |||||
12 | Признаки прилагательного у причастия. | 133 | 54-65 | Определять род, число, падеж причастий, согласовывать причастия с определяемыми словами. | |||||
13 | Правописание окончаний причастий. | С.23 | 60-61 Тест №9 сборник ГИА 9 класс С.107 | Правильно писать гласные в окончаниях причастий, применяя условия орфограммы. | проверочный тест по теме «Правописание окончаний слов» | ||||
14 | Развитие речи. Основные признаки текста. Подготовка к домашнему сочинению по картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» | 1 | 13 | http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8222.html http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/277/Petrov___Vodkin__Kuzma_Serghejevich/list1.html | Аргументировано доказывать принадлежность к тексту, озаглавливать текст, определять его тему и основную мысль, стиль речи и тип текста; составлять связное монологические высказывание в письменной форме по картине, соблюдая все признаки текста. | домашнее сочинение №1 по картине в жанре натюрморта | |||
15 | Признаки глагола у причастия. | 134 | 66-72 | Определять у причастия вид, возвратность, время; соблюдать видовременную соотнесённость причастий и глаголов, употреблённых в тексте. | контрольный словарный диктант №1 (слова а-з) | ||||
16 | Причастный оборот. Понятие о причастном обороте. Структура причастного оборота. Согласование причастного оборота с определяемым словом. | 135 | 73-98 | Определять границы причастного оборота, устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами, отличать определяемые слова от зависимых, конструировать предложения с причастными оборотами, осуществлять синонимическую замену сложных предложений простыми с причастным оборотом. | |||||
17-18 | Пунктуационное и интонационное выделение причастных оборотов в предложении. | 135 | 73-98 | Выделять причастный оборот в устной и письменной речи в соответствии с правилами пунктуационного и интонационного выделения причастных оборотов, составлять схемы предложений с причастным оборотом, графически выделять причастный оборот в предложении. | проверочный тест по теме «Обособление причастных оборотов» | ||||
19 | Развитие речи. Описание действий. | 3 | 32-39 | Знать типовую схему текста – описания действий, использовать при описании действий причастные обороты. | |||||
20 | Сочинение – описание трудового процесса. | 3 | 34-35 | http://nnm.ru/blogs/bear12345/dymkovskaya_igrushka_istoriya_fotografii/ фильм о творчестве мастериц дымковской игрушки | Составлять связный рассказ-описание трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи, включать в текст причастный обороты. | сочинение №2 «Изготовление дымковской игрушки» | |||
21-23 | НЕ с причастиями. | 140 | 99-108 | Знать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями, правильно писать причастия с НЕ в соответствии с условиями орфограммы, графически обозначать условия орфограммы. | проверочный тест по теме «НЕ с причастиями» | ||||
24-25 | Подробное изложение повествовательного текста. | 40 | Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. | изложение №1 | |||||
26 | Действительные и страдательные причастия. | 134 | 109-117 | Отличать действительные причастия от страдательных, аргументировано доказывать принадлежность слова к одному из залогов, обоснованной в соответствии со значением употреблять причастия разных залогов в речи, опознавать причастия по суффиксам при помощи «причастного креста». | |||||
27-28 | Образование и правописание ДПНВ. | 136 | 118-127 | Образовывать ДПНВ, обосновывать выбор гласной в суффиксах ДПНВ, знать суффиксы ДПНВ. | |||||
29-30 | Образование и правописание СПНВ. | 137 | 128-140 | Образовывать СПНВ, обосновывать выбор гласной в суффиксах СПНВ, знать суффиксы СПНВ. | |||||
31-32 | Развитие речи. Повествование. Рассказ на основе услышанного. | 4 | 49-56 | Знать типовую композицию рассказа, осознавать специфику рассказа на основе услышанного, уметь писать преамбулу рассказа, создавать рассказ на основе услышанного от собеседника. | домашнее сочинение №3 в жанре рассказа на основе услышанного | ||||
33-34 | Образование и правописание ДППВ. | 136 | 141-148 | Образовывать ДППВ, обосновывать выбор гласной перед суффиксами ДППВ, знать суффиксы ДППВ. | |||||
35 | Образование и правописание СППВ. | 137-138 | 149-156 | Образовывать СППВ, знать суффиксы СППВ, отличать СППВ от отглагольных прилагательных. | |||||
36-37 | Е и Ё после шипящих в суффиксах СППВ. | С.58 | 152-153 | Знать условия выбора гласный Е и Ё после шипящих в суффиксах СППВ, правильно писать эти причастия в соответствии с условиями орфограммы. | проверочный тест по теме «Гласные после шипящих и Ц» | ||||
38 | Гласные перед Н (НН) в суффиксах СППВ. | 138 | 157-169 | Знать условия выбора гласный в суффиксах СППВ, правильно писать эти причастия в соответствии с условиями орфограммы. | |||||
39-40 | Краткие причастия. | 137-138 | 170-185 | Образовывать краткие формы причастий, соблюдать правила образования и употребления в речи кратких форм СППВ, определять синтаксическую функцию кратких причастий, отличать краткие причастия от кратких прилагательных и наречий. | |||||
41-42 | НЕ с причастиями. | 140 | 99-108 | Знать правила написания НЕ с краткими причастиями, правильно писать причастия с НЕ в соответствии с условиями орфограммы, графически обозначать условия орфограммы, составлять алгоритм правила. | |||||
43-45 | Н и НН в причастиях. | 139 | 186-196 Тест №8 сборник ГИА 9 класс С.102 | Разграничивать страдательные причастия и отглагольные прилагательные, знать условия выбора Н и НН в причастиях, применять условия выбора Н и НН при написании страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | проверочный тест по теме «Н и НН в суффиксах причастий» | ||||
46 | Систематизация и обобщение материала, изученное по теме «Причастие» | 197-213 | Находить причастия в тексте, отличать их от омонимичных частей речи, определять грамматические признаки причастий и их синтаксическую роль, определять границы причастного оборота и правильно выделять его запятыми на письме, правильно писать орфограммы в причастиях, производить морфологический разбор причастия. | морфологический разбор причастия | |||||
47-48 | Контрольная работа по теме «Причастие». | Тестовые задания (А В С) С.21-28 | Грамотно воспроизводить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, применять знания и умения по теме «Причастие» при выполнении тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом. | диктант №1 контрольный тест №2 | |||||
49 | Развитие речи. Отзыв о книге. | 6 | 66-80 | Оценивать содержание прочитанной книги, её язык и стиль, описывать её внешнее оформление, составлять письменное монологическое высказывание в соответствии с требованиями к написанию сочинения – отзыва. | домашнее сочинение №4 в жанре отзыва о литературном произведении | ||||
50 | Анализ контрольной работы по теме «Причастие». | Исправлять пунктуационные и орфографические ошибки, объясняя причины их появления. | |||||||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (15 ЧАСОВ) РАЗВИТИЕ РЕЧИ (4 ЧАСА) | |||||||||
51 | Понятие о деепричастии. | 141 | 214-224 | Опознавать деепричастие среди других частей речи, опираясь на знание его грамматических, морфологических, синтаксических особенностей, отличать деепричастия от глаголов и наречий, аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям, разграничивать слова, обозначающие основное и добавочное действие, а также образ действия. | |||||
52 | Признаки глагола у причастия. Не с деепричастиями. | 142 | 225-234 | Определять вид, возвратность деепричастий, знать условия написания деепричастий с НЕ, правильно писать деепричастия с отрицательной частицей. | |||||
53 | Признаки наречий у причастия. | 142 | 225-234 | Разбирать деепричастия по составу, определять синтаксическую роль деепричастий, разграничивать деепричастия и омонимичные наречия, составлять словосочетания с деепричастиями. | |||||
54 | Развитие речи. Сжатое изложение текста типа повествование с предварительной домашней подготовкой. | 58 | Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, используя различные приёмы сжатия текста. | изложение №2 | |||||
55-56 | Деепричастный оборот | 143 | 235-250 | Находить деепричастный оборот и определять его границы на основе знания его особенностей, конструировать предложения с деепричастным оборотом, выделять в устной и письменной речи деепричастные обороты, отличать деепричастный оборот от причастного, соблюдать грамматические нормы при составлении предложений с деепричастными оборотами. | проверочный тест по теме «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» | ||||
57 | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | 144 | 251-256 | Образовывать деепричастия от глаголов, используя суффиксы; знать суффиксы деепричастий, разбирать деепричастия по составу. | |||||
58 | Гласная перед суффиксами деепричастий –В-, -ВШИ-. | С.93 | 252-253 | Безошибочно выбирать гласную перед суффиксами деепричастий. | |||||
59 | Употребление деепричастий в речи. | Употреблять деепричастия в устной и письменной речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы, употреблять уместно фразеологизмы, имеющие в своём составе деепричастия, исправлять синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота. | терминологический диктант №1 проверочный тест по теме «Употребление деепричастных оборотов в речи» | ||||||
60 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 257-266 | Опознавать деепричастия по значению и суффиксам, разбирать деепричастия по составу, отличать деепричастия от других частей речи, правильно строить предложения с деепричастными и деепричастными оборотами и пунктуационно оформлять их, грамотно писать деепричастия, соблюдая условия орфограмм, производить морфологический разбор деепричастия. | морфологический разбор деепричастия контрольный словарный диктант №2 (слова и-м) | |||||
61-62 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | Тестовые задания (А В С) С.29-31 | Грамотно воспроизводить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, применять знания и умения по теме «Деепричастие» при выполнении тестовых заданий с выбором ответа и кратким ответом. | диктант №2 контрольный тест №3 | |||||
63 | Развитие речи. Описание литературного героя. | 7 | 81-85 | Составлять характеристику литературного героя на основе анализа прочитанного текста, включать цитаты в текст сочинения, выражать собственное мнение о персонаже. | домашнее сочинение №5 «Мой любимый литературный герой» | ||||
64-65 | Орфографический практикум. | 271-279 Тестовые задания 6 класс (А В С) С.391-42 | Совершенствование умения пользоваться орфографическими правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании орфографического правила, выполнять орфографический разбор слов. | проверочный тест по теме «Правописание глаголов» | |||||
66-67 | Развитие речи. Публицистический стиль речи. | 8 | 86-92 | Знать признаки публицистического стиля речи, распознавать публицистические тексты среди прочих, составлять тексты публицистического стиля в соответствии с их особенностями. | домашнее сочинение №6 «Причастия и деепричастия – самостоятельные части речи или особые формы глагола?» | ||||
68 | Пунктуационный практикум. | 280-287 Тестовые задания (А В С) С.39-40 | Совершенствование умения пользоваться пунктуационными правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании пунктуационных правил, выполнять пунктуационный разбор предложений. | проверочный тест по теме «Причастие. Деепричастие» | |||||
69 | Итоговый урок по теме «Самостоятельные части речи». | Тестовые задания (А В С) С.12-17 | Применять знания и умения по теме раздела при выполнении тестовых заданий, составленных в форме и по материалам ЕГЭ. | контрольный тест №4 | |||||
ПРЕДЛОГ (13 ЧАСОВ) РАЗВИТИЕ РЕЧИ (4 ЧАСА) | |||||||||
70-71 | Понятие о служебных частях речи. Классификация служебных слов и их основные функции. | 288-293 | Отличать самостоятельные части речи от служебных, знать специфику каждой из служебных частей речи, находить служебные слова в предложении и определять их функцию. | ||||||
72 | Понятие о предлоге. | 146 | 294-302 | Находить предлоги в предложениях, отличая их от приставов и омонимичных слов, объяснять назначение предлогов. | |||||
73 | Классификация предлогов по значению. Многозначность предлогов. | 146 | 294-302 | Классифицировать предлоги с точки зрения их значения, различать предлоги-антонимы. Производить синонимичную замену предлогов. | |||||
74 | Переход слов из одной части речи в другую как один из способов словообразования в русском языке. | 145 | 267-270 | Опознавать части речи, производить словообразовательный разбор слов, знать способы словообразования, специфику неморфологического способа перехода слова из одной части речи в другую. | |||||
75 | Производные и непроизводные предлоги. | 147 | 294-302 | Отличать производные предлоги от непроизводных, отличать производные предлоги от омонимов. | |||||
76-78 | Правописание производных предлогов. | 147 | 303-325 Тестовые задания (АВС) С.36-37 | Правильно писать производные предлоги, не путать их с самостоятельными частями речи – омонимами. | проверочный тест по теме «Правописание предлогов» | ||||
79 | Простые и составные предлоги. | 146 | 294-302 | Определять разряд предлога по составу, правильно писать простые и составные предлоги. | |||||
80-81 | Развитие речи. Интервью – жанр публицистики. | 9 | 93-96 | Знать типовую композицию интервью, формулировать вопросы интервью, оформлять запись в форме диалога, писать сочинение, включая в него интервью. | творческая работа «Мой класс» | ||||
82-83 | Систематизация изученного по теме «Предлог». | 326-332 | Производить морфологический разбор предлога. | морфологический разбор предлога | |||||
84 | Контрольная работа по теме «Предлог». | Тестовые задания (Малюшкин) С.34-39 | Применять знания и умения по теме раздела при выполнении дифференцированных тестовых заданий с выбором ответа. | контрольный тест №5 | |||||
85-86 | Развитие речи. Сжатое изложение публицистического текста с творческим заданием. | 88 | Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, используя различные приёмы сжатия текста, давать связный монологический ответ на вопрос по тексту в письменной форме. | изложение №3 | |||||
СОЮЗ (17 ЧАСОВ) РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2 ЧАСА) | |||||||||
87 | Понятие о союзе. | 148 | 333-335 | Опознавать союзы среди других слов в предложении, определять функциональное назначение союза. | |||||
88 | Простые и составные союзы. | 148 | 333-335 | Классифицировать союзы по составу, правильно писать простые и составные союзы. | |||||
89 | Развитие речи. Морфологические средства связи предложений в тесте. | 10 | 97-111 | Знать, какие части речи могут выполнять роль морфологических средств связи предложений в тексте, связывать предложения в тексте при помощи морфологических средств (местоимений, союзов, наречий, частиц). | |||||
90 | Развитие речи. Сочинение – описание по картине В.Д. Паленова «Золотая осень». | 27 | Уметь описывать живописный пейзаж, составляя текст типа описания, использовать ИВС языка, выражать собственное впечатление от увиденного | сочинение №7 по картине в жанре пейзаж | |||||
91 | Сочинительные союзы. | 149 | 336-344 | Классифицировать сочинительные союзы, знать их смысловые группы, перечислять основные сочинительные союзы по памяти. | |||||
92-93 | Основные функции сочинительных союзов. | 149 | 336-344 | Определять функцию сочинительных союзов, правильно ставить знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами. | проверочный тест по теме «Пунктуация в простых предложениях с ОЧП и ССП» | ||||
94-95 | Правописание сочинительных союзов также, тоже, зато. | 150 | 353-356 | Отличать союзы от омонимичных сочетаний слов, выбирая соответствующий способ написания. | проверочный тест по теме «Правописание сочинительных союзов» | ||||
96 | Подчинительные союзы. | 150 | 345-352 | Классифицировать подчинительные союзы, знать их смысловые группы, перечислять основные подчинительные союзы по памяти. | |||||
97 | Основные функции подчинительных союзов. | 150 | 345-352 | Определять функцию подчинительных союзов, правильно ставить знаки препинания в предложениях с подчинительными союзами. | |||||
98-99 | Правописание подчинительных союзов чтобы, потому что и т.п. | 150 | 353-356 | Отличать союзы от омонимичных сочетаний слов, выбирая соответствующий способ написания. | проверочный тест по теме «Правописание подчинительных союзов» | ||||
100 | Систематизация изученного по теме «Союзы». | 357-362 | Выполнять морфологический разбор союза. | морфологический разбор союза | |||||
101-102 | Орфографический практикум. | 363-373 Тестовые задания (А В С) С.31-36 | Совершенствование умения пользоваться орфографическими правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании орфографического правила, выполнять орфографический разбор слов. | проверочный тест по теме «Правописание наречий» контрольный словарный диктант №3 (слова о-р) | |||||
103-104 | Пунктуационный практикум. | 374-379 | Совершенствование умения пользоваться пунктуационными правилами при написании текстов и выполнении разных типов тестовых заданий, составлять алгоритмы своих действий при использовании пунктуационных правил, выполнять пунктуационный разбор предложений. | проверочный тест по теме «Пунктуация в предложениях с союзами» | |||||
105 | Контрольная работа по теме «Союз». | Тестовые задания (Малюшкин) С.40-45 | Применять знания и умения по теме раздела при выполнении дифференцированных тестовых заданий с выбором ответа, грамотно воспроизводить устную речь на письме в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | диктант №3 с тестовыми заданиями с выбором ответа | |||||
ЧАСТИЦА (14 ЧАСОВ) РАЗВИТИЕ РЕЧИ (1 ЧАС) | |||||||||
106 | Понятие о частице. | 151 | 380-385 | Опознавать частицы среди других слов в предложении, определять функциональное назначение частиц, понимать специфику частиц по сравнению с другими служебными словами, целесообразно использовать частицы в речи, знать по памяти перечень часто употребляемых частиц. | |||||
107 | Правописание частиц. | С.149, 151 | 389-395 | Знать условия раздельного и дефисного написания частиц и применять их на письме. | |||||
108 | Классификация частиц. Формообразующие частицы. | С.148 | 386-388 | Знать перечень частиц, образующих формы слов или новые слова, отличать эти частицы от других слов по совокупности их признаков, определять синтаксические особенности формообразующих частиц. | |||||
109-110 | Модальные частицы и их значения. | 152 | 396-402 | Знать классификацию модальных частиц по значению, употреблять модальные частицы в речи в соответствии с их значением. | Обобщающая таблица по теме «Значения модальных частиц» | ||||
111 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | 152 | 403-421 | Знать особенности смыслового значения отрицательных частиц, отличать значение утверждения от значения отрицания, понимать смысл значения усиление утверждения или отрицания. | |||||
112-114 | Различение частиц НЕ и НИ. | С.155 | 403-421 Тестовые задания (Малюшкин) С.46-51 Тест №12 сборник ГИА 9 класс С.120 | Различать с точки зрения смыслового значения на письме частицы НИ и НЕ, отличать частицу НИ от сочинительного союза НИ-НИ, использовать алгоритм рассуждения при разграничении частиц, понимать, что такое двойное отрицание, знать на память случаи исключения (фразеологические обороты речи). | проверочный тест по теме «Различение НЕ и НИ» | ||||
115 | Развитие речи. Подробное изложение художественного теста типа описание с предварительной домашней подготовкой. | 112 | Понимать содержание услышанного текста, составлять сложный план текста, составлять цепочку опорных слов, воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. | изложение №4 | |||||
116-118 | Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи. | 153 | 422-444 Тест №12 сборник ГИА 9 класс С.120 | Систематизировать и алгоритмизировать орфографические правила по теме, выделить общие и специальные условия орфограммы, применять условия орфограммы на письме. | проверочный тест по теме «НЕ с разными частями речи» | ||||
119 | Систематизация и повторение изученного по теме «Частица». | 445-451 | Выполнять морфологический разбор частицы. | морфологический разбор частицы | |||||
120 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи». | Тестовые задания (А В С) С.17-20 | Применять знания и умения по теме раздела при выполнении тестовых заданий, составленных в форме и по материалам ЕГЭ. | контрольный тест №6 | |||||
МЕЖДОМЕТИЯ. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (4 ЧАСА) РАЗВИТИЕ РЕЧИ (2 ЧАСА) | |||||||||
121 | Междометия как особый разряд слов. Виды междометий. | 150 | 345-352 | Понимать специфику данной части речи, распознавать междометия среди других слов в предложении, классифицировать междометия с точки зрения значения и происхождения, выразительно читать предложения с междометиями, уместно использовать междометия в речи. | |||||
122-123 | Знаки препинания при междометиях. | 150 | 345-352 Тестовые задания (А В С) С.41-43 | Знать об особенностях пунктуационного оформления предложений с междометиями и учитывать их при письме, правильно интонировать предложения с междометиями. | проверочный тест по теме «Пунктуация в предложениях с междометиями» | ||||
124 | Звукоподражательные слова и их грамматические особенности. | 150 | 345-352 | Отличать звукоподражательные слова от междометий по совокупности признаков, правильно интонировать предложения, в составе которых они есть. | терминологический диктант №2 | ||||
125-126 | Развитие речи. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта». | 56 | http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=1583 http://www.mk.ru/culture/article/2009/05/12/273464-pismo-s-fronta-ne-doshlo-adresatam.html | Анализировать композицию картины и её сюжет, составлять письменный рассказ на основе увиденного, домысливать происходящее до и после изображённого на картине | сочинение №8 по сюжетной картине | ||||
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФОЛОГИЯ» (7 ЧАСОВ) | |||||||||
127-128 | Итоговая контрольная работа за курс русского языка 7 класса. | Тестовые задания (А В С) С. 44-60 (2 варианта) | Применять знания и умения по теме раздела при выполнении тестовых заданий, составленных в форме и по материалам ЕГЭ. | контрольный тест №7 | |||||
129 | Культура речи. Слагаемые культурной речи. Понятие о литературной норме. | 469-491 | Понимать значение соблюдения норм литературного языка, знать классификацию норм языка. | контрольный словарный диктант №4 (слова с-э) | |||||
130 | Литературные нормы языка. Орфоэпические нормы. | С.206-207 | 492-493 | Соблюдать орфоэпические нормы языка, исправлять ошибки в постановке ударения и произношении отдельных звуков. | |||||
131 | Лексические нормы языка. | 496-501 | Соблюдать лексические нормы языка, знать классификацию лексических ошибок и уметь исправлять их. | ||||||
132 | Грамматические (морфологические) нормы языка. | 502-531 | Правильное образовывать формы всех частей речи, исправлять ошибки в образовании формы слов. | ||||||
133 | Контрольная работа по теме «Культура речи». | Тестовые задания (А В С) С.4-6 | Владеть нормами литературного языка при выполнении тестовых заданий с выбором ответа | проверочный тест по теме «Культура речи» | |||||
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 3 ЧАСА |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...