Рабочая программа по русскому языку -5 класс
рабочая программа (русский язык, 5 класс) на тему
1. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Образовательный (Учебный) план МОУ «СОШ п.Восточный» на 2010-2011 уч.год
3. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_russkomu_yazyku_-5_klass.doc | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Образовательный (Учебный) план МОУ «СОШ п.Восточный» на 2010-2011 уч.год
3. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова)
2. Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;
- Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Базовый учебник: 5 класс
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык: Теория 5-9 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008 (или другие последующие издания).
- Русский язык: Практика. 5 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений \ под ред. А.Ю.Купаловой. М.: Дрофа, 2006 (или другие последующие издания).
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2008.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания- развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики. Элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Общее количество часов – 204 ( 6 часов в неделю)
На развитие речи - 37
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты ( сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове,а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов. фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращения;
- отличать имена существительные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
Составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
- тест;
- изложение (подробное, выборочное, сжатое);
- описывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
- сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
- устное сообщение на лингвистическую тему.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоятельной работы |
ВВЕДЕНИЕ | |||
1. | Знакомство с учебным комплексом | Уметь ориентироваться в содержании пособий, входящих в УМК, понимать их назначение, общее и различное в названиях, в оформлении обложки., пользоваться оглавлением, условными обозначениями, дифференцирующими материал в пособиях, понимать термины книжно-издательской темы. | Ознакомительное чтение вступительных статей, наблюдение над ролью рисунков. Ответить на вопрос: общее и различное в названиях, структуре, содержании пособий. |
2. | Роль языка в жизни общества | Понимать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому, важность произносительной культуры, грамотного письма | Ответить на вопрос: когда и каким образом служит нам язык? Работа с высказываниями о русском языке. |
3 | Р.р. Формы речи | Знать виды речевой деятельности, особенности каждого вида, понимать цель и задачи общения, зависимость характера речи от содержания, формы, языковых средств. | Использовать формулу речевой ситуации при моделировании устной и письменной форм. Составить памятку на основе советов Д.С. Лихачева «Как учиться говорить и писать» |
ВВОДНЫЙ КУРС. ОРФОГРАФИЯ. | |||
4 | Орфограмма | Уметь различать звук и букву, распознавать случаи, когда написание буквы не определяется произношением и необходимо применить правило. | Ответить на вопрос: в каких морфемах может быть орфограмма? |
5. | Правописание безударных гласных в корне | Уметь подбирать проверочные слова, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные, опознавать признаки орфограмм, обращаться к словарю при написании слов с труднопроверяемой и непроверяемой гласной. | Работа со словарем морфем. Орфографический разбор. Заполнение таблицы своими примерами. |
6 | Правописание гласных в приставках | Уметь опознавать орфограмму в приставке, безошибочно писать и не смешивать приставку с частью корня. | Образовать однокоренные слова от данных. Подготовленный диктант. |
7 | Правописание И, А, У после шипящих | Уметь опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. | Осложненное списывание |
8 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | Уметь проверять согласные, находящиеся в слабой позиции, определять парность согласных (глухость-звонкость), опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать. | Заполнение таблицы своими примерами. Объяснительный диктант. |
9 | Правописание непроизносимых согласных и удвоенных согласных. | Уметь опознавать признаки орфограмм, в случае необходимости обращаться к словарю.. | Словарно-орфографический диктант. |
10 | Контрольная работа | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | |
11. | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками | ||
12 | Р.р. Что такое монолог или диалог? | Уметь распознавать диалогическую и монологическую речь, оформлять диалог на письме, составлять диалог на основе исходного текста, составлять монолог и произносить его, выразительно читать. | Инсценирование диалогов. Конкурс на лучшее чтение образцов диалогов и монологов. | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | ||||
13 | Самостоятельные и служебные части речи | Уметь опознавать изученные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различать части речи по вопросу.. | Заполнить таблицу «Части речи». Устное сообщение: чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? | |
14 | Имя существительное | Уметь использовать алгоритм применения правила, создавать устное монологическое высказывание на основе плана морфологического разбора. | Морфологический разбор существительного | |
15 | Одушевленные и неодушевленные существительные | .Различать одушевленные/неодушевленные существительные, определять синтаксическую роль в предложении, употреблять в речи, находить в художественных текстах олицетворения | Поисковое чтение: выделить в теоретическом материаленовую информацию об имени существительном. | |
16 | Собственные и нарицательные имена существительные | Уметь правильно писать имена собственные/нарицательные, различать их на письме, уместно употреблять в речи | Доказать, что, выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова. Составить текст о каком-нибудь историческом событии или празднике. | |
17 | Р.р. Как вести беседу? | Знать правила речевого поведения, уметь соблюдать их при беседе, чтобы общение было приятным., интересным, соблюдать этику разговора по телефону. | Составление текстов по рисункам(устно): решение ситуаций для создания диалога(беседы), монолога, беседа по учебной ситуации. |
18 | Род имен существительных | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов, уметь определять род существительных. | Заполнить таблицу парами слов. Противопоставленных по родовому принципу. Разобрать их по составу. |
19 | Существительные общего рода | Уметь согласовывать прилагательные, глаголы прошедшего времени с существительными общего рода и существительными, род которых может быть определен неверно | Составить словосочетания и предложения с существительными, которые дают характеристику человеку. |
20 | Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Знать существительные, имеющие только форму множественного числа, умет употреблять их в речи. | Выборочный диктант |
21 | Существительные, имеющие форму только единственного числа. | Знать существительные, имеющие форму только единственного числа, уметь употреблять их в речи, соблюдать при произнесении орфоэпическую норму. | Рассказать, используя опорный материал, о существительных, имеющих только форму единственного или множественного числа. Ответить на вопрос: постоянным или непостоянным признаком является число у этих существительных? |
22 | Падеж и склонение имен существительных | Знать способ определения склонения имен существительных, уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать безударные гласные в падежных окончаниях, знать правила употребления Ь после шипящих на конце | Диктант «Проверяю себя» |
23 | Р.р.Что такое текст? | Знать определение текста, его признаки, уметь доказать принадлежность к тексту, определять смысловую и грамматическую связь предложений в тексте. Подбирать заголовок. отражающий тему. | Подбор заголовка к тексту. Чтение текстов. Пересказ. Создание текста. |
24 | Особенности склонения существительных на _ИЕ, -ИЯ, -ИЙ | Уметь выделять как особую группу существительные на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ. Безошибочно выбирать гласные в падежных окончаниях этих существительных | Поисковое чтение: выделить в теоретическом материале новую информацию об имени существительном. |
25 | Имя прилагательное | Уметь опознавать прилагательные среди других частей речи, задавать вопросы от существительного к прилагательному, определять род, число, падеж, синтаксическую функцию в предложении | Ответить на вопрос: почему прилагательные часто употребляют в загадках? |
26 | Глагол | Понимать термин ИНФИНИТИВ, опознавать глагол в тексте, уметь различать глаголы, сходные по значению, определять время, лицо, число глаголов, безошибочно писать личные окончания глаголов. | Составить алгоритм: как определить инфинитив глагола? Составить текст ( 4-5 предл.) об одной из профессий |
27 | Изменение глагола по временам | Уметь определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени, различать глаголы, сходные по значению, но разные по характеру изменения по временам | Предупредительный диктант |
28 | Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Уметь изменять глаголы, определять спряжение по алгоритму, понимать условия выбора гласной в окончании глагола, различать глаголы 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям. | Осложненное списывание. Создать текст по сюжетным картинкам. |
29. Р.р. | Что значит писать и говорить на тему? | Уметь осмыслить, раскрыть тему высказывания, подобрать заголовок, отражающий тему. | Анализ готового текста, восстановление деформированного, сравнение близких, но разных тем высказывания. |
30 | Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма –ТСЯ, -ТЬСЯ в гллаголах | Уметь правильно ставить вопросы к глаголам на –ТСЯ, понимать условия выбора орфограммы, устно объяснять наличие или отсутствие Ь в глаголах на –ТСЯ, раздельно писать НЕ с глаголами. | Выборочный диктант |
31 | Наречие | Уметь опознавать наречие по вопросам, определять его синтаксическую роль в предложении | Подобрать наречия к глаголам, составить со словосочетаниями предложения |
32. | Правописание наречий | Уметь производить морфологический анализ наречий, различать окончания( морфемы изменяющихся слов) и суффиксы наречий, определять роль наречия в предложении. | Образовать наречия от прилагательных, произвести синонимичную замену. Ответить на вопросы: что объединяет изученные части речи, какой грамматический признак отличает наречие от других частей речи? |
33 | Местоимение. Личные местоимения. | Уметь опознавать местоимения в тексте, употреблять с предлогами, избегать неоправданного повторения в речи, соблюдать этику использования личных местоимений. | Редакторская правка. Комментированное письмо. |
34 | Притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения | Уметь опознавать местоимение в тексте, определять роль местоимения как средства связи предложений, устранять повтор одних и тех же слов, опознавать условия постановки дефиса в неопределенных местоимениях | Составить и записать вопросительное предложение о школе. Предупредительный диктант. |
35 | Р.р .Обучение выборочному изложению текста | Уметь определять тему исходного для изложения текста, соотносить с более узкой темой. Отбирать ту часть текста. Которая имеет отношение к теме, выбирать начало и конец текста. | Устный выборочный пересказ |
36 | Служебные части речи. Предлоги и союзы. | Уметь опознавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных, определять как средство связи слов в словосочетаниях и предложениях, различать омонимичные предлоги и приставки | Составить устное высказывание по учебной статье: что нового узнали о служебных частях речи? |
37 | Частицы. Правописание частиц | Уметь определять значение частицы НЕ, безошибочно писать с изученными частями речи, выявлять значение слов с частицами БЫ, ЛИ, ЖЕ | Выборочный диктант. |
38 | Контрольная работа | Уметь опознавать изученные части речи определять их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, употреблять в речи, безошибочно писать, соблюдать нормы литературного языка | Тест |
39 | Анализ работы | . | Работа над ошибками |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | |||
40 | Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений | Понимать значение слов «синтаксис», «пунктуация», знать средства связи слов в предложении: изменение формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация, уметь видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения. | Синтаксический разбор. |
41 | Пунктуационный разбор | Понимать роль пунктуации на письме, уметь видеть пунктограмму, безошибочно ставить знаки препинания, видеть нарушения синтаксической и пунктуационной норм и исправлять их. | Составление схем предложений. Конструирование предложений по схемам. Составить план. |
42 | Р.р. Обучение написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул» | Уметь писать и говорить на тему, используя типовой план сочинения о памятном случае, подбирать удачный заголовок, анализировать сочинения одноклассников, создавать собственное высказывание о том, что было интересно, что взволновало. | Создание текста |
43 | Предложение | Знать определение предложения, уметь находить грамматические основы, выделять их, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, соблюдать интонацию конца предложения. | Творческое списывание |
44 | Виды предложений по цели высказывания | Понимать цель высказывания как основу различения видов предложений, характеризовать предложение по цели высказывания, интонационно правильно произносить, определять сферу использования и роль в организации текста.. | Устное сообщение о предложении по плану. Продолжить перечень советов «Как вести себя за столом», анализ памятки: как учиться писать и говорить на тему. |
45 | Виды предложений по интонации | Интонационно правильно произносить предложения, оформлять на письме, использовать восклицательные предложения как средство усиления выразительности | Выразительное чтение, расстановка логических ударений, пауз. |
46 | Члены предложения | Знать общий подход к выделению и квалификации членов предложения, уметь определять член предложения, устанавливая связь между словами и их формами. | Синтаксический разбор предложений. Составление предложений по схемам. |
47 | Главные члены предложений | Уметь находить подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения, отличать подлежащее от сходных по форме дополнений | Устное сообщение о главных членах предложения |
48 | Р.р. Основная мысль текста | Уметь отличать основную мысль высказывания от его темы. Определять тему, основную мысль высказывания, пересказывать текст, сохраняя одинаковый для всех предложений текста порядок слов. | Составление схемы структуры текста. Ответить на вопросы: как писатель композиционно раскрывает основную мысль, какие языковые средства использует? Устный пересказ текста. |
49 | Синтаксический разбор предложения | Уметь производить синтаксический разбор предложений различных конструкций, составлять их схему, выделять текстовые синонимы в роли подлежащих, соблюдать лексическую сочетаемость слов различных частей речи. | Синтаксический разбор предложений. |
50 | Тире между подлежащим и сказуемым | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между ними, уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире | Осложненное списывание |
51 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | Уметь определять главные члены, способы их выражения, ставить тире между подлежащим и сказуемым при пропуске глагола-связки | Взаимодиктант |
52 | Второстепенные члены предложения | Знать различия между распространенными и нераспространенными предложениями, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространять предложения. | Устное сообщение на грамматическую тему: почему члены предложения называются второстепенными? |
53 | Определение | Знать способы выражения определения, уметь находить определение в предложении, определять способ выражения, использовать определения в речи. | Сочинение-миниатюра по данному началу. Подчеркнуть в описании определения. |
54 55 | Р.р.Обучение изложению | Уметь понимать содержание текста, воспринято на слух, определять его тему, основную мысль, читать исходный текст по смысловым частям, составлять его план, передавать подробно содержание текста, соблюдать нормы языка. | Подробное изложение. |
56 | Дополнение | Знать способы выражения дополнения, уметь находить дополнения в предложении, отличать дополнения от подлежащих. | Составить инструкцию о том, как сделать птичью столовую» Ответить на вопрос: почему в инструкции много дополнений? |
57 | Обстоятельство | Знать способы выражения обстоятельств, уметь находить обстоятельства, распространять предложения обстоятельствами | Работа с деформированным текстом: вставить пропущенные обстоятельства |
58 | Повторение по теме: «Второстепенные члены предложения» | Уметь находить второстепенные члены предложения, определять способы их выражения, распространять нераспространенные предложения. | Анализ текста |
59 | Контрольная работа | Уметь записывать аудированный текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора | Диктант с грамматическим заданием |
60 | Анализ диктанта с грамматическим заданием | Уметь анализировать текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности | Работа над ошибками |
61 | Словосочетание. Подчинительные словосочетания | Знать строение словосочетания, уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по заданной схеме, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости | Выписать из текста словосочетания, составить их схемы |
62 | Сочинительные словосочетания | Знать основные способы выражения грамматической связи в словосочетании, уметь выделять сочинительные словосочетания в предложении | Объяснительный диктант |
63 | Предложения с однородными членами | Знать признаки однородных членов, уметь находить их, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить в них знаки препинания, объяснять их. | Диктант «Проверяю себя» |
64 | Знаки препинания в предложении с однородными членами | Владеть способами выявления однородных членов, уметь ставить знаки препинания, использовать повторяющийся союз И как средство соединения однородных членов. | Графический диктант. |
65 | Обобщающее слово в предложении с однородными членами | Знать, что такое обобщающее слово, уметь его опознавать, расставлять знаки препинания, самостоятельно подбирать примеры. | Составить предложения с однородными членами, учитывая лексическую сочетаемость и отношения между однородными членами, определяемые союзами |
66 | Обращение | Знать функции обращения, его грамматические признаки, особенности употребления, соблюдать пунктуацию при оформлении обращения на письме и звательную интонацию пи чтении | Из текста басен Крылова выписать предложения с обращениями | |||
67 | Предложения с обращениями | Уметь определять грамматические функции обращения, пунктуационно оформлять их на письме, не смешивать обращение с подлежащим, использовать обращение как средство выразительности | Диктант «Проверяю себя» | |||
68 | Р.р.Для чего нужен план? | Понимать, что план – средство внутренней организации материала при создании текста, уметь воспроизводить текст по плану; сопоставить вступления к двум планам одного текста, сделать выводы о роли плана в создании текста. | Коллективное составление плана. Устное высказывание по плану. | |||
69 | Предложения с вводными словами | Знать значения вводных слов и грамматические признаки, уметь интонировать предложения с вводными словами, выделять пунктуационно на письме. | Предупредительный диктант | |||
70 | Предложения с вводными словами | Уметь использовать вводные слова как средство усиления, выразительности речи выделять на письме знаками препинания | Устное сообщение: для чего служат вводные слова и обращения? | |||
71 | Сложные предложения: союзные и бессоюзные | Знать приемы различения союзных и бессоюзных сложных предложений, уметь выделять в них основы, определять границы предложений, разделять части сложного предложения знаками препинания | Комментированное письмо. Составление схем предложений. | |||
72 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | Знать приемы различения ССП и СПП, уметь опознавать их, выделять грамматические основы, определять средства связи частей сложного предложения, конструировать сложные предложения. | Устное высказывание: чем отличаются ССП от СПП и что между ними общего? | |||
73 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении | Уметь опознавать сложные предложения, выделять их грамматические основы, определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. | Используя опорный материал, определить структуру предложения, доказать принадлежность к ССП и СПП | |||
74 | Р.р.Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте. | Знать, что связь предложений в тексте – связь смыслов, различие между цепной и параллельной связью; закономерность цепной связи; понимать роль сцепляющих слов | Изложение-миниатюра. Творческое списывание | |||
75 | Сложное предложение и его использование в речи | Уметь создавать текст, используя изученные синтаксические конструкции, безошибочно ставить знаки препинания, находить сложные предложения в тексте, обосновывать их роль, использовать их в собственном высказывании. | Редакторская правка | |||
76 | Контрольная работа | Уметь различать простые предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями и сложные предложения, выделять в них грамматические основы, определять границы предложения | Тест |
77 | Предложения с прямой речью | Знать место прямой речи по отношению к словам автора, различать варианты расстановки знаков препинания, уметь интонационно и пунктуационно правильно оформлять прямую речь | Составить предложения с вводными словами , включить в них «слова вежливости» и обращения. |
78 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Уметь анализировать предложения с прямой речью. Определять зависимость места прямой речи в предложении от слов автора, конструировать предложения, включать в собственную речь, слышать и воспроизводить нужную информацию при разграничении прямого и косвенного вопроса, вводить цитату в качестве прямой речи | Графический диктант |
79 | Прямая речь. Диалог. | Уметь использовать диалог в разговорной речи, глаголы-синонимы говорения в словах автора, выразительно читать предложения с прямой речью, оформлять диалог и прямую речь | Выразительное чтение текстов художественных произведений с диалогом, оформление диалогов. |
80 81 | Р.р. Изложение, близкое к тексту | Уметь разбивать текст на смысловые части. Составлять простой план, определять тему, основную мысль, определять средства связи частей текста, воспроизводить текст письменно. Сохраняя цепную связь предложений в нем. | Изложение |
82 | Систематизация и обобщение изученного по теме « Синтаксис и пунктуация» | Знать значения вводных слов и грамматические признаки, уметь интонировать предложения с вводными словами, выделять пунктуационно на письме. | Предупредительный диктант |
83 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | Комплексный анализ текста | |
84 | Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | |
ОСНОВНОЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА | |||
85 | Понятие о литературном языке | Понимать основные нормы современного русского литературного языка, их роль в совершенствовании речи, уметь пользоваться словарями | Редактирование текста. Ответить на вопрос: о каких нормах русского языка вы узнаете из орфографического, толкового, орфоэпического словарей? |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. | |||
86 | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. | Знать предмет изучения фонетики и графики, различать звук и букву, гласные и согласные, соблюдать нормы произношения. | Составление звуковой записи слов. |
87 | Звуки речи и буквы. Алфавит. | Уметь различать звук и букву, пользоваться алфавитом в практических целях | Составить список названий птиц, рыб. Цветов по алфавиту. |
88 | Гласные и согласные звуки. Правила переноса слов | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными гласными звуками, уметь давать звукам фонетическую характеристику, используя элементы упрощенной транскрипции. Правильно произносить звуки, не смешивать звук и букву. | Составить план устного сообщения о звуках речи. |
89 | Ударение | Уметь различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст, оценивать собственное и чужое выразительное чтение текста с точки зрения соблюдения орфоэпических норм | Выразительное чтение, Тест. |
90 | Орфограмма. Типы орфограмм. | Уметь обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарем с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов. | Заполнить таблицу своими примерами. |
91 | Правописание безударных гласных в корне слова | Уметь различать ударные и безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова различными способами, учитывая лексическое значение слов, в случае необходимости обращаться к орфографическому словарю. | Взаимодиктант. |
92 | Буквы О-Ё после шипящих в корне слова | Уметь опознавать орфограмму в корне, видеть «сигналы» орфограммы, безошибочно писать. | Выборочный диктант |
93 | Р.р. Учитесь выразительно читать | Знать особенности выразительного чтения, уметь читать в нужном темпе. Правильно произносить звуки и ударные слоги, соблюдать интонацию, паузы, логическое ударение. | Чтение прозаических и поэтических текстов. |
94 | Гласные буквы И-Ы после Ц | Уметь опознавать орфограмму в различных морфемах, безошибочно писать. | Распределительный диктант. Выписать из толкового словаря слова, записать их значения. |
95 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме | Уметь выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику, производить сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова, безошибочно оформлять письменную речь. | Восстановить буквенный облик слов по их фонетическим записям. Диктант «Проверяю себя». |
96 | Правописание слов с непроизносимыми и двойным согласными | Уметь опознавать орфограмму в слове, проверять непроизносимые согласные в корне, правильно читать слова с долгими согласными. Обозначенными двумя одинаковыми буквами. | Осложненное списывание. Составить таблицу «Правописание согласных в корне», заполнить её своими примерами |
97 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Уметь использовать Ь для смягчения предшествующего согласного, безошибочно писать сочетание букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, проводить сопоставительный анализ звуков и букв. | Распределительный диктант. |
98 | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Уметь слышать в слове звук Й- сигнал орфограммы, безошибочно писать, называть звуки, обозначенные буквами Е,Ё,Ю,Я, самостоятельно подбирать слова на изученное правило. | Распределительный диктанту. |
99 | Р.р. Параллельная связь предложений в тексте | Понимать различие между цепной и параллельной связью, особенности параллельной связи, уметь интонационно выделять ключевое слово абзаца. Использовать параллельную связи при построении текста. Строить схемы | Создать текст по данному началу, указать сцепляющие слова. |
100 | Систематизация и повторение изученного по темам: « Фонетика. Графика. Орфография, Орфоэпия» | Уметь сопоставлять звук и букву, свободно пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями, безошибочно писать, соблюдая языковые нормы. | Составить обобщающую таблицу «орфограммы, изученные в разделе «Фонетика» |
101 | Основные нормы литературного произношения. Звукопись как выразительное средство устной речи. | Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, оценивать свою и чужую речь с точки зрения основных норм. | Анализ художественного текста. Орфоэпический разбор слова. |
102 | Контрольная работа | Уметь сопоставлять звук и букву, свободно пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями. Безошибочно писать, соблюдая языковые нормы | Тест |
103. | Анализ контрольной работы | Работа над ошибками | |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. | |||
104 | Морфемика как раздел лингвистики. | Знать основные морфемы, уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова. | Доказать., что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова. |
105 | Р.р. Функциональные стили речи. Разговорный стиль. | Уметь различать разговорный и книжный стиль речи, понимать задачи и условия общения, выявлять признаки разговорного стиля, языковые особенности. | Анализ текстов разных стилей. Пересказ текста. Доказать принадлежность текста к разговорному стилю. |
106 | Основа слова и окончание | Знать способы словоизменения, уметь определять окончание, основу, объяснять значение окончаний | Морфемный разбор слов |
107 | Основа слова и окончание | Уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголах, различать слова с нулевым окончанием и без окончания, однокоренные слова и формы слова | Определить грамматическую форму каждого слова, «скрывающегося» за схемой. |
108 | Корень слова | Понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении, различать однокоренные слова и формы слова, слова с корнями-омонимами; находить , подбирать и образовывать однокоренные слова, находить и выделять корень, безошибочно писать слова | Выборочный диктант |
109 | Исторические изменения в составе слова. | Используя этимологические словари, уметь выделять корни с учетом исторической членимости слова на морфемы, сравнивать современное и историческое членение слова | Сравнение современного и исторического состава слова. Работа со словарем. Ответить на вопрос: можно ли считать слова ЦИРК и ЦИРКУЛЬ однокоренными? |
110 | Приставка | Уметь выделять приставки в слове, определять их значения, отличать приставку от предлога, безошибочно оформлять на письме.. | Морфемный разбор, составление слов по схемам. |
111 | Р.р. подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове. | Уметь создавать текст на грамматическую тему. Составлять план, определять основную мысль, выстраивать содержание в определенной последовательности | Устное сообщение: для чего служат вводные слова и обращения? |
112 | Суффикс | Уметь выделять в словах суффикс, объяснять особенности использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимать роль суффиксов, уметь образовывать с их помощью новые слова | Из произведений УНТ выписать сущ. С уменьшительно-ласкательными суффиксами |
113 | Чередование гласных звуков в корне | Знать основные варианта чередования гласных в корне, видеть их, обозначать на письме, отличать корни с чередующимися гласными от корней с безударными гласными. | Ответить на вопрос: при применении какого орфографического правила важно знать о чередовании гласных в корне? Морфемный разбор слов. |
114. | Чередование согласных звуков | Знать основные варианта чередования согласных в корне, видеть их, обозначать на письме. | Проговаривание скороговорок. От существительных образовать слова с суффиксом ЕК |
115 | Полногласные и неполногласные сочетания. | Уметь выделять морфемы с беглыми гласными, с полногласными и неполногласными сочетаниями, находить чередования, графически обозначать. Безошибочно писать | Сделать самостоятельные выводы на основе опорной таблицы, заполнить её примерами из упражнения. |
116 | Морфемный разбор слова | Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, указывать характерные морфемы, находить орфограммы | Морфемный разбор. Работа со словарем |
117 | Р.р. Книжные стили. Научный стиль. | Уметь сопоставлять разговорный и научный стили, определять текст высказывания, создавать текст научного стиля | Изложение-миниатюра текста научного стиля.. |
118 | Правописание корней с чередованием гласных А-О. Корни ЛАГ/ЛОЖ | Знать условия выбора О-А в корнях ЛАГ/ЛОЖ, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме | Составить таблицу «орфограммы-гласные в корне слова», начать заполнять её своими примерами. |
119 | Правописание гласных в корнях КАС/КОС | Знать условия выбора О-А в корнях КАС/КОС, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего в правилах написания гласных в корнях ЛАГ/ЛОЖ,КАС/КОС ? |
120 | Правописание корней РАСТ/ РАЩ/ РОС | Знать условия выбора О-А в корнях РАСТ/РОС/РАЩ, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Распределительный диктант. |
121 | Правописание корней ГОР/ ГАР, ЗОР/ ЗАР | Знать условия выбора О-А в корнях ГОР/ ГАР, ЗОР/ ЗАР, уметь находить орфограмму, графически её обозначать, применять правило на письме | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего в правилах написания гласных в корнях ГОР/ ГАР, ЗОР/ ЗАР ? |
122 | Правописание корней с чередованием Е/И- А(Я) /ИМ /ИН | Знать условия выбора орфограмм, опознавать слова с орфограммой в тексте, обосновывать выбор написания. | Выборочный диктант |
123 | Р.р. Художественный стиль | Понимать задачи автора худ произведения, находить языковые средства, уметь отредактировать загадки и сочинить их самим. | Сопоставление текстов разных стилей на одну и ту же тему. Сочинение загадок. |
124 | Правописание корней с чередованием Е/И- А(Я) /ИМ /ИН | Уметь безошибочно писать слова с чередованием в корне, определять исторический и современный морфемный состав слова с чередованием, работать с этимологическим словарем | Зрительный диктант с самопроверкой. |
125 | Обобщение и систематизация материала по теме «Морфемика» | Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующимися гласными и согласными. | Устное сообщение по плану «Правописание гласных и согласных в корне». Взаимодиктант. |
126 | Контрольная работа | Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, безошибочно писать слова с чередующимися гласными и согласными. | Диктант |
127 | Анализ контрольного диктанта | Работать над ошибками , допущенными в диктанте | Индивидуальная работа по карточкам |
128 | Правописание приставок не изменяющихся на письме. | Понимать принцип единообразного написания приставок, уметь опознавать приставки, написание которых не меняется | Диктант «Проверяю себя». Сопоставление звучания и написания приставок на согласную. |
129 130 | Р.р. Изложение, близкое к тексту. К. Г. Паустовский «Первый снег» | Понимать основное содержание текста, воспринимать его на слух, разбивать на смысловые части, составлять простой план, определять тему, основную мысль, стиль текста, средства связи предложений, подробно пересказывать текст, соблюдая нормы. | Подробное изложение |
131 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставка - С | Уметь объяснять значение приставки С, образовывать новые слова. | Письмо по памяти. |
132 | Правописание приставок, оканчивающихся на З(С) | Понимать правило, имеющее фонетическую основу, различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на З (С) | Выборочный диктант |
133 | Правописание приставок РОЗ / РОС, РАЗ / РАС. | Уметь различать приставку С и приставки на З (С), применять правило написания, объяснять значения приставок | Распределительный диктант |
134 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный | Уметь находить корни, приставки, которые оканчиваются на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки | Решение орфографической задачи: какая приставка на согласный способна менять значение слова на противоположное? Взаимопроверка. |
135 | Правописание приставок ПРИ и ПРЕ | Знать значения приставок ПРИ и ПРЕ, уметь сопоставлять пары однокоренных слов с приставками ПРИ и ПРЕ, различать их написание по значению | Диктант «Проверяю себя» |
136 | Правописание приставок ПРИ и ПРЕ | Уметь безошибочно писать слова с приставками ПРИ и ПРЕ, опираясь на лексическое значение слова, исправлять тексты с нарушением норм письма, запомнить трудные случаи написания слов, обращаться к словарю | Выборочный диктант | |||
137 | Правописание приставок | Уметь членить слово на морфемы, выделять приставки, безошибочно их писать | Устное сообщение с основой на таблицу | |||
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ||||||
138 | Основные способы образования слов | Знать основные способы образования слов, уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, производить словообразовательный разбор | Осложненное списывание | |||
139 | Словообразовательный словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи | Уметь работать с учебным словарем для определения морфемного состава, способа словообразования, построения словообразовательных пар, цепочек. | Работа со словарем | |||
140 | Основные способы образования слов | Уметь группировать слова с одинаковой структурой, способами и средствами образования, определять морфемы – показатели лексического, грамматического значения слова. Работать со словарем | ||||
141 | Сложные и сложносокращенные слова | Знать различные виды сложения, виды сложносокращенных слов по способу их образования, уметь согласовывать с прилагательными и глаголами прошедшего времени | Записать сложносокращенные с лова, пришедшие в наш язык за последние 5 лет | |||
142 | Р.р. Типы речи | Понимать зависимость типа речи от содержания, различать тексты разных типов речи при сопоставлении по вопросам, анализировать готовые тексты разных типов речи | Анализ текстов | |||
143 | Систематизация и обобщение изученного в разделе:: «Морфемика. Словообразование. Орфография» | Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу. | Устное высказывание по плану на тему: «Способы образования слов» Выписать из словаря 5-6 слов, рассказать, как они образованы | |||
144. | Контрольная работа | Уметь определять основные способы образования слов, безошибочно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, понимать семантические и стилистические различия слов-паронимов, восстанавливать пропущенные части словообразовательной цепочки, разбирать слова по составу. | Тест | |||
145 | Анализ контрольной работы | Уметь разбирать ошибки, допущенные в работе с тестом. | Индивидуальные карточки | |||
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. | ||||||
146 | Лексика как раздел науки о языке | Знать, что называется лексическим и грамматическим значением слова, виды толковых словарей, основные способы объяснения лексического значения слова | Выписать из толкового словаря 5 незнакомых слов и формулировки их лексических значений. Составить с ними предложения. |
147 | Лексическое значение слова | Использовать разные способы толкования слова, анализировать словарные статьи в толковых словарях, тексты, речевые ситуации. | Сочинение-миниатюра: объясните, как вы понимаете фразу Ломоносова: «Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому» |
148 | Р.р. Повествовать – значит рассказывать | Понимать особенности строения текста-повествования: знать различные способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь создать рассказ как повествовательный жанр | Составление плана будущего сочинения |
149 | Толковые словари русского языка | Знать назначение, структуру., содержание словарной статьи, уметь работать со словарем для определения лексического значения слова, его стилистической принадлежности | Записать слова по их лексическому значению. Ответить на вопрос: почему надо быть внимательными при использовании слов-паронимов? |
150 | Однозначные и многозначные слова | Знать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, как строится в словаре статья, уметь выбирать значение многозначного слова | Работа с толковым словарем. Составить словосочетания и предложения, употребив одно и то же слово в разных значениях |
151 | Однозначные и многозначные слова | Уметь употреблять слова в соответствии с лексическим значением, подбирать синонимы, антонимы, однокоренные слова. | Ответить на вопрос: наличие многозначных слов – это проявление богатства или бедности языка? |
152 | Прямое и переносное значение слов | Уметь замечать слова, имеющие переносное значение, не путать прямое и переносное значение слов, находить метафоры и олицетворения в художественном тексте, определять их роль | Ответить на вопрос: почему в поэтической речи часто используются слова в переносном значении? |
153 | Омонимы | Знать, чем отличаются омонимы от многозначных слов, уметь находить их в толковом словаре, различать виды омонимов, анализировать значение, строение, написание | Творческое задание: употребить омонимы в каламбурах, загадках |
154-155 | Выборочное изложение | Владеть ознакомительным и изучающим чтением, выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, тип и стиль речи, выделять главную информацию, составлять план, излагать текст письменно. | Выборочное изложение |
156 | Синонимы | Знать определение синонимов, различать оттенки значений, особенности употребления, уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов | Распределить синонимы по графам таблицы: нейтральные, книжные, разговорные. Составить синонимический ряд. |
157 | Синонимы. Лексический разбор слова. | Уметь наблюдать за использованием различных синонимов в речи, объяснять оправданность выбора слова из синонимического ряда значением слова, нормами его сочетаемости, особенностью текста. | Написать сочинение-миниатюру: «Моя мечта», используя синонимический ряд. |
158 | Антонимы | Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль, уметь пользоваться словарем антонимов для выбора наиболее точного слова | Привести примеры пословиц с антонимами. Ответить на вопрос: почему народная мудрость часто выражена противоположными по смыслу словами? |
159 | Антонимы | Уметь наблюдать за использованием антонимов в речи, использовать антонимы как средство выразительности речи для связи предложений в тексте. | Составить текст, используя для связи его частей антонимы ПРАВЫЙ – ЛЕВЫЙ, СПРАВА – СЛЕВА, на темы: «на берегах реки», «Вид из окна», «Любимый уголок природы» |
160 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | Знать различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектной лексики, уметь определять уместность – неуместность использования диалектизмов и общеупотребительных слов | Выборочное списывание. Анализ текстов. Ответить на вопрос: с какой целью в художественной литературе используются диалектные слова? |
161 | Р.р. Описание предмета. | Знать строение текста-описания, различать описание художественное, деловое, научное, виды описания, особенности строения описания предмета | Составить план текста. Устно пересказать. |
162 | Жаргонизмы | Знать сферу употребления жаргонизмов, уметь опознавать жаргонизмы, соблюдать нормы литературного языка при употреблении слов, исправлять нарушения | Редактирование текста |
163 | Устаревшие слова | Знать причины выхода из общего употребления слов в русском языке, уметь различать архаизмы и историзмы, пользоваться словарем для определения значения устаревших слов. | Привести примеры устаревших слов из учебника истории, ответить на вопрос: что дает история родного языка для его изучения? |
164 | Неологизмы | Знать причины появления новых слов, уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы, определять роль неологизмов в тексте, уместно определять их. | Наблюдение за языком поэтических текстов. Назвать новые слова, появившиеся в последние 5 лет. |
165 | Исконно русские и заимствованные слова | Понимать закономерность обогащения одного языка за счет заимствования слов из других языков, уметь узнавать происхождение слов по «внешним» приметам, определять способы заимствования, оценивать речь с точки зрения целесообразности использования заимствованных слов | Найти в толковом словаре значения иностранных слов. |
166 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления. | Уметь определять сферу употребления нейтральных и стилистически окрашенных слов, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики | Анализ текстов разных стилей |
167-168 | Р.р. Изложение, близкое к тексту. | Понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или прочитанного, разбивать текст на смысловые части, определять тему, основную мысль, описательных частей текста, выявлять сочетание разных типов речи в тексте. | Изложение, близкое к тексту |
169- 170 | Фразеология как раздел лексикологии | Понимать, что фразеологизмы – это отражение истории, культуры, морали, понимать значение фразеологизмов, уместно использовать в собственной речи | Выписать примеры фразеологизмов из словаря. Устное высказывание. Ответ на вопарос6 как узнать значение фразеологизмов, пользуясь словарем? |
171-172 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Лексикология и фразеология» | Уметь создавать устное высказывание научного стиля, сохраняя тему, развивая основную мысль, пользоваться разными видами словарей в процессе создания выступления, выражать свое отношение к предмету речи | Выступления учащихся, самооценка и взаимооценка выступлений. |
173 | Контрольная работа | Уметь определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их значением. и стилистическими свойствами; определять уместность употребления синонимов, антонимов, фразеологизмов, лексики, ограниченной в употреблении; определять тему, основную мысль, тип речи… | Комплексный анализ текста |
174 | Анализ контрольной работы | Уметь анализировать опущенные в работе ошибки, исправлять их | Работа над ошибками |
175-176 | Р.р. Рассуждение как тип речи | Знать строение текста-рассуждения, способы развития основной мысли в нем; уметь отличать рассуждение от других типов речи, для перехода от тезиса к доказательствам использовать вопрос «почему», частицу «ведь». Для связи и последовательности мыслей указывать вводные слова и сочетания | Анализ текстов |
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | |||
177-179 | Синтаксис и пунктуация | Уметь выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово; Составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило | Письмо по памяти. Выписать 2 словосочетания, проставить логические ударения, выразительно прочитать четверостишие. Ответить на вопросы: какие средства устной речи вы использовали, чтобы прочитать стихотворение выразительно, какие знаки препинания помогли вам в этом? |
180 - 181 | Правописание гласных и согласных в корне | Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика(независимо от звучания), обнаруживать орфограммы в корнях слов, группировать слова по видам орфограмм, подбирать однокоренные проверочные слова, устно объяснять написание анализируемых слов, на письме – с помощью графических символов, использовать орфографический словарь при трудных случаях написания слов | Доказать, что правописание безударной гласной в корне можно иногда объяснить с помощью этимологического анализа. Написать небольшой юмористический текст, используя омофоны. |
182-184 | Правописание имен существительных | Уметь распознавать имена существительные, их морфологические признаки и формы слова по морфемной модели, обнаруживать орфограммы в окончаниях, выбирать правильный способ действия при выборе орфограмм, устно объяснять написание анализируемых слов, на письме – с помощью графических символов, при необходимости использовать орфографический словарь | Взаимодиктант |
185 | Р.р. Подготовка к сочинению о любимом животном | Знать строение текста - описания, различать описание научное и художественное, особенности композиции описания животного, опознавать примеры художественного стиля в текстах- образцах. Составлять план текста, готовить рабочий материал | Работа с текстами-образцами. Составление плана. |
186 | Употребление синонимов, антонимов и фразеологизмов в речи | Уместно использовать синонимы и антонимы, использовать синонимы в речи с учетом их стилистической окрашенности, как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, толковать значения фразеологизмов, уместно употреблять их в речи | Лингвистический эксперимент. Редактирование текста. Письмо по памяти. |
187 188 | Соблюдение норм современного русского языка. Употребление в речи этикетных слов. | Уметь использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности с учетом речевой ситуации, употреблять существительные с основными орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, произношения, соответствия речи нормам речевого этикета | Разыграть сценку «В автобусе»(использование этикетных слов для выражения просьбы) Устное высказывание: объяснить смысл пословицы «Слово- не воробей: вылетит- не поймаешь» |
189-190 | Р.р. Сочинение по картине. И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» | Уметь создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка | Сочинение по картине |
191- 192 | Словообразование | Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова, составлять словообразовательные пары, цепочки | Словообразовательный анализ слов |
193-194 | Правописание приставок | Уметь различать приставки ПРЕ, ПРИ на семантической основе. Безошибочно писать неизменяемые приставки и приставки на З (С), устно объяснять правописание анализируемых слов, на письме – с помощью графических символов, использовать при необходимости орфографический словарь. | Творческое списывание. Тест. |
195 | Р.р. Текст как речевое произведение. Выбор языковых средств в зависимости от типа. Лексические средства связи предложений в тексте. | Уметь определять смысловую и параллельную связь предложений в тексте, использовать её. Употреблять лексические и текстовые синонимы, антонимы, однокоренные слова при создании собственного текста. | Выбор из синонимичного ряда уместного слова для мини-текстов, редактирование текста. Лингвистический эксперимент. |
196-197 | Основные нормы построения текста | Владеть основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развертывание содержания по плану), правильное выделение абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте | Выразительно прочитать текст, проанализировать его, определить признаки текста по плану. Редактирование текста. Устное высказывание: какие знаки употребляются для обозначения ошибок в построении текста? |
198-199 | Контрольная работа и её анализ | Уметь озаглавить текст, определить тему. Основную мысль, тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста. Анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Комплексный анализ текста |
200-204 – резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...