Бессоюзные предложения
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок повторения в 11 классе по теме "Бессоюзные предложения". Урок подкреплён медиапособием по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_zanyatiya.zip | 7.23 КБ |
prezentaciya.rar | 9.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия
Тема: Бессоюзные предложения.
Учебно-методическое обеспечение: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
1.среда РОWER POINT
2. вид медиапродукта: электронный учебник
3. технологический сценарий: структура медиапродукта (разветвленная сложная)
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1.эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока
( индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное освоение время освоения)
2.формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, упорядочивание информации)
3.развитие понятийного мышления (за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал)
Задачи занятия:
Образовательные – Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» в рамках подготовки к ЕГЭ
Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности.
План занятия:
№ п/п | Этапы занятия | Временная реализация | № кадра |
1 | Организационный момент: приветствие, объявление темы урока | 3 минуты | |
2 | Фонетическая пятиминутка | 5 минут | |
3 | Повторим орфографию | 10 минут | |
4 | Приглашаем в путь: Бессоюзное предложение | 3 | 1,2,3 |
5 | Выполним задание. | 1 | 4 |
6 | Шаг 1 | 2 | 5 |
7 | Шаг 2 | 2 | 6 |
8 | Шаг 3 | 4 | 7 |
9 | Тест. Закрепление. | 5 минут | 12 |
10 | Умникам. Закрепление | 5 минут | 10 |
11 | Домашнее задание | 2 минуты | 11 |
12 | Итоги | 3 минуты |
Ход занятия:
- Организационный момент
Объявление темы
- Фонетическая пятиминутка
Чтение с доски:
В каком слове звонкий шипящий твёрдый?
А) чёрный б) щавель в) жизнь г) цапля
Разбор правильного ответа
Фонетическая загадка другу (готовят дома по индивидуальному заданию)
Работа с учебником. Упражнение 6(4), страница 11.Сколько звуков (ш) в пословице?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Ответ:(4)
- Повторим орфографию.
А) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) в милици..., в санатори.., на заняти...
2) см..щение, зам..рать, расст..лать
3) погру..чик, ра..сада, подно..чик
4) ид..ал, бл..стали, зап..рали
ответ: №1
Вспомним правило, помогут схемы-блоки в ваших тетрадях, составленные дома.
Объяснительное письмо (готовит ученик заранее по индивидуальному заданию).
- Поговорим о бессоюзном предложении.
Работа с электронным учебником по теме «Бессоюзное предложение»
Время усвоения индивидуальное.
Примерный ход этапа урока для слабых учащихся:
Вспомним , что такое бессоюзное предложение. Попробуем повторить(3 раза).
Теперь выполним задание. Почему некоторым трудно расставить знаки препинания? Значит, надо повторить правило постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выполняем шаги № 1. 2. 3.
Вернёмся к заданию. Выполним. Проверим себя.
Выполним тест.
Умникам дополнительно задание.
- Итоги урока.
Появилась ясность в темах, которые повторяли? Вопросы по уроку.
Спасибо за работу. Оценки. Домашнее задание: работа с тестами, упражнение
Подписи к слайдам:
Шаг №3тире
задание
Шаг№4двоеточие
Шаг №1запятая
Шаг №2Точка с запятой
Правильный ответ
умникам
Домашнеезадание
Тесты
Приглашаем в путь!Желаем удачи . БСП Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания. Задание Расставь знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие):Назвался груздем полезай в кузов.(Пословица.)Я доверяю любящим они великодушны. (Паустовский.)В ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над ними. (Лермонтов.)Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса надо мной неслись большие серые облака, ракиты тревожно шевелились и лепетали. (Тургенев.) Шаг №1Запятая в БСП Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно поставить союз и), например:Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шолохов.) Шаг №2Точка с запятой в БСП Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например:Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (Салтыков-Щедрин.) Шаг №3Тире в БСП Тире ставится в следующих случаях:Если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова(Крылов.) (Можно поставить союз и )Если в предложении содержится противопоставление, например: Ввысь взлетает сокол – жмётся уж к земле. (Горький.) (Можно поставить союзы а, но)Если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: Лес рубят – щепки летят (Пословица.)Любишь кататься – люби и саночки возить.(Пословица.) (Можно поставить союзы когда, если)Если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово – соловей поёт(Пословица.) (Можно поставить союзы словно, будто)Если второе предложение заключает в себе результат или вывод того, что говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт – будет день горячий. (Твардовский.) (Можно поставить союзы так что, поэтому, потому) Шаг №4Двоеточие в БСП Двоеточие ставится в следующих случаях:Когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Горький.) (можно поставить потому что)Когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое, например: Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты.(Пушкин.) (можно поставить а именно)Когда второе предложение дополняет первое, например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Тургенев.) (можно поставить слова увидел,что и т.п.) Правильный ответ Назвался груздем - полезай в кузов.(Пословица.)Я доверяю любящим: они великодушны. (Паустовский.)В ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над ними. (Лермонтов.)Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса, надо мной неслись большие серые облака, ракиты тревожно шевелились и лепетали. (Тургенев.) Замените союзные предложения бессоюзными.Когда будете в Ярославле, навестите меня.Было очень темно, и мы уже с трудом различали дорогу.День меркнет ночью, а человек печалью.Бежать ему было трудно, так как у него сильно болела нога.Все переглянулись, но засмеяться никто не посмел. Я выглянул в окно и увидел, что небо затянуто тучами.Я не смог подготовиться к соревнованиям, так как болел.
Умникам Домашнее задание Страница 105, упражнение 239 Тест 2
Тест 1 Назвался груздем, полезай в кузов.Назвался груздем: полезай в кузов.Назвался груздем – полезай в кузов. Наступил вечер, шёл дождь - с севера прерывисто дул ветер.Служить бы рад: прислуживаться тошно. Страшная мысль мелькнула в уме моём, я вообразил её в руках разбойников
Наступил вечер, шёл дождь, с севера прерывисто дул ветер.Служить бы рад – прислуживаться тошно. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников
Тест 2 Тест 2
Молодец! Повтори правило
тест
Тест 2
А если подумать ещё?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бессоюзные предложения
Занятие для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ предполагает блочную подачу учебного материала и творческое применение практической части. Материал содержит план занятия, презентации педагога и учащ...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"
Тема: «Двоеточие и тире в СБП».Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки....
Урок русского языка "Бессоюзные предложения"
Тема "бессоюзные предложения", на мой взгляд, трудна для учащизся тем, что содержит в себе множество пунктации, а также интонации, которая так важна при прочтении и усвоении знаний по этой теме....
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Сложное бессоюзное предложение
Сложное бессоюзное предложение...
Сложное бессоюзное предложение
Сложное бессоюзное предложение...
ПОДГОТОВКА К ОБУЧАЮЩЕМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ БЕССОЮЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В процессе подготовки к обучающему изложению на первый план выступает работа по обогащению речи учащихся синтаксическими конструкциями. Опыт показывает, что на обогаще...