Урок русского языка "Бессоюзные предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Григорьева Ирина Николаевна

Тема "бессоюзные предложения", на мой взгляд, трудна для учащизся тем, что содержит в себе множество пунктации, а также интонации, которая так важна при прочтении  и усвоении знаний по этой теме. С помощью интерактивного метода и опорных схем, восприятие ноаого материала можно сделать легче, понятнее и компактней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bessoyuzn.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

- формировать умения:

1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями  в союзных и бессоюзных предложениях;

2) определять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложениях в зависимости от интонации в устной речи;

3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

- формировать у учащихся интерес к предмету.

Метод: интерактивный

Ход урока:

  1. Организационный момент

II.        Психологический настрой.

Чтение притчи из журнала        (с. 35)

Эту притчу я прочитала, ребята, для того, чтобы снять напряжение перед уроком и для формирования уверенности. Ведь, действительно, все наши действия, поступки – все зависит от нас самих.

III.        Сообщение темы и целей урока.

Итак, тема нашего урока «Бессоюзные сложные предложения»

IV.        Мозговой штурм.

Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, проведем мозговой штурм на повторение сложносочиненных и сложноподчиненных. Вопрос: «Что можно сделать для того, чтобы учащиеся не бросали школу?». Вам нужно предложить идеи на заданную тему, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

(в каждой группе должно быть не меньше 4 идей-предложений).

  1. проверка задания (3 ученика у доски записывают идеи - предложения и доказывают, что это сложносочиненное или сложноподчиненное предложение, составляют схему предложения)
  2. пока три ученика работают у доски, проверяем задания у остальных учеников.

V.        Вводная часть модуля.

А теперь переходим к следующему этапу урока.

-        Кто может дать определение бессоюзного сложного предложения?

Учитель: в бессоюзном сложном предложении велика роль интонации, которая придаст синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.

(главное смысловое отношение между частями сложных предложений и степень их распространения)

- обращение к таблице «Запятая и точка с запятой» в бессоюзном сложном предложении

(части сложного предложения обозначают  перечисление одновременных явлений).

VI. Практическая часть

  1. Учитель объясняет постановку (:) в бессоюзном сложном предложении.

Аналогичная работа в группе (один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения, составляет схему).

  1. Учитель объясняет постановку (–) в бессоюзном сложном предложении.

Аналогичная работа в группе.

  1. Один ученик выходит к доске и по таблице рассказывает о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении.

3 ученика у доски выполняют практическое задание.

Дописать, образуя бессоюзные сложные предложения

Нас охватило чувство страха...(причина)

Я давно написал другу письмо...(противопоставление)

Раздался удар грома...(быстрая смена событий)

V.        В начале урока вы предлагали, что можно сделать для того, чтобы учащиеся не бросали школу. А завершим урок тем, что напишем ЭССЕ на тему «Для чего нужно образование», используя бессоюзные сложные предложения.

VI. Пятистишие 

Составить пятистишье, используя свое имя, например, «Тимур», «Ольга», «Юля» и т.д.

VII. Подведение итогов.

Объявление группы-победителя (награждение).

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. Из художественной литературы выписать 10 бессоюзных сложных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Урок русского языка "Предложения с обращением"

Конспект  урока по русскому языку  в 5 классе по теме "Предложения с  обращением",  составленный в ФГОС...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с  определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....