Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложное бессоюзное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Тема: «Двоеточие и тире в СБП».

Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_9_klass.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie.doc22 КБ
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

9 класс

Тема: «Двоеточие и тире в СБП».

Цель урока – систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки.

Задачи: закрепить теоретический материал, учиться устанавливать смысловые отношения между частями СБП, упражняться в верном выборе знаков препинания в СБП.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з, повторение.
  1. Урок начнем с повторения. Откройте тетради, запишите число. С домашним заданием к доске пойдут…(выписать только номер предложения и объяснить значение простых предложений)
  2. Все остальные работают вместе со мной. Запишите предложение под диктовку.

РЕБЯТА УШЛИ (?) НА ПРАЗДНИКЕ СТАЛО СКУЧНО.

  1. Какое это предложение? Докажите.
  2. Какие виды сложных предложений знаете?
  3. Какие предложения называются сложными бессоюзными?
  4. Какие знаки могут ставиться?
  5. Вернемся к записанному предложению. Какой знак поставили? Почему?
  6. Этот пример говорит о том, как внимательно нужно следить за интонацией в предложении: она часто помогает определиться в выборе знака. Это мы и постараемся сегодня выполнить.

  1. Постановка темы и цели урока.

  1. Тема сегодняшнего урока – двоеточие и тире в СБП. (СЛАЙД 1)

                  -    Цель - систематизировать знания о СБП, совершенствовать пунктуационные навыки.

  1. Итак, проверим домашнее задание. (На доске)
  2. Вспомним способы проверки постановки двоеточия и тире. (Учитель дописывает на доске цветным мелом).

  1. Закрепление изученного.

1.Пословицы.(Собрать пословицы из частей, выбрать знак, объяснить)

  1. На парте лежат карточки с пословицами. Прочитайте задание.
  2. Что нужно сделать?
  3. Какая орфограмма пропущена?
  4. Будьте внимательны при выполнении задания.
  5. Проверка выполняется на компьютере через плазменную панель.

Ремесло не коромысло – плечо не оттянет.

Хорош садовник – хорош и крыжовник.

Не помучишься, не посеешь – не научишься.

Не удобришь рожь – соберешь хлеба на грош.

Здоровье всего дороже: его не купишь.

  1. Если бы попросили исключить лишнюю пословицу, то какую? Почему?

2.Лови ошибку. – Параллельно выполняется индивидуальное задание (работа с текстом).

  1. На карточке – семь схем. Найдите ошибку, исправьте. Работайте сначала в паре, затем обсудите ответ с соседней парой.
  2. Устная проверка и на мониторе. (СЛАЙД 2)

3.Смехопауза. Работа с текстом. (СЛАЙД 3)

(чтение текста, объяснение знаков препинаний).

4.Слуховой диктант.

  1. От шуточного задания перейдем к серьезному, сложному.
  2. Прослушайте предложение, запишите только знак, который нужно поставить. Рядом укажите автора, кому принадлежат данные строки.

1.Обычай мой такой: подписано так с плеч долой. (А.С.Грибоедов)

2.Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось. (И.С.Тургенев)

3.Оборачиваюсь: Грушницкий. (М.Ю.Лермонтов)

4.Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.С.Пушкин)

5.Ну, братец, виноват: слона – тоя и не приметил. (И.А.Крылов)

6.Май холодный – год хлебородный. (Народная мудрость)

7.За чужим погонишься – свое потеряешь. (Народная мудрость)

8.Идет направо – песнь заводит… (А.С.Пушкин)

9.Максим Максимыч имел глубокие сведения в поваренном искусстве: он удивительно хорошо зажарил фазана. (М.Ю.Лермонтов)

10.Она хотела было встать – Чичиков поспешил ей навстречу. (Н.В.Гоголь)

  1. Проверим самостоятельно (самопроверка). (СЛАЙД 4)
  2. Проверьте свой уровень знаний по таблице.(СЛАЙД 5)

Степень выполнения

Уровень учебных достижений

1, 2

низкий

3, 4

удовлетворительный

5, 6

средний

7, 8

достаточный

9, 10

высокий

  1. Устно объясним ошибки.

  1. Подведение итога урока, домашнее задание.

  1. Сегодня на уроке по какой теме работали?
  2. Что запомним с урока?
  3. Домашнее задание – на карточке. Оно вариативное, по выбору.
  4. Прочитайте, у кого есть вопросы, задайте.

VI. Тест. (если остается время, учащиеся выполняют тест с заданиями в формате ЕГЭ).



Предварительный просмотр:

Задание № 1.

Соедините части пословиц, расставьте знаки препинания, обоснуйте ответ.

1.Ремесло не коромысло                                             не научиш(?)ся.

2.Хорош(?) садовник                                                   собереш(?) хлеба на грош(?).

3.Не помучиш(?)ся, не посееш(?)                               его не купиш(?).

4.Не удобриш(?) рож(?)                                               плечо не оттянет.

5.Здоровье всего дороже                                              хорош(?) и крыжовник.

Задание № 2.

Пауза

1. Исправьте ошибки в схемах.

[   ]  :  [ пояснение].

[   ]  :  [ противопоставление].

[  время  ]  -  [              ].

[   ]  -  [ причина ].

2. Прочитайте выразительно текст.

Озаглавьте текст.

Вставьте пропущенные знаки препинания. Устно объясните.

……………………..

«Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу.- Вот хорошо(?) все-таки веселее в компании».

Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием: «Ну вот, я же говорила (?) в компании веселее!»



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

Замените сложные союзные предложения бессоюзными.

Выпишите, соблюдая нумерацию, только те, в которых ставится:

Объясните знак при помощи схемы и значения предложения.

 

Образец:

5. Я твердо знаю одно, что нужно учиться.

5. Я знаю твердо одно: нужно учиться.

            [ = -  ]  :  [ = ].

  1. Когда наступит рассвет, озарит все кругом.
  2. Если за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  3. Шел дождь, поэтому я не мог прийти.
  4. Труд человека кормит, а лень портит.
  5. Он поднял глаза и увидел, что облака неслись по небу.
  6. Весна затягивалась, а именно: то теплело, то ударял мороз.
  7. Пора вставать, потому что уже без четверти шесть.
  8. Он боялся подойти к берегу, потому что скользко.
  9. Я тебе определенно скажу, что у тебя есть талант.
  10. Если меньше знаешь, крепче спишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....