ПОДГОТОВКА К ОБУЧАЮЩЕМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ БЕССОЮЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
В процессе подготовки к обучающему изложению на первый план выступает работа по обогащению речи учащихся синтаксическими конструкциями. Опыт показывает, что на обогащение синтаксиса ученических изложений положительно влияет синтактико-стилистический анализ текста. Однако эффективность такого анализа значительно возрастает, когда его элементы внедряются на уроках изучения грамматического материала, предшествующих уроку обучающего изложения, т. е. когда анализу текста изложения предшествует соответствующая подготовка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ОБУЧАЮЩЕМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ БЕССОЮЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В процессе подготовки к обучающему изложению на первый план выступает работа по обогащению речи учащихся синтаксическими конструкциями. Опыт показывает, что на обогащение синтаксиса ученических изложений положительно влияет синтактико-стилистический анализ текста. Однако эффективность такого анализа значительно возрастает, когда его элементы внедряются на уроках изучения грамматического материала, предшествующих уроку обучающего изложения, т. е. когда анализу текста изложения предшествует соответствующая подготовка.
Синтактико-стилистическая подготовка проводится не на одном, а на нескольких уроках, предшествующих обучающему изложению. Такая подготовка, которую мы называем рассредоточенной, поможет решить те же задачи, что и синтактико-стилистический анализ излагаемого текста, с той только разницей, что она проводится по частям с учетом изучаемого грамматического материала и методических целей уроков. Таким образом, анализ излагаемого текста и рассредоточенная подготовка к изложению представляют собой тесно взаимосвязанные этапы грамматико-стилистической работы.
Речь учащихся, необходимо обогащать различными конструкциями, в том числе и бессоюзными сложными предложениями, на материале которых в данной статье показывается содержание синтактико-стилистической-' подготовки к обучающему изложению.
Синтактико-стилистический рассредоточенный анализ постепенно знакомит учащихся с различными сторонами стилистической функции данной синтаксической конструкции, при этом учитель имеет возможность учесть задачи конкретней работы над грамматическим и пунктуационным материалом. Синтактико-стилистический анализ заключается в показе; 1) сферы употребления синтаксической конструкции; 2) синтаксической синонимики; 3) стилистических функций синтаксической конструкции 2. Все три направления работы реализуются одновременно. Возможность их реализации определяется характером смысловых отношений между частями бессоюзного предложения. Поэтому особенно важно акцентировать внимание учащихся на умении правильно определять характер взаимоотношений между частями изучаемой конструкции. Знание характера смысловых отношений способствует более прочному усвоению синтаксиса: конструкции изучаются не ради конструкций, а с целью научиться использовать их для выражения определенных мыслей. Знание характера смысловых отношений тесно связано с практикой речи, с ее развитием у школьников, способствует повышению уровня знаний по синтаксису и стилистике.
При изучении бессоюзных сложных предложений внимание обращается, прежде всего, на «смысловые взаимоотношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзных сложных предложений». Мы сосредоточили внимание на причинных, условных и временных смысловых отношениях между частями бессоюзных сложных предложений. Работа над этими смысловыми связями велась на всех уроках по теме, и особенно на тех, которые были отведены для рассредоточенной подготовки к обучающему изложению (в нашем опыте мы уделили рассредоточенной подготовке 3 урока из 8, отводимых программой на изучение темы). На первом из трех уроков рассредоточенной подготовки — при анализе бессоюзных конструкций с причинной смысловой связью — изучалось правило постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения. Второй урок посвящался отработке условных и временных отношений в бессоюзных сложных предложениях, между частями которых стоит тире. На третьем уроке разбирались бессоюзные конструкции с временной связью между их частями (на письме в таких предложениях ставится запятая или точка с запятой).
Такой вариант построения занятий, когда бессоюзные конструкции, части которых отделены запятой и точкой с запятой, изучаются не в начале, а в конце темы, на наш взгляд, оправдан. Временная связь между частями бессоюзного сложного предложения выявляется менее четко, чем, например, причинная. Кроме того, для учащихся трудно различать стилистические нюансы, связанные с употреблением в бессоюзном сложном предложении точки с запятой в отличие от запятой. Наконец, в, индивидуальной, авторской речи наблюдается употребление этого знака препинания вопреки существующему пунктуационному правилу, т. е. когда части бессоюзного сложного предложения не более распространены сравнительно с частями,, отделенными запятыми, и внутри простых предложений отсутствуют знаки препинания (ср.: «Метель но утихала, небо не прояснялось. Ветер завыл; сделалась метель» (Пушкин).
Осуществляя рассредоточенную синтактико-стилистическую подготовку к обучающему изложению, мы ориентировались на будущий текст для изложения. На уроках изучения синтаксического материала проводился синтактико-стилистический анализ конструкций такого типа, какие включены в текст изложения, причем синтактико-стилистическому анализу подвергались не только конструкции с причинными, условными и временными смысловыми отношениями, но и с другими, характерными для бессоюзных сложных предложений. Например, содержание уроков требует ознакомления- учащихся с конструкциями, в которых вторая часть поясняет первую, раскрывает ее содержание и т. д.
Текстом для обучающего изложения, которое проводилось после изучения бессоюзных сложных предложений, послужил отрывок из книги Л. Воронковой «Алтайская повесть». В нем представлены интересующие нас синтаксические конструкции (в приводимом тексте они подчеркнуты).
У ДОСКИ
С тех пор как Чечек задумала вступить в пионерский отряд, она очень старалась хорошо учиться. Но вчера ей не повезло: никак не выходила задачка! Лида хотела ей помочь, но Чечек отказалась: она считала, что обязана решить Сама. «Встану, пораньше — и решу!»
Но пораньше не встала, проспала.
На первом ' уроке был русский язык. Марфа Петровна задала написать сочинение; «Как я проведу праздник Первое мая». У Чечек по - сердцу прошла горячая волна: в день первомайскогс праздника ее- будут принимать в пионеры!
И только на второй перемене, перед уроком математики, Чечек вдруг спохватилась, что не сдела задачу, и побежала в класс.
В классе никого не было, Oна достала задачник, бумагу, карандаш и задумалась над задачей. Но только она начала, сооб-ражать, как за нее приняться,— прозвенел звонок. Чечек нервно написала первый вопрос. Но было уже поздно: Захар Петрович вошел в класс.
- Чечек Торбогошева, к доске,— сказал Захар Петрович, не поднимая глаз от Журнала.
Чечек почувствовала себя так, будто идет по краю обрыва по каменной тропе, и тропа эта вдруг дрогнула и поползла под ее ногою...
Чуть-чуть побледнев, ока вышла к доске.
— Ты решила задачку, Чечек? — спросил Захар Петрович.— Объясни, как ты ее- решила.
— Я не решила, Захар Петрович.
Учитель" "удивленно посмотрел" на неё-поверх очков:
— Это как же так — не решила?
— Я не решила, но я все-таки ее поняла, Захар Петрович. Вот давайте я сейчас ее на доске решу!
Чечек старалась держаться спокойно...
Захар Петрович еще поворчал, голос у него стал очень жалобный. Вот какие у него ученики есть: считают, что хотят — решают задачи, хотят— нет.
— Ну так, а теперь запиши условие,— сказал, наконец, Захар Петрович уже другим, своим обычным, деловым тоном.
Чечек обрадовалась: кончилось! Теперь только надо как следует решить задачу.
Чечек сосредоточила все свое внимание на том, что диктовал ей Захар Петрович.
Чечек решала задачу смело И быстро. Вот наконец последний вопрос...
Чечек почти машинально дописала последний вопрос и поставила цифру ответа.
— Правильно!— громко и отчетливо сказал Захар Петрович.—Садись!—и, пряча в глазах улыбку удовольствия, склонился над Журналом.
Рассредоточенный синтактико-стилистический анализ мы начали с конструкций с причинной смысловой связью. Это, главным образом, бессоюзные предложения, между частями которых на письме ставится двоеточие. Как справедливо замечает Г. П. Фирсов, употребление двоеточия в бессоюзных сложных предложениях менее затрудняет учащихся «вследствие большей четкости интонаций предупреждения, в особенности при На-" личин причинной смысловой связи между простыми предложениями»'5. Добавим, что бессоюзные сложные предложения с двоеточием (с причинной смысловой связью) широко распространены в русском языке и учащиеся постоянно с ними встречаются. Однако эти конструкции не стали еще достоянием учащихся в практике их письменной речи; анализ ученических работ показывает, что в них причинная зависимость выражается, главным образом, сложноподчиненными
предложениями с придаточными причинными. Это приводит к выводу о необходимости заниматься обогащением письменной речи
учеников бессоюзными сложными конструкциями с причинной связью.
Успех подготовительной работы к обучающему изложению обеспечивается совокупностью граммати-ко-стилистических упражнений, проводимых на уроках рассредоточенного анализа. Не излагая всех возможных граммагико-стилистических упражнений, остановимся лишь на тех, которые, главным образом, обеспечивают активное восприятие учащимися соответствующих синтаксических конструкций из будущего текста для изложения. При этом постоянно имеем в виду содержание синтактико-стилистического анализа: показ сферы употребления, синтаксической синонимики и стилистических функций синтаксических конструкций .
I. Бессоюзные сложные предложения с причинной связью
1. Показ сферы употребления бессоюзных сложных предложений с причинной связью.
Такие конструкции характерны для устных высказываний и широко используются поэтому в разговорной речи. Учитывая это, полезно проводить наблюдения лад синтаксисом монологической речи персонажей. Для работы используется отрывок . из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»; обращается внимание на предложение: Нет, батюшка Петр Андреич! не я, проклятый мусье всему виноват: он научил тебя тыкаться железными вертелами да притоптывать...
Среди бессоюзных сложных предложений имеются такие, с помощью которых характеризуется внутреннее состояние человека, которое является следствием определенной причины. Такие конструкции широко используются в художественных произведениях. Примером может служить взятое из текста приведенного изложения предложение Чечек обрадовалась: кончилось! Теперь только надо как следует решить задачу. Во время рассредоточенной подготовки анализировалось подобное же предложение: Тысячи людей собрались на берегах Енисея. Строители ликовали: началось! Наступил момент штурма богатырской реки.
Бессоюзные сложные предложения с причинной зависимостью между его частями широко распространены в деловой речи. Конструкции со знаком двоеточия используются для построения доказательства. Структуру такой конструкции можно рассматривать так; до знака препинания (:) —это тезис, после знака (:) —доказательство, аргумент, например:
Таким образом, треугольники ABC и A1В1C1 равны между собой: две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого.
2. Выбор синтаксической конструкции с причинной смысловой связые между ее частями из контекста.
'Это упражнение используется также для показа сферы употребления описываемого типа синтаксис ческой конструкции. Выбор предложений проводится как из отрывков, находящихся перед учащимися (записанных на доске или имеющихся в книгах, учебниках), так и из отрывков, читаемых учителем. Во втором случае упражнение эффективней. Умение распознать интересующую конструкцию на слух представляет собой высокий этап в овладении навыком определения характера взаимоотношений между частями сложного предложения. Тренировать учащихся в выборе из контекста предложений на слух исключительно важно: такое упражнение непосредственно связано с восприятием синтаксиса текста для изложения. Для тренировки нами использовался такой материал:
а) Находящийся перед глазами учеников отрывок из XII главы
повести А. С- Пушкина «Капитанская дочка» от слов «Наконец я стал объяснять...» до слов «...судьба ее соединена была с моею». Выбирается конструкция Она сначала колебалась: известное ей неблагорасположение. отца моего ее пугало; из XIV главы этого же произведения — абзац, начинающийся предложением Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось колким упреком.
б) Отрывок, читаемый учителем. Абзац из 54-й главы романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия», начинающийся словами: «Давно уже не испытывала Катя...» Выбирается конструкция Катя не волновалась за него: это был мальчик-воин, на которого можно было положиться.
3. Сравнение бессоюзных предложений и сложноподчиненных предложений с причинной смысловой связью.
Цель этого вида упражнений —выяснить, в чем сходство и различие сравниваемых конструкций. Это позволяет установить оттенки их значений.
Затем устанавливается характер взаимоотношений между частями бессоюзного сложного предложения: вторая указывает на причину того, о чем говорится в первой.
При сравнении бессоюзного сложного с сложноподчиненным предложением выясняется тождество смысловых отношений их частей. В обоих случаях— причинные отношения:
Старик уходил
Старик уходил удав-удовлетворенный летёоренный (поче-(почем у?): он м у?), потому что (так встречал Павла пол- как) встречал Павла ным энергии. полным энергии.
Далее отмечается, что простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, отличаются большей, самостоятельностью, -чем простые, составляющие сложноподчиненные. Это подтверждается возможностью преобразовать бессоюзную конструкцию в два самостоятельных простых предложения, разделенных точкой.
Учащимся говорится, что причинные отношения в бессоюзных сложных предложениях выражены менее четко, чем в союзных. Этим фактом объясняется, в частности, возможное наслоение на основное значение бессоюзных конструкций дополнительных оттенков. Например, в конструкции. Здесь ему (Ивану Туркеничу) не повезло: под самой деревней его, схватила полиция совмещены значения причинности и раскрытия содержания первого предложения.
Наконец, нужно обратить внимание учащихся на то, что бессоюзное сложное предложение лаконичней союзного. Это замечание касается всех разновидностей бессоюзных конструкций.
4. Синонимическая замена синтаксических конструкций. Показ синтаксической синонимии исключительно важен для выработки умения свободно пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, употреблять наряду с союзными бессоюзные предложения.
Поскольку синонимичными бессоюзным сложным предложениям с причинной связью являются сложноподчиненные преложения с союзами так как, потому что, наличие которых создает «неуместное для художественных произведений отяжеление речи», то желательно, чтобы учащиеся в еврих письменных работах не злоупотребляли союзными конструкциями.
Выработке умения свободно пользоваться разными синтаксическими конструкциями способствует упражнение в замене союзных предложений бессоюзными и, наоборот, бессоюзных — союзными. Приводим использованные примеры:
а) Для замены сложноподчиненного предложения с причинной зависимостью между его частями — бессоюзным.
Бабушка зажгла коптилку и поставила под стол, чтобы свет не виден был с улицы, так как полиция навещала их по нескольку раз в день.
Конструкции приобретают такой, как в авторском тексте, вид после того, как союзы, так как и потому что будут опущены, а на стыке простых предложений, входящих в бессоюзное сложное, будет поставлено двоеточие.
Упражнение в синонимической замене синтаксических конструкций можно сочетать с упражнением в выборе из контекста конструкций с интересующим видом смысловых отношений. При этом предлагаются записанные (печатные), а также зачитываемые учителем отрывки. Как уже отмечалось, большая эффективность достигается при выполнении упражнения со слуха. Из следующих текстов учащимся предлагалось вычленить конструкции, подлежащие замене, и заменить их синонимичными.
а) Отрывок из VIII главы «Капитанской дочки» А. С. Пушкина от слов «Вопрос мошенника и его дерзость...» до слов «...чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою». Выбирается конструкция Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным (печатный текстК /
II. Бессоюзные сложные предложения с условной связью
Направленность в работе и характер упражнений с конструкциями, выражающими условные связи, такие же, как и для конструкций с причинной связью. Поэтому мы здесь ограничиваемся образцами использованного дидактического материала по видам упражнений:
1. Показ сферы употребления бессоюзных сложных предложений с условной связью.
1. А прогневал я тебя — волн царская: Прикажи казнить, рубить голову... Как полюбишься — празднуй свадебку. Не полюбишься—не прогневайся (из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова).
2. Будешь книги читать — будешь все' знать. С книгой жить — век не тужить (пословицы).
2. Выбор из контекста синтаксической конструкции с условной смысловой связью.
Используется отрывок из романа Н. Островского «Как закалялась сталь» от слов «На станцию в это время приполз пассажирский поезд» и до слов «—Дадите дров —поедем, а нет —переведите поезд ва запасный, пока есть чем двигать! —-кричал машинист начальнику станции»9 (последнее предложение учащиеся и выбирают).
3. Сравнение бессоюзных предложений. и сложноподчиненных предложений с условной смысловой связью.
1) Лес рубят — щепки летят.
2) Знай я ремесло — жил бы в городе (А. М. Горький).
4. Синонимическая заме-н а синтаксических конструкции.
1) Если нравится рисовать, рисуй на здоровье, никто не запрещает
(В. Панова). 2) Хочешь быть защитником леса — надо беречь и деревья, и кусты, и птиц в лесу
(М. Ильин, Е. Сегал).
3) Печатный отрывок — из VIII главы «Капитанской дочки» А. С. Пушкина от слов «Пугачев
задумался...» до слов «...а я сказал тебе правду». Выбираются конструкции: Сам знаешь,, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья, а я сказал тебе правду.
III. Бессоюзные предложения е занятой и точкой с запятой
Специфика конструкций с запятой и точкой с запятой между их частями и трудность определения оттенков таких бессоюзных предложений делает необходимым проведение некоторых видов упражнений помимо тех, которые уже характеризовались. Укажем их.
1. Установление разновидности бессоюзных предложений в зависимости от того, как соотносятся действия в составляющих их частях.
Примеры: а) одновременность действия: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин). Туркенич молчал, глядя перед собой светлыми глазами; в тонком рисунке его губ явственней обозначилась суровая, волевая складка (А. А. Фадеев). б) Последовательность действий: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. В эту минуту хозяин вошел с самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей (А. С. Пушкин).
Такое же по характеру упражнение проводится на материале предложений, взятых из контекста (отрывков из художественных произведений).
2. Конструирование бессоюзных сложных предложений из данных простых.
I. Пугачев отворил дверь ногою. Замок отскочил. Дверь отворилась, и мы вошли. 2. Мы приехали к городским воротам. Караульные нас пропустили. Мы выехали из Оренбурга (А. С. Пушкин).
3. Расчленение бессоюз- ных конструкций на простые самостоятельные предложения.
Предлагались такие примеры, которые в результате расчленения превращаются в предложения, соответствующие авторским:
1. Снег так и валил; около кибитки подымался сугроб. 2. Лошади бежали дружно; ветер между тем час от часу становился сильнее (А. С. Пушкин).
Запись проводится в двух вариантах: так, как конструкции написаны здесь, и расчлененно, т. е. на месте точек с запятыми ставятся точки.
Кроме того, проводился анализ отрывков, подобных следующему:
На темно-сером небе где-то мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью (И. С. Тургенев).
Указывалось на то, что каждое из входящих в это описание простых предложений более или менее самостоятельно, однако их нецелесообразно разделять точками, так как приведенное описание потеряло бы свою целостность.
Описанная в статье рассредоточенная синтактико-стилистическая работа готовит учащихся к анализу излагаемого текста на уроке обучающего изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Методика подготовки и проведения обучающих изложений.
Подготовка и проведения обучающих изложений...
Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9". Сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь между частями сложного предложения
Подготовка к ГИА-9...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. 9 класс
Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи 9 класс...