Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цели урока:
Знать:
1. определение деепричастного оборота;
2. понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное.
Уметь:
1. находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания,
2. использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_usvoeniya_novykh_znaniy_po_teme_deeprichastie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Знать:
- определение деепричастного оборота;
- понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное.
Уметь:
- находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания,
- использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи.
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке вы вспомните, что изучали ранее о деепричастии, познакомитесь с деепричастным оборотом.
- Подготовка к объяснению нового материала.
- Беседа с классом.
- Что такое деепричастие? (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав? – как? когда?, обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.)
- Признаки каких частей речи имеет деепричастие? (глагола и наречия)
- От какой части речи образуется деепричастие? (От глагола)
- Каким членом предложения является деепричастие? (обстоятельством, как и наречие)
- Как расставляются знаки препинания при деепричастии? (оно выделяется запятыми)
- Назовите еще одну часть речи, которая образуется от глагола и имеет его признаки. (Причастие)
- Наблюдение.
Учитель: Прочитайте текст (написан на доске). Определите его тему, основную мысль.
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца… Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!» (М. Пришвин)
Учитель: Какие действия совершает тетерев?
Учитель: Найдите в тексте деепричастия. Помните, что они обозначают добавочное действие при основном.
- Какое значение в данном тексте имеют деепричастия: устроившись, показав, завидев?
- Почему в предложениях эти деепричастия не отделены запятыми?
- Объяснение нового материала.
Учитель: Попробуем вместе ответить на этот вопрос. Установите связь между деепричастиями и зависимыми словами:
Устроившись где? (на этом мостике ближе к ели)
Показав что? (свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья)
Завидев что? (солнце над болотными, жалкими елочками)
Вывод 1: деепричастия могут иметь зависимые слова.
Учитель: Изучая тему «Причастие», вы познакомились с понятием причастный оборот. Вспомните, что такое причастный оборот.
Я предлагаю вам самим сформулировать определение деепричастного оборота.
Вывод 2: деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Учитель: Каким членом предложения является деепричастие? (обстоятельством)
Учитель: Деепричастный оборот в предложении является ….
Вывод 3: В предложении деепричастный оборот является обстоятельством.
Учитель: В каких случаях деепричастный оборот выделяется запятыми: в позиции перед определяемым словом, после него, и в той, и в другой? (Обращаемся к тому ж тексту.)
д/о х
Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул…
х д/о
…подпрыгнул на своем мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья,..
Вывод 4: В предложении деепричастный оборот всегда обособляется, т.е. выделяется запятыми.
- Закрепление нового материала.
- Задание по тексту, написанному на доске: выписать деепричастные обороты с глаголом, к которому они относятся.
- Работа с учебником.
Упр. 235: списать предложения, найти в них деепричастные обороты, установив связь с глаголом. Определить место деепричастного оборота в предложении. Подчеркнуть д/о как член предложения.(Выполняется с комментированием по цепочке.)
- Упр. 236: соотнесение предложений со схемами.
- Прочитайте предложения, правильно соблюдая интонацию. Найдите в них деепричастные обороты. Запишите предложения в тетрадь, расставив знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.
1) По мостовой взметая пыль шел грузовой автомобиль. (С.Я.Маршак)
2) Челкаш оскалив зубы приподняв голову огляделся вокруг и прошептав что-то снова улегся. (М.Горький)
Проверка: один ученик расставляет знаки препинания на доске, объясняя; класс оценивает выполнение задания, сверяет.
- Достраивание предложений: подобрать подходящие по смыслу зависимые слова. Записать предложения, расставив знаки препинания; подчеркнуть д/о как члены предложения:
Побывав (где? когда?)… ребята захотели устроить у себя стадион.
Увидев (что? где?)… Петя вскочил и закричал: «Ура! Победа!»
На ледяной арене стадиона, скользя (как? почему?)… показались юные фигуристы.
Задание выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой.
- Устное упражнение на исправление ошибок.
Учитель: При употреблении в речи деепричастий надо помнить, что они обозначают добавочное действие к основному, выраженному глаголом, а действующий предмет у них один.
- Можно ли сказать? Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. (Кто подъезжал? Что слетело?) Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне… (Кто с кем прощался?) Подходя к лесу, мне стало холодно. | - Как можно исправить ошибки? 1.Когда я подъезжал к сией станции, у меня слетела шляпа. 2. Подъезжая к сией станции, я потерял шляпу. 1.Прощаясь, один из друзей сказал мне… 2. Когда я прощался с друзьями, один из них сказал мне… Мне стало холодно, когда я подходил к лесу. |
- Подведение итогов урока.
Учитель: Что такое деепричастный оборот?
Чем является в предложении?
Как он выделяется в предложении?
- Домашнее задание.
В учебнике «Теория»: п. 143.
Упр. 244.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок усвоения новых знаний "Как построить график функции y=f(x+l)+m"
Как построить график функции...
Урок – усвоения новых знаний. Тема: Звуки вокруг нас. Источники звуков.
Данный урок является первым-ознакомительным уроком в разделе звуковые явления, в котором предусмотрено 4 часа (Звук вокруг нас. Источники звука. Распространение звука. Инфразвук и ультразв...
Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)
Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)Автор: Звербулис Наталья Борисовна, ГБОУ Гимназия№227 Фрунзенского района Санкт-ПетербургаКраткий конспект урока (без...
Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку
Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...
Тема урока: Теорема Виета. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Класс: 8
Цель урока:«открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами,научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.р...
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»
План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6 классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...
Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».
Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...