Как писать письма
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Как писать письма .
Цель урока:
- значение переписки в жизни людей;
- какие бывают письма по жанру;
- структура и стилистические особенности письма-текста;
- речевой этикет письма; культура выражения чувств
Наглядность : четыре больших конверта с надписями «Письмо – поздравление», «Письмо – пожелание», «Письмо родным и близким», письмо с надписью «На деревню дедушке. Константину Макарычу»
Словарная работа: отправитель – получатель (адресат) , общение не расстоянии (Здравствуйте, до свидания)
Оборудование: Мультимедийная доска
Ход урока
- Урок начинается с чтения письма Вани Жукова по произведению А.П. Чехова подготовленным учеником.
Учитель : Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Мы обязательно вернемся к письму Вани Жукова и подумаем, что он сделал неверно , когда отправлял свое письмо и соблюдал ли он речевой этикет
Сообщается тема и цель урока.
Беседа с учащимися: Как вы думаете , какое значение имеет переписка в жизни людей? О чем она может рассказать? (Письма можно рассматривать как источник изучения эпохи, обычаев, облика людей, средства приобщения к общественной жизни, выражение уважения, любви и внимания.)
С чего начинается письмо? ( С адресата).
Работа с конвертом - письмом, который подписан «На деревню дедушке.» Почему письмо не дошло до адресата (дедушки)? (Неверно написан адрес.)
Работа по выполнению домашнего задания :пишите ли вы письма и сохраняются ли они у вас в семье?(Беседа с учащимися)
Как вы думаете, с какой целью и почему люди пишут письма?
Вывод : письмо возникло, потому что людям необходимо общение на расстоянии.
- Учитель : Какие бывают письма по своей цели, особенностям нам помогут узнать об этом учащиеся – консультанты. Подумайте, может ли текст письма охарактеризовать его автора и его отношение о том . о чем он пишет.) (Ученики читают письма , а учащиеся распределяют согласно жанру по конвертам и отвечают на вопросы).
1-ый ученик читает письмо – пожелание
Дорогие ребята!
От души желаю Вам , хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы , любите друг друга.
М. Горький
(Это письмо – пожелание, в котором автор желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека , который его пишет. Это письмо говорит о том , что писатель любит детей.)
2-ый ученик читает письмо – поздравление
С днем рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми , здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
(Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья ,дружбы между собой … )
3-ый ученик читает
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому? Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.
Целую. Ваша дочь Оля.
(Это письмо родителям . В нем Оля сообщает о том ,что ей в санатории живется хорошо Особенностью этого письма является то , что оно содержит информацию, но и отражает настроение , переживание девочки.)
Вывод: письма бывают разные: «Письмо – поздравление», «Письмо – пожелание», «Письмо родным и близким».
Учитель: Как называют того, кто получает письма? (адресат- от немецкого слова адрес)
Как называют того, кто отправляет письма? (отравитель)
Учитель сообщает о том , что между адресатом и отправителем соблюдается выработанный веками порядок написание писем.
Учитель: Как вы думаете , как нужно оформлять свое письмо?
(Письма стараются писать разборчиво , четко , аккуратно , на чистом листе бумаги. Бумага бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, иногда украшенные рисунком… Многие ребята любят посылать с письмом свои рисунки. Корней Чуковский любил писать разноцветными строчками. Для этого он брал цветные фломастеры и выделял ими важные места писем.
Учитель: Знаете ли вы , как нужно размещать текст письма на листе бумаги?((рассказывает ученик – консультант)
С левого края бумаги оставляют свободное поле шириной до двух с половиной сантиметров. Такие же поля оставляют сверху и снизу листа. Письмо не пишется «сплошняком». В не выделяется обращение и подпись. В тексте может быть много абзацных выделений (красных строк).
Сообщение ученика:
У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спрашивали: «Что вам больше всего приятнее получать с Земли?»
- Письма,- отвечали они…
Учитель: Как вы думаете, почему космонавты так ответили? (Беседа с учащимися).
Слово учителя: Одна девочка переписывалась со своей учительницей. Письма писать она умела, а вот на конверте рисовала и писала много лишнего.
Какой совет, ребята, вы бы могли дать?
А учительница ей написала… Как вы думаете , что? («Я хочу дать тебе совет: не делай ненужных приписок и пометок на обратной стороне конверта , это некрасиво, да и отвлекает внимание почтальонов.)
- Учитель: А сейчас обратим внимание на структуру, стилистические особенности письма и речевой этикет в письмах.
Здравствуй… До свидания…(на доске)
Учитель: Письмо , как и другой текст ,имеет 3 части: начало(зачин) , основную часть и концовку. Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, прощание, обращение (Здравствуй… До свидания…), другие этикетные выражения («Извините, что я вас беспокою», «Прости ,что долго не отвечал на твое письмо»).
Вывод: письмо- это текст
Готовимся писать письма
(На мультимедийную доску демонстрируется таблица)
Схема текста письма | Письмо |
1.Обращение. Начальная фраза о состоянии переписчика. | Дорогие мама и папа! Получила ваше письмо. Опишу вам , как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – известные спортсмены. Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? Спасибо за то , что вы положили мне теплые вещи. Я вас прошу писать мне чаще. Передайте привет моей классной руководительнице. До свидания. Любящая вас Катя. 14 июня 2011года. |
2.Основное содержание письма, сообщение о новостях. | |
3.Вопросы адресату. | |
4.Благодарность. | |
5. Просьба. Привет. | |
6. Прощание. | |
7. Подпись. | |
8. Дата и место написания (можно указать в начале письме в правом верхнем углу). |
-
(Учащиеся читают текст письма , расположенный в правом столбике. В ходе беседы они убеждаются , что письмо – это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически.
Делается вывод : В письме, как и в тексте, можно видеть начало (зачин), основную часть и концовку.
Учитель: А теперь поговорим о речевом этикете( тренировочное упражнение 83-устно)
- Анализ речевого этикета письма Вани Жукова.
Вывод: Необходимо знать, что письмо - это текст , в котором должны быть вопросы к адресату , подпись, дата. Нередко следует начать с благодарности и затем сообщать о себе.
4. Особенности письма родным и близким.
Учитель: Каким вы представляете себе письмо родным?
Давайте обратимся к схеме письма родным и близким .подведем итоги . дополним наши знания.(Работа по таблице «Готовимся писать письма»).
Сообщения учителя: письма родным – это интимные письма, письма – повествования , в которых о чем – то сообщаются, напоминаются, подтверждаются или отрицаются. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально – оценочные суждения.
Беседа : В каких случаях вы пишите письма своим родным и близким? (Когда уезжаем из дома).
Как вы думаете , что должно интересовать родителей в ваших письмах?
Что хотели бы вы узнать из ответного письма?
Какие предложения по цели высказывания встречаются в ваших письмах чаще всего? (Вопросительные).
Учитель: Вопросы – это важная часть письма к родним и близким , так как желание узнать, как он живут, побуждает вас задавать вопросы. Просьбы так же часто встречаются в письмах подобного рода. Но к сожалению некоторые письма детей состоят из одних просьб. При чтении таких писем создается впечатление , что их авторы не проявляют заботу о близких. Иногда такое впечатление создается от того , что они не умеют писать письма. Послушайте такое письмо. ( Читает подготовленный ученик).
Бабуля , здравствуй! Не грусти. Конфеты кончились , учти. Я сделал лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу. А у меня большое горе – пропали плавки на заборе. Здесь скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Все. Твой внук Кирилл. (А. Алдонина)
Учитель: Соблюдаются ли структурные и речевые нормы в этом письме? Работа по таблице «Готовимся писать письма»).
Учитель: Пишите ли вы письма, сохраняются ли письма в ваших семьях?
Итог урока : письмо – это
- текст, где должно соблюдаться логическое изложение (зачин,основная часть , концовка)
- письмо должно содержать вопросы к адресату , подпись
- письмо должно быть написано на аккуратном листе бумаги красивым,
разборчивым почерком
Домашнее задание : Напишите письмо кому-нибудь из ваших родных и близких. Постарайтесь доставить радость своему адресату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Умеем ли мы писать письма
Конспект урока-подготовки к написанию письма развивает интерес учащихся к эпистолярному жанру...
Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"
Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».
Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....
Конспект и презентация по развитию речи (Как писать письмо. Как писать поздравление)
Для учащихся 2 класса....
Письмо. Как писать письма?
Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма....