Практическая работа по тропам
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Петрушевская Ирина Алексеевна

Хороший материал для подготовки к ЕГЭ Часть В8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya__rabota_po_tropam_i_figuram_rechi1.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа.

Изобразительно-выразительные средства языка.

1 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Троп

Определение

Пример

1. Эпитет

1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)

2. Метонимия

2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

3. Гипербола

3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

В. «Я три тарелки съел». (Крылов)

4. Перифраза

4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)

5. Литота

5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Д. «Автор  «Героя нашего времени».

6. Сравнение

6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

Е.  «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)

Практическая работа.

Изобразительно-выразительные средства языка.

2 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:  1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Троп

Определение

Пример

1. Метафора

1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.

А. «Снег валил  с неба пудами».

2. Олицетворение

2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление

Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)

3. Синекдоха

3) Использование описания вместо собственного имени или названия.

В. «Город на Неве приютил Гоголя».

4. Гипербола

4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)

5. Оксюморон

5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Д. «Грустное веселье продолжалось…»

6. Перифраза

6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.

Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

1 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Фигура

Определение

Пример

1. Анафора

1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)

2. Бессоюзие

2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.

Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)

3. Параллелизм

3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

В. «Цветы, любовь, деревня,

Праздность. Поля!» (Пушкин)

4. Риторическое обращение

4)  Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.

Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский)

5. Эллипсис

5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.

Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)

6. Инверсия

6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

2 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Фигура

Определение

Пример

1. Эпифора

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

2. Умолчание

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

4. Многосоюзие

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

5. Градация

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)

6. Антитеза

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

Практическая работа. Стилистические фигуры.

2 вариант

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Фигура

Определение

Пример

1. Эпифора

1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.

А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)

2. Умолчание

2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)

3. Риторический вопрос

3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)

4. Многосоюзие

4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)

5. Градация

5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)

6. Антитеза

6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)

Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

1 вариант

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Троп

Пример

Сравнение

А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)

Эпитет

Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)

Метафора

В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)

Метонимия

Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)

Гипербола

Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)

Ирония

Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)

Перифраза

Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

1 вариант

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Фигура

Пример

Инверсия

А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь».

Антитеза

Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»

Параллелизм

В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»

 Анафора

Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»

Риторический вопрос

Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»

Многосоюзие

Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».

Композиционный стык

Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,

        Стонет он по тюрьмам, по острогам…»


Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

2 вариант

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Троп

Пример

Сравнение

А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)

Эпитет

Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)

Метафора

В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)

Синекдоха

Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)

Литота

Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)

Сарказм

Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)

Олицетворение

Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов)

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

2 вариант

Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

Фигура

Пример

Повтор

А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа,

       А я и тут.

       Там младенца берегут, - нет попа,

       А я и тут».

Парцелляция

Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».

Параллелизм

В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».

 Эпифора

Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел».

Риторическое обращение

Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»

Градация

Е. «Москва! Москва!... люблю тебя, как сын…»

Инверсия

Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»


Проверочный тест. 1 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

                                                         (М. Лермонтов.)

Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)

Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.

                                                         (С. Есенин.)

 Путь шел по целине; люди падали с обрывов.

                                                        (И. Эренбург.)

Коль любить, так без рассудку,

                    Коль грозить, так не на шутку,

                    Коль ругнуть, так сгоряча,

                    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь не пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.        

                                     (Н. Некрасов.)

«Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет:

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!       (Омар Хайям.)

8.Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна.                         (А. Пушкин.)

9. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой        (А. Пушкин.)

10.Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)


Проверочный тест. 2 вариант

Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

1. Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.

                                                                         (М. Волошин)

2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?                                                        (А. Пушкин)

3. Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра.             (А. Пушкин)

4. И очи синие бездонные

    Цветут на дальнем берегу.                     (А. Блок)

5. Ты и убогая,

    Ты и обильная,

    Ты и могучая.

   Ты и бессильная,

   Матушка Русь!           (Н. Некрасов)

6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,

    Я слезы лил, но ты не снизошла.      (А. Блок)

7. И невозможное возможно,

     Дорога долгая легка.         (А. Блок)

8. И синего моря обманчивый вал

     В часы роковой непогоды,

     И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

     Щадят победителя годы…       (А. Пушкин)

9. Степям и дорогам

     Не найден счет;

     Камням и порогам

     Не найден счет.     (Э. Багрицкий)

10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?    

                                                                      (Н. Гоголь)


ОТВЕТЫ:

Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:  1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1 вариант

2 вариант

Троп

Определение

Пример

Троп

Определение

Пример

1.

4)

Е.

1.

5)

Б.

2.

6)

В.

2.

1)

Г.

3.

1)

А.

3.

4)

Е.

4.

3)

Д.

4.

2)

А.

5.

2)

Б.

5.

6)

Д.

6.

5)

Г.

6.

3)

В.

Практическая работа. Стилистические фигуры.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:  1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

1 вариант

2 вариант

Троп

Определение

Пример

Троп

Определение

Пример

1.

4)

Е.

1.

2)

В.

2.

3)

А.

2.

4)

Д.

3.

6)

Б.

3.

5)

Б.

4.

2)

В.

4.

1)

Е.

5.

1)

Г.

5.

6)

Г.

6.

5)

Д.

6.

3)

А.


Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

1 вариант

2 вариант

Сравнение - Г

1. Сравнение - В

Эпитет - Е

2.Эпитет - Г

Метафора - Б

3.Метафора - Б

Метонимия - Ж

4.Синекдоха - А

Гипербола - В

5.Литота - Е

Ирония - Д.

6.Сарказм - Ж

Перифраза- А

7.Олицетворение - Д

Контрольная работа. Стилистические фигуры.

1 - 2 варианты

Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:

1 – а; 2 – б и т. д.

1 вариант

2 вариант

Инверсия - Г

1. Повтор- В

Антитеза - Е

2.Парцелляция - Г

Параллелизм  - Б

3.Параллелилизм - Б

Анафора - Ж

4.Эпифора - А

Риторический вопрос - В

5.Риторическое обращение - Е

Многосоюзие  - Д.

6.Градация - Ж

Композиционный стык - А

7.Инверсия - Д

Ключ к проверочному тесту 1 вариант:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора.  6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.

Ключ к проверочному тесту 2 вариант:

Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.

На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп...

Практическая работа «Разработка презентации со звуком» на тему «Элементы эколого - патриотической тропы «Мысхако»

Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы,...

Практические работы определения здорового образа жизни «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

        Пособие для учащихся общеобразовательных школ, лабораторные и практические работы   определения уровня «ЗДОРОВЬЯ», для учащихся 5 классов. Соде...