Практическая работа по тропам
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Хороший материал для подготовки к ЕГЭ Часть В8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya__rabota_po_tropam_i_figuram_rechi1.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа.
Изобразительно-выразительные средства языка.
1 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Троп | Определение | Пример |
1. Эпитет | 1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский) |
2. Метонимия | 2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. | Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
3. Гипербола | 3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | В. «Я три тарелки съел». (Крылов) |
4. Перифраза | 4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. | Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой) |
5. Литота | 5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Д. «Автор «Героя нашего времени». |
6. Сравнение | 6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. | Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький) |
Практическая работа.
Изобразительно-выразительные средства языка.
2 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Троп | Определение | Пример |
1. Метафора | 1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | А. «Снег валил с неба пудами». |
2. Олицетворение | 2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление | Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин) |
3. Синекдоха | 3) Использование описания вместо собственного имени или названия. | В. «Город на Неве приютил Гоголя». |
4. Гипербола | 4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. | Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин) |
5. Оксюморон | 5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. | Д. «Грустное веселье продолжалось…» |
6. Перифраза | 6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление. | Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь) |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
1 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Анафора | 1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. | А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин) |
2. Бессоюзие | 2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи. | Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач) |
3. Параллелизм | 3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. | В. «Цветы, любовь, деревня, Праздность. Поля!» (Пушкин) |
4. Риторическое обращение | 4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание. | Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский) |
5. Эллипсис | 5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой. | Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин) |
6. Инверсия | 6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов) |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
2 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Эпифора | 1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин) |
2. Умолчание | 2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). | Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь) |
3. Риторический вопрос | 3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. | В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь) |
4. Многосоюзие | 4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. | Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов) |
5. Градация | 5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин) |
6. Антитеза | 6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь) |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
2 вариант
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
Фигура | Определение | Пример |
1. Эпифора | 1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. | А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин) |
2. Умолчание | 2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). | Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь) |
3. Риторический вопрос | 3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. | В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь) |
4. Многосоюзие | 4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. | Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов) |
5. Градация | 5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. | Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин) |
6. Антитеза | 6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. | Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь) |
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
1 вариант
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Троп | Пример |
Сравнение | А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов) |
Эпитет | Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин) |
Метафора | В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский) |
Метонимия | Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин) |
Гипербола | Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов) |
Ирония | Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин) |
Перифраза | Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов) |
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
1 вариант
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Фигура | Пример |
Инверсия | А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь». |
Антитеза | Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…» |
Параллелизм | В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» |
Анафора | Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…» |
Риторический вопрос | Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!» |
Многосоюзие | Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». |
Композиционный стык | Ж. «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…» |
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
2 вариант
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Троп | Пример |
Сравнение | А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь) |
Эпитет | Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов) |
Метафора | В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин) |
Синекдоха | Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов) |
Литота | Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов) |
Сарказм | Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов) |
Олицетворение | Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов) |
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
2 вариант
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Фигура | Пример |
Повтор | А. «Там жених с невестой ждут, - нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - нет попа, А я и тут». |
Парцелляция | Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое». |
Параллелизм | В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова». |
Эпифора | Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел». |
Риторическое обращение | Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!» |
Градация | Е. «Москва! Москва!... люблю тебя, как сын…» |
Инверсия | Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!» |
Проверочный тест. 1 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М. Лермонтов.)
Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
(С. Есенин.)
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
(И. Эренбург.)
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
(Н. Некрасов.)
«Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет:
Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)
8.Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин.)
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)
10.Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
Проверочный тест. 2 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
1. Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.
(М. Волошин)
2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)
3. Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)
4. И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая.
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н. Некрасов)
6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
7. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка. (А. Блок)
8. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… (А. Пушкин)
9. Степям и дорогам
Не найден счет;
Камням и порогам
Не найден счет. (Э. Багрицкий)
10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
(Н. Гоголь)
ОТВЕТЫ:
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1 вариант | 2 вариант | ||||
Троп | Определение | Пример | Троп | Определение | Пример |
1. | 4) | Е. | 1. | 5) | Б. |
2. | 6) | В. | 2. | 1) | Г. |
3. | 1) | А. | 3. | 4) | Е. |
4. | 3) | Д. | 4. | 2) | А. |
5. | 2) | Б. | 5. | 6) | Д. |
6. | 5) | Г. | 6. | 3) | В. |
Практическая работа. Стилистические фигуры.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.
1 вариант | 2 вариант | ||||
Троп | Определение | Пример | Троп | Определение | Пример |
1. | 4) | Е. | 1. | 2) | В. |
2. | 3) | А. | 2. | 4) | Д. |
3. | 6) | Б. | 3. | 5) | Б. |
4. | 2) | В. | 4. | 1) | Е. |
5. | 1) | Г. | 5. | 6) | Г. |
6. | 5) | Д. | 6. | 3) | А. |
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
1 вариант | 2 вариант |
Сравнение - Г | 1. Сравнение - В |
Эпитет - Е | 2.Эпитет - Г |
Метафора - Б | 3.Метафора - Б |
Метонимия - Ж | 4.Синекдоха - А |
Гипербола - В | 5.Литота - Е |
Ирония - Д. | 6.Сарказм - Ж |
Перифраза- А | 7.Олицетворение - Д |
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
1 - 2 варианты
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
1 вариант | 2 вариант |
Инверсия - Г | 1. Повтор- В |
Антитеза - Е | 2.Парцелляция - Г |
Параллелизм - Б | 3.Параллелилизм - Б |
Анафора - Ж | 4.Эпифора - А |
Риторический вопрос - В | 5.Риторическое обращение - Е |
Многосоюзие - Д. | 6.Градация - Ж |
Композиционный стык - А | 7.Инверсия - Д |
Ключ к проверочному тесту 1 вариант:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.
Ключ к проверочному тесту 2 вариант:
Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.
На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп...
Практическая работа «Разработка презентации со звуком» на тему «Элементы эколого - патриотической тропы «Мысхако»
Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы,...
Практические работы определения здорового образа жизни «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
Пособие для учащихся общеобразовательных школ, лабораторные и практические работы определения уровня «ЗДОРОВЬЯ», для учащихся 5 классов. Соде...