Материалы для написания сочинения ЕГЭ Вариант С
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Петрушевская Ирина Алексеевна

Данный материал поможет ученикам увидеть структуру сочинения и использовать материал таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemy_i_tablicy.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:


Приложения-шпаргалки

Таблица 1.  Примерный план первоначальной работы с текстом

Вариант 1.

Текст

1.  О чём? ( Вы увидите тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Вы найдете проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Вы найдёте основную проблему текста)

4. Зачем  автор написал текст? (Вы определите цель.)

5.  Как автору удалось помочь вам определить цель?

(Вы увидите роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

Как сам автор отвечает на поставленные   вопросы (проблемы)?

(Это поможет вам понять авторскую позицию.)

Вариант 2

План работы с исходным текстом

   Рабочие материалы

1. Тема

О чем данный текст?

2. Проблемы

Какие вопросы рассматривает автор?

 

3. Основная проблема текста

Какой вопрос наиболее волнует автора?

4. Идея текста

Что хотел автор  сказать читателю? Над чем заставил задуматься?

5. Авторская позиция

Как сам автор отвечает на поставленные вопросы?

6. Языковые средства

Как автору удалось помочь вам увидеть его позицию, определить идею текста?

Таблица 2.  Роль заглавия  текста

В нем может звучать тема текста

Может отражаться основной конфликт 

Может звучать идея текста

В нем может найти отражение жанр произведения

 «О гениальности», «Парадоксы жизни» и т.п.

«Эгоизм и альтруизм», «Бездушие и милосердие»

«Зачем нам импортные «сорняки»?», «Равнодушие породило беду»»

«Письма к юношеству», «Слово о земле», «Раздумья о прожитом»

Таблица 3.  Тема текста

Тему можно

Тема может быть

Тема может

  1. определять
  2.  по-разному решать
  3.  формулировать
  4.  изложить
  5.  развить
  6.  осмыслить
  7.  раскрыть
  8. трактовать
  9. конкретизировать

  1. основной
  2. философской
  3.  актуальной
  4.  вечной
  5. важной
  6. общечеловеческой
  7.  глубокой
  8. главной
  9. общественно значимой
  10.  частной
  11. побочной
  12. фоновой
  13. созвучной
  14. излюбленной
  15. сквозной
  16. полностью исчерпанной
  17. обусловленной мировоззрением автора
  18.  лирической
  19.  устойчивой  и т.д.

  1. взаимодействовать с другими темами
  2. разрабатываться многими авторами
  3. повторяться в творчестве разных авторов
  4. варьироваться в зависимости от замысла автора
  5. преломляться в различных героях и ситуациях
  6.  проходить через всё произведение
  7.  выделяться среди множества других тем
  8.  решаться по-разному
  9.  сменяться другими темами
  10. воплощаться в отдельном произведении
  11. появляться в творчестве писателя и т.д.

Таблица 4.  Идея текста

Идею можно

Идея может

  1. формулировать
  2. выражать
  3.  высказывать
  4.  определять

  1. обретать жизнь
  2.  отражать отношение автора к действительности
  3. выступать через систему образов
  4. звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т.д.
  5. сливаться с темой в нерасторжимое целое
  6. являться ведущим началом в композиционном расположении работы
  7.  жить в образах
  8.  сливаться с чувством автора
  9. воздействовать на наше сознание
  10. выделяться автором
  11. восприниматься читателями
  12. углубляться т.д.

Таблица 5. Проблема текста

Автором  проблема  может быть

  1. поставлена
  2. изложена
  3. рассмотрена
  4. выдвинута
  5. изучена

  1. затронута
  2. поднята
  3. сформулирована
  4. исследована
  5. проанализирована

Проблема, рассматриваемая автором,

 может быть

Проблема может заставить читателя

  1. общественно значимой
  2. социальной
  3. философской
  4. политической
  5. психологической
  6. идеологической
  7.  нравственной
  8. межнациональной
  9. морально-этической
  10.  злободневной
  11. животрепещущей
  12. актуальной
  13.  жизненной
  14. насущной
  15. острой
  16.  важной
  17.  серьёзной
  18.  спорной
  19. неотложной
  20.  основной
  21. глубокой
  22. назревшей
  23.  неразрешимой
  24. наболевшей
  25. мучительной
  26. жгучей
  27.  тяжелой
  28. первоочередной
  29. принципиальной
  30.  главной
  31.  сложной и т.п.
  1. глубоко задуматься
  2.  серьёзно размышлять
  3. рассуждать вместе с автором
  4. лучше  понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и хрупкость мира, природы, человека и т.п.)
  5. серьёзнее относиться к…
  6.  переосмыслить своё отношение к…
  7. по-иному посмотреть на …
  8. критичнее относиться к…
  9.  обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
  10.  поделиться мыслями о…
  11. развивать  мысль о…
  12. оценить истинный масштаб чего-либо
  13.  оценить собственную позицию
  14. открыто выразить своё отношение к…
  15. заняться самовоспитанием (охраной культурной среды,  природы и др.)
  16. заняться её глубоким изучением
  17.  с горечью понять, что…
  18.  иронично относиться к…
  19. отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений,  связь поколений (или её отсутствие)
  20.  испытать потребность в чем-либо и т.п.

Таблица 6. Комментарий проблемы

Комментируя  проблему,  можно указать

В комментарии не должно быть

  1. к какой категории  относится избранная автором проблема
  2.  насколько она злободневна (как правило, в предлагаемых исходных текстах нет неактуальных проблем)
  3.  что делает её злободневной
  4.  традиционна ли эта проблема или нова
  5.  если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу
  6.  если нова, то что стало причиной её появления  
  7.  как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме

1) Пересказа исходного текста или любой его части.

2) Рассуждений по поводу всех проблем текста.

3) Комментариев о действиях героев текста.

4) Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!

Таблица 7. Роль автора в тексте

Автор может

  1. посвящать свою статью…
  2. полемически заострять тему (проблему)
  3. эмоционально воздействовать на читателя
  4. делать читателя своим союзником
  5. образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого)
  6. выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы)
  7. образно представить суть проблемы, которая его волнует
  8. усиливать положительное или отрицательное отношение  к чему-либо
  9. передать глубину проблем (мыслей, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)
  10. раскрывать сущность поставленных проблем
  11. характеризовать сущность раскрываемых проблем
  12. точно формулировать (выражать) мысль
  13. заставить читателя задуматься над проблемами (темой, идеей и   т.п.)
  14. показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы)
  15. формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
  16. пытаться найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений
  17. подчеркивать остроту поставленной проблемы
  18. видеть глубину и актуальность проблем
  19. обращаться к традициям русской жизни, литературы и т.д., аргументируя свой тезис
  20. убеждать читателя в правоте своей позиции
  21. показывать негативную сторону нашей жизни
  22. выражать мнение большинства
  23. недвусмысленно подчеркивать свое негативное (положительное) отношение к…
  24. пытаться найти в читателе единомышленника
  25. пытаться понять, почему…
  26. использовать ряд убедительных аргументов
  27. передать читателю свою заинтересованность данной темой, проблемой

  1. ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
  2. помочь читателю увидеть  традиционную тему (проблему) по-новому
  3.  утверждать, что…
  4. уточнять некоторые моменты
  5. писать интересно и ново о старых проблемах
  6. ставить перед читателем цель – найти решение сложных жизненных проблем
  7. привести в качестве примера цитату
  8. быть строгим судьей негативным явлениям  нашей жизни
  9. намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
  10. заставить читателя  самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
  11. приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
  12. убедительно доказывать, используя конкретные примеры
  13. дать новую жизнь старой теме (проблеме)
  14. формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
  15. подчеркнуть истинное положение вещей
  16. иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях
  17. показывать образец (антиобразец)  поведения, отношения к жизни
  18. говорить с тревогой о наболевших проблемах
  19. открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к…
  20. призывать читателя к…
  21. представить истинную картину происходящего
  22. побуждать искать истину
  23. стараться объяснить, почему…
  24. поднять  в статье проблему, которая кажется ему наиболее актуальной
  25.  «глаголом жечь сердца людей»
  26. заставить переоценить отношение к …

Таблица 8. Авторская позиция

Авторская позиция  может проявляться в

Авторская позиция может быть выражена

  1. положительном
  2. отрицательном
  3. ироничном
  4. саркастичном
  5. неоднозначном
  6. саркастичном
  7. юмористичном
  8. двойственном
  9. суровом
  10. гневном
  11. осуждающем
  12. скептичном
  13. оптимистичном
  14. и др. отношении к изображаемому.

  1. Четко, прямо, непосредственно:

  1. В названии текста.
  2. В отдельных предложениях текста.
  3. Через ряд аргументов.

  1. Через модальный план текста:

  1. Риторические вопросы.
  1. Порядок слов.
  2. Лексические повторы.
  3. Оценочную лексику.
  4. Модальные слова и частицы.
  5. Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Таблица 9. Как увидеть автора в текстах публицистического и художественного стилей

Публицистический стиль

Художественный стиль

Публицистика отражает реальную жизнь.

Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому

а) автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, поэтому слово в публицистике эмоционально;

       б) автор исследует и анализирует общие  проблемы, информируя о них читателя.

  1. Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения.
  2. Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям.
  3. Автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир.

  1. Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;
  1. Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы

а) дать возможность читателю представить описываемые события;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать ответные чувства и переживания.

  1. Автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.
  2. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.
  3. Функция убеждения в художественном стиле вторична.

Таблица 10. Роль языковых средств выразительности

Языковые средства выразительности могут

 

 

отражать

- позицию автора;

- авторское отношение к чему-либо;

- авторское чувство (гнев, радость, горечь, восхищение, презрение и т.д.);

- авторскую попытку разобраться в  сути происходящего;

- реальную картину происходящего;

передавать

- эмоциональное состояние автора;

- глубокую заинтересованность  автора рассматриваемыми проблемами;

- красоту (безобразие) мира (поступков, суждений, мыслей и т.п.);

- глубину проблем (авторской мысли, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

- отношение автора к теме или проблемам текста;

- ощущение радости жизни (тревоги автора, боль автора и т.п.);

делать

- авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной,  наглядной и т.п.);

- авторскую мысль яркой, осязаемой;

- текст динамичным, выразительным;

- убедительными выводы (умозаключения);

- авторскую речь живой, раскованной;

подчеркивать

- открытость чувств автора;

- контрастность изображаемых явлений, событий, характеров, поведения) и т.п.;

- остроту философской (общественно-политической, культурной, нравственной) проблемы;

- открытость авторской позиции;

- мировоззрение автора (героя);

- актуальность рассматриваемых проблем (явлений);

- ту или иную проблему;

- положительное или отрицательное отношение  автора к чему-либо;

- парадоксальность происходящего;

- трепетное чувство автора к герою (событию, явлению, Родине);

- принципиальную позицию автора по отношению к ….;

- глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной темой;

- трагизм происходящего;

- типичность подобных явлений;

- особое отношение автора к герою (теме, проблеме и т.п.);

- основную мысль;

придавать тексту

- торжественную интонацию;

- яркий (трагический, комический, иронический и т.д.) пафос;

давать

- меткую характеристику героям (событиям, явлениям);

- точную оценку сообщаемому;

- возможность автору показать читателю своё видение проблемы;

- ключ к пониманию темы (проблемы, характера героя и т.п.);

- возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое ( теме, проблеме, явлении, событии);

позволить читателю

увидеть

-  гармонию (дисгармонию) мира (человеческих отношений) и т.п.

 - глубину рассматриваемой темы;

-  авторское отношение к теме, проблемам, героям и т.д.

-  то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером и т.п.);

-  глубокую заинтересованность автора данной темой;

а также

 - лучше понять авторский замысел, идею текста;

помочь автору

- полемически заострять тему (проблему);

- эмоционально воздействовать на читателя;

- делать читателя своим союзником;

- образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого);

- точнее характеризовать  мысль;

- выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);

- образно представить суть проблемы, которая его волнует;

- усиливать положительное или отрицательное отношение  к чему-либо;

- передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);

- раскрывать сущность поставленных проблем;

- характеризовать сущность раскрываемых проблем;

- точно формулировать (выражать) мысль;

- заставлять читателя задуматься над проблемами (темой, идеей, авторским отношением  к чему-либо и   т.п.);

- показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);

помочь читателю

- лучше понять авторский замысел, идею текста;

Таблица 11.

 Типы аргументации   в изложении  собственной позиции  

Аргументами являются

  1. названия событий
  2. цитаты
  3. даты
  4.  различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
  5. собственные наблюдения и выводы
  6.  ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
  7. имена исторических деятелей
  8.  ссылки на признанные авторитеты и их произведения
  9. свидетельства очевидцев
  1. статистические данные
  2. научные данные  
  3. примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
  4. примеры из жизни окружающих
  5.  положения официальных документов
  6. различные общественные законы
  7. законы природы
  8. народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.

     

Таблица 12. Изложение собственной позиции

Как этически корректно возразить автору, излагая свою позицию

  1. Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что….
  2. Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что….
  3. На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  4. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  5. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  6. Автор, несомненно, прав, утверждая, что….., но я убежден, что его мнение о…… вызовет читательскую дискуссию, так как……
  7. Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что….
  8. По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что….
  9. Автор справедливо осуждает……, однако я не могу согласиться с тем, что……
  10. Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:……………..
  11. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…..
  12. Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться  с тем, что….
  13. Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что….
  14. Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что….
  15. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
  16. Вызывает сомнение тезис о том, что…
  17. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  18. Подобная категоричность суждений автора несколько настораживает, так как…
  19. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

Таблица 13. Комментарий позиции автора

Варианты комментария

  1. Справедливость высказанных автором суждений несомненна.
  2. Подобный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…
  3. Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
  4. Утверждение автора, что…….бесспорно.
  5. Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
  6. Подобная авторская позиция нова и интересна.
  7. На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
  8. Используя конкретные факты, автор обосновал свою точку зрения на то, что………..
  9. По мнению автора, подобные явления всё чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
  10. Называя это явление…………, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.п.) отношение к нему.
  11. Автор убежден, что………., и подобная уверенность небезосновательна.
  12. Автору важно убедить читателя в том, что…..
  13. Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
  14. Автор даёт прямые оценки явлениям и событиям.
  15. Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…..
  16. Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  17. Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…..
  18. Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  19. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что….
  20. Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  21. Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  22. Для подобной точки зрения есть веские основания.
  23. Доводы, приведенные автором, убедительны
  24. Автор неспроста сомневается в том, что…
  25. Оптимистичный (пессимистичный, ироничный, саркастичный и т.п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на….
  26. Оригинальность авторской трактовки данной проблемы заставляет невольно задуматься о …
  27. Авторская эмоциональность вполне оправданна:…
  28. Автор, размышляя о…., обращается к читателю, считая его не только собеседником, но и союзником.
  29. Гражданственность авторской позиции заявлена уже в выборе этой актуальной темы.
  30. Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения и т.п. (см.  табл.7)

.

Таблица 14. Роль вступления и заключения в композиции сочинения

Вступление может

Заключение

1) Вводить в тему текста.

1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

2) Сообщать об основной проблеме текста.

2) Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

3) Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать.

3) Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

4) Быть основанием для объяснения основной проблемы.

4) Может содержать твоё решение проблемы, поставленной автором

5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции.

5) Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

6) Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста).

6) Может дополнять мысль автора.

7) Определять круг проблем, затронутых автором.

7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.

8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором.

8) Может содержать этически корректное возражение автору.

9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

9) Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении. (Тогда твоя работа будет хороша в композиционном плане).

Таблица 15. Варианты вступлений

Вступление может быть
написано в форме:

1) Лирического размышления.

2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста).

3) Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тесту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).

4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.

Будьте осторожны, начиная сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)!

7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы).

8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

9) Описательного утверждения.

Таблица 16. Варианты заключений

Заключение может быть написано в форме:

1) Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

2) Этически корректного возражения автору исходного текста.

3) Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

4) Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.

5) Яркого примера, обобщающего ваши суждения.

6) Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного (-ых) положения (-ий).

7) Вывода-впечатления.

8) Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

9) Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.

Представленные материалы помогут ученику  8-9 классов и учителю в   подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...

Высказывания для написания сочинения на лингвистическую тему 2013 год (36 вариантов) из сборника Цыбулько

В данном материале  использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные  варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование,  2012. – 192 ...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....

Образец написания сочинения-рассуждения задания 15.1 ( тренировочная работа по подготовке к ОГЭ от 15.12.2014; вариант 1)

Помощь учащимся в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: "Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее...


 

Комментарии

Дягилева Наталья Ивановна

Спасибо за хорошее подспорье.