Материалы для написания сочинения ЕГЭ Вариант С
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Данный материал поможет ученикам увидеть структуру сочинения и использовать материал таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_i_tablicy.docx | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложения-шпаргалки
Таблица 1. Примерный план первоначальной работы с текстом
Вариант 1.
Текст 1. О чём? ( Вы увидите тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Вы найдете проблемы.) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Вы найдёте основную проблему текста) 4. Зачем автор написал текст? (Вы определите цель.) 5. Как автору удалось помочь вам определить цель? (Вы увидите роль языковых средств.) 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет вам понять авторскую позицию.) |
Вариант 2
План работы с исходным текстом | Рабочие материалы | |
1. Тема | О чем данный текст? | |
2. Проблемы | Какие вопросы рассматривает автор? |
|
3. Основная проблема текста | Какой вопрос наиболее волнует автора? | |
4. Идея текста | Что хотел автор сказать читателю? Над чем заставил задуматься? | |
5. Авторская позиция | Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? | |
6. Языковые средства | Как автору удалось помочь вам увидеть его позицию, определить идею текста? |
Таблица 2. Роль заглавия текста
В нем может звучать тема текста | Может отражаться основной конфликт | Может звучать идея текста | В нем может найти отражение жанр произведения |
«О гениальности», «Парадоксы жизни» и т.п. | «Эгоизм и альтруизм», «Бездушие и милосердие» | «Зачем нам импортные «сорняки»?», «Равнодушие породило беду»» | «Письма к юношеству», «Слово о земле», «Раздумья о прожитом» |
Таблица 3. Тема текста
Тему можно | Тема может быть | Тема может |
|
|
|
Таблица 4. Идея текста
Идею можно | Идея может |
|
|
Таблица 5. Проблема текста
Автором проблема может быть | |
|
|
Проблема, рассматриваемая автором, может быть | Проблема может заставить читателя |
|
|
Таблица 6. Комментарий проблемы
Комментируя проблему, можно указать | В комментарии не должно быть |
| 1) Пересказа исходного текста или любой его части. 2) Рассуждений по поводу всех проблем текста. 3) Комментариев о действиях героев текста. 4) Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем! |
Таблица 7. Роль автора в тексте
Автор может | |
|
|
Таблица 8. Авторская позиция
Авторская позиция может проявляться в | Авторская позиция может быть выражена |
|
|
Таблица 9. Как увидеть автора в текстах публицистического и художественного стилей
Публицистический стиль | Художественный стиль |
Публицистика отражает реальную жизнь. Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому а) автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, поэтому слово в публицистике эмоционально; б) автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя.
| Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир.
а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания.
|
Таблица 10. Роль языковых средств выразительности
Языковые средства выразительности могут | |
отражать | - позицию автора; - авторское отношение к чему-либо; - авторское чувство (гнев, радость, горечь, восхищение, презрение и т.д.); - авторскую попытку разобраться в сути происходящего; - реальную картину происходящего; |
передавать | - эмоциональное состояние автора; - глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами; - красоту (безобразие) мира (поступков, суждений, мыслей и т.п.); - глубину проблем (авторской мысли, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); - отношение автора к теме или проблемам текста; - ощущение радости жизни (тревоги автора, боль автора и т.п.); |
делать | - авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной, наглядной и т.п.); - авторскую мысль яркой, осязаемой; - текст динамичным, выразительным; - убедительными выводы (умозаключения); - авторскую речь живой, раскованной; |
подчеркивать | - открытость чувств автора; - контрастность изображаемых явлений, событий, характеров, поведения) и т.п.; - остроту философской (общественно-политической, культурной, нравственной) проблемы; - открытость авторской позиции; - мировоззрение автора (героя); - актуальность рассматриваемых проблем (явлений); - ту или иную проблему; - положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо; - парадоксальность происходящего; - трепетное чувство автора к герою (событию, явлению, Родине); - принципиальную позицию автора по отношению к ….; - глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной темой; - трагизм происходящего; - типичность подобных явлений; - особое отношение автора к герою (теме, проблеме и т.п.); - основную мысль; |
придавать тексту | - торжественную интонацию; - яркий (трагический, комический, иронический и т.д.) пафос; |
давать | - меткую характеристику героям (событиям, явлениям); - точную оценку сообщаемому; - возможность автору показать читателю своё видение проблемы; - ключ к пониманию темы (проблемы, характера героя и т.п.); - возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое ( теме, проблеме, явлении, событии); |
позволить читателю увидеть | - гармонию (дисгармонию) мира (человеческих отношений) и т.п. - глубину рассматриваемой темы; - авторское отношение к теме, проблемам, героям и т.д. - то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером и т.п.); - глубокую заинтересованность автора данной темой; а также - лучше понять авторский замысел, идею текста; |
помочь автору | - полемически заострять тему (проблему); - эмоционально воздействовать на читателя; - делать читателя своим союзником; - образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого); - точнее характеризовать мысль; - выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы); - образно представить суть проблемы, которая его волнует; - усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо; - передать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.); - раскрывать сущность поставленных проблем; - характеризовать сущность раскрываемых проблем; - точно формулировать (выражать) мысль; - заставлять читателя задуматься над проблемами (темой, идеей, авторским отношением к чему-либо и т.п.); - показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы); |
помочь читателю | - лучше понять авторский замысел, идею текста; |
Таблица 11.
Типы аргументации в изложении собственной позиции
Аргументами являются | |
|
|
Таблица 12. Изложение собственной позиции
Как этически корректно возразить автору, излагая свою позицию |
|
Таблица 13. Комментарий позиции автора
Варианты комментария |
|
.
Таблица 14. Роль вступления и заключения в композиции сочинения
Вступление может | Заключение |
1) Вводить в тему текста. | 1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением. |
2) Сообщать об основной проблеме текста. | 2) Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное. |
3) Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать. | 3) Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором. |
4) Быть основанием для объяснения основной проблемы. | 4) Может содержать твоё решение проблемы, поставленной автором |
5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции. | 5) Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме. |
6) Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста (если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста). | 6) Может дополнять мысль автора. |
7) Определять круг проблем, затронутых автором. | 7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем. |
8) Содержать твой взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором. | 8) Может содержать этически корректное возражение автору. |
9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором. | 9) Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении. (Тогда твоя работа будет хороша в композиционном плане). |
Таблица 15. Варианты вступлений
Вступление может быть |
1) Лирического размышления. |
2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста). |
3) Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тесту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт). |
4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. |
5) Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. |
6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, начиная сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)! |
7) Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы). |
8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста. |
9) Описательного утверждения. |
Таблица 16. Варианты заключений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.
Представленные материалы помогут ученику 8-9 классов и учителю в подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...
Методические материалы. Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России») в Санкт-Петербурге.
Урок развития речи...
Высказывания для написания сочинения на лингвистическую тему 2013 год (36 вариантов) из сборника Цыбулько
В данном материале использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2012. – 192 ...
Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....
ОГЭ: материалы для самоподготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему
Материалы предназначены для самоподготовки обучающихся...
Образец написания сочинения-рассуждения задания 15.1 ( тренировочная работа по подготовке к ОГЭ от 15.12.2014; вариант 1)
Помощь учащимся в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: "Сравнение - одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Комментарии
Материалы для написания сочинения
Спасибо за хорошее подспорье.