Методические материалы. Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России») в Санкт-Петербурге.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга Прохоровой Т.Н. Методические материалы
2012
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России») в Санкт-Петербурге.
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: формирование умений работы над сочинением-описанием памятника.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация Power Point, эпиграф « Ничего не боялся я столько,
Как жить в городе без истории,
Преданий и памятников».
Аполлон Григорьев
Ход урока
- Вступительное слово учителя
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
- Как вы понимаете смысл высказывания Аполлона Александровича Григорьева?[1]
- Почему автор боялся жить в таком городе?
- У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы.
Санкт-Петербург – город - порт, город морской славы. За время своего существования Санкт-Петербург пережил немало бед и напастей. Но недаром говорят — беды даются народу для испытаний. Петербург из всех таких испытаний выходил победителем и никогда не терял своей чести. Иной раз, кажется, что именно в защитниках Петербурга нашли воплощение лучшие черты народа, его создавшего: самоотверженность, стойкость, героизм, способность ради любви к Отчизне на самопожертвование.
Ратные подвиги русского солдата навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях, монументах и музейных реликвиях Петербурга. В начале ноября 1996 года в нашем городе был открыт памятник, посвященный 300-летию Российского флота.
Место для памятника выбрали в сквере у здания Нахимовского училища, на соединении Петровской набережной Большой Невы и Петроградской набережной Большой Невки, где Петр I принимал морские парады.
- История создания памятника.
Цель этапа: мотивировать деятельность учащихся.
Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник. Но прежде всего я расскажу об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу моего рассказа запишите ключевые слова.
Задолго до 300-летия флота, в 1992 году, фонд «Памятники Российского флота» начал широкую общественную кампанию по проектированию памятников к юбилею.
В Петербурге был объявлен конкурс проектов, на котором первое место получила работа скульптора М.К. Аникушина.[2]
- Слово о скульпторе
Михаил Аникушин родился в 1917 году в Москве, в семье рабочего.
Учился в Академии художеств имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941—1945).
С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.
М. К. Аникушин умер в 1997 году в Санкт-Петербурге.
Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.[3]
- Работы М. Аникушина в Санкт-Петербурге.
- Какие памятники М. Аникушина, находящиеся в нашем городе вы можете назвать?
В Петербурге скульптором Михаилом Константиновичем Аникушиным создан не один памятник – это и монумент защитникам города на площади Победы, и памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, памятники на станциях мерополитена.[4]
- Решение о создании памятника
- Дома вы должны были найти материал о создании памятника. Какие сведения обнаружили?
В Петербурге в 1994 году принято решение о создании памятника «Слава Российскому флоту».
Михаила Константиновича Аникушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать такой памятник, и он весь отдался работе.
- Споры вокруг проектов
Цель этапа: показать нецелесообразность других проектов.
В 1995 году началось обсуждение совершенно нового альтернативного проекта — «Парка славы Российского флота», разработанного архитектором Ф.К. Романовским. Предполагалась полная реконструкция Александровского сада у Адмиралтейства, с переносом существующих там исторических скульптурных памятников и установкой на площадке у фонтана перед башней Адмиралтейства восьми полно фигурных статуй выдающихся адмиралов. В июне 1995 года вышло распоряжение о начале работ по осуществлению этого проекта, который мог полностью разрушить исторический ансамбль центральных площадей Петербурга. Однако многочисленные протесты петербургской общественности заставили отказаться от этого решения и вернуться к проекту М.К. Аникушина.
- Идея создания памятника
Цель этапа: показать роль женщины в сознании народа.
Идея памятника воплощена в образе молодой женщины.
Михаил Аникушин говорил: «Фигура женщины появилась в замысле не случайно: в сознании нашего народа понятие Родины и России исторически ассоциируются с женским образом. Образ женщины-матери, подруги всегда сопутствует морякам в дальних походах. На рострах кораблей помещалось скульптурное изображение женской фигуры, ведущей корабль к родному берегу.[5]
- История создания (продолжение)
Цель этапа:
- Место для установки памятника было выбрано не сразу.
Предлагались варианты в разных точках акватории Невы, включая даже создание искусственного островка. Окончательный выбор места был обусловлен близостью к Домику Петра, напоминающему об основателе Российского флота, Летнему дворцу Петра и зданию Нахимовского училища, которое строилось в 1909–1911 годах по проекту архитектора А.И. Дмитриева и художника А.Н. Бенуа как «Городской Училищный дом имени Петра Великого» с бюстом царя на фасаде (ск. В.В. Кузнецов).[6]
- Открытие памятника
В апреле 1996 года приступили к сооружению фундамента; в октябре были завершены работы по граниту и произведена отливка бронзовых деталей. Открытие памятника состоялось 2 ноября 1996 года. На площади собрались представители Администрации города, военные моряки, рядовые жители Петербурга.[7]
- Беседа. Словарная работа
Цели этапа: формировать навык разноаспектного анализа скульптуры; расширять словарный запас; расширять знания об изобразительно-выразительных средствах языка;
- Давайте рассмотрим памятник в деталях.
- Подберите к слову «памятник» синонимы (Монумент, скульптура, статуя и т.д.)
- Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)[8]
*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»
- Что можно сказать о постаменте? ( Постамент в виде колонны).
- Сверху на лицевой стороне постамента вензель Петра I и надпись: «Указ Думе: году 1696 Флоту России быть. 1696–1996». А ниже - накладными золочёными литерами «Морякам и создателям флота России».
- С обратной стороны изображение герба Санкт-Петербурга и штурвал корабля.[9]
- Кого изобразил автор? (На гранитном постаменте в виде колонны — статуя Ники, богини Победы)
- На чем стоит богиня? (На волне) [10]
- Какие эпитеты можно подобрать к слову волна? (Взметнувшаяся, бегущая, наступающая, поднявшаяся, гребень волны)
- Какие ещё детали присутствуют на пьедестале? (Вокруг богини летящие чайки)
- Какие синонимы можно подобрать к слову летящие? ( Парящие, стемящиеся ввех,)
- Как вы думаете, почему Аникушин изобразил именно чаек? ( В чайках, по преданию, продолжают жить души погибших моряков).[11]
- Что мы видим в руках Ники? (В левой руке Ники — вымпел Российского флота, в правой — парусное судно.[12]
- Что можно сказать о размерах памятника? (Он не подавляет своими размерами и гармонично вписывается в ансамбль).
- Какова была задача, которую ставил перед собой Аникушин? (Изобразить богиню, охраняющую суда в борьбе со стихией и в морских сражениях).[13]
- Давайте подумаем, из каких материалов выполнен памятник?
Бронза — скульптура, декоративные детали, литеры; гранит полированный — постамент; медь — вымпел; нержавеющая сталь — чайки. Общая высота памятника — 750 см, высота скульптуры — 350 см, высота постамента — 400 см.[14]
- Составление плана
Цель этапа: учить логически выстраивать высказывание.
Составим план нашего сочинения.
- О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать о месте, в котором установлен памятник)
- Озаглавьте вступление (1. Памятник в историческом центре Санкт-Петербурга. 2. Создание памятника, место, где он установлен)
- Какова была задача Аникушина? (Изобразить богиню Победы, парящую над волнами, охраняющую суда в борьбе со стихией и в морских сражениях)
- Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это слава морякам и создателям флота России)
- С чего мы начнём описание памятника? (С позы)
- Озаглавьте первый подпункт (Поза скульптуры - парящая над волнами богиня Ника)
- Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Развевающиеся на ветру одежды)
- Как озаглавить подпункт об атрибутах в руках богини? (Морские атрибуты)
- Не забудьте озаглавить подпункты о чайках над волнами, играющих важную роль в композиции и о постаменте, на котором воздвигнут памятник (Чайки – души погибших моряков. Постамент - колонна с памятными надписями.)
- Что можно написать в заключении? ( Какие ещё памятные места свидетельствуют о морской славе Петербурга. Почему этот памятник привлекает людей). Озаглавьте заключение (Памятник Аникушина – память о моряках и создателях флота России).[15]
- Орфографическая подготовка, работа над пунктуацией.
Цель этапа: формирование навыков грамотного письма, предупреждение возможных орфографических и пунктуационных ошибок.
Обобщить некоторые орфограммы позволяет материал, предложенный в карточке 1. После выполнения заданий на карточке 1 осуществляется взаимопроверка. Учащимся предлагается устно объяснить правописание.[16]
Работа по предупреждению пунктуационных ошибок проводится с использованием карточек с заданием 2.[17]
- Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.
Цель этапа: рефлексия – чему научило нас знакомство с памятником, какие чувства и мысли автора нашли в нас отклик.
- Написать сочинение-описание на тему: «Описание памятника «Слава Российскому флоту».
- Написать репортаж на тему: «Описание памятника «Слава Российскому флоту».[18]
ПЛАН - ЗАДАНИЕ (он поможет при написании сочинения дома слабым ученикам)
Имеет ли памятник название?
В память о каких событиях, кому он поставлен?
Где и когда он сооружён?
Кто авторы этого памятника? Что вы о них знаете?
Общая характеристика памятника. Что он собой представляет?
Детали ( части) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?
Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника?
Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? Чем он нам дорог?
Приложение.
Карточка 1.
Вставить пропущенные буквы.
Пам_тник, п_едестал, скульпт_р, арх_тект_р, д_к_ратор, в_ятель, художн_к, м_нумент, п_стамент, зо_чий, гр_нд_озный, изя_ный, в_личестве(-нн-,-н-) ый, в_здвигнуть, зап_ч_тлеть, ув_ковечить, арх_тектурный ансамб(?)ль.
Карточка 2.
Расставить знаки препинания, составить схемы предложений ( знаки не расставлены).
1.Когда идёшь по Фонтанке, Михайловский замок долго не виден.
2. Простор Марсова поля и изящный ажур решётки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, чёткая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады – всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти.
3. У пристани перед домиком Петра Первого был раскинут ажурный шатёр, украшенный гирляндами цветов.
4. Казанский собор – своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года.
5. При Петре I наводнения были очень часты, но они не пугали водолюбивого царя.
Литература
- Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. Материалов / Составитель Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества знаний и информационных технологий, 2007.
- История и культура России на уроках русского языка и развития речина примере Санкт-Петербурга/Авт.сост. Л.Г.Гвоздинская.- С.-Пб., 1998.
- Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2002. С. 258–259.
- Золотоносов М.Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга, 1985–2003 гг. СПб., 2005. С. 303–310.
- Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 585–587.
- Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. – М., 1997.
Примечание: К сочинению необходима предварительная подготовка. Возможно включение в уроки русского языка упражнений, отдельных предложений, дающих информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике.
Оформление в кабинете стенда с иллюстративным и информационным материалом по данной тематике.
Индивидуальные задания учащимся: найти и подготовить материал о М.К.Аникушине.
Организовать экскурсию к памятнику.
Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.
Памятник – трёхмерное произведение искусства, объёмное, поэтому его, в отличие от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.
Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).
Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.
Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.
Над созданием памятника обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель); над пьедесталом работает архитектор, декораторы заботятся об окружении. Иногда в творческий коллектив входит и садовник.
Возможные вопросы во время экскурсии:
Каков общий вид памятника?
Как памятник вписывается в пространство местности?
Каков вид на памятник с разных точек обзора ?
Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
Каковы особенности скульптурного изображения
Какое впечатление произвел на вас памятник?
О чём заставил задуматься?
[1] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Памятник «Слава Российскому флоту». Слайд 2.
[2] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Победа в конкурсе». Слайд 3.
[3] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Михаил Аникушин». Слайд 4.
[4] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Работы Михаила Аникушина». Слайд 5.
[5] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Идея создания». Слайд 6.
[6] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Выбор места установки». Слайд 7.
[7] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Открытие памятника». Слайд 8.
[8] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Детали памятника 1». Слайд 9.
[9] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Детали памятника 1». Слайд 10, 11.
[10] См. «Приложение»: Презентация Power Point . Слайд 12.
[11] См. «Приложение»: Презентация Power Point .Слайд 13.
[12] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Морские атрибуты». Слайд 14.
[13] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Задачи скульптора». Слайд 15.
[14] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Материалы». Слайд 16.
[15] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Составим план». Слайд 17.
[16] См. стр. 6: Приложение. Карточка 1 для работы над орфографией. Слайд 18 (ответы).
[17] См. стр. 6:Приложение. Карточка 2 для работы над пунктуацией. Слайд 19 (схемы).
[18] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Составим план». Слайд 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Отражены основные положения методики работы по картине и учтена специфика структуры урока:1. Предварительная установка на урок;2. Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово уч...
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.
Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а работа над особым жанром - письмо другу. ...
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце»
План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме.Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать п...
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс
При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...
Подготовка к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс
презентация для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс...
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Р. Дункана "Зима пришла, детям радость принесла"...