Методические материалы. Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России») в Санкт-Петербурге.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

 

Урок развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга  Прохоровой Т.Н. Методические материалы

2012

                                                          Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России») в Санкт-Петербурге.

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: формирование умений работы над сочинением-описанием памятника.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация Power Point, эпиграф « Ничего не боялся я столько,

                                                                                                                                  Как жить в городе без истории,

                                                                                                                                   Преданий и памятников».

                                                                                                                                                      Аполлон Григорьев

                                                                         Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

  1. Как вы понимаете смысл высказывания Аполлона Александровича Григорьева?[1]
  2.  Почему автор боялся жить в таком городе?
  3. У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы.

Санкт-Петербург – город - порт, город морской славы. За время своего существования Санкт-Петербург пережил немало бед и напастей. Но недаром говорят — беды даются народу для испытаний. Петербург из всех таких испытаний выходил победителем и никогда не терял своей чести. Иной раз, кажется, что именно в защитниках Петербурга нашли воплощение лучшие черты народа, его создавшего: самоотверженность, стойкость, героизм, способность ради любви к Отчизне на самопожертвование.

Ратные подвиги русского солдата навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях, монументах и музейных реликвиях Петербурга. В начале ноября 1996 года в нашем городе был открыт памятник, посвященный 300-летию Российского флота.

     Место для памятника выбрали в сквере у здания Нахимовского училища, на соединении Петровской набережной Большой Невы и Петроградской набережной Большой Невки, где Петр I принимал морские парады.

  1. История создания памятника.

Цель этапа: мотивировать деятельность учащихся.

 Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник. Но прежде всего я расскажу об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу моего рассказа запишите ключевые слова.

       Задолго до 300-летия флота, в 1992 году, фонд «Памятники Российского флота» начал широкую         общественную кампанию по проектированию памятников к юбилею.

       В Петербурге был объявлен конкурс проектов, на котором первое место получила работа скульптора М.К.    Аникушина.[2]

  1. Слово  о скульпторе

Михаил Аникушин родился в 1917 году в Москве, в семье рабочего.

Учился в Академии художеств имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941—1945).

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

 М. К. Аникушин умер в 1997 году в Санкт-Петербурге.

 Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.[3]

  1. Работы М. Аникушина в Санкт-Петербурге.
  1. Какие памятники М. Аникушина, находящиеся в нашем городе вы можете назвать?

В Петербурге скульптором Михаилом Константиновичем Аникушиным создан не один памятник – это и монумент защитникам города на площади Победы, и памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, памятники на станциях мерополитена.[4]

  1. Решение о создании памятника
  1. Дома вы должны были найти материал о создании памятника. Какие сведения обнаружили?

В Петербурге в 1994 году принято решение о создании памятника «Слава Российскому флоту».

Михаила Константиновича Аникушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать такой памятник, и он весь отдался работе.

  1. Споры вокруг проектов

Цель этапа: показать нецелесообразность других проектов.

В 1995 году началось обсуждение совершенно нового альтернативного проекта — «Парка славы Российского флота», разработанного архитектором Ф.К. Романовским. Предполагалась полная реконструкция Александровского сада у Адмиралтейства, с переносом существующих там исторических скульптурных памятников и установкой на площадке у фонтана перед башней Адмиралтейства восьми полно фигурных статуй выдающихся адмиралов. В июне 1995 года вышло распоряжение о начале работ по осуществлению этого проекта, который мог полностью разрушить исторический ансамбль центральных площадей Петербурга. Однако многочисленные протесты петербургской общественности заставили отказаться от этого решения и вернуться к проекту М.К. Аникушина.

  1. Идея создания памятника

Цель этапа: показать роль женщины в сознании народа.

Идея памятника воплощена в образе молодой женщины.

Михаил Аникушин говорил: «Фигура женщины появилась в замысле не случайно: в сознании нашего народа понятие Родины и России исторически ассоциируются с женским образом. Образ женщины-матери, подруги всегда сопутствует морякам в дальних походах. На рострах кораблей  помещалось скульптурное изображение женской фигуры, ведущей корабль к родному берегу.[5]

  1. История создания (продолжение)

Цель этапа:

  1. Место для установки памятника было выбрано не сразу.

Предлагались варианты в разных точках акватории Невы, включая даже создание искусственного островка. Окончательный выбор места был обусловлен близостью к Домику Петра, напоминающему об основателе Российского флота, Летнему дворцу Петра и зданию Нахимовского училища, которое строилось в 1909–1911 годах по проекту архитектора А.И. Дмитриева и художника А.Н. Бенуа как «Городской Училищный дом имени Петра Великого» с бюстом царя на фасаде (ск. В.В. Кузнецов).[6]

  1. Открытие памятника

В апреле 1996 года приступили к сооружению фундамента; в октябре были завершены работы по граниту и произведена отливка бронзовых деталей. Открытие памятника состоялось 2 ноября 1996 года. На площади собрались представители Администрации города, военные моряки, рядовые жители Петербурга.[7]

  1. Беседа. Словарная работа

Цели этапа: формировать навык  разноаспектного анализа скульптуры; расширять словарный запас; расширять знания об изобразительно-выразительных средствах языка;

  1. Давайте рассмотрим памятник в деталях.
  2. Подберите к слову «памятник» синонимы  (Монумент, скульптура, статуя и т.д.)
  3. Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)[8]

*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»

  1. Что можно сказать о постаменте? ( Постамент в виде колонны).
  2. Сверху на лицевой стороне постамента  вензель Петра I и надпись: «Указ Думе: году 1696 Флоту России быть. 1696–1996». А ниже -  накладными золочёными литерами «Морякам и создателям флота России».  
  3.  С обратной стороны изображение герба Санкт-Петербурга и штурвал корабля.[9]
  1. Кого изобразил автор?  (На гранитном постаменте в виде колонны —  статуя Ники, богини Победы)
  2. На чем стоит богиня? (На волне) [10]
  3. Какие эпитеты можно подобрать к слову волна? (Взметнувшаяся, бегущая, наступающая, поднявшаяся,  гребень волны)
  4. Какие ещё детали присутствуют на пьедестале?  (Вокруг богини летящие чайки)
  5. Какие синонимы можно подобрать к слову летящие? ( Парящие, стемящиеся ввех,)
  6. Как вы думаете, почему Аникушин изобразил именно  чаек?  ( В чайках, по преданию, продолжают жить души погибших моряков).[11]
  7. Что мы видим в руках Ники?   (В левой руке Ники — вымпел Российского флота, в правой — парусное судно.[12]
  8. Что можно сказать о размерах памятника? (Он не подавляет своими размерами и гармонично вписывается в ансамбль).
  9. Какова была задача, которую ставил перед собой Аникушин? (Изобразить богиню, охраняющую суда в борьбе со стихией и в морских сражениях).[13]
  10. Давайте подумаем, из каких материалов выполнен памятник?

Бронза — скульптура, декоративные детали, литеры; гранит полированный — постамент; медь — вымпел; нержавеющая сталь — чайки. Общая высота памятника — 750 см, высота скульптуры — 350 см, высота постамента — 400 см.[14]

  1. Составление плана  

Цель этапа: учить логически выстраивать высказывание.

Составим план нашего сочинения.

  1. О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать о месте, в котором установлен памятник)
  2. Озаглавьте вступление  (1. Памятник в историческом центре Санкт-Петербурга. 2. Создание памятника, место, где он установлен)
  3. Какова была задача Аникушина? (Изобразить богиню Победы, парящую над волнами, охраняющую суда в борьбе со стихией и в морских сражениях)
  4. Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это слава морякам и создателям флота России)
  5. С чего мы начнём описание памятника? (С позы)
  6. Озаглавьте первый подпункт (Поза скульптуры - парящая над волнами богиня Ника)
  7. Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Развевающиеся на ветру одежды)
  8. Как озаглавить подпункт об атрибутах в руках богини? (Морские атрибуты)
  9. Не забудьте озаглавить подпункты о чайках над волнами, играющих важную роль в композиции  и о постаменте, на котором воздвигнут памятник   (Чайки – души погибших моряков. Постамент - колонна с памятными надписями.)
  10. Что можно написать в заключении? ( Какие ещё памятные места свидетельствуют о морской славе Петербурга. Почему этот памятник привлекает людей). Озаглавьте заключение (Памятник Аникушина – память о моряках и создателях флота России).[15]
  1. Орфографическая подготовка, работа над пунктуацией.

Цель этапа: формирование навыков грамотного письма, предупреждение возможных орфографических и пунктуационных ошибок.

Обобщить некоторые орфограммы позволяет материал, предложенный в карточке 1. После выполнения заданий на карточке  1 осуществляется взаимопроверка. Учащимся предлагается устно объяснить правописание.[16]

Работа по предупреждению пунктуационных ошибок проводится с использованием карточек с заданием 2.[17]

  1. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.

Цель этапа: рефлексия – чему научило нас знакомство с памятником, какие чувства и мысли автора нашли в нас отклик.

  1. Написать сочинение-описание на тему: «Описание памятника «Слава Российскому флоту».
  2. Написать репортаж на тему: «Описание памятника «Слава Российскому флоту».[18]

ПЛАН - ЗАДАНИЕ (он поможет при написании сочинения дома слабым ученикам)

Имеет ли памятник название?

 В память о каких событиях, кому он поставлен?

Где и когда он сооружён?

Кто авторы этого памятника? Что вы о них знаете?

Общая характеристика памятника. Что он собой представляет?

Детали ( части) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют?

Какие мысли и чувства стремились выразить авторы памятника?

Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? Чем он нам дорог?

Приложение.

Карточка 1.

Вставить пропущенные буквы.

Пам_тник, п_едестал, скульпт_р, арх_тект_р, д_к_ратор, в_ятель, художн_к, м_нумент, п_стамент, зо_чий, гр_нд_озный, изя_ный, в_личестве(-нн-,-н-) ый, в_здвигнуть, зап_ч_тлеть, ув_ковечить, арх_тектурный ансамб(?)ль.

Карточка 2.

Расставить знаки препинания, составить схемы предложений ( знаки не расставлены).

    1.Когда идёшь по Фонтанке, Михайловский замок долго не виден.

    2. Простор Марсова поля и изящный ажур решётки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, чёткая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады – всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти.

    3.  У пристани перед домиком Петра Первого был раскинут ажурный шатёр, украшенный гирляндами цветов.

     4. Казанский собор – своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года.

    5. При Петре I наводнения были очень часты, но они не пугали водолюбивого царя.    

Литература

  1. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе: Сборник метод. Материалов / Составитель Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества знаний и информационных технологий, 2007.
  2. История и культура России на уроках русского языка и развития речина примере Санкт-Петербурга/Авт.сост. Л.Г.Гвоздинская.- С.-Пб., 1998.
  3. Памятники Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 2002. С. 258–259.
  4. Золотоносов М.Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда–Петербурга, 1985–2003 гг. СПб., 2005. С. 303–310.
  5. Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 585–587.
  6. Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. – М., 1997.

Примечание: К сочинению необходима предварительная подготовка. Возможно включение в уроки русского языка упражнений, отдельных предложений, дающих информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике.

Оформление в кабинете стенда с иллюстративным и информационным материалом по данной тематике.

Индивидуальные задания учащимся: найти и подготовить материал о М.К.Аникушине.

Организовать экскурсию к памятнику.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трёхмерное произведение искусства, объёмное, поэтому его, в отличие от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

Над созданием памятника обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель); над пьедесталом работает архитектор, декораторы заботятся об окружении. Иногда в творческий коллектив входит и садовник.

Возможные вопросы во время экскурсии:

Каков общий вид памятника?

Как памятник вписывается в пространство местности?

Каков вид на памятник с разных точек обзора ?

Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?

Каковы особенности скульптурного изображения

Какое впечатление произвел на вас памятник?

 О чём заставил задуматься?


[1] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Памятник «Слава Российскому флоту». Слайд 2.

[2] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Победа в конкурсе». Слайд 3.

[3]   См. «Приложение»: Презентация Power Point «Михаил Аникушин». Слайд 4.

[4] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Работы Михаила Аникушина». Слайд 5.

[5] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Идея создания». Слайд 6.

[6] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Выбор места установки». Слайд 7.

[7] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Открытие памятника». Слайд 8.

[8] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Детали памятника 1». Слайд 9.

[9] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Детали памятника 1». Слайд 10, 11.

[10] См. «Приложение»: Презентация Power Point . Слайд 12.

[11] См. «Приложение»: Презентация Power Point .Слайд 13.

[12] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Морские атрибуты». Слайд 14.

[13] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Задачи скульптора». Слайд 15.

[14] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Материалы». Слайд 16.

[15] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Составим план». Слайд 17.

[16] См. стр. 6:  Приложение. Карточка 1 для работы над орфографией. Слайд 18 (ответы).

[17] См. стр. 6:Приложение.  Карточка 2 для работы над пунктуацией. Слайд 19 (схемы).

[18] См. «Приложение»: Презентация Power Point «Составим план». Слайд 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-описания с элементами рассуждения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Отражены основные положения методики работы по картине и учтена специфика структуры урока:1. Предварительная установка на урок;2. Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово уч...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине И.И.Бродского "Летний сад осенью" в жанре письма другу. 7 класс.

Урок развития речи. И это не просто подготовка к сочинению-описанию, а  работа над особым жанром - письмо другу. ...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце»

План-конспект урока может стать хорошим материалом при подготовке учителя к уроку по данной теме.Конспект содержит краткую биографическую справку о художнике, примерный план сочинения, учит работать п...

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине В.Волегова «Счастливое детство». 6 класс

При разработке презентации использована репродукция картины современного художника Владимира Волегова...

Подготовка к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс

презентация для подготовки к написанию сочинения - описания по картине Роберта Дункана "В саду" 7 класс...

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Р. Дункана "Зима пришла, детям радость принесла"...