Рабочая программа по русскому языку для 8 класса.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программапо русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образованияв соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией М.Т.Баранова. Моя рабочая программа, как и программа М.Т. Баранова, рассчитана на 3 часа в неделю (105 часа). На изучение учебного материала отвожу 84 часа, на развитие речи – 18.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_kl._russkiy.docx | 46.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Авиловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к применению протокол № 1 от 29.08.11 г. Руководитель РМО учителей русского языка и литературы __________________ Симонова Н.Д. | Согласовано педагогическим советом МОУ Авиловской СОШ протокол № 1 от 30.08.11 г. | Утверждено Приказ № ____ от 30.08.11 г. Директор школы _____________________ Петров С.В. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 8 класса
на 2011 – 2012 учебный год
Учитель: Кочковая Л.Н.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией М.Т.Баранова.
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».
Моя рабочая программа, как и программа М.Т. Баранова, рассчитана на 3 часа в неделю (105 часа). На изучение учебного материала отвожу 84 часа, на развитие речи – 18. Незначительно изменено количество часов на изучение некоторых тем, например, добавлены часы на «Словосочетание», «Второстепенные члены предложения»; уменьшено на изучение темы «Обособленные члены предложения» (это понятие вводилось как опережающее обучение в 7 классе). Такое перераспределение обусловлено уровнем подготовленности класса и степенью овладения новыми понятиями.
Реализация регионального компонента на уроках русского языка осуществляется путем использования текстов донских авторов «Литературы Дона: хрестоматии для чтения в 8-9 классах» при изучении, закреплении или повторении тем учебного материала.
При обучении русскому языку в 8 классе используются:
- учебник «Русский язык 8» Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М. Александровой (М.: Просвещение, 2010г.);
- рабочая тетрадь «Комплексный анализ текста» 8 класс А.Б. Малюшкина, 2011г.
- поурочные разработки «Русский язык 8 класс» (универсальное издание) Н.В.Егоровой;
Москва, «ВАКО», 2011г.
- «Литература Дона: хрестоматия для чтения в 8-9 классах», Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2005г
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского и литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
2. Методы, приемы, формы организации учащихся на уроках русского языка
Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, индуктивные, дедуктивные, проектный метод обучения
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Виды уроков:
Уроки теоретического разбора темы по заданному алгоритму;
Урок с элементами лекции;
Уроки-зачеты;
Уроки- практикумы;
Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением;
Уроки обобщения и закрепления изученного материала;
Уроки контроля знаний.
3. Нормативные документы:
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта
- Обязательный минимум содержания образования
- Сборник нормативных документов Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева
- Закон Об образовании РФ
- « о приоритетных направлениях развития образования: концепция модернизации образовательной политики»
- Программа для школ, гимназий, лицеев «Русский язык» («Дрофа» 2007г)
4. Структура курса по русскому языку в 8 классе
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Функции русского языка в современном мире | 1ч |
2. | Повторение пройденного в 5 – 7 классах | 5ч +2ч р.р. |
3. | Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 6ч |
4. | Простое предложение | 2ч + 1ч р.р. |
5. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 6ч + 1ч р.р. |
6. | Второстепенные члены предложения. | 7ч+1ч. р.р. |
7. | Простые односоставные предложения | 9ч+2ч. р.р. |
9. | Простое осложненное предложение Предложения с однородными членами | 12ч + 2 р.р. |
10. | Обособленные члены предложения | 18ч + 2р.р. |
11. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | 10ч+ 2 р.р. |
12 | Прямая и косвенная речь. | 6ч+1ч р.р. |
13. | Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе. | 7ч + 2 р.р. |
14. | Итого | 89ч.+16ч р.р. |
Содержание тем учебного курса.
Функции русского языка в современном мире (1ч)
Повторение пройденного в 5—-7 классах (5ч +2ч р.р.)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание (6ч)
I. Повторение пройденного материала о словосо четании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды сло восочетаний по морфологическим свойствам глав ного слова (глагольные, именные, наречные).
II, Умение правильно употреблять форму зависи мого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (3 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного материала о предло жении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
П. Умение выделять с ПОМОЩЬЮ логического уда рения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его иаыковые особен ности.
Простые двусоставные предложения(2ч + 1ч р.р)
.ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч +1 ч)
I. Повторение пройденного материала о подлежа щем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное ска зуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов пред ложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовы вать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч +1 ч)
I. Повторение изученного материала о второ степенных членах предложения. Прямое и косвен ное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность опре деления; знаки препинания при приложении. Ви ды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступи тельное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и
несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное
выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9ч + 2 ч)
I. Группы односоставных предложений. Односо ставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, без личные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных пред ложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и одно составными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Однородные члены предложения (12ч + 2ч)
I. Повторение изученного материала об однород ных членах предложения. Однородные члены пред ложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонаци ей. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двое точие и тире при обобщающих словах в предложе ниях.
Вариативность постановки знаков препина ния.
И. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при одно родных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произ ведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18 ч + 2ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные опре деления и обособленные приложения. Обособлен ные обстоятельства. Уточнение как вид обособлен ного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
П. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обо собленными членами и их синтаксические синони мы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенно сти.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. (10 ч + 2 ч)
I. Повторение изученного материала об обраще нии.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки пре пинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно зна чимую тему.
Прямая и косвенная речь. (6 ч + 1 ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделитель ные и выделительные знаки препинания в предло жениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с пря мой речью, их текстообразующая роль.
П. Умение выделять в произношении слова авто ра. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух зна комых лиц; особенности строения данного тек ста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (7ч + 2)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения)
5. Перечень контрольных работ по модулям
№ п/п | Модуль | Вид контроля |
1. | Функции русского языка в современном мире | |
2. | Повторение пройденного в 5 – 7 классах | Диагностическая работа (Диктант) |
3. | Синтаксис и пунктуация. Культура речи | Контрольная работа по теме «Словосочетание». |
4. | Простое предложение | |
5. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» |
6. | Второстепенные члены предложения. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение» |
7. | Простые односоставные предложения | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения»2. Промежуточная аттестация (тест по материалу, изученному в 8 классе) |
9. | Предложения с однородными членами | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» |
10. | Обособленные члены предложения | 1. Тест по теме «Обособленные определения» 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» |
11. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». |
12. | Прямая и косвенная речь. | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» |
13. | Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе. | Контрольное изложение Итоговая контрольная работа (тест) |
6. Перечень учебно-методического обеспечения.
Методическая литература
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.
- Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям 5 – 8 классы.
- Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.
- Купалова А.Ю. практическая методика русского языка. 8 класс.
- Соловьева Н.Н. Диктанты: тренинг и контроль.
- Пучкова Л.И., Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс.
- Войлова К.А. 120 текстов для школьных изложений
- Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 250 диктантов по русскому языку для школьников.
- Попова Г.П. Карточки-задания. Индивидуальный контроль знаний. 7 – 9 классы
- Сивокозова Т.Ф. Русский язык. Работа с текстом.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка.
- Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса.
- Павлова Т.И. Работа с текстом
Мультимедийные пособия.
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
8. Компетенции учащихся на конец года
1.Учащиеся должны знать
- определения ос новных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,
- обосновывать свои ответы, приводя нужные приме ры.
2. К концу 8 класса учащиеся должны овла деть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосо четаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односо ставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пре делах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в со ответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложе ниях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложе ния, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказу емыми.
По орфографии. Находить в словах изу ченные орфограммы, обосновывать их выбор, пра вильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с не проверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествова тельные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравни тельная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), со чинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соот ветствии с темой, основной мыслью и стилем, нахо дить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно высту пать перед слушателями по общественно важным проблемам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...