В помощь учащимся.
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Очень часто при подготовке к экзаменам или контрольной работе требуется повторить материал, котроый изучался в предыдущих классах. Предлагаю несколько шпаргалок по русскому языку с набором основных правил, определений и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_pravila_po_rus._yaz..doc | 101 КБ |
podskazki_vidy_sochineniy.docx | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.
Аффиксальные.
- Приставочный: гасить-погасить.
- Суффиксальный: дом-домик.
- Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.
- Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.
- Постфиксальный: мыть-мыться.
- Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.
- Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.
- Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.
- Сложно-суффиксальный: старообрядческий.
- Сложноприставочный: утихомирить.
- Приставочно-сложносуффиксальный: предсенокосный.
Безаффиксные.
- Сложение: путь-дорога. древнегреческий,
2. Сращение маломощный
3. Аббревиация:РФ
4. Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.
СОГЛАСНЫЕ З В У К И.
НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ
ж, ш, ц, ч, щ, й
ТОЛЬКО ГЛУХИЕ х, ц, ч, щ
ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ й, л, м, н, р
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.
- Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.
На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.
- Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно- плохо, нехорошо;
дурно- предобморочное состояние.
Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).
3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.
И М Я Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е.
1. Простые и составные ( пять, пятьдесят пять ).
2. Количественные ( целые: пять, дробные: одна пятая, собирательные: пятеро).
Порядковые ( пятый).
ДЕЕПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Прислушиваясь, он вглядывался в темноту, затем, зевнув, и потянувшись, улегся около костра. Образуются с помощью суффиксов -а-, -я-: в, вши, -ши:
И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е.
Разряды.
Качественное- обозначает признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени ( темный, более темный, самый темный, темнее); может сочетаться с наречием «очень».Относительное – обозначает признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени ( деревянный, здешний, вчерашний), т.е. имеет значение материала, места, времени; не имеет краткой формы, не сочетается с наречием «очень». Притяжательное – обозначает принадлежность чего-либо лицу, животному; отвечает на вопросы чей? чья? чье?
Степени сравнения.
Сравнительная. Простая- круче, красивее, красивей,тоньше
Составная – менее снежный, более широкий
Превосходная. Простая – добрейший, легчайший.
Составная – самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
ПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?
ГЛАГОЛ.
Наклонение.
- Изъявительное.(читаю, читал, буду читать, прочитаю)
- условное, сослагательное(читал бы, читала бы, читали бы, читало бы)
- повелительное(читай, читайте, пусть читают, давайте читать, да здравствует)
Н А Р Е Ч И Е.
Смысловые группы
- Образ действия – Как? Каким образом?
- Время – Когда?Как долго? С каких пор? До каких пор?
- Место – Где? Куда? Откуда?
- Причина – Почему?
- Цель – Зачем?
- Мера – Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере ?
- указательные: здесь, там, тогда;
- неопределенные: куда-то, кое-как;
- вопросительные: где, когда, зачем;
- отрицательные: нигде, негде, никогда.
Степени сравнения.
|
Обстоятельственные ( признак действия, время, место, причина, цель).
Определительные ( мера и степень, качество, способ действия).
Г Л А Г О Л Ы.
Наклонение.
1. Изъявительное. Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле ( рисую, рисовал, нарисовал, нарисую, буду рисовать).
2. Условное. Действия, желаемые или возможные при определенных условиях (нарисовал бы, рисовал бы).
3. Повелительное. Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить (рисуй, рисуйте).
Б Е З Л И Ч Н Ы Е Г Л А Г О Л Ы.
(Действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета)).Употребляются только:
- В изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени:
3 л. ед.ч. ( наст. и буд. вр.)
ср.р. ед.ч. ( пр. вр.) темнеет, будет темнеть, стемнело.
- В условном наклонении: Стемнело бы.
- В неопределенной форме: Темнеть.
Рассвело, не сидится, хочется, легко дышится.
ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.
Переходные . Гл + сущ., числ., мест. в В.п. без предлога
Строить (что?) дом. Встречать ( кого?) его
Сущ. или мест. может стоять в Р.п. при отрицании, при указании на часть предмета. Не выпить (чего?) молока Не прочитал (чего?) рассказа
Непереходные - все остальные. Строить (где?) в лесу. Вылить (куда?) в кастрюлю
ПРИЧАСТИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ .
Человек, вырастивший цветок - цветок, выращенный человеком.
Р А З Р Я Д Ы М Е С Т О И М Е Н И Й.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (см. учебник 7 кл.).
П Р Е Д Л О Г.
ВЫРАЖАЮТ ( зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении) отношения временные : под, причинные: из-за, пространственные: в, около,под, целевые: для
ПРОИЗВОДНЫЕ : вокруг, путем, в продолжение, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, вблизи, около, в течение, в счет, в связи с, навстречу, вследствие(=по причине), наподобие, вроде(=подобно), насчет (=о), ввиду, вместо, несмотря на, по причине, в целях, со стороны,
НЕПРОИЗВОДНЫЕ : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, п, под, пред, при, про, с, ,у, через , из-за
ПРОСТЫЕ : к, у, около, вблизи, из-за
СОСТАВНЫЕ : в течение, в счет, в связи с
Особая часть речи М Е Ж Д О М Е Т И Е.
( Выражает чувства, настроения, побуждения)
Ах, увы, ай-ай, знать, караул, ура, шабаш, ей-же-ей, прощай, эй, ох, ух, э, ну, у, эге-ге, ого-го, увы, ау,эх, брось, ба...
- непроизводными: а, э, у, ну, увы;
- производными: Ужас! Батюшки! Брось!
С О Ю З.
( связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте)
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:
Соединительные и да(=и) не только – но и как – так и также(=и) тоже (=и)
Разделительные или либо то – то не то – не то
Противительные зато а но да(=но) однако (же)
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:
Причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, в связи с тем что, благодаря тому что, вследствие того что
Целевые чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы
Временные пока , когда,едва, лишь, лишь только
Условные как скоро, если, если бы, раз, ли
Сравнительные как будто, как, будто , словно, точно
Изъяснительные что, чтобы, как
Ч А С Т И Ц А.
( вносит различные оттенки значения в предложение, служит для образования форм слова)
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ:
Условное наклонение бы, б
Повелительное наклонение пусть, пускай, давай, давайте, да
Время глагола бывало
Степени сравнения наречий и прилагательных более, менее, самый
МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ):
Вопрос ли разве неужели
Выделение, ограничение лишь почти только исключительно
Восклицание что за, как
Указание вот а вот вон а вон
Сомнение вряд ли едва ли
Уточнение именно раз как раз
Усиление даже, даже и ни и же ведь уж всё все-таки,-то
Смягчение требования -ка
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Не ни
С Т Р О Е Н И Е С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Й.
1. Сочинительная связь.
Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает.
Между однородными членами предложения, между частями сложного предложения.
2. Подчинительная связь.
Искрящийся снег ( зависимое слово + главное слово).
Тип связи.
Согласование в роде, числе и падеже.
Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.
Заброшенная усадьба.
Управление. Главное слово управляет падежом зависимого.
Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.
Уехать в деревню (В.п.)
Примыкание. Главное слово связано с зависимым по смыслу.
Зависимое слово может быть выражено нар., дееприч., н.ф. гл.
Приехал неожиданно.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ.
1. Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу.
2. Выражается именем сущ. в И.п.
мест. в И.п.
прил. (в значении сущ.)
прич. (в значении сущ.)
числ. (в значении сущ.)
нар. (в значении сущ.)
межд. ( в значении сущ.)
неопределенная форма глагола ( в значении сущ.)
неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.
фразеологизмы ( в значении сущ.)
Ася задумалась на мгновение.
Она удивилась. Вдали кто-то запел.
Во время детского чая большие сидели на балконе.
Присутствующие говорили о разных предметах.
Десять делится на два.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Далече грянуло ура.
Учиться всегда пригодится.
Шли два приятеля вечернею порой. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех.
ТИПЫ С К А З У Е М О Г О.
1. Простое глагольное. Глагол в форме какого-либо наклонения.
В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.
Вы тренировались бы более регулярно.
Вы возьмите с собой в поход карту.
2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Сестра стала рассказывать о поездке.
Группы вспомогательных глаголов:
1) глаголы со значением начала, конца, продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы и краткие прил. со значением возможности, необходимости, желательности… ( мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).
Скрипач начал играть. Я был рад помочь
3. Составное именное. Глагол-связка + именная часть.
Дедушка был огорчен случившимся.
Группы глаголов-связок:
1) быть( в наст. вр. не употребляется - нулевая);
ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.
2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; Совсем стал белый дедушка.
3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;
девушка пришла усталая
4) сочетания вспомогательных глаголов с формой глагола-связки
я хочу быть учителем.
Я был бы рад стать учителем.
В Т Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е Ч Л Е Н Ы ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ДОПОЛНЕНИЕ. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Родственники приехали (на чем?) на машине. ( пунктир)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Какой? Чей? (Какое?) Яркое солнце слепило глаза. (волнистая линия)
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Отчего? Зачем?.. зима пришла (как?) рано. ( пунктир и точка)
О С Н О В Н Ы Е Г Р У П П Ы О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В.
1. Образа действия. Как? Каким образом?
2. Степени. В какой степени?
3. Меры. В какой мере?
4. Места. Где? Куда? Откуда?
5. Времени. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
6. Условия. При каком условии?
7. Причины. Почему? Отчего?
8. Цели. Зачем? Для чего?
9. Уступки.
Г Р У П П Ы В В О Д Н Ы Х С Л О В П О З Н А Ч Е Н И Ю
1. Различная степень уверенности.
2. Различные чувства.
3. Порядок мыслей и их связь.
4. Источник сообщения (кому принадлежит сообщение).
5. Замечания о способах оформления мыслей.
В И Д Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Й.
- По цели высказывания
Повествовательные Вопросительные Побудительные
- По интонации Восклицательные невосклицательные
- По количеству грамматических основ Простые Сложные
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Бессоюзные 2.Союзные
-Сложносочиненные
-Сложноподчиненные
=С придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…)
Какой? [ сущ. ] , ( с.сл. ).
[ мест.+ - ук.сл.], ( ).
=С придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…)
Падежные вопросы. [ гл.], ( ).
Глаголы речи, мысли, чувства.
=С придаточными обстоятельственными
Образа действия и степени, Места Времени Условия Причины Цели Сравнения
Уступки Следствия
Придаточные обстоятельственные
|
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПП С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
1. Последовательное подчинение. [ ] , ( ), ( ). Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любили мама.
2. Параллельное подчинение. ( ) , [ ] , ( ) . Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однородное подчинение. [ ] , ( ) , ( ). Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
- По осложненности
осложнено)
однородными членами предложения
обособленными членами предложения (прич. и дееприч. обороты)
обращениями
вводными словами…
По строению грамматической основы
Двусоставные = подлежащее + сказуемое (Утром выпал снег.)
Односоставные = или подлежащее (Зима.)
= или сказуемое (Читаем книгу следов.)
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные. Есть только подлежащее. Лес. Вот поселок.
- С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ СКАЗУЕМЫМ
Определенно-личные. Сказуемое-глагол 1 или 2 лица ед. ч. или мн.ч. Журнал прочитаю завтра.
Неопределенно-личные. Сказуемое-глагол 3 лица мн.ч. наст. и буд. вр. В комнате громко разговаривают.
Обобщенно-личные. Предложение имеет значение обобщенного лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом (часто используется в пословицах: Цыплят по осени считают.)). Часто сказуемое выражено глаголом 2 л. ед.ч. ( без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)
Безличные. При сказуемом нет и не может быть подлежащего. Морозит. Спи! Нет.
По наличию второстепенных членов
Распространенные Нераспространенные
- По наличию или отсутствию необходимых членов предложения
1. Полные 2. Неполные (пропущен главный или второстепенный член предл., который может быть легко восстановлен).
Могут быть дву\односоставные предл. Используются в диалоге (Как тебя зовут? – Меня – Анечкой.) Используются во второй части СП ( Алеша смотрел на них, а они – на него.)
ОМОНИМИЯ.
СПП С ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ
Нет подлежащего и сказуемого, легко восстанавливается сказуемое.
Есть группа сказуемого: обстоятельство или дополнение (сущ. в косвенном падеже или наречие)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ.
Состоит из одного имени сущ в И.п.,
Может быть определение, т.е. группа подлежащего.
СОЮЗ.
Служебная часть речи.
Соединяет части СПП
Не является членом предложения
Легко опустить (трансформировать в БСП)
Можно заменить синонимичным союзом.
На него не падает логическое ударение.
СОЮЗНОЕ СЛОВО.
Это относительные местоимения и местоименные наречия в роли союзов.
Соединяют части сложного предложения.
Являются членам предложения.
Опустить нельзя, т.к. являются членами предложения.
Можно заменить синонимичным союзным словом.
На них падает логическое ударение.
Предварительный просмотр:
Как писать сочинение по картине?
Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины. А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть (о ней рассказано выше) и выводы. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Как писать сочинение-описание?
Сочинение-описание строится та же, что и сочинение по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный, добрая улыбка - отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.
Как писать сочинение-миниатюру?
Сочинение-миниатюра должно иметь тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении) и ответ на него. Например, в теме "Как я провел лето?" тезис будет коротким: "Лето я провел хорошо/здорово/замечательно/великолепно". Можно наоборот: "...так себе, скучно, неинтересно, проспал", - что бывает значительно реже. Все остальное в данной творческой работе - это ПОЯСНЕНИЕ ТЕЗИСА. Объем сочинения-миниатюры колеблется от 0,5 стр. (5-6 класс) до 1,5 стр. (7-11(12) класс) школьной рабочей тетради.
Как писать сочинение-изложение?
Этот вид работы еще называют изложением с творческим заданием. Данная работа состоит из двух частей: первая часть - сжатое или развернутое изложение какого-либо текста, вторая часть - мысли учащегося по поводу данной темы. Особенностью сочинения-изложения является то, что между изложением и второй частью (точка зрения ученика на проблему) должен быть плавный переход в виде одного предложения. Это предложение должно продолжать мысль текста и переходить к точке зрения учащегося. Любое сочинение-изложение для завершенности должно иметь вывод, начинающийся словами: "таким образом", "итак" и подобными.
Учимся писать сочинение рассуждение
Как правильно писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение состоит из трех частей: вступления (тезиса и аргументов), основной части (примеров, доказательств) и выводов (точка зрения самого учащегося на проблему).
Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением мысли автора сочинения.
В основной части можно приводить примеры литературных произведений, из жизни выдающихся людей и из жизни автора (учащегося). Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.
Как писать сочинение по тексту (сочинение по литературе)?
Сочинения по литературе как правило охватывают события и проблемы одного литературного произведения или один персонаж из этого произведения. Такие сочинения пишутся по составленному развернутому (сложному) плану и требуют знаний произведения. Самый лучший выход из ситуации - это самостоятельное прочтение рассказа, повести или романа. Так как если вы работаете только с критикой, то рискуете быть пойманными "за руку". Пользоваться критикой нужно уметь!
Намного легче просто прочесть произведение и рассказать о своих впечатлениях в творческой работе. Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
Вывод сочинения по литературе не может противоречить вступлению, поскольку в выводе подытоживается (повторяется в краткой форме) все то, что сказано в основной части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютер в помощь учащимся ( на примере табличного процессора Calc)
Интегрированный урок...
Психологическая помощь учащимся и родителям.
Советы родителям о том, как можно психологически помочь ребенку, сдающему экзамены....
Статья в помощь учащимся:"Как писать рецензию?"
В данной работе представлены рекомендации для учащихся старших классов по написанию рецензии на какое-либо литературное произведение....
Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»
Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....
Методические разработки в помощь учащимся для подготовки к ЕГЭ
Материал для подгоовки,задания уровня В и С...
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Исследования специалистов показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся школы 8 вида, ограничивают возможности их социальной адаптации и негат...
Особенности социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе
Приоритеты социально-педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиям ФГОС ...