КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
методическая разработка по теме

Тарабыкина Ольга Александровна

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негативно отражаются на качестве воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим очевидна актуаль­ность проблемы психолого-педагогической поддержки эмоционального развития при интеллектуальной недостаточности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

     Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся школы 8 вида, ограничивают возможности их социальной адаптации и негативно отражаются на качестве воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим очевидна актуальность проблемы психолого-педагогической поддержки эмоционального развития при интеллектуальной недостаточности. Но если теоретические аспекты данной проблемы в основном разработаны, то методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы представлено явно недостаточно.

    В распоряжении учителя, воспитателя, психолога специальной (коррекционной) школы не всегда имеются эффективные средства, способствующие исправлению возможных нарушений эмоциональной сферы учащихся, а также развитию всех ее параметров. При этом ограничено и количество специальной литературы, включающей необходимую для решения этого вопроса информацию.  Предлагаемые вниманию    упражнения могут быть полезны при организации коррекционно-воспитательного процесса в школе восьмого вида.

    На основании теоретического анализа и обобщения значительного объема экспериментальных данных, полученных в результате лонгитюдного исследования, была разработана технология психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта. Она объединяет  действенные методы развития личности учащихся со сниженным интеллектом, которых особое место занимает упражнения. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Граб Г.М. Дульнева, А.С. Белкина и других  специалистов подчеркивается высокая эффективность этого метода воспитания   учащихся школы 8 вида. Являясь последовательным, вариативным повторением того или иного положительного действия, упражнение позволяет не только закрепить это действие, но и совершенствовать его, исправляя имеющиеся недостатки. Вместе с тем отмечается, что повторение более или менее результативно  лишь в том случае, если оно базируется на осознании школьником значимости повторяемого действия, а бессмысленное механическое использование различных коррекционных упражнений скорее из   нормального ребенка сделает умственно отсталого, чем поможет в развитии личности ребенка  с нарушением интеллекта.   При выполнении упражнений важна индивидуальная форма  работы, она  обеспечивает  устойчивый контакт    педагога с учащимся, способствует установлению доверительных отношении, дает возможность тонко регулировать направление коррекционно-развивающего воздействия.  

      Под воздействием таких  упражнений в сочетании с другими формами работы индивидуальные результаты учащихся заметно улучшались. Однако в реальной жизни позитивные изменения в эмоциональной сфере  учащихся проявлялись несколько слабее, чем в экспериментальной ситуации, что связано с затруднениями таких школьников в осуществлении переноса усвоенного способа деятельности в новые условия.

     При выполнении упражнений учащиеся оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес стимулируется с помощью занимательной формы заданий и небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. Тем не менее, практически все  учащиеся без особого энтузиазма относятся к упражнениям, требующим длительной концентрации и серьезных усилий.

     Упражнения носят развивающий характер,   направлены на преодоление личностной незрелости школьников, а также на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоциональной сферы. Например, упражнения «А где смеяться?», «Шутки разные бывают», «Твой любимый анекдот», «Нарочно не придумаешь», «Чтобы было смешно» и другие, включенные в технику по развитию чувства юмора и построенные на материале смешных картинок, высказываний, рассказов, анекдотов.

      Выполнение упражнения «А где смеяться?» предполагается выявление комического элемента в той или иной ситуации, в рисунке или рассказе, подбор аналогичных примеров из собственного опыта, и другие вариации. Объем, содержание, эмоциональная насыщенность и сложность задания регулируется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого учащегося. Под воздействием данного упражнения учащиеся приходят к осознанию того, что многие люди считают смешными одни и те же вещи.

     «Шутки разные бывают» - упражнение на классификацию стимульного материала. «Шутки разные бывают, веселят и обижают», - говорит  педагог, а затем предлагает школьнику распределить высказывания или картинки на две группы. Например, для учащихся 1-2 классов можно предложить такой набор картинок:

  1. мальчик надел смешную маску;
  2. к собачьему хвосту привязана консервная банка;
  3. девочка   с   завязанными   глазами (жмурки) поймала дерево;
  4. мальчик плачет - нарядная подарочная коробка оказалась пустой;
  5. девочка находит в портфеле живую мышку;
  6. взрослый мужчина катается на детском трехколесном велосипеде;
  7. девочка вместо куклы укачивает довольного кота;
  8. мальчик кладет на стул большую острую кнопку.

    По окончании работы проводится беседа об умении шутить, не обижая других людей. Во время беседы учащегося побуждают приводить реальные случаи из школьной жизни, или из опыта его общения с внешкольным окружением.

В основе классификации могут быть и другие признаки: живые или неживые объекты составляют основу комической ситуации, наличие или отсутствие неприятных последствий, преднамеренность действий, вызывающих смех и т.д.

      «Твой любимый анекдот» - школьника просят подумать и рассказать свой любимый анекдот. При этом может быть заданна определенная тема, например, о животных, о школе, о сказочных героях и т. д.  Педагог, в свою очередь, также предлагает вниманию учащегося один или несколько интересных анекдотов. Затем ученик получает бумагу, карандаш и выполняет рисунок на тему любого понравившегося ему сюжета, давая  пояснения относительно замысла и деталей своей работы.

     Материалом для упражнения «Нарочно не придумаешь» служит описание реальных смешных случаев, в которых  учащейся принимал непосредственное участие. Взрослый «припоминает одну историю», или просит школьника рассказать что-нибудь смешное из жизни его класса. Потом они совместно разбирают ситуацию, выясняют, что именно послужило поводом для смеха, и рассматривают различные варианты решения.

     Для выполнения упражнения «Чтобы было смешно» необходимы две коробки. В одной из них карточки с изображениями или названиями различных шуточных «подарков». Это могут быть кактус, дырявый башмак, ключ без замка, рукав от футболки, пуговица, сухая горошина, пластиковая бутылка, бумажный веер и т.д. Ученику предлагают наугад взять из коробки какой-либо «подарок» и придумать для него смешное назначение, отвечая на вопрос «А что бы ты стал делать, если бы тебе подарили...?». Если школьник затрудняется в подборе ответа, он может воспользоваться подсказкой, которую также наугад следует взять из другой коробки: «Носить на голове», «Кормить рыбой», «Посадить на огороде и поливать почаще», «Учить читать», «Любоваться красотой» и т.д.

     Интересные упражнения  можно включать в технику эмоциональных проявлений. Такие упражнения эффективно используется в работе и с младшими, и со старшими школьниками. Рассмотрим некоторые из них.

     Выполняя упражнение «Директор школы»,  ребята оценивают поведение и отдельные поступки учащихся, поставив себя на место директора школы. Одни поступки они одобряют, за другие выносят порицания воображаемым школьникам. Нередко «строгому директору» предлагается принять решение относительно поступка, напоминающего его собственную недавнюю шалость. Решения   необходимо объявлять с соответствующим выражением лица и интонациями голоса.

      «Справедливый учитель» - представив себя в роли учителя собственного класса, школьник оценивает собственные поступки одноклассников. Могут рассматриваться как  реальные, так и вымышленные ситуации. При необходимости  педагог напоминает «учителю», что у него не должно быть любимчиков, поведение всех учащихся надо оценивать одинаково справедливо.

      «Я - это ты» - оценивая тот или иной поступок, школьник пытается поставить себя на место совершившего его человека,  самостоятельно или с помощью  взрослого он подбирает ответы на вопросы о том, почему некто повел себя именно так, и можно было поступить иначе.

      «За что и почему» - упражнение построено на работе с сюжетными картинками, и имеющими эмоционально насыщенное содержание. Причем на каждой картинке наряду с другими персонажами обязательно присутствуют дети примерно того же возраста, и сам ребенок. Например, разгневана учительница выводит ученика из класса, на лицах других детей удивление; родители с гордостью показывают восхищенным голосом рисунки своего ребенка; несколько учащихся  с возмущением что-то говорят мальчику (девочке) и т.д. Школьнику предъявляется картинка, он должен внимательно рассмотреть и дать пояснения относительно реакции окружающих на поведение своего сверстника, за что и почему с ним поступают тем или иным образом и правильно ли это.

      «Такой поступок мне к лицу» - взрослый поочередно называет различные поступки и действия (смастерить скворечник, нагрубить учителю, поиграть с малышом, дразнить собаку, подготовить к уроку доску, обидеть товарища, угостить друга конфетой, начать драку и т.д.). Школьник отвечает «Такой посту: мне к лицу» или «Подходит больше подлецу».  Педагог может попросить школьника пояснить свой ответ и, если это необходимо, оказывает помощь в выработке адекватного отношения к своим и чужим поступкам и поведению в целом.

      С большим удовольствием школьники всех возрастных групп выполняют упражнения составляющие технику развития эмоционального диапазона. Эти упражнения стимулируют проявление позитивных переживаний и высших, социально обусловленных чувств, обогащают запас слов, обозначающих эмоциональные состояния, расширяют представления школьников об эмоциях.

      Например, упражнение «Поделись радостью» позволяет учащимся повторно пережить позитивные эмоции. Ребята должны  вспомнить какое-то приятное и радостное событие из своей жизни, и составить о нем рассказ, или нарисовать картинку. По ходу работы  педагог оказывает помощь в уточнении представлений о позитивных переживаниях, в подборе для них правильных словесных обозначений. Переключение на приятные воспоминания способствует не только расширению эмоционального диапазона, но и развитию умения управлять своим настроением.

   Веселое упражнение «Баранья голова». Учащемуся предлагается с самым серьезным и невозмутимым видом отвечать этим словосочетанием на разные вопросы  ведущего, придавая ему правильные грамматические формы. Для старших школьников используется вариант упражнения, в котором они поочередно извлекают из специальной коробки карточки и зачитывают написанные на них вопросы. Например: Как зовут твоего друга? Что ты ел на завтрак? Что вы проходили по математике? Твой любимый вид спорта? Где ты хочешь провести каникулы? Из чего делают тетради? И т.д. Варианты упражнения: «Любопытный нос», «Зеленая собака», «Ученая мартышка» и др.

     Работая над упражнением «Добрые слова для всех»,  у учащихся развивают доброжелательное отношение к окружающим людям, учат активному сопереживанию. Рассматривая с  педагогом сюжетные картинки, или разбирая случаи из реальной жизни, а также из книг и фильмов, они решают вопрос о том, какие именно слова было бы приятно услышать тому или иному человеку в конкретной ситуации.

      Упражнение «Знаю, умею, могу, другу в беде помогу» также направлено на развитие сочувствия, сопереживания, социально приемлемого отношения к другим людям и к проблемным ситуациям, связанным с межличностным общением. Работая с вербальным или с наглядным материалом, школьник самостоятельно либо с помощью педагога подбирает различные варианты решения проблемных ситуаций, в которых, якобы, оказались его друзья, знакомые. Например: поссорился с лучшим другом; нашел потерянную вещь и понял, что несправедливо обвинил товарища; забыл необходимый для занятий предмет; потерял единственный ключ; узнал чужой секрет и т.д. Каждая ситуация рассматривается с разных сторон, после чего учащемуся предлагают дать тому или иному человеку дружеский совет о том как надо поступить.

      «Подбери другое слово» - учащемуся поочередно предлагаются карточки, на которых написаны предложения с повторяющимися словами, обозначающими эмоциональные состояния:

  1. Грустная девочка грустно смотрела вслед улетающему шарику.
  2. Сердитый пес сердито лаял на прохожих.
  3. Миша радостно и радостно рассматривал подарки.
  4. Во время грозы Саше было тревожно и тревожно. И т.д.

Школьника просят убрать повторы, заменить их другими, сходными по смыслу словами (обозначающими то же либо близкое к нему состояние).

     Упражнение «Я могу назвать эмоции» также направлено на обогащение запаса слов, обозначающих эмоциональные состояния. Оно может использоваться для работы с учащимися начиная с 5 класса, поскольку школьники младших классов с ним практически не справляются. Перед учеником раскладывают перевернутые карточки (текстом вниз). Он должен произнести слова: «Я могу назвать эмоции, которые...», затем взять одну из карточек, прочитать текст и ответить на сформулированный таким образом вопрос. При этом его побуждают назвать как можно больше эмоций. Примерные варианты заданий: помогают мне общаться (мешают мне общаться); делают меня счастливым (мешают мне быть счастливым); мне нравится (не нравится) наблюдать у других людей; я переживаю очень часто (редко); испытывает моя мама, когда я получаю пятерки; чувствуют многие люди, когда идет дождь и нельзя гулять и т.д.

Упражнения, направленные на развитие средств эмоциональной выразительности, вызывают у всех школьников особый интерес, и вместе с тем серьезные затруднения. Даже для многих старшеклассников успешное выполнение таких упражнений как «Это мой любимый кот», «Веселый мим», «Изобрази», «Надень маску», «Вверх по лестнице», может быть возможным лишь после длительных занятий.

      «Это мой любимый кот» - фраза, которую учащийся должен произнести так, чтобы ее эмоциональное содержание соответствовало следующим ситуациям: хозяин гладит довольного кота; кот принес хозяину пойманную мышь; мама бинтует хозяину поцарапанную котом руку; хозяин дает маме пояснения по поводу разбитой вазы; кот катается на люстре и т.д. Ситуации могут быть записаны на карточках либо представлены в картинках. Варианты упражнения «Молодец, всегда так делай», «Большое Вам спасибо», «У нас все по-старому» и т.д.

       Упражнение «Веселый мим» выполняется перед зеркалом. Сначала проводится разминка, в процессе которой ученику предлагают выполнить несколько простых мимических движений (широко улыбнуться, сдвинуть брови, поднять их, сморщить нос, расширить ноздри, поджать губы и т.д.). Потом задание усложняется, испытуемому следует отразить с помощью мимики определенные эмоциональные состояния (сделать веселое, злое, испуганное, удивленное, безразличное, виноватое лицо). Затем его просят состроить зеркалу рожицу, которая могла бы кого-либо насмешить, испугать, разозлить, опечалить, пристыдить и т.д. И в заключение он получает одну или несколько фотографий и пытается повторить зафиксированные на них проявления эмоциональной экспрессии. Для младших школьников лучше использовать картинки с изображением, например, клоуна.

      «Изобрази» - упражнение, которое может выполняться с речевым сопровождением или без него. В зависимости от возраста и уровня эмоционального развития  школьника ему предлагается изобразить самого себя, других людей и животных в различных эмоционально насыщенных ситуациях. Например: получил подарок; не пускают гулять; мама сердится; учитель пришел в класс и увидел, что все ученики сбежали; кот стащил со стола рыбу; собака встречает дома своего хозяина; увидел в тетради плохую отметку; мышка смотрит на спящую кошку; красавица перед зеркалом, трусишка в темной комнате и т.д.

Другое упражнение «Надень маску» развивает не только способность адекватно выражать собственные эмоции, но и распознавать переживания других людей. Суть упражнения состоит в том, что школьник совместно с педагогом рассматривает сюжетные картинки, обсуждая при этом их эмоциональное содержание. Потом он выбирает из них одну, наиболее понравившуюся и человека, на месте которого ему хотелось бы видеть себя. Школьника просят надеть волшебную невидимую маску этого человека, повторить выражение лица, рассказать о его чувствах.  Педагог задает наводящие вопросы, позволяющие ученику раскрыть свое отношение к ситуации, изображенной на картинке, к выбранному персонажу, охарактеризовать его эмоциональное состояние, выяснить причины этого состояния. Количество и тематика картинок для каждого конкретного учащегося определяется индивидуально. Могут использоваться изображения как реальных, так и сказочных сюжетов.

       Работа над упражнением «Вверх по лестнице» способствует развитию у школьников умения выражать и распознавать эмоциональные проявления различные по интенсивности. На листе бумаги рисуют лестницу из трех ступенек и объясняют учащемуся, что на нижнюю ступеньку следует помещать карточки, на которых отражено слабое проявление того или иного чувства, на среднюю - карточки с более ярко выраженными признаками. На верхней ступеньке должны быть карточки, на которых изображены наиболее интенсивные эмоции. Затем поочередно работают с несколькими наборами карточек. Каждый набор соответствует определенному эмоциональному состоянию и включает три карточки с изображениями человеческих лиц. В процессе работы школьника просят не просто помещать карточки на ступеньки лестницы, но и дать обозначения того или иного состояния и его интенсивности (веселый, еще веселее, самый веселый; слегка испуганный, испуганный, очень испуганный и т.д.) При этом  педагог обращает внимание ученика на внешние признаки эмоций, проявляющиеся в мимике. На следующем этапе выполнения данного упражнения учащийся перед зеркалом повторяет мимическое выражение эмоциональные состояний, различных по своей интенсивности (сделай немного обиженное, обиженное, очень обиженное лицо).

     Итак, упражнения, способствующие развитию различных параметров эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, являются необходимым элементом воспитательной работы в школе восьмого вида. Не менее важны и коррекционные упражнения, которые должны подбираться и разрабатываться в соответствии с индивидуальным своеобразием нарушения эмоционального компонента психики.

Например, для преодоления повышенной тревожности, иррациональных страхов могут быть рекомендованы такие упражнения как «Нарисуй свой страх», «Страшные сказки», «Не боюсь темноты», «Испуганное лицо», «Добрый совет», «Воздушный шар» и др.

       «Нарисуй свой страх» - это задание, связанное с творческой изобразительной деятельностью. В течение некоторого времени ученик рисует, давая пояснение по поводу замысла, деталей и цветовой гаммы рисунка. Взрослый может ненавязчиво комментировать его работу, снижая интенсивность негативного переживания: «Как здорово, что ты нарисовал свой страх в виде черной тучи. Видишь, вот в этом месте просматривается светлое пятно. Значит, туча скоро растает», «Я бы такого забавного зверя взяла домой и держала вместо котенка», «Ты так решительно нажимаешь на карандаш, что страх сам сейчас испугается и сбежит» и т.д. По окончании работы рисунок следует уничтожить, победить свой страх. Вместо листа бумаги можно использовать воздушный шарик, мел и доску, запотевшее зеркало и т.д.

      «Страшные сказки» - взрослый совместно с учащимся разбирает различные случаи из жизни, приводимые ребенком истории и различные установки, вызывающие у него тревогу и страх. Обращают внимание на то, что именно и почему в данной ситуации вызывает страх, и насколько эта эмоция соответствует реальной действительности. Как правило, после обсуждения интенсивность эмоционального воздействия тех или иных объектов заметно снижается.

       Упражнение «Не боюсь темноты» состоит в том, что ученику предлагают вслух или шепотом повторить эту фразу определенное количество раз. В то время как его сознание фиксируется на счете, подсознание программируется на защищенность. Это упражнение может выполняться и в присутствии взрослого и самостоятельно перед сном, когда школьник уже    находится в постели. Во время совместной работы задание иногда усложняют, предлагая ему сопровождать каждую фразу перемещением спички, косточки на счетах, бусинки и т.д. Вместо слова «темнота» может быть назван любой объект, вызывающий у школьника безотчетный страх.

      «Испуганное лицо» - сначала проводится обычная ролевая гимнастика перед зеркалом, причем с помощью мимики и жестов могут изображаться самые разные эмоции, затем внимание школьника концентрируется именно на мимическом и пантомимическом выражении страха. Ему задают вопросы, связанные с его страхами, но просят сосредоточиться исключительно на внешней выразительности лица и позы. Очень скоро он начинает весело смеяться. Школьнику объясняют, что в момент переживания беспричинного страха ему следует с помощью языка лица и тела изобразить испуганного человека, представить, как это выглядит. Затем сделать удивленное, веселое лицо и выполнять упражнение до тех пор, пока неприятное переживание не отступит.

     «Добрый совет» - взрослый и ребенок меняются ролями. Ученику предлагают представить, что перед ним человек, совершенно необоснованно боящийся, например, темноты (обычно говорят о том, чего боится сам ребенок). Школьник должен объяснить педагогу, что ему нечего бояться, что сама по себе темнота никакой опасности не представляет. Взрослый может «посоветоваться» с учеником и по поводу того, как избавить от страха перед темнотой свою дочь, соседскую девочку.

     «Воздушный шар» - школьника просят представить, что он находится как бы внутри большого воздушного шара, невидимые стены которого надежно защищают от любой опасности. Этот образ можно закрепить с помощью рисования и учить использовать в качестве механизма психологической защиты при переживании иррациональных страхов.

Ряд интересных упражнений помогает учащимся избегать аффективных вспышек, преодолевать агрессивные тенденции, контролировать свои чувства, сохранять эмоциональное равновесие («Получай, противная подушка», «Посчитай до десяти», «Письмо обидчику», «Чудо-Юдо», «Меня это не касается» и др.).

   Упражнение «Получай, противная подушка» учащиеся выполняют с большим удовольствием, поскольку оно снимает напряжение и способствует достижению эмоциональной разрядки. Произнося заданную фразу, следует бить и пинать ногами большую упругую подушку. Время от времени   взрослый предлагает ему узнать, что «отвечает» подушка. Может использоваться магнитофонная запись (писклявый голос) или карточки. Содержание ответов может быть шутливо-критическим - «Бей еще», «Мне мало», «Стукни сильнее», или одобрительным - «Вот это удар», «Да ты настоящий боксер», «Ну и кулаки» т.д. Обычно 5-7 минут такой психологической разгрузки оказывается достаточно, чтобы снять эмоциональное возбуждение и перейти к более спокойным упражнениям.

    «Посчитай до десяти» - перед тем, как ответить на грубую шутку или совершить какое-либо действие, которое может оказаться обидным для других людей, ученику предлагается попытаться взять себя в руки и просто посчитать до 10. В процессе работы над этим упражнением он на конкретных примерах убеждается в том, что оно помогает избежать многих неприятностей.

Для учащихся старших классов будет полезным упражнение «Письмо обидчику», которое позволяет осмыслить свои переживания и отношения и в определенной степени контролировать их. Суть упражнения сводится к тому, что школьнику, недовольному поведением кого-либо из одноклассников или взрослых людей, предлагают взять лист бумаги и, не стесняясь, написать обидчику все, что он о нем думает. Поясняют, что содержание письма не выйдет за пределы кабинета и не подлежит критике со стороны  педагога. Работа над письмом поглощает энергию негативного переживания, снижая его интенсивность. По окончании работы письмо убирают, через какое-то время (несколько дней) снова читают и беседуют о его содержании, а также об отношении автора к адресату. Ученик отмечает, какие моменты в письме он продолжает считать справедливыми, а что хотел бы изменить. Затем письмо уничтожают.

    Упражнение «Чудо-Юдо» направлено на решение аналогичных задач, но, в отличие от предыдущего, может использоваться в работе и со старшими, и с младшими школьниками. Роль психологического громоотвода в данном случае играет процесс и продукт изобразительной деятельности. Ученику предлагают нарисовать портрет своего обидчика или вылепить его из пластилина, поясняя, что можно и желательно придать изображению карикатурный вид. Затем уже готовому портрету можно рассказать, почему его нарисовали таким «красивым». Когда обида пройдет, портрет выбрасывают.

   «Меня это не касается» - упражнение развивает у школьников умение защищаться от негативной информации, не принимать ее на свой счет, и, соответственно, не реагировать на нее проявлениями грубости и агрессии. Например, поясняют школьнику, зачем грубить в ответ на слово «дурак», если ты таковым не являешься. Надо твердо и решительно сказать себе, что «меня это не касается» и реагировать так, будто это слово адресовано другому человеку. Упражнение выполняется на материале реальных и вымышленных ситуаций, в которых ученику предоставляется возможность нейтрализовать конфликтогенный посыл.

       Упражнения, способствующие коррекции эмоционального развития учащихся школы восьмого вида.

      «Оптимист» («Могло быть хуже») - задание направлено на преодоление подавленного, негативного фона настроения, на выработку позитивного отношения к окружающей действительности. Подбирается серия картинок и вербальных описаний различных ситуаций, обычно вызывающих у людей неприятные переживания. Школьнику поочередно предлагают рассмотреть каждую ситуацию с оптимистической точки зрения, доказать, что в данном случае нет серьезного повода для переживаний, потому что могло быть еще хуже. Например, ребенок упал в лужу, испачкал одежду и горько плачет.  Он мог бы пораниться, а одежду легко привести в порядок. Мама ругает огорченного сына за серьезный проступок.  Сыну следует сделать правильные выводы, так как в следующий раз его могут лишить и обещанной поездки к бабушке и т.д. При необходимости взрослый оказывает помощь, подводя учащегося к пониманию того, что наши эмоции лишь частично определяются внешними воздействиями. К любым явлениям окружающей действительности можно относиться по-разному.

     «Мусорная корзина» - помогает избавиться от неприятных переживаний, затрудняющих общение со взрослыми и сверстниками. Ученика просят записать или нарисовать на бумаге то, что вызывает у него негативные эмоции. Обычно речь идет о событиях нескольких последних дней. Затем следует выбросить лист в мусорную корзину, искренне пожелав при этом, чтоб туда же отправились и сами неприятные переживания.

     «В подарок маме» - методом словесного рисования школьнику предлагается приготовит для мамы такой подарок, о котором она только могла бы мечтать. Потом придумать и описать саму ситуацию преподнесения этого подарка, возможные варианты ответной реакции. Таким же образом можно обыграть подарки для других членов семьи, друзей, любимой учительницы и т.д.

     «Развесели грустного клоуна» - упражнение для младших школьников. Учащемуся говорят, что когда человеку грустно, люди на фотографиях и картинках ему тоже могут казаться печальными, а если настроение у него хорошее, то лица людей выглядят веселее. Показывают рисунок с изображением клоуна (выражение лица эмоционально нейтральное). По-моему,  говорит взрослый,  этот клоун сегодня грустный. Если школьник с ним согласен, его просят придумать и рассказать что-то такое, что могло бы развеселить клоуна.

Итак, упражнение является важным методом воздействия на эмоциональную сферу учащихся школы восьмого вида. Его эффективность обусловлена индивидуальной формой работы, обеспечивающей устойчивый контакт и доверительные взаимоотношения с воспитанником; максимальной направленностью на преодоление возможных негативных тенденций, сопутствующих развитию личности.

      Следует подчеркнуть, что многократное, и даже вариативное повторение тех или иных упражнений не должно быть самоцелью, но данному методу, бесспорно, необходимо уделить особое внимание при разработке как общих, так и индивидуальных программ психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта

В данной статье описаны психолого-педагогические особенности детей с нарушением интеллекта....

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.

Характеристика особенностей  усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта  и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....

Статья. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта....