Особенности социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе
статья по теме

Приоритеты  социально-педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов                                                               Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования                                             Кафедра социально-педагогического образования

НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»

Приоритеты  социально-педагогической деятельности образовательного учреждения в соответствии с требованиям ФГОС

Материалы городской научно-практической конференции с межрегиональным участием

                                   

Выполнили:                                                                                                                          Корейс Елена Геннадьевна,                                                                                      социальный педагог, учитель русского языка                                                                          и литературы ГБС(К) ОУ №480                                                                                Кировского района, г.Санкт-Петербург

Тедеева Зарина Алановна,                                                                                           социальный педагог ГБС(К) ОУ №480                                                                     Кировского района, г. Санкт-Петербург    

Санкт-Петербург

2012

Статья

Особенности социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе

Социальный педагог – ключевая фигура в современной школе, призванная объединить усилия семьи, образовательного учреждения, общественности для оказания помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад.

В настоящее время для введения ставок социальных педагогов  в штатном расписании имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю, его отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1052).

В основные должностные обязанности социального педагога входит организация воспитательной работы в классе, которая направлена на формирование общей культуры личности, на адаптацию подростка к жизни в обществе. Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности учащегося и его микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам. Выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьё, средой, органами власти. Способствует реализации прав  и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Социальный педагог создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Социальный педагог в специальной (коррекционной) школе участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции [1, 3, 5].

Школьный социальный педагог координирует создание здорового микроклимата в коллективе, межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. В обязанности социальных педагогов входит посещение семей учащихся на дому.

Социально-педагогическая работа в специальной (коррекционной) школе – это педагогическая деятельность, которая направлена на помощь подростку, имеющему ограниченные возможности здоровья в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог [2]. В отличие от классного руководителя и отдельных учителей-предметников он работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком; а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности [4]. Социальный педагог стоит на защите прав ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины отсутствия в школе учащихся без уважительной причины. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, обнаруживает подростков, отстающих в физическом и умственном развитии. Чтобы помочь ребёнку или семье социальный педагог привлекает юриста, врача, работникам полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни учащегося с ограниченными возможностями здоровья, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей, тех, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьный курс, которые переживают стрессы в коллективе сверстников или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. В любом случае от социального педагога требуется чуткость и сердечность. Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором досуговой деятельности учащихся, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Для совершенствования профессионального мастерства социального педагога большое значение имеет систематический учет работы и ее результатов. Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией образовательного учреждения.

Список использованных источников и литературы:

  1. АксёноваЛ.И. Социальная педагогика//Дефектология, 1997г.
  2. Дети с ЗПР//Под ред. Власовой Т.А. – М.: Просвещение, 1984г.
  3. Лодкина Т.Н. Социальный педагог приходит в семье/Воспитание школьников, 1996г.
  4. Социальная педагогика: курс лекций//Под общей ред. М.А.Галагузовой – М.: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2000г.
  5. Фипонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции/Педагогика, 1994г.
  1. Корейс Елена Геннадьевна, Тедеева Зарина Алановна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения итогового экзамена по технологии выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья, освоивших специальные (коррекционные) программы VIII вида

Получив необходимы объем знаний и общетрудовых умений и навыков, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие специальную (коррекционную) программу VIII вида имеют возможностьсдать итого...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60%...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...