Урок на тему : "Правописание ться и тся в глаголах" в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Булатова Гульзида Галиевна

Данный урок является уроком освоения новой темы по правописанию ться и тся в глаголах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_konkurs.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Правописание ться и тся в глаголах».

Цель урока:  познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного  написания –ться и  -тся в глаголах;

Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

2) развивать умение  высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение  друг  к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, алгоритм ;

Тип урока: урок умений и навыков.

     

                                         Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд1.

- Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас. Все готовы к уроку? Хорошо!

Слайд2.           Громко прозвенел звонок

                          Он позвал нас на урок.

                          Парта у меня в порядке:

                          И учебник, и тетрадки.

                          Я настроился, готов

                          Слушать следующий урок.

  1. Повторение изученного материала.

Перед тем, как изучить  новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран. А пока остальные отвечают, два ученика поработают индивидуально.(раздаются карточки) .

Слайд3.        Глагол- это…

                      Глаголы изменяются по….

                      Инфинитив- это…

                      Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

                      Инфинитив имеет на конце…

                      Возвратные глаголы- это…

Индивидуальная работа (1 ученик из каждой группы).

Карточка№1

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.

Карточка №2.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

   Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…       

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

  1. Введение  в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

Слайд4. 

Дети, посмотрите на экран.

- Внимательно посмотрите рисунки и прочитайте предложения, записанные на экране.

- Что интересного вы заметили?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Разные это слова или в каком- то из них допущена ошибка?

-В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.

-Ребята, открыли тетради, написали число и тему сегодняшнего урока:    

Слайд5

«Правописание –ться и –тся в глаголах».

Слайд6.

Цель нашего урока- 1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

                                       2) находить слово, к которому относится глагол,  

                                        ставить от него вопрос;

                                       3) правильно произносить и писать глаголы на  -ться и  

                                         тся.

Слайд7. 

Посмотрите на экран. Запишите эти предложения в тетради, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?

- Правильно, дети. В первом предложении глагол учится стоит в настоящем времени, в единственном числе, в 3-ем лице. А во втором предложении глагол стоит в неопределенной форме- это инфинитив. Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, он только называет действие.

Слайд8.

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Слайд9.

- Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Слайд10.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и  -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

                   Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма

   (что делать?)

Форма 3-го лица единственного числа

          (что делает?)

            Учиться

                  Учится

             Трудиться

                 Трудится

             Купаться

                 Купается

  1. Открытие нового знания.

Слайд11.

Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?

Правильно, дети. (Дети формулируют правило).

  1. Физкультминутка- эстафета.

Устали, дети? Давйте отдохнем! На доске предложения. Из каждой группы выходит 1 ученик, подчеркивает один член, он заканчивает, потом другие. И так до конца. Какая группа сделает задание быстрее и правильно, та группа победит. Отдохнем, заодно вспомним главные и второстепенные члены предложения.

1 группа:

На улице моросит  холодный дождь.

Сегодня Петя уроки приготовил.

2 группа:

Мама сварила вкусный борщ.

Завтра будет отличная погода.

  1. Отработка умений и навыков.

Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим  дальше. А теперь закрепим наши полученные  знания упражнениями.

Слайд12.

Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

Слайд 13.

Работа с учебником.

Групповая работа.

1 группа- упр. 464; 2 группа- упр. 466.

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа),  мягки знак (где нужно , 2 группа).

Слайд. 14.

Проверим ваши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправить ошибки в тексте.( с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя . А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим  вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в  своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Слайд15.

Самопроверка.

  1. Подведение итогов урока.

Слайд16.

- Что новое узнали на уроке?

- Какое «знание» открыли?

-Чему учились?( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).

Слайд 17.

Вопрос - твой помощник.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся  в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Слайд 18.

Домашнее задание.  

Запишите по 10 глаголов на –тся и –ться. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся

Слайд19.

Спасибо за урок, ребята!  

Выставление оценок.

                   Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа

                       Камско- Устьинского муниципального района РТ.

Урок русского языка в 5 классе на тему:

                                          Учитель русского языка и

                                                          литературы I кв. категории

                                                          Булатова Гульзида Галиевна

                                         

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс

Тезисы Урок по теме  «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...

Технологическая карта урока по теме: "Правописание -тся, -ться в глаголах"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание -ться и -тся в глаголах"

Урок относится к разделу Морфология. Глагол.  Урок построен в соответствии ФГОС. Тип урока комбинированный. На уроке используются различные формы работы, применяется методика взаимотренажа....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание -ться и -тся. Виды глагола "

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 29 апреляТемы урока: «Правописание –тся и - ться в глаголах» ( параграф 110), «Виды глагола» ( параграф 111)Ход урока:...

Технологическая карта урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс

Технологическая карта  урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс...