Урок на тему : "Правописание ться и тся в глаголах" в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок является уроком освоения новой темы по правописанию ться и тся в глаголах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_konkurs.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание ться и тся в глаголах».
Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и -тся в глаголах;
Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, алгоритм ;
Тип урока: урок умений и навыков.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слайд1.
- Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас. Все готовы к уроку? Хорошо!
Слайд2. Громко прозвенел звонок
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
- Повторение изученного материала.
Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран. А пока остальные отвечают, два ученика поработают индивидуально.(раздаются карточки) .
Слайд3. Глагол- это…
Глаголы изменяются по….
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
Возвратные глаголы- это…
Индивидуальная работа (1 ученик из каждой группы).
Карточка№1
Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.
Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.
Карточка №2.
Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.
Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…
А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.
- Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.
Слайд4.
Дети, посмотрите на экран.
- Внимательно посмотрите рисунки и прочитайте предложения, записанные на экране.
- Что интересного вы заметили?
- Какие вопросы у вас возникли?
- Разные это слова или в каком- то из них допущена ошибка?
-В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.
-Ребята, открыли тетради, написали число и тему сегодняшнего урока:
Слайд5
«Правописание –ться и –тся в глаголах».
Слайд6.
Цель нашего урока- 1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;
2) находить слово, к которому относится глагол,
ставить от него вопрос;
3) правильно произносить и писать глаголы на -ться и
тся.
Слайд7.
Посмотрите на экран. Запишите эти предложения в тетради, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?
- Правильно, дети. В первом предложении глагол учится стоит в настоящем времени, в единственном числе, в 3-ем лице. А во втором предложении глагол стоит в неопределенной форме- это инфинитив. Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, он только называет действие.
Слайд8.
Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?
- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.
Слайд9.
- Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
Слайд10.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его вноси.
-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.
Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.
Алгоритм правописания –тся и –ться.
Неопределенная форма (что делать?) | Форма 3-го лица единственного числа (что делает?) |
Учиться | Учится |
Трудиться | Трудится |
Купаться | Купается |
- Открытие нового знания.
Слайд11.
Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?
Правильно, дети. (Дети формулируют правило).
- Физкультминутка- эстафета.
Устали, дети? Давйте отдохнем! На доске предложения. Из каждой группы выходит 1 ученик, подчеркивает один член, он заканчивает, потом другие. И так до конца. Какая группа сделает задание быстрее и правильно, та группа победит. Отдохнем, заодно вспомним главные и второстепенные члены предложения.
1 группа:
На улице моросит холодный дождь.
Сегодня Петя уроки приготовил.
2 группа:
Мама сварила вкусный борщ.
Завтра будет отличная погода.
- Отработка умений и навыков.
Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.
Слайд12.
Перед вами “аукцион пословиц”.
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Друзья познают(?)ся в беде.
Трус своей тени боит(?)ся.
Всякий человек в деле познает(?)ся.
У него из рук валит(?)ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.
За все брат(?)ся- ничего не сделать.
Слайд 13.
Работа с учебником.
Групповая работа.
1 группа- упр. 464; 2 группа- упр. 466.
Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягки знак (где нужно , 2 группа).
Слайд. 14.
Проверим ваши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправить ошибки в тексте.( с последующей самопроверкой.)
Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя . А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.
Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
Слайд15.
Самопроверка.
- Подведение итогов урока.
Слайд16.
- Что новое узнали на уроке?
- Какое «знание» открыли?
-Чему учились?( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).
Слайд 17.
Вопрос - твой помощник.
Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!
Слайд 18.
Домашнее задание.
Запишите по 10 глаголов на –тся и –ться. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся
Слайд19.
Спасибо за урок, ребята!
Выставление оценок.
Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа
Камско- Устьинского муниципального района РТ.
Урок русского языка в 5 классе на тему:
Учитель русского языка и
литературы I кв. категории
Булатова Гульзида Галиевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс
Тезисы Урок по теме «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...
Технологическая карта урока по теме: "Правописание -тся, -ться в глаголах"
Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС...
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание -ться и -тся в глаголах"
Урок относится к разделу Морфология. Глагол. Урок построен в соответствии ФГОС. Тип урока комбинированный. На уроке используются различные формы работы, применяется методика взаимотренажа....
Программированный диктант графический для учащихся 5 класса по теме «Правописание –ться и –тся в глаголах»
Включает в себя материал для диктанта и слайд для проверки...
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание -ться и -тся. Виды глагола "
Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 29 апреляТемы урока: «Правописание –тся и - ться в глаголах» ( параграф 110), «Виды глагола» ( параграф 111)Ход урока:...
Технологическая карта урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс
Технологическая карта урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс...